По ступенькам гуманной педагогики

Разделы: Общепедагогические технологии


Эта статья-размышление была названа «По ступенькам гуманной педагогики», так как автор, являясь молодым специалистом, стоит только в начале пути, в начале процесса познания этого непростого, но благородного дела. В процессе познания детской души и совершенствования своей.

Начать мне бы хотелось с одной притчи:

«Два друга шли по одной из центральных улиц Нью-Йорка. Один из них был индеец – человек, выросший на бескрайних просторах. Он приехал в гости к своему другу-горожанину. И они решили прогуляться по городу. Неожиданно индеец говорит:
– Слышишь, как весело стрекочет сверчок?
Друг засмеялся:
– Какой сверчок! Только не говори мне, что ты слышишь сверчка. Это просто невозможно! – и он обвёл рукой всю улицу.
Вокруг было огромное количество людей, каждый куда-то спешил. Все переговаривались, пытаясь перекричать друг друга. Рядом на проезжей части проносились машины. Кто-то громко сигналил, кто-то никак не мог завестись. На фоне всего этого шума раздавались звуки огромного молотка и строительного крана – на соседней улице велась большая стройка нового небоскрёба.
– И ты хочешь сказать, что слышишь сверчка? – повторил с усмешкой друг.
– Всё зависит от того, на что ты настроен! – невозмутимо ответил индеец.
Он подошёл к ближайшей клумбе, наклонился и раздвинул листья. Перед взором друзей предстал маленький и беззащитный сверчок.
Горожанин даже охнул от удивления.
– Вот это да!
– Всё зависит от того, на что ты настроен! – снова повторил его друг.
– Да нет! Это просто у тебя феноменальный слух. В таком шуме услышать сверчка!
Но индеец не сдавался:
– Сейчас я тебе докажу.
Он достал из кармана пригоршню монет и бросил её на землю. Монетки негромко зазвенели, ударяясь об асфальт. И в то же мгновение все прохожие начали оборачиваться и проверять свои карманы, не они ли обронили мелочь.
– Вот видишь, – улыбнулся индеец, – всё зависит от того, на что ты настроен!»

На что ты настроен! Вот, что нужно сделать, – настроить ребенка.

Настроить на что? На стремление к доброте, к дружбе. К милосердию, к любви. Вырастить в детях устремления к непреходящим ценностям.

Дело в том, что если в ребенке понимание красоты, доброты вырастить, то ребенок по жизни потом будет делать, я предполагаю, правильный выбор. Научить быть добрым, культурным нельзя, надо заложить непреходящие ценности.

Возможно ли развитие или формирование благородного человека без затрагивания чувств, эмоций, духовно-нравственных начал? Я думаю – нет.

Из книги Шалвы Александровича Амонашвили: «Для общества крайне опасно давать безнравственному, бездуховному, бессердечному, злому человеку современные высшие знания о законах природы и веществ, психики и Вселенной».

Если передать ребенку знание, просто знание о том, как управляться с красками и кисточками, то что без духовности человек нарисует? Научится красками слова на заборе писать?

Рисование – один из основных видов деятельности ребят младшего школьного возраста, и я думаю, что средствами изобразительного искусства можно очень тонко прикоснуться к душе ребенка.

Какие обычно основные задачи ставит перед собой педагог по изо?

  • научить пользоваться различными художественными материалами и инструментами– красками, кисточками, карандашами и прочим;
  • развивать в ребенке образно-пространственное мышление;
  • воспитывать интерес к изучаемому предмету, воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении заданий … и так далее.

Это такие…стандартные задачи, они нужные, полезные, но никак не затрагивают внутренний мир, душу ребенка, не помогают сотрудничать с ним.

