Развитие познавательного воображения ребенка средствами детской театральной деятельности

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


«В настоящее время ширится круг инновационных или альтернативных программ развития ребёнка в образовательном учреждении. Тем не менее вопрос о развитии творческого потенциала ребёнка остаётся актуальным и концептуальным. Дело в том, что большинство инновационных программ из всех атрибутов развития выбирают прежде всего познание» [2: с.29]. Развитие творческих способностей ребёнка – это не развитие креативного мышления, а развитие творческой личности. И если взрослый ведёт ребёнка по этому пути, то он выступает не столько как носитель внутреннего способа действия, но как источник смысла, чувства.

Развитие творческого потенциала ребёнка – это прежде всего развитие его души. От этой цели нельзя отстраниться, как бы трудна она ни была на практике. Игнорирование её – это одна из причин неуспешности многих инновационных образовательных программ, предназначенных для младших школьников. Так как предметом деятельности ребёнка в начале обучения в школе становиться не только внешний мир, но и его собственный внутренний мир, то учитель в процессе развития творческих способностей ребёнка должен помочь прежде всего найти и усвоить смысл человеческой духовной жизнедеятельности.

Среди различных видов детских игр игра в «театр», игра-драматизация занимают особое место. Сравнивая эти игры с повседневными сюжетно-ролевыми, нетрудно заметить существенную разницу между ними не только в сюжетах, но и в характере игровой деятельности. В театрализованной игре каждый персонаж был наделён своими качествами, за ним закреплены определённые поступки, указаны условия, в которых он живёт, с кем встречается и что говорит [4].

Некоторые психологи считают, что театрализованные игры нельзя считать творческой деятельностью, так как в них не создаётся ничего нового. Действительно, если подходить к игре с теми же мерками, что и к деятельности взрослого человека, термин «творчество» неуместен. Но он оправдан, если подойти к решению вопроса с точки зрения развития ребёнка.

Театрализованные игры названы так за свою близость к театральному представлению. Ребёнок в такой игре передаёт своё отношение к изображаемому, свои мысли и чувства, стремится передать всё это так, чтобы окружающие поверили ему. Ребёнок в такой игре и артист, и зритель, воспринимающий роли, он же и декоратор – рисует картины, делает костюмы. Дети должны видеть образ в партнёрах по игре – персонажах сказки с их нравами, характером, настроением, меняющимся по ходу развития действия. Для того чтобы это произошло, каждый участник игры должен быть до предела выразителен: жесты, мимика, телодвижения, голос каждого ребёнка должны говорить об эмоциональном состоянии каждого персонажа [1].

Таким образом, театрализованная игра способствует развитию творческих способностей и познавательной активности детей, нравственному развитию младших школьников, формированию познавательного воображения и воображения, способствующего пониманию ребёнком смыслов человеческих отношений, таких чувств, как сочувствие, сопереживание.

Для этих целей была разработана программа «Мой театр». Целью программы является формирование у обучающихся начальной школы механизмов творческого воображения, создание новых образов, развитие смысла и атмосферы театрального действия. На пути к реализации этой цели учитель побуждает детей к сочинению диалогов (на основе знания пьесы), к поиску выразительных особенностей для своих героев, к активному использованию песенной, танцевальной импровизации. Важно отметить следующее: заучивание слов роли не всегда способствует пониманию и чувству ребёнка, сковывает детское творчество; эффективнее для развития воображения сочинённые самими детьми или сочинённое и импровизированное ими в процессе творчества. Особенностью программы является создание особого типа взаимоотношений между детьми и взрослыми в процессе театрализованной деятельности, которая помогает детям справиться с возникшими проблемами, преодолеть страхи и тревожность, обнаружить индивидуальность в творческой деятельности.

Занятия начинаются с беседы о театре, цель которой заключается в создании у обучающихся представления о театре, как о виде искусства. В процессе предлагалось обсудить такие вопросы «Что такое театр? Что делают в театре зрители? Кто участвует в спектакле? Кто распределяет роли между артистами? Как вы узнаёте, где и когда происходит действие? Кто рисует декорации? Кто шьёт для артистов костюмы? Как надо вести себя в театре?»

