Среди десятков принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по своему значению с выбором профессии. Стихийность выбора профессии нередко приводит к неудовлетворённости, работа становится в тягость, иногда она приводит стрессовому состоянию или к нервным заболеваниям.
Мероприятие проходит в форме защиты проекта по теме «Виртуальное путешествие в Мир профессий», систематизируются и углубляются знания о профессиях прошлого, настоящего и будущего; развивается познавательный интерес учащихся; уделяется внимание воспитанию чувства патриотизма, формируются духовно-нравственные ценности.
В качестве наглядного представления материала используется презентация, созданная в программе MS Power Point. Информационно-коммуникационные технологии позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся и решать поставленные учителем цели наиболее эффективно. Каждый этап мероприятия сопровождается соответствующими слайдами. Материал можно использовать при проведении внеклассных мероприятий.
Цель: Расширение кругозора учащихся в профессиональной ориентации.
Задачи:
- Ознакомление учащихся с профессиями прошлого, настоящего и предполагаемыми профессиями будущего;
- Ознакомление с тенденциями возникновения новых профессий;
- Пробуждение интереса к зарождающимся профессиям и профессиям будущего.
Участники: Обучающиеся 4 классов.
Возраст участников: 10-11 лет.
Место проведения: МБОУ «Новоторъяльская СОШ».
Форма проведения: Защита проекта.
Оформление: Тема «В МИРЕ ПРОФЕССИЙ», эпиграф: «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» философ Сенека, работы творческих групп, картинки.
Музыкальное оформление:
- исполнение песни учениками;
- музыка.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Постановка проблемы.
Среди десятков, сотен, тысяч принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по своему значению, по роли, по влиянию на судьбу с выбором профессии.
Стихийность выбора профессии нередко приводит к неудовлетворённости, работа становиться в тягость, иногда она приводит стрессовому состоянию или к нервным заболеваниям.
Предварительная работа: Формирование групп, подбор материала по теме, составление презентаций, интервью с представителями разных профессий.
Ожидаемые результаты:
- участие в различных видах игровой и творческой деятельности;
- расширение кругозора о мире профессий,
- заинтересованность в развитии своих способностей,
- участие в обсуждении и выражение своего отношения к разным профессиям,
- возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности, способность добывать новую информацию из различных источников.
Проектная идея.
Провести цикл мероприятий, направленных на знакомство с актуальными профессиями сегодняшнего дня.
Задачи:
- привлечь внимание учащихся к проблеме будущего самоопределения, выбора профессии;
- расширить представления школьников о профессиях,
- дать возможность сориентироваться в типах профессий, выявить свои стремления, желания и наклонности.
Сроки реализации:
Март-апрель 2015 г.
Ожидаемые результаты:
- У участников проекта появится представление о востребованных в обществе профессиях.
- Дети будут мотивированы на самостоятельное знакомство с рядом профессий.
- Родители будут активными помощниками в воспитании и профориентационном сопровождении детей.
Подготовительный
- Анкетирование ребят в классе.
- Подготовка к мероприятиям.
- Видеосъёмка интервью.
Основной
- Сочинения учащихся на тему: «Кем работают мои родители»
- Интервью с представителями разных профессий.
- Анкетирование учащихся 4, 9, 11 классов, соц. опрос родителей.
- Работа в группах.
Выпуск газеты «Кем я хочу стать»
«Азбука профессий» – загадки
Заключительный
Защита проекта по теме: Виртуальное путешествие в Мир профессий.
Ход занятия
I. Вступление.
1 СЛАЙД
У: Здравствуйте, юристы и экономисты, спортсмены и артисты, врачи и дизайнеры, учёные и защитники Отечества. Не удивляйтесь, что я вас так называю!
Пройдут школьные годы и именно вы встанете за штурвал корабля, построите уютные дома, сошьёте красивую и удобную одежду, испечёте самый вкусный в мире торт, или откроете новые планеты. Но чтобы кем-то стать в жизни вам надо вырасти и выучиться. Ведь если не учиться, вот что может получиться: взялся бы неуч дом построить – стена бы завалилась, пошёл бы в моряки – корабль на мель посадил, решил бы стать портным – людей бы насмешил: рукав на спине, воротник на животе. Да… Оказывается, всему в жизни надо учиться! А школ а– начало пути к любой профессии.
Выступление группы «СОЦИОЛОГИ»
2 СЛАЙД «Итоги опроса детей о профессиях родителей»
– Наши учителя провели с нами анкету: «Знаем ли мы профессии своих родителей», оказалось, что 14 человек из 70 не знают как называется профессия мамы или папы. Значит, нам надо больше общаться с родителями, чтобы знать, чем они заняты на работе, чтобы в дальнейшем сделать осознанный выбор.
У: – Какие цели мы перед собой поставим на сегодняшнем мероприятии?
Исходя из этого, мы поставили с ребятами следующую цель:
3 СЛАЙД « ЦЕЛИ»
4 СЛАЙД «Гипотеза» Мы предполагаем, что …. (со слайда)
5 СЛАЙД «Задачи»
У: Мы будем не просто говорить о профессиях, а совершим путешествие во времени. Итак, в путь!
6 СЛАЙД «Машина времени»
7 СЛАЙД «МЕНЮ»
II. Знакомство с необычными профессиями прошлого, причинами их исчезновения и появления новых профессий.
8 СЛАЙД «Прошлое!» Приложение 2
– Добро пожаловать в прошлое. Ведь всем известно, не зная прошлого, не постигнешь ни настоящего, ни будущего.
Ученик: Мы получили задание провести опрос среди учащихся нашего класса о профессиях, ушедших вглубь веков то есть профессиях, которых сейчас уже не существует. Выяснили, что мы знаем о них очень мало. Послушайте, что мы узнали.
9 СЛАЙД «Бурлак»
– Очень давно была профессия – бурлак. Кто такой бурлак?
Бурла́к — наёмный рабочий в России XVI— конца XIX веков, который, идя по берегу (по т. н. бечевнику), тянул при помощи каната речное судно против течения.
Бурлацкий труд являлся сезонным. Лодки тянули по «большой воде»: весной и осенью. Для выполнения заказа бурлаки объединялись в артели. Труд бурлака был крайне тяжёлым. Скорость передвижения зависела от силы попутного или встречного ветра. При попутном ветре на судне (расшиве) поднимался парус, который значительно ускорял передвижение. Бурлацкий труд полностью исчез с распространением пароходов. Посмотрите, какая была сложная работа.
10 СЛАЙД «Гончар»
– А вот ещё одна профессия – гончар. Кто такой гончар?
Гончар – ремесленник, кустарь, выделывающий глиняную посуду.
В наше время – это ремесло сохранилось. Вся работа ведётся автоматизированно, т.е. меньше стали работать руками.
11 СЛАЙД «Дворецкий»
Дворецкий – это старший лакей, заведовавший домашним хозяйством и домашней прислугой.
Управляющий князя, ведавший дворцовыми землями, а также крестьянами и дворцовыми слугами (на Руси в 15-16 веках)
12 СЛАЙД «Колесник»
– Посмотрите на следующий слайд. Эта профессия называлась колесник. Коле́сник — ремесленник, изготовлявший колёса, телеги и кареты. Опыт колесников был востребован вплоть до революции, однако с внедрением массового производства эта профессия практически вымерла.
13 СЛАЙД «Крючник»
Наёмный рабочий в России, переносящий тяжести на спине с помощью особого железного крюка
(отсюда и название)
Профессия, которой уже не существует, это – стрелочник на железной дороге. Потому что сейчас стрелки на дорогах переводятся автоматически.
Профессия, которой сейчас не существует – это извозчик, так как сейчас люди передвигаются на поездах, автобусах, машинах, самолётах. А извозчик, это человек, который управляет лошадьми. А на лошадях люди сейчас почти не передвигаются.
Купец – этой профессии уже не существует. Купцов в наше время называют предпринимателями.
14 СЛАЙД «Ямщик»
Профессии ямщика также не существует, так как отпала в них надобность. Ямщик – это кучер, который правил лошадьми. Люди сейчас не передвигаются на лошадях, так как появились другие средства передвижения: машины, автобусы самолеты, поезда и т.д.
Прачка, это женщина, которая раньше стирала белье. Сейчас все стирают свои вещи в стиральных машинах, в машинах-автоматах.
Профессия белошвейка. Раньше каждая богатая семья содержала в доме белошвейку. Она шила и красиво вышивала бельё хозяевам.
Профессия трубочист. Раньше были специальные люди, которые щетками чистили трубы, камины вручную. Сейчас, правда, есть люди, которые чистят трубы, но автоматически. И они, наверное, называются по-другому.
– Что объединяет профессии прошлого? Мы сделали вывод, что они требовали больших физических усилий и исчезли, когда появились машины, заменяющие человеческий труд.
III. Профессии настоящего.
15 СЛАЙД «Настоящее»
Приложение 2
У: – Сегодняшние профессии очень отличаются от профессий прошлого. Одни исчезли вообще, и появились совершенно новые профессии.
Ну что ж, начнем!
15 -16 СЛАЙД «Клипмейкер»
Клипмейкер – специалист, профессионально занимающийся разработкой и постановкой рекламного ролика или другого творческого заказа.
Ее появление связано с научно-техническим прогрессом и появлением в XX веке телевидения и первых телекамер, а впоследствии с мощным развитием киноиндустрии и шоубизнеса.
Если на Западе первые клипмейкеры появились в середине XX века, то в России эта профессия появилась совсем недавно – в конце прошлого столетия.
17-18 СЛАЙД «Веб-дизайнер»
Профессия web-дизайнера включает в себя два аспекта:
- Умение пользоваться специальными компьютерными программами.
- Дизайнерская деятельность.
Профессия web-дизайнера как таковая появляется только с возникновением мировой компьютерной сети, в которой возможно создание web-сайтов в рекламных целях.
19-20-21 СЛАЙД «Спецназ» ПЕСНЯ «Наша армия» Приложение 4
Название «Спецназ» нужно понимать как «специальное назначение».
В армии, в «Спецназ» входят отличные бойцы, они лучше всех подготовлены к выполнению самых сложных боевых задач, которые не под силу простым солдатам.
Подразделения «Спецназа» созданы для того что бы бороться с самыми опасными преступниками и с самыми коварными врагами нашей страны.
22-23 СЛАЙД «Дизайнер»
Еще с древних времен человек пытался как-то улучшить условия своего существования. Всегда приятно видеть свой дом теплым и уютным, а рабочее место удобным и комфортным. XX век охарактеризован развитием науки и техники, успехами научно-технической революции,стремлением к экономичности и красоте, что сделало возможным появление новойпрофессии дизайнера, без которой в настоящее время не обходится ни одна отрасль промышленности.
24-25 СЛАЙД «Эколог»
Задача эколога — проследить за деятельностью опасных организаций и предотвратить нарушение закона. Если катастрофа все же произошла, именно экологи смогут правильно и компетентно обрисовать ситуацию, найти верный выход. Кроме того, эти специалисты исследуют причины различных природных катаклизмов.
26-27 СЛАЙД «Психолог»
Профессия психолог появилась в XX веке. Процесс формирования профессии психолога неодинаково протекал в разных странах и в разных сферах социальной жизни. Наибольшее развитие профессия психолога получила в США, Великобритании, Франции, Германии, Австрии, Швейцарии, России. Академическая психология, связанная с научной и педагогической деятельностью в университетах, сформировалась раньше и обрела достаточно прочный статус в общественном мнении.
28 СЛАЙД «Социологи» Кем работают родители? Нравится ли?
Мы провели опрос родителей: «Кем работают?», и нравится ли им своя профессия.
Выяснили, что у наших родителей разнообразные профессии. Среди них есть продавцы, учителя, воспитатели, бухгалтеры, строители, врачи и медсёстры, доярки, повара, швеи, полицейские, водители и домохозяйки.
На второй вопрос – нравится ли им своя профессия, нам ответили: нравится – 64 человека, не нравится – 6 человек.
Значит выбирая свою профессию, нам надо всё о ней знать.
Приложение 2
IV. Профессии будущего.
29 СЛАЙД «Будущее»
А теперь давайте перенесемся из настоящего в будущее, т.к вам предстоит работать в будущем, и узнаем, какие же профессии будут востребованы в ближайшем будущем.
