Урок литературного чтения "Люби живое" по произведению В.И.Белова "Малька провинилась". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  1. Учить осмысленному, выразительному чтению.
  2. Познакомить с творчеством В.Белова
  3. Развивать связную речь через пересказ текста и ответы на вопросы, развивать процессы логического мышления (умение анализировать и обобщать), корригировать внимание через точное выполнение инструкций урока.
  4. Прививать интерес и любовь к животным.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Ребята распределены на три группы, названия групп они выберут по ходу урока)

Вот звонок сигнал нам дал
Поработать час настал
Так что время не теряем
И работать начинаем.

II. Актуализация знаний. 

Представим что мы сотрудники газеты «Люби живое». Название газеты неслучайно. Почему так называется газета?

(Так называется тема, которую мы изучаем.).

+ Какие произведения по этой теме уже изучили?

– (М. Пришвин «Моя родина», Соколов-Микитов «Листопадничек» )

А о чём будут печататься рассказы в этой газете? (О животных, о природе и т.д..). Представим, что мы работаем в редакции.

  • 1 группа – журналисты
  • 2 группа – редакторы
  • 3 группа – критики

Кто такие журналисты?

– (Они собирают материал, берут интервью.)

+ Кто такие редакторы прочитаем в словаре [1](с. 36)

–  (Редактор – работник издательства, осуществляющий подготовку рукописи к печати.)

+ Редактор следит за правильным построением предложений, следит, чтобы не было речевых ошибок.

+ Критики – оценивают статью, высказывают своё отношение к происшедшему, определяют значение статьи. (Ученики выбирают название своей группы: редакторы, журналисты, критики)

III. Целеполагание.

+ Вам нужно собрать материал и напечатать статью по произведению В.И. Белова.

Каждая группа выберет главную цель для достижения результата.

  1. Познакомиться с произведением В.И. Белова.
  2. Уметь правильно строить связный рассказ.
  3. Определить главную мысль рассказа и его значение.

(каждая группа выбирает свою конечную цель и поясняет её)

IV. Работа по содержанию урока.

Беседа: Обратите внимание на портрет писателя. Что можно сказать об этом человеке, если судить по выражению лица, по облику. (Он добрый, лицо деревенского жителя, может быть охотник…)

Редакторы подготовили статью о жизни и творчестве писателя (выступают с сообщением).

Рассмотрите книги, которые можно взять в библиотеке и прочитать (выставка книг).

+ О ком будет рассказ вы узнаете из загадки:

В дом чужого не пущу,
без хозяина грущу.
(Собака)

С давних пор живёт собака рядом с человеком. Охраняет и защищает дом, помогает охотиться. Каких только пород собак нет: охотничьи, служебные, декоративные и все они верно служат человеку. Ведь недаром говоря: собака – друг человека.

V. Первичное чтение.

с. 68. (читают журналисты абзац)

+ Как называется произведение?

– (Малька провинилась.)

Кто такая Малька? (ответы детей)

Автор о ней начал писать в книге «Рассказы о всякой живности». [2] (ученик читает отрывок на карточке)

Теперь вы знаете, как выглядит Малька, (идёт чтение цепочкой рассказа, в это время редакторы отмечают незнакомые слова)

VI. Словарная работа.

(слова называют редакторы: объясняют сами или просят объяснить детей по желанию)

Честит – ругает
Шельма, батявка, шаромыжница – ругательства

Кутёнок – щенок

Ругает негрубо, безобидно. Что можно сказать об отношении Лидии к собаке?

(учитель объясняет слово)

Шаромыжница – (слово пришло из французкого языка. Французы после бегства Наполеона ходили по домам и просили подаяния шер – монн– отсюда и пошло слово означает – попрошайка)

Лава – два бревна, перекинутые с одного берега на другой.

VII. Физминутка.

(по классу развешаны таблички с числами, ребята ищут их глазами и показывают рукой)

100 – австралийские пастушьи собаки выполняют до 100 команд

14 – в 1942 году 14 собак держали радиосвязь, ползли под пулями и тянули провод

300 – танков подбили овчарки за годы войны

150 км могут пробежать в упряжке собаки Севера за 1 сутки

40 человек спас сенбернар Барри во время снежных лавин в Альпах. Ему в Париже стоит памятник.

15 – лет пёс Верный ходил встречать к поезду хозяина, убитого на войне. Ему в Италии поставлен памятник.

VIII. Работа по содержанию.

Критики – Это быль или вымысел?

Редакторы – От чьего имени идёт рассказ?

Журналисты – В чём вина Мальки? + Как Лидия ругала Мальку? (зачитать)

Как она разговаривала с собакой? (как с человеком) Почему?

– Лидия жила одна, была одинока и собака для неё была как член семьи, как дитё.

+ Как поступили со щенками? (зачитать) Почему Лидия была довольна? А как вы относитесь к этому? (отвечают дети)

+ Какой случай очень удивил автора? (зачитать)

Что вы почувствовали читая этот отрывок?

– (Собаку стало жалко.)

Какое выражение особо вызывает чувство жалости?

+ (Одна-одинёшенька.)

– Зачем автор использует повтор?

+ (Чтобы усилить впечатление.)

– Как Лидия объяснила поведение Мальки? Сочувствует ли Мальке?

Редакторы должны охарактеризовать Мальку, какая она? (таблички со словам выбирают и показывают другой группе)

– верная – заботливая

– преданная – смелая сердитая

Журналистам подтвердить эти качества примерами из рассказа.

Где особо подтверждается, что она преданная?

+ (Запирала и всё равно убегает.)

– Осуждает ли Лидия Мальку?

IX. Тест на проверку содержания материала.

(учитель зачитывает выдержки из текста, дети наклеивают на полоску кружки : красный – да, синий – нет)

  1. Оказывается, Лидия ругала Мальку за то, что та принесла 3 щенят.
  2. Лидия ругала 2 дня, а на третий сказала: пусть живут.
  3. Второго отнесла за реку в деревню, а взамен принесла белого молодого кота.
  4. Лава 2 стесанных бревна перекинутые с одного берега на другой.
  5. Какая верная мамаша оказалась, каждый день за 5 км в чужую деревню бегает.

X. Целостное восприятие картины.

(Краткий пересказ рассказа)

Журналистам – рассказать о Мальке.

Редакторам – дать анализ ответа.

Критикам – какую главную мысль хотел донести автор. (идёт пересказ рассказа) 

XI. Домашнее задание.

Что произошло дальше с Малькой вы прочитаете в следующем рассказе «Ещё раз про Мальку» самостоятельно. (с. 70–71)

XII. Рефлексия.

Назовите главную мысль произведения. Что вы хотели донести до читателей?

– Не обижать животных, заботиться о них....

Урок закончим стихотворением. Пусть оно будет как пожелание.

Для дружбы, для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету
Нам этот мир завещано беречь
И землю удивительную эту. [4]

(На доске иллюстрация летящих птиц, дети прикрепляют к ней красное сердечко)

Литература:

  1. Толковый словарь С. Ожегова.
  2. В. Белов «Рассказ о всякой живности»
  3. В.И. Белов «Лад»
  4. К. Ибряев «Нам этот мир завещано беречь..»

Презентация