Чтобы помочь детям раскрыть свои возможности, осознать необходимость работы над ролью (чтобы дети представляли образы героев сказки выразительными, эмоционально окрашенными), вести себя на сцене непринуждённо, нужна специальная актёрская тренировка на играх-занятиях. Игры-занятия включали в себя все виды театра. Их цель помочь овладеть следующими средствами образной выразительности:

  • интонацией – предлагали детям произносить отдельные слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх и т.д.) самостоятельно, без подсказки взрослого; цель работы над интонацией – добиться выразительности и естественности речи;
  • позами – сначала предлагали детям поиграть в игры типа «Море волнуется»; затем предлагали позой изобразить кого-нибудь или что-нибудь (например, паука, берёзку); далее просили объяснить, почему они выбрали именно эту позу; очень полезны и такие задания: найти одно наиболее яркое движение, которое бы сделало образ (Баба Яга, кошка, дерево) легкоузнаваемым;
  • жестами – начинали с простых сценических заданий: как жестом показать состояния или ощущения человека (очень горячо, я замёрз, мне больно); следующие упражнения включают в себя уже несколько действий (мою посуду, рисую красками, пришиваю пуговицу…);
  • мимикой – учили детей по выражению лица (глазам и бровям, губам) определять настроение человека; здесь можно использовать «маски» (рисунки), затем с помощью мимики выражать своё эмоциональное состояние или реакцию на воображаемое событие (съел сладкую конфету, кислый лимон, горький перец…);
  • пантомимикой – в ней сочетаются пластические позы, жесты и мимика; здесь предлагали детям с помощью указанных образных средств представить следующие ситуации: «Я мыла посуду и случайно разбил тарелку»; потом можно попросить детей изобразить распускающийся цветок, прыгающую лягушку, засыпающего ребёнка, качающееся на ветру дерево.

На заключительных играх-занятиях задания усложняются: мы предлагали разыграть сценки, включающие определённые действия, взаимоотношения между персонажами, настроение каждого участника (например, «Собираемся с родителями в театр», «Утро» и т.д.). Каждый ребёнок должен заранее решить, что он будет делать, и как он это будет делать, используя уже знакомые ему образные средства.

«Этюдная» работа оказала существенное влияние на развитие творческого воображения. В начале в театрализованной игре дети были скованны, речь их невыразительна, небрежна. Дети передавали в игре не специфические движения персонажей, а общие. Движения были однообразные, бедные, отсутствовала выразительность. В игре дети хотели воспроизвести результат каждого действия, а не способ его: как можно скорее сказать слова героя или сделать то, что он должен сделать (например, лиса гоняет зайца), но как это сказать и как это сделать – об этом дети не задумывались. Они не обращали внимание на то, как действовал тот или иной герой на протяжении всей сказки, как отражалась на его поведении смена настроения. Дети не думали о том, что характер поведения героев менялся по мере развития действия (например, лиса просит зайца пустить её в домик, чтобы погреться, а потом грубо выгоняет его, нагло ведёт себя с собаками, с медведем, испугалась петуха и трусливо убегает). Выразительность образов в игре детей или совсем отсутствовала, или мало подходила поведению персонажей сказки на разных этапах её развития.

Для улучшения творческой активности и проявления интереса детей к различным видам театра мы стали проводить занятия, которые включали в себя выполнение творческих заданий: например, позвать девочку, потерявшуюся в лесу. Большой интерес у детей вызвало задание, когда предложили подержать на руках воображаемого котёнка. «Котёнок маленький, он потерялся, замёрз. Приласкайте его, ребята». Это задание требовало не только передачи своеобразной интонации, но и своеобразной интонации, но и определённых жестов, мимики, обязывало к особой позе. Сначала детям было трудно войти в образ и передать свои чувства, потому что они не имели предмета в руках, не ощущали его. Чтобы помочь детям, им дали игрушечного котёнка. Сразу в движениях детей почувствовалась осторожность, в интонации – внимание, жалость, забота о маленьком замёрзшем котёнке. На конкретном образе дети способны по-настоящему осмыслить и обыграть его.

На некоторых занятиях использовались такие игровые и соревновательные приёмы, стимулирующие активное и внимательное вслушивание в рассказываемое. Например, игра «Угадай-ка»: по интонации определить, за какого персонажа говорит ведущий (назвать сказку), затем такие загадки на интонацию дети задавали друг другу. Затем упражнения на интонацию строились на фрагментах из сказок. Например, сказать: «Посадил дед репку» удивлённо, грустно, насмешливо, с недоумением, с состраданием.

Чтобы поддержать уверенность детей в своих силах при рассказывании и разыгрывании сказок были использованы традиционные сказки: «Рукавичка», «Маша и медведь», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка». Их герои, в основном животные, представлены просто и ярко, что облегчает процесс восприятия и воспроизведения с помощью вербальных и невербальных средств.

Освоение этюдной работы предшествовало и облегчало подготовку драматизации известных сказок. При этом сама драматизация приобрела активный творческий характер. Приведём примеры некоторых этюдов.

  1. «Игра с камушками».
    Дети представляют себе, что они гуляют по берегу моря. Они то останавливаются, нагибаясь за приглянувшимся камушком, то входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду руками. Затем садятся на песок и начинают играть камушками: подбрасывают их вверх и ловят, кидают вдаль. Затем детям раздают камешки различной величины и формы. Детям надо представить себе и обращаться с камешком так, если бы он был горячий, холодный, тяжёлый, необычайно красивый и т.п.

