Формирование универсальных учебных действий средствами интерактивных дидактических материалов

Разделы: Начальная школа


Формирование универсальных учебных действий в начальной школе является важнейшей задачей современной системы образования. Перед учителем начальных классов стоит задача формирования умения учиться, самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, осуществлять контроль и оценку деятельности одноклассников, и оценку своей деятельности.

Начальная школа – основа, от которой зависит дальнейшее обучение ребенка. И это накладывает особую ответственность на нас – учителей начальных классов. Наша задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно научить ребенка работать с информацией, научить учиться. Владение информацией также становится в один ряд с умением читать и писать.

Человек, владеющий, умениями работать с информацией имеет особый стиль мышления. Поэтому очень важно научить детей работать с информацией, с различными информационными источниками.

В современной педагогической практике существует очень много приемов для формирования универсальных учебных действий, среди них и интерактивные дидактические материалы.

В своей работе наряду с различными приемами и методами применяю интерактивные дидактические материалы издательства «Планета знаний». Это рабочие тетради и тренажеры по математике, русскому языку и окружающему миру. Данные методические материалы позволяют формировать позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, представляют возможность каждому ребенку выбрать индивидуальный темп работы.

Интерактивные дидактические материалы содержат разнообразные задания – тесты, логические задания на установление соответствия или закономерности, на восстановления текста, на определение лишнего понятия, развивающие игровые задания типа кроссвордов и филвордов. Приложение, Слайд 2

Все задания направлены на формирование у обучающихся УУД, основ логического мышления, на приобретения начального опыта применения в повседневной жизни знаний, что способствует прочному усвоению знаний.

Электронные тренажеры дают возможность неоднократно выполнять задания, что способствует прочному усвоению материала, повышает интерес, активизирует познавательную деятельность. Причем происходит это в интересной для ребенка игровой форме. Работать с такими пособиями можно как на уроках, так и во внеурочной деятельности, в том числе и в работе со слабоуспевающими учениками.

Виды работ электронного тренажера:

1. Тесты с выбором ответа (одного или нескольких). Работа с этим видом заданий происходит стандартно, для тестов на экране чередуются задания, ученик выбирает правильный. Задания данного типа формируют следующие УУД:

  • Регулятивные – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня освоения, контроль и оценка результатов процесса и результатов работы.
  • Познавательные – структурирование знаний. Анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов.
  • Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Данного типа задания можно применять на разных этапах урока: на этапе подготовки к усвоению новых знаний, на этапе закрепления новых знаний и способов действий, этапе обобщения и систематизации. Слайды 3–5

2. Задания на установление соответствия или закономерности. Работа с этим типом заданий направлена на отработку навыков систематизировать свои знания. Слайд 6

При этом формируются

  • Регулятивные УУД – предвосхищение результатов и уровня усвоения знаний, выделение и осознание того, что усвоено, осознание уровня и качества усвоения, контроль и оценка результатов.
  • Познавательные – структурирование знаний. Анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов, построение логической цепочки рассуждения
  • Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Можно использовать на этапе первичного закрепления знаний, этапе контроля и самоконтроля знаний. Слайды 7–9

3. Задания на выявление общих признаков – направлены на отражение у учащихся навыков и умений систематизировать свои знания. Слайд 10

При работе с такими заданиями формируются

  • Регулятивные УУД – предвосхищение результатов и уровня усвоения знаний, выделение и осознание того, что усвоено, осознание уровня и качества усвоения, контроль и оценка результатов.
  • Познавательных – структурирование знаний, рефлексия способов и условий действия, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов, установления причинно-следственных связей. Построение логической цепочки рассуждений.
  • Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске информации, управление поведением партнера (при работе в группе)
  • Задания «Найди лишнее» использую на этапе первичного закрепления полученных знаний. Этап применения знаний и их коррекции.

Слайды 11–12

4. Логические задания на восстановление текста «Заполни пропуски»

Задания предназначены для развития письменной речи, формирования логического мышления, умения проводить операции синтеза, восстанавливая целое из частей.

При работе с такими заданиями формируются

  • Регулятивные УУД – определение последовательности действий, предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, выделение и осознание того, что усвоено и что нужно еще усвоить, осознание качества и уровня усвоения, контроль и оценка результатов процесса и результатов работы.
  • Познавательные – поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания в письменной форме, рефлексия способов и условий действия, синтез – составление целого из частей, построение логической цепочки рассуждений.

Задания «Найди лишнее» использую на этапе первичного закрепления полученных знаний, на этапе применения знаний и их коррекции.

Слайды 13–14

Учитель имеет возможность организовать с помощью таких тренажеров и рабочих тетрадей как индивидуальную работу, так и групповую, парную, возможность использовать приемы:

  • Проблемный вопрос
  • Волшебная палочка
  • «Заполни пропуски»
  • «Кто в домике будет жить»
  • «Слоговая цепочка»
  • Задания с использованием ИТ – Найди лишнее, найди закономерность, Установи соответствие
  • Самоконтроль, взаимоконтроль, прием «Блиц, контроль», «Сверка с эталоном»
  • Самоанализ, самооценка, «Волшебные линеечки», «Лестница успеха», прием«Ладошка», «Настроение», «Смайлики» , «Светофор» и многие другие

Предложенные авторами книги «Начальная школа. Требования стандартов второго поколения у урокам и внеурочной деятельности» варианты использования данных упражнений , фрагментов уроков мною были применены на практике. Хочется отметить, что детям очень нравится такие виды работ. Задания из электронного тренажера дают возможность при необходимости выполнить задание повторно, что способствует более прочному усвоению материала, повышает мотивацию, интерес к предмету и проходит в интересной игровой форме.

Задания из рабочих тетрадей и электронных тренажеров издательства «Планета» позволяют применять их на разных этапах урока и способствуют решению широкого спектра целей и задач по формированию универсальных учебных действий у учащихся начальной школы, а учителю дает возможность моделировать урок согласно требованиям стандарта.

Используемая литература:

  • Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности /С.П. Казачкова, М.С. Умнова – М.: Планета, 2012.-256с.-(Качество обучения).
  • Уроки математики с применением информационных технологий 1-2 классы. Электронное интерактивное приложение.