30 СЛАЙД «Ландшафтный.дизайнер»
– Ландшафтный дизайнер — специалист по озеленению и благоустройству разнообразных садово-парковых территорий.Сфера деятельности: благоустройство и озеленение приусадебных территорий.
31 СЛАЙД «Инжен. спец»
– По прогнозам специалистов на лидирующие позиции выйдут инженерные специальности, связанные с промышленным производством. Западный капитал еще только делает первые шаги по вхождению на российский рынок и присутствует в основном только в столицах и городах-миллионщиках, но уже сейчас возникает острая нехватка профессиональных инженеров, технических специалистов и руководителей среднего звена на производстве.
32 СЛАЙД «Компьютер»
– В современном мире все большее значение приобретает имидж фирмы, и сайт – не что иное, как показатель уровня и надежности организации. Как следствие, веб-дизайнер – одна из самых высокооплачиваемых «компьютерных» профессий. Многие компании готовы заплатить немалые деньги, лишь бы на них обратили внимание пользователи Интернета.
33 СЛАЙД «Нанотехнологии»
Нанотехнологии – это технологии, основанные на работе с молекулами и атомами. Нанотехнологии – это огромная сфера, которую можно разделить на три части: производство микросхем, роботов, а также инженерия на атомном уровне.
Уже ясно, что нанотехнологии охватят все сферы: машиностроение, космические технологии, пищевую промышленность, медицину и т.д.
Считается, что страну, добившуюся прорыва в развитии нанотехнологий, ждет мировое лидерство.
34 СЛАЙД «Биотехнологии»
– В настоящее время биотехнологии довольно широко применяются в сельском хозяйстве, где с помощью генной инженерии и методов микробиологии получают генно-модифицированные продукты.
35 СЛАЙД «Медицина»
– Медицина успешно использует достижения в области электроники, биотехнологий, которые сегодня только еще создаются, исследуются, а через 10 лет, наверняка, войдут в практику, станут привычным в медицине делом. Но также понятно и то, что и через десятилетие это будут еще очень дорогие технологии. Начнется активная работа, чтобы сделать их доступными для многих. И здесь понадобятся соответствующие специалисты.
36 СЛАЙД «Химия»
– Специалисты в области химии будут особенно востребованы в сфере энергетики. Хотя, как известно, на ближайшие 10 лет запасов нефти хватит. Уже сейчас человечество работает над развитием новых источников энергии. К 2016 г. разработки и исследования в области экологически чистых источников энергии достигнут своего пика – и без химиков здесь будет совсем не обойтись.
37 СЛАЙД «Социологи»
– А кем мы станем, когда вырастем? Мечты у нас разные.
Мы хотим быть: полицейскими, врачами, учителями и воспитателями, спортсменами, ветеринарами, строителями и даже певцами. А некоторые из ребят хотят быть биологами, военными, спортсменами, спасателями, дизайнерами и даже автогонщиками. Среди нас будет начальник и банкир.
Мы с ребятами ходили во 2 и 4 классы и задали вопрос: А кем хотят быть они в будущем? Оказалось, что ребята хотят быть: полицейскими, врачами, пожарниками, учителями, парикмахерами, таксистами, бизнесменами, и изобретателями. А один из ребят будет нашим президентом.
V. Игровая часть «Смешные профессии»
38 СЛАЙД «Смешные профессии»
У: Мы думаем, что сегодня вы узнали много нового о профессиях прошлого, настоящего и будущего.
Сегодня мы говорили о профессиях, которые нам мало знакомы. А сейчас проверим, как вы знаете профессии своих родителей.
VIIПодведение итогов мероприятия.
(читает учитель)
У: Сегодня во время занятия вы все хорошо работали. Мы много говорили о профессиях и о тех качествах, которые вам помогут овладеть своей профессией. Кем быть вы решите в старших классах, а каким быть вы должны решить уже сейчас. Это и будет ключом, который поможет вам открыть дверь в будущую профессию. (На доске: Кем быть? Перевернуть – Каким быть? Под ними картинки с профессиями. Профессии перевернуть, а там 3 машины времени с прикреплёнными к ним звёздочками с написанными качествами).
39 СЛАЙД Песня «Великаны» Приложение 5