Формирование ключевых компетенций при изучении русского языка и литературы с использованием современных образовательных технологий

Разделы: Общепедагогические технологии


Аннотация.

В проекте обоснована актуальность выбранной темы. Определены цель и задачи, решаемые в рамках темы, выделена основная идея инновационной работы, ведущие технологии, предметные области инновационно-творческой деятельности учителя, основные понятия: компетенция, ключевые, общепредметные, метапредметные компетенции.

Содержание проекта раскрывается через теоретические основы компетентностного подхода, практическую часть проекта. Обозначены способы диагностики. Представлена модель системы работы по формированию ключевых компетенций у обучающихся при изучении русского языка и литературы через урочную и внеурочную деятельности, обозначена её результативность. Данная система работы даёт возможность приобрести обучающимся позитивный социальный опыт.

Определена актуальность педагогического опыта.

(приложение 1)

Поиск и решение проблемных вопросов. Упрочить связь изучаемого как с дальнейшим образованием человека, так и с личностными ценностями, ожиданиями и склонностями обучающегося позволяет компетентностно-ориентированное образование.

Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах образования и жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность современных школьников.

Чем настоятельнее потребность общества в компетентной личности, способной выносить свои суждения и нести ответственность за свои действия и за общество, в котором он живёт, осознающую социальную роль в семье, обществе и трудовом коллективе, тем острее необходимость в теоретической разработке основ и механизмов её формирования и применения их на практике.

Разработка частной модели образовательного процесса на основе компетентностного подхода стала фундаментом серьезной и целенаправленной работы при изучении русского языка и литературы.

Цель и задачи проекта.

Цель проекта: моделирование системы работы учителя-словесника, обеспечивающей формирование ключевых компетенций обучающихся с использованием возможностей современных образовательных технологий при изучении русского языка и литературы.

Проблема и цель исследования определили ряд задач:

  • изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике;
  • определить способы диагностики и показателей достижения результатов;
  • осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию ключевых компетенций конкретно с учётом специфики предметов "Русский язык" и "Литература";
  • разработать систему компетентностно-ориентированных и творческих заданий;
  • провести диагностику среди обучающихся на выявление уровня сформированности ключевых компетенций;
  • спрогнозировать ожидаемые результаты.

Объект исследования: процесс формирования ключевых компетенций.

Предмет исследования: методы и приемы формирования ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.

Гипотеза исследования: если сконцентрировать познавательную деятельность, опыт освоения учеником картины мира, овладение эффективными способами деятельности в собственных интересах и возможностях, креативными навыками в организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся, то можно представить модель системы работы учителя для формирования ключевых компетенций.

Методы:

  • теоретический (изучение психолого-педагогической, методической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта по формированию у обучающихся ключевых компетенций);
  • экспериментальный (педагогическое наблюдение за обучающимися, беседа);
  • педагогический эксперимент (поэтапное проведение с целью апробации разработанного проекта);
  • статистический (обработка полученных данных).

Методологическую основу опыта составляют

  • теории: личностно-ориентированного (И.С. Якиманская), деятельностного (Д. Дьюи., Г.П. Цедровицкий, А.А. Дергач, О.С. Анисимов и др.) структурно-системного (Ю.К. Бабанский, Ю.А. Конаржевский, Г.Н. Сериков и др.), компетентностного (Г.К. Селевко, И.М. Чередова, И.С. Якиманской, А.В. Хуторского) подходов; психологии личности (В.В. Давыдов, И.С. Кон, А.Н.Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Э. Шпрангер, К. Юнг и др.); формирования личности (П.К. Анохин, