Тип: комбинированный урок.
Цель урока: сформировать представление о подвижниках и землепроходцах России.
Задачи:
- совершенствовать умение находить информацию на поставленные вопросы в тексте;
- совершенствовать умение выполнять задание в группе: распределять роли, составлять план действий, представлять полученный результат
Планируемые результаты
Предметные:
- научиться рассказывать об основании сибирских городов,
- понимать важность деятельности подвижников и землепроходцев в истории России.
Метапредметные:
- Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе полученных знаний.
- Коммуникативные: адекватно взаимодействовать с партнером и в учебных группах в рамках учебного диалога, высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, используя аргументы.
- Регулятивные: планировать свою деятельность, действовать по плану, выполнять задание в соответствии с целью.
Личностные:
- формирование желания проявлять интерес к изучению темы,
- формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру,
- желание выполнять учебные действия, приобретать новые знания.
Ресурсы урока:
- Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.,«Окружающий мир», учебник, 4 класс, 2ч., М., Просвещение, 2013.
- Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.,«Окружающий мир», рабочая тетрадь, 4 класс, 2ч., М., Просвещение, 2014.
- Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор)
- Презентация, выполненная в программе PowerPoint
- Толковый словарь, авт. С.И. Ожегов, Екатеринбург, Урал-Советы, 1994.
- Карточки с вопросами для работы в парах (для каждого учащегося)
- Конверты для работы в группах (всего 6 штук, в каждом – название города, тексты об истории возникновении этого города (по количеству участников группы), изображение карты России XVII-XVIII веков, таблица для фиксации найденных фактов).
Ход урока
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Мотивация к деятельности | |
Ставит перед обучающимися проблемный вопрос: – Какой была бы наша жизнь, если бы не было такой науки, как история? |
Отвечают на поставленный вопрос, высказывают свои мнения, аргументируют их. |
Актуализация необходимых знаний | |
Предлагает проверить свои знания истории России и расставить даты в соответствии с событиями, обозначенными в таблице. Используется презентация, слайд 1 (Приложение 1) Задает уточняющие вопросы к каждой дате:
|
Определяют дату каждого события. Отвечают на дополнительные вопросы.
Читают получившееся слово «ПОДВИЖНИКИ» |
Определение темы урока и целеполагание | |
Предлагает объяснить значение незнакомого слова самостоятельно. Предлагает уточнить значение этого слова в словаре. Предлагает определить тему урока и фиксирует её на доске Предлагает назвать интересующие вопросы по данной теме и фиксирует их на доске.
|
Высказывают предположения о значении слова. Называют точное значение слова с помощью толкового словаря, сравнивают его со своими предположениями. Определяют тему урока – «Подвижники» Ставят по вопросы по теме: – Как звали этих людей? Когда они жили? Чем они знамениты? Какое значение для страны имели дела этих людей? |
Организация познавательной деятельности | |
Показывает изображение первой печатной книги «Апостол» (слайд 2) и предлагает обучающимся назвать её (название закрыто). Появляется название книги, учитель предлагает назвать имя человека, с которым связано появление первой печатной книги. Предлагает уточнить свои знания по данной теме, используя статью учебника на стр.36. Предлагает для нахождения ответов на вопросы по тексту объединиться в пары и полученные результаты зафиксировать на карточке (Приложение 2) Предлагает проверить результаты работы, используя презентацию (слайд 3). – На какой вопрос не было ответа в тексте? Предлагает определить, можно ли Ивана Федорова назвать подвижником? |
Высказывают свои предположения. Называют имя первопечатника – Иван Федоров. Самостоятельно читают статью учебника. Работают в парах. Предъявляют результаты своей работы. Объясняют, как нашли ответ на последний вопрос (используя ранее полученные знания об Иване Грозном) Высказывают свое мнение, используя аргументы (определение понятия «подвижник» и факты о деятельности И. Федорова) |
физминутка | |
Показывает карту Российской Федерации и предлагает определить страну. (слайд 4) Появляется карта России XIV-XVI веков, учитель предлагает сравнить, как изменилась с того времени территория нашей страны. Предлагает высказать предположения, каким образом произошли такие изменения. – Можно ли людей, осваивавших новые территории, назвать подвижниками? Представляет понятие «землепроходцы», объясняет его. – Имена многих землепроходцев мы можем сегодня найти на карте России. Большой город Дальнего Востока носит имя Ерофея Павловича Хабарова – Хабаровск. А самая восточная точка нашей страны названа именем Семена Дежнева – мыс Дежнева. (слайд 5) Представляет рассказ о землепроходце Семене Дежневе. (слайды 6-7) – Первыми, кто осваивал Сибирь и Дальний Восток, были казаки. Они плавали по широким рекам и холодным морям на кочах – специальных судах, предназначеных для прохода сквозь льды. – В середине 17 века казак Семен Дежнев с товарищами прошёл на коче из Северного Ледовитого океана в Тихий. Тем самым он доказал, что Азия и Америка разделены проливом. Трудное и опасное было путешествие. Вышли в море 7 кочей. Бури и непогоды мешали землепроходцам. Уже в начале пути разбились о льды два судна, потом еще одно. Это не испугало остальных, и они продолжали путь. – После открытия пролива случилась страшная буря. Разметала она суда, а коч Дежнева выбросило на берег. Оставшимся в живых пришлось идти пешком. «Холодны и голодны, наги и босы» шли они почти 10 недель. Многие погибли. Семену Дежневу удалось добраться до людей. Из его подробного отчета о путешествии и узнали о важном открытии. Предлагает открыть рабочие тетради на странице 21 и выполнить задание 4. Контролирует выполнение задания. Предлагает в группах (по 4-5 человек) изучить историю возникновения сибирских городов (Приложение 3), которые появились на новых территориях, а именно: прочитать текст (Приложение 4), заполнить таблицу (Приложение 5), найти город на карте (Приложение 6), подготовить краткое сообщение. Предлагает одному представителю от группы заполнить таблицу на доске (название города, дата основания, кем основан, значение) и отметить город на карте (слайд 8, нарисовать маркером флажок) Предлагает обсудить полученные результаты: – Чем схожи истории возникновения этих городов? Уточняет значение неизвестного слова «острог» – «Населённый укрепленный пункт, огражденный заострёнными сверху бревнами» (определение заранее записано на обратной строне доски) |
Определяют карту Российской Федерации.
Отмечают значительное увеличение территории России.
Высказывают свои мнения.
Высказывают свои мнения. Слушают сообщение учителя. Слушают сообщение учителя. Выполняют в рабочей тетради задание 4 на странице 21 (наносят на карту маршрут следования экспедиции С.Дежнева, названия океанов). Объединяются в группы. Выбирают для работы конверт с названием одного из городов: Нерчинск, Якутск, Томск, Енисейск, Иркутск, Красноярск. Организуют работу в группах. Представляют результаты своей работы. Принимают участие в обсуждении. Делают вывод, что сибирские города основывались как остроги (для защиты), чаще всего – казаками, которые осваивали новые земли. |
Рефлексия деятельности | |
Предлагает вернуться к поставленным в начале урока вопросам по теме и ответить на них. Задает домашнее задание: прочитать статью на стр. 36-39 в учебнике, задание №1 на стр. 20 в рабочей тетради. По желанию – подготовить сообщение о подвижнике или землепроходце. Предлагает оценить свой уровень достижения учебных целей на данном уроке: – Сумеете ли вы дома рассказать о том, что сегодня узнали по этой теме? (в полной мере, частично, не смогу) |
Отвечают на вопросы. Фиксируют домашнее задание в дневниках. Отвечают на поставленный вопрос. |