А потому мне хотелось бы добавить сюда еще и таких задач, как:

  • научить видеть и воспринимать красоту. Не просто смотреть, а видеть;
  • воспитать в каждом ребенке добромыслие, ясномыслие, дать ему почувствовать добро внутри себя и желание дать его другим;
  • воспитывать ответственность за свои мысли и поступки;
  • воспитывать стремление к любви, состраданию, сорадости, сопереживанию, милосердию
  • воспитывать стремление к самосовершенствованию, к преодолению трудностей, к новым знаниям.

Хочу заметить, что это задачи, я ставлю в первую очередь перед собой.

Как писал Януш Корчак: «Прежде, чем наметить круг прав и обязанностей, отдай себе отчет в том, на что ты сам способен.»

Непростые, но несомненно важные задачи, которые служат единой цели, озвученной в книге Ш.Амоношвили «Школа Жизни» – способствовать становлению и воспитанию в ребенке благородного человека, путем раскрытия его личностных качеств.

Потому как знание действительно есть сила, но добрая или злая – это будет зависеть от качества сердца и духовности человека.

Главный вектор, который хотелось бы поддерживать в своей работе – идти через утончение внутреннего мира ребенка к утончению восприятия окружающего мира. Будут ли отличаться картины художника, обладающего только техникой и не обладающего душевной красотой от картин художника, с техникой и богатым внутренним миром?

Если художник отдал душу картине, то можно заметить, как светится она светом-огнем сердца художника. Во времени она не теряет своей своего влияние на человеческое сердце

Мне бы хотелось рассказать, как я стараюсь реализовать, как стараюсь решить эти воспитательные задачи через включение в программу занятий по изобразительной деятельности уроков, посвященных непреходящим ценностям.

Серия занятий «Культура и человек» посвящена культуре. Той самой культуре, внутренней, духовной, без которой вряд ли получится из человека что-то благородное.

Культура, в основе которой те самые общечеловеческие, непреходящие ценности – вот основа общества, без которой оно развалится.

Известный художник Николай Константинович Рерих (1874—1947), посвятивший большую часть своей жизни развитию, распространению и защите культуры, не раз называл Культуру «почитанием Света».

Главной задачей уроков для меня стало, что бы дети определили, что является источником культуры.

Перед началом занятия дети слушали музыку и настраивались на нужный лад. Мы приготовились и начали обсуждать такие вопросы как: а что такое вообще культура? Какая она бывает? Что такое внешняя и внутренняя культура? Кто такой культурный человек?

Я узнала от детей, что культура – это произведения искусства и то, чем очень любишь заниматься, а еще, что Культура – это нечто живое, не мертвое и бездушное, а созданное с душой. И что культурный человек – это воспитанный, хороший, искренний, соблюдающий правила этикета, и вот еще – фантазер.

Но будет ли культурным человеком любой, кто сделал хороший (вроде бы) поступок? Сделал что-то правильное, а сам гадости про себя замышляет?

«Древние римляне называли культурным того, кто умеет выбирать себе достойных попутчиков среди людей, вещей и мыслей – как в прошлом, так и в настоящем».

А что значит выбрать себе в попутчики правильные мысли? Что это за мысли такие? Неправильного цвета? Или квадратные вместо круглых? Нет, оказалось, что это добрые, хорошие и умные мысли. Очень понравился мне еще другой ответ: «неправильные мысли – острые». Острые мысли – те, что колют, режут нас изнутри и не дают спокойно жить, не дают быть добрым и гармоничным человеком.

Мы пришли к выводу, что для того, чтобы быть культурным человеком, мало поступать, как надо, нужно еще и думать при этом хорошее. А где же зарождаются наши мысли – хорошие или острые? Сразу ли они появляются в голове, или идут откуда-то изнутри? Где находится источник культуры?

Ответы детей: «В сердце, в душе».

Паустовский сказал: «Сердце, воображение и разум — вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой».

