Цели:
- Учить осмысленному, выразительному чтению.
- Познакомить с творчеством В.Белова
- Развивать связную речь через пересказ текста и ответы на вопросы, развивать процессы логического мышления (умение анализировать и обобщать), корригировать внимание через точное выполнение инструкций урока.
- Прививать интерес и любовь к животным.
Ход урока
I. Организационный момент.
(Ребята распределены на три группы, названия групп они выберут по ходу урока)
Вот звонок сигнал нам дал
Поработать час настал
Так что время не теряем
И работать начинаем.
II. Актуализация знаний.
Представим что мы сотрудники газеты «Люби живое». Название газеты неслучайно. Почему так называется газета?
(Так называется тема, которую мы изучаем.).
+ Какие произведения по этой теме уже изучили?
– (М. Пришвин «Моя родина», Соколов-Микитов «Листопадничек» )
А о чём будут печататься рассказы в этой газете? (О животных, о природе и т.д..). Представим, что мы работаем в редакции.
- 1 группа – журналисты
- 2 группа – редакторы
- 3 группа – критики
Кто такие журналисты?
– (Они собирают материал, берут интервью.)
+ Кто такие редакторы прочитаем в словаре [1](с. 36)
– (Редактор – работник издательства, осуществляющий подготовку рукописи к печати.)
+ Редактор следит за правильным построением предложений, следит, чтобы не было речевых ошибок.
+ Критики – оценивают статью, высказывают своё отношение к происшедшему, определяют значение статьи. (Ученики выбирают название своей группы: редакторы, журналисты, критики)
III. Целеполагание.
+ Вам нужно собрать материал и напечатать статью по произведению В.И. Белова.
Каждая группа выберет главную цель для достижения результата.
- Познакомиться с произведением В.И. Белова.
- Уметь правильно строить связный рассказ.
- Определить главную мысль рассказа и его значение.
(каждая группа выбирает свою конечную цель и поясняет её)
IV. Работа по содержанию урока.
Беседа: Обратите внимание на портрет писателя. Что можно сказать об этом человеке, если судить по выражению лица, по облику. (Он добрый, лицо деревенского жителя, может быть охотник…)
Редакторы подготовили статью о жизни и творчестве писателя (выступают с сообщением).
Рассмотрите книги, которые можно взять в библиотеке и прочитать (выставка книг).
+ О ком будет рассказ вы узнаете из загадки:
В дом чужого не пущу,
без хозяина грущу.
(Собака)
С давних пор живёт собака рядом с человеком. Охраняет и защищает дом, помогает охотиться. Каких только пород собак нет: охотничьи, служебные, декоративные и все они верно служат человеку. Ведь недаром говоря: собака – друг человека.
V. Первичное чтение.
с. 68. (читают журналисты абзац)
+ Как называется произведение?
– (Малька провинилась.)
Кто такая Малька? (ответы детей)
Автор о ней начал писать в книге «Рассказы о всякой живности». [2] (ученик читает отрывок на карточке)
Теперь вы знаете, как выглядит Малька, (идёт чтение цепочкой рассказа, в это время редакторы отмечают незнакомые слова)
VI. Словарная работа.
(слова называют редакторы: объясняют сами или просят объяснить детей по желанию)
Честит – ругает
Шельма, батявка, шаромыжница – ругательства
Кутёнок – щенок
Ругает негрубо, безобидно. Что можно сказать об отношении Лидии к собаке?
(учитель объясняет слово)
Шаромыжница – (слово пришло из французкого языка. Французы после бегства Наполеона ходили по домам и просили подаяния шер – монн– отсюда и пошло слово означает – попрошайка)
Лава – два бревна, перекинутые с одного берега на другой.
VII. Физминутка.
(по классу развешаны таблички с числами, ребята ищут их глазами и показывают рукой)
100 – австралийские пастушьи собаки выполняют до 100 команд
14 – в 1942 году 14 собак держали радиосвязь, ползли под пулями и тянули провод
300 – танков подбили овчарки за годы войны
150 км могут пробежать в упряжке собаки Севера за 1 сутки
40 человек спас сенбернар Барри во время снежных лавин в Альпах. Ему в Париже стоит памятник.
15 – лет пёс Верный ходил встречать к поезду хозяина, убитого на войне. Ему в Италии поставлен памятник.
VIII. Работа по содержанию.
Критики – Это быль или вымысел?
Редакторы – От чьего имени идёт рассказ?
Журналисты – В чём вина Мальки? + Как Лидия ругала Мальку? (зачитать)
Как она разговаривала с собакой? (как с человеком) Почему?
– Лидия жила одна, была одинока и собака для неё была как член семьи, как дитё.
+ Как поступили со щенками? (зачитать) Почему Лидия была довольна? А как вы относитесь к этому? (отвечают дети)
+ Какой случай очень удивил автора? (зачитать)
Что вы почувствовали читая этот отрывок?
– (Собаку стало жалко.)
Какое выражение особо вызывает чувство жалости?
+ (Одна-одинёшенька.)
– Зачем автор использует повтор?
+ (Чтобы усилить впечатление.)
– Как Лидия объяснила поведение Мальки? Сочувствует ли Мальке?
Редакторы должны охарактеризовать Мальку, какая она? (таблички со словам выбирают и показывают другой группе)
– верная – заботливая
– преданная – смелая сердитая
Журналистам подтвердить эти качества примерами из рассказа.
Где особо подтверждается, что она преданная?
+ (Запирала и всё равно убегает.)
– Осуждает ли Лидия Мальку?
IX. Тест на проверку содержания материала.
(учитель зачитывает выдержки из текста, дети наклеивают на полоску кружки : красный – да, синий – нет)
- Оказывается, Лидия ругала Мальку за то, что та принесла 3 щенят.
- Лидия ругала 2 дня, а на третий сказала: пусть живут.
- Второго отнесла за реку в деревню, а взамен принесла белого молодого кота.
- Лава 2 стесанных бревна перекинутые с одного берега на другой.
- Какая верная мамаша оказалась, каждый день за 5 км в чужую деревню бегает.
X. Целостное восприятие картины.
(Краткий пересказ рассказа)
Журналистам – рассказать о Мальке.
Редакторам – дать анализ ответа.
Критикам – какую главную мысль хотел донести автор. (идёт пересказ рассказа)
XI. Домашнее задание.
Что произошло дальше с Малькой вы прочитаете в следующем рассказе «Ещё раз про Мальку» самостоятельно. (с. 70–71)
XII. Рефлексия.
Назовите главную мысль произведения. Что вы хотели донести до читателей?
– Не обижать животных, заботиться о них....
Урок закончим стихотворением. Пусть оно будет как пожелание.
Для дружбы, для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету
Нам этот мир завещано беречь
И землю удивительную эту. [4]
(На доске иллюстрация летящих птиц, дети прикрепляют к ней красное сердечко)
Литература:
- Толковый словарь С. Ожегова.
- В. Белов «Рассказ о всякой живности»
- В.И. Белов «Лад»
- К. Ибряев «Нам этот мир завещано беречь..»