  2. «Спать хочется».
    Ведущий просит детей представить себя на месте мальчика из рассказа: «Мальчик попросил родителей, чтобы ему разрешили вместе с взрослыми встретить Новый год. Ему разрешили, но чем ближе к ночи, тем больше ему хочется спать. Он долго борется со сном, но в конце концов засыпает». Обсуждаются выразительные движения: зевота, верхние веки опущены, брови приподняты, голова клонится вниз, руки опущены.

  3. «Золушка».
    Ведущий предлагает изобразить детям Золушку, которая приходит домой после бала очень печальной: она потеряла туфельку… Выразительные движения: поникшая голова, сведённые брови, опущенные уголки губ, замедленная походка.

  4. Этюд М. Чистяковой «Атмосфера».
    Дети делятся на две группы. Одна группа выходит за дверь, а другая группа с помощью ведущего, который вводит их в атмосферу, например, отдыха на пляже, на карнавале, прогулки в лесу и т.д., представляет себя в этой атмосфере. Первая группа должна угадать, где находятся дети второй группы.

  5. Этюды на веру, наивность, фантазию.
    Ведущий делит комнату на участки и предлагает детям представить себе, что в одном месте их подстерегает опасность, в другом встретился добрый старичок, в третьем рассмешил проезжающий на телеге цирк, в четвёртом испугала злая собака и т.д.

  6. Этюды с куклой-варежкой.
    Лисичка стоит у окошка избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чём они говорят.
    Лисёнок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду, трогает её лапкой, вода такая холодная, ручей глубокий.

  7. Игра-фантазирование «Настроение и жизнь предмета».
    Ведущий предлагает детям рассказать истории о разных предметах, придумав по их виду и состоянию, сколько им лет, с кем дружат, как они живут. Например, кастрюля – весёлая толстушка-хохотушка, когда её ставят на огонь и вода начинает в ней кипеть, булькает…Она добрая, щедрая – всех кормит. Кастрюля дружит с половником. Ведущий предлагает детям по собственному усмотрению выбрать предмет и составить подробный рассказ о нём.

  8. «Тише».
    Мышки должны перейти комнату, в которой спит кошка. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише». Выразительные движения: шея вытянута вперед, указательный палец приставлен к губам.

  9. «Иди ко мне».
    Родители манят к себе малыша, который учится самостоятельно ходить. Выразительные движения: присесть, обе руки вытянуты навстречу малышу.

  10. Прогулка в волшебном лесу.
    Ведущий предлагает детям изобразить причудливыми позами и жестами различные деревья, кустарники, цветы, т.е. то, что можно встретить в волшебном лесу.

В ходе реализации программы дети осуществили постановки многих известных сказок. Каждый ребёнок осознал свои возможности, почувствовал, что может проявить себя в любом виде музыкально-театральной деятельности.

Проанализировав результаты работы, можно сделать следующие выводы: у детей повысился уровень воссоздающего воображения, и проявилась способность создавать новые оригинальные образы. Дети научились приёмам, помогающим справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному самочувствию и общению с взрослыми и сверстниками. Научились анализировать ситуации, вызывающие беспокойства, открыто выражать свои потребности и желания.

В театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребёнка. В театрализованной игре воображение обогащает интересы и личный опыт ребёнка, через стимулирование формирует осознание нравственных норм.

Театрализованные игры должны быть разной функциональной направленности, а именно содержать в себе образовательные воспитательные задачи. Театрализованная игра выступает как средство развития ребёнка и познания им окружающего мира. Посредством игры развиваются психические процессы, чувства, нравственные понятия. Таким образом, все эти задачи в комплексе осуществляют всестороннее развитие личности ребёнка.

«Подходить к организации театральной деятельности нужно с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В каждом коллективе можно встретить детей самого различного поведения, характера, темперамента. Поэтому театрализованную деятельность нужно строить таким образом, чтобы у нерешительных детей воспитывать смелость, уверенность в себе, а детей импульсивных, невыдержанных приучить считаться с мнением коллектива» [1: с. 221].

Театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, и поэтому очень важно уметь отобрать художественные произведения, на основе которых строится сюжет театрализованной игры. Игра должна нести в себе информацию об окружающей действительности, влиять на формирование личности ребёнка, активизировать его творческое воображение, иметь развивающий и воспитывающий характер, а также соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей. Таким образом, только комплексный подход к организации театральной деятельности обуславливает её эффективность в развитии творческого воображения у младших школьников.

Литература:

  1. Ермолаева М. В. Практическая психология детского творчества: Учебное пособие. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2005. – 304 с.
  2. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. – М.: Тривола, 1995.
  3. Жуковская Р.Н. Творческие ролевые игры. – М.: АПН, 1993.
  4. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр/Н.Ф. Сорокина. – М.: Аркти, 1999.