Мы провели небольшой эксперимент, что бы дети интуитивно определили, где у них находится источник культуры, источник всего самого красивого и доброго. Я попросила их закрыть глаза, поднять одну руку вверх и положить ее на это место. Ребята подняли руки и опустили на сердце. Никто не положил руку на живот или куда-то еще. Так мы определили, где у нас находится душа.

А какая же должна быть душа, чтобы стать источником культуры? И можем ли мы сделать ее такой?

Дети дали и на это ответы: «Она должна быть добрая, чистая и стремиться к культуре. И нужно делать много добрых дел.»

Выходит, что культурный человек – тот, чья душа стремится к культуре и кто воспитывает в своей душе это стремление.

После устной части я включила для ребят зрительный ряд в виде презентации с музыкой и по ее завершению попросила нарисовать их источник культуры.

И если в устной части ребята младшей и старшей групп отвечали примерно одинаково, то на практике была видна разница между пониманием и осознанием этой темы у разных возрастов.

В младшей группе в качестве источника культуры почти все нарисовали сердце – это начальный этап. Кто-то изобразил сердце с крыльями – сердце, вместилище души, источник культуры, окрыляющей человека, дающей ему душевную свободу и чистоту. Многие изобразили солнце или добавили красного цвета – огня. Они добавили тепла, без которого все вырастет чахлым и злым.

Несмотря на то, что устно интерпретация культуры как культа солнца затронута не была, они сами пришли к подобному выводу в своих рисунках. К этому их подтолкнула презентация, в которой тема солнца была затронута и видимо нашла у них большой отклик.

В старшей группе практически никто не изобразил источник культуры в виде сердца, они сразу перешли к понятиям души, к понятию мира. Дети мыслят масштабами вселенной. Они говорят не о культуре отдельно взятого человека, а о культуре в мире.

Таким образом, дети не только определили для себя понятия культуры, культурности, культурного человека, но и постарались найти ее в себе.

Еще один из уроков был посвящен доброте.

Главной задачей для меня стало, что бы дети почувствовали добро в себе, нашли его внутри себя и изобразили.

Мы подготовились к занятию, достали листы и краски, что бы можно было сразу после обсуждения приступить к рисованию. И стали выяснять, а что же такое добро, доброта? И как она проявляется? Что такое добрые поступки?

Ответы последовали незамедлительно:

Это – помощь людям, животным, это – делиться последним с тем, кто нуждается, делать добрые поступки.

А кто же такой добрый человек? И что чувствует он, видя другого человека в беде?

– Тот, кто не подведет тебя, тот, кто дарит радость, и всегда готов помочь в трудной ситуации. Видя другого в беде, он чувствует желание помочь! жалость, сострадание.

А как насчёт отличницы, отвечающей согласием на любую просьбу одноклассников списать? Будет ли это добрым поступком?

Дети ответили незамедлительно: «Нет! Это нечестно. И если всем давать списывать, то потом тобой просто будут пользоваться. Лучше, если есть время, объяснить другому ребенку тему, которую он не понял».

Доброту часто путают с безотказностью, за неё принимают застенчивость, об неё вытирает ноги эгоизм. Мы часто заблуждаемся, называя добрыми людей, которые едва ли такими являются. И ни на секунду не задумавшись, строго осуждаем людей, не проявляющих свою доброту, но вершащих добрые дела. Мы спешим осуждать и превозносить, не понимая того, что доброта – это нечто неосязаемое, абстрактное; то, что не может существовать, не воплощаясь в поступках, которые, как стеклянная призма на солнечном свете, играют красками и гранями.

Что важнее, помнить о своих добрых поступках или что сделали для тебя? Можно ли стать добрым, научиться доброте? Как?

– Можно! Делать добрые поступки, ни на кого не злиться, не драться, стараться решить все вопросы словами и не ждать награды за добро.

Где живет добро? Где оно зарождается?

– В сердце!

Виктор Гюго писал: Во внутреннем мире человека доброта — это солнце.

Мы провели небольшую игру. Наше сердце-солнце, величиною с кулак. Мы сжали кулачки. Но не для драки оно вложено в нас, а для любви и добра. Я предложила закрыть глаза и представить, как мы открываем шкатулку с драгоценностями – сокровищницу нашего сердца.

Какие бриллианты будут самыми крупными?

– Любовь, доброта, смелость.

Сердце такое маленькое, на кого же вам хватит в нем доброты?

– На семью, на друзей, на близких, на всех, кого мы встречаем!

После этой беседы мы просмотрели и обсудили некоторые изображения, которые, как мне показалось, могли добавить вдохновения и настроить на нужный лад.

А теперь наступил самый ответственный момент. Открыть свое сердце добру и на белом листке бумаги красками изобразить доброту.

А как?

Я попросила представить, как бы добро могло выглядеть, какой было бы формы, размера.

Последовали разные ответы: «Оно похоже на солнце, на светящееся сердце, на светлячка! И очень большое»

А какого же оно цвета?

Одна из девочек сразу ответила – зеленого! Сначала меня это удивило, но потом я поняла, как она права. Зеленый цвет происходит от слияние синего и желтого. Он уникален, это своего рода объединяющая сила между двумя мирами – духовным и физическим. именно зеленый цвет делает нас добрее.

Одна ученица изобразила на картине светлячка. Маленький светлячок – чудо природы, так и доброта в нашей душе может подарить миру чудо. Многие из учеников нарисовали сердце. Кладезь непреходящих ценностей, наше внутреннее солнце.

Таким образом, результатом нашего урока стали не только интересные по задумке работы, но и то, что мы поселили в наших душах, в детских, и в моей, порыв, стремление стать добрее, стать благороднее.

Конечно, одного-двух уроков недостаточно, чтобы такой порыв не угас. Каждый урок должен так или иначе способствовать поддержанию и вырастанию душевного стремления к облагораживанию, и потому я ставлю эти задачи себе на будущее.

Развивать и развиваться самой. Самосовершенствоваться. Ведь если не развиваюсь я сама, то как я могу быть уверена, что дети начнут развиваться?

Например, научиться более объемно составлять уроки. Научиться всесторонне духовно развивать тему. К примеру, рассказывая о художнике, не просто перечислить – родился, вырос, написал то-то и то-то, но не забыть упомянуть о его внутреннем мире, о его личности. Сделать больше уроков, направленных на развитие, на облагораживание внутреннего мира каждого ребенка, на его собственное самоосознание, на то, чтобы он сам захотел вырастить в себе стремление к прекрасному.

Еще одна траектория, в которой я хотела бы развиваться – это научиться видеть в шалостях ребенка не раздражительный момент, а повод для более близкого с ним общения, для большей любви к нему.

И еще одно направление – это расширить свое воспитательное пространство. Научиться работать с родителями. Потому что вот ситуация – ребенок шалун. Все занятие он бегал по кабинету и игрался, мешая себе и остальным. Что делается обычно в такой ситуации педагогом? После занятия я иду к родителю и рассказываю, то есть ябедничаю. Ребенок видит и слышит это, родитель его тут же ругает. Что он чувствует? Весь мир против него. Сделала ли я лучше, наказав ребенка словом? Что я жду при этом от родителей?

Жан-Жак Руссо писал: «Вам не удастся создать мудрецов, если вы будете в детях убивать шалунов». В книге Шалвы Александровича «Педагогическая симфония» целый раздел посвящен шалунам. Я наметила для себя такую задачу, как научиться включать родителей в работу. Стремиться к такому достижению педмастерства, построения такого взаимодействия с родителями, которое будет способствовать развитию ребенка.

Итак, я стараюсь осваивать философию гуманной педагогики и решать по-новому эти задачи, искать пути решения этих по сути, вековых проблем.

Закончить свои размышления я бы хотела следующей цитатой: «Для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, более глубокая мудрость, чем для управления государством» (Уильям Чэннинг).