Цели: углубить знания о домашних животных, относящихся к разным систематическим группам (млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые); развивать умение анализировать и обобщать, изучение анималистического жанра; совершенствование умения детей в различных изобразительных техниках изображать фактурность окраски, цвета животных.
Планируемые результаты: учащиеся осознают значение домашних животных для человека; научатся сравнивать и различать диких и домашних животных; научатся изображать домашних животных в цвете.
Оборудование: презентация «Домашние животные»; загадки о домашних животных, карточки-слова названий животных и групп животных; у учащихся – карандаш, перо, цветной карандаш, акварель.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
– Вокруг человека много животных, на какие группы принято делить животных? (дикие и домашние).
– На странице 29 найдите пояснение, кто такие дикие животные.
– Кто найдёт информацию о том, кого мы называем домашними животными?
– Каких животных мы называем домашними?
– Как вы отличите домашних животных от диких?
– Действительно, человек для своих питомцев даже строит жилища. Например, собака живёт в будке, коровы в коровниках, куры – в курятниках, пчёлы в ульях и т.д.
III. Самоопределение к деятельности.
– Сегодня мы поговорим о взаимодействии человека и животных. Как называется наша тема вы мне скажите сами после того как отгадаете загадки.
-
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.
(Кошка) Слайд 2 -
Сама пёстрая,
Ест зелёное,
Даёт белое.
(Корова) Слайд 3 -
Заплелись густые травы
Закудрявились луга.
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (Баран) -
Кто ни в жару,
ни в стужу
Не снимает шубу?
(Овца и баран) Слайд 4 -
Есть рога, а не баран,
Хвост свечой, а не белка.
Не корова, а молоко даёт.
(Коза) Слайд 5 -
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперёк,
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи.
(Собака) Слайд 6 -
Спереди – пятачок,
Сзади – крючок,
Посредине – спинка,
На спинке – щетинка.
(Свинья) Слайд 7 -
Не пахарь, не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник.
(Лошадь) Слайд 8 -
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
(Кролик) Слайд 9 -
Он в мундире ярком
Шпоры для красы
Днём он – забияка,
Поутру – часы.
(Петух) Слайд 10 -
Клохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает.
(Курица) Слайд 11 -
Пестрая крякуша
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку.
(Утка) Слайд 12 -
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
(Гусь) Слайд 13 -
Индюк Слайд 14.
-
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
(Пчела) Слайд 15
– Что объединяет всех этих животных? (Это домашние животные.)
– Тема нашего урока – «Домашние животные» (на доске).
IV. Работа по теме урока.
На столах лежат карточки-слова. Распределите домашних животных по группам (на доске):
Домашние животные | |||
млекопитающие | птицы | насекомые | рыбы |
корова | гусь | пчела | |
коза | утка | ||
кошка | курица | ||
собака | индюк |
– Всю ли схему мы заполнили? (Осталась карточка – карась (Слайд 16). Разведением рыбы человек тоже занимается. И не только карасей разводит, а осетров, судаков и другую очень вкусную и полезную рыбу.
– Может ли человек прожить без животных? (ответы детей). Слайд 17. «Что дают человеку животные» На примере коровы рассмотрим этот вопрос.
– Учебник стр. 30-31 – прочитайте про себя текст. Расскажите.
– Я вам расскажу о необычном быке – яке Слайд 18.
Их высота достигает двух метров, вес – 1000 килограммов. Главное, что бросается в глаза, это их шерсть. По бокам она настолько длинна, что почти достигает земли, образуя как бы юбку. Это очень важно для яков, ведь они, обитая в горах, пасутся в часто еще заснеженных долинах. Добывать себе корм из-под снега яки могут острыми и крепкими копытами. А вот спать на снегу холодно, нужна подстилка. Это как раз и есть та самая юбка, которая дает возможность животным спокойно отдыхать на снегу даже в сильные морозы. Яки не боятся холода, потому им не нужны теплые помещения. Для них не надо заготавливать корм – яки сами его добывают. А дают яки людям многое. Например, очень теплую шерсть. С одного взрослого яка ее настригают до трех килограммов. Из этой шерсти ткут покрывала, валяют войлок, а из шерсти яков-телят делают ткань для одежды. Яки дают и молоко. Не так много, но очень жирное и полезное. Наконец яки – отличные вьючные животные. На них перевозят грузы, и с поклажей весом 150 кг. як может пройти по крутым горным тропинкам.
Практическая работа.
– Как вы думаете, по способу питания на какие группы разделим домашних животных? (на доске появляются заголовки: домашние животные, растительноядные, хищники, всеядные. Из первой схемы дети перемещают животных во вторую схему.
Домашние животные | ||
растительноядные | хищники | всеядные |
коза | собака | курица |
корова | кошка | карась |
пчела |
– Знаете ли вы, что все домашние животные когда-то были приручены человеком? Их предки были дикие и поэтому они сохранили кое-какие дикие повадки. Кошка кусается, лошадь лягается, коза бодается. И поэтому запомните очень важное правило: не трогай чужое домашнее животное, каким бы симпатичным оно не было!
V. Физминутка.
Поиграем: «Назови детёнышей». Слайд 19.
– У лошади… жеребёнок.
– У коровы… телёнок.
– У свиньи… поросёнок.
– У овечки… ягнёнок.
– У курицы… цыплёнок.
– У собаки… щенок.
VI. ИЗО Вводная беседа.
– На прошлых занятиях мы с вами выполняли рисунки диких животных. И мы говорили о таком жанре как анималистический. Что это за жанр?
– Кого называют анималистом?
– А почему художникам-анималистам так тяжело выполнять рисунки? Рисовать животных не так-то просто позировать они не станут. Анималисту приходится усердно наблюдать и изучать их повадки, характер.
– Сегодня мы не будем рисовать домашних животных (на это нам потребуется урок), а воспользуемся моими заготовками, так как наша задача проиллюстрировать урок своими работами, показать фактурность окраски и цвета.
– Какими художественными материалами могут быть выполнены наши рисунки? (карандаш, перо, цветной карандаш, акварель).
- Поскольку мы изображаем животных без фона, следует найти на палитре красочную смесь, которая была бы такой же, как и цвет животного.
- Выполнить цветом участки тела животного. Технику мы используем разную (мазок по форме, тычок полусухой кистью, работа смятой бумагой, поролоном.)
VII. Самостоятельная работа учащихся.
– Выполняя в цвете самостоятельно рисунок домашнего животного, постарайтесь передать через подбор красок и характер мазка образ вашего животного.
VIII. Итог урока.
– Сегодня мы с вами говорили о домашних животных и пытались создать убедительные образы в движении и состоянии покоя.
Итогом урока является выставка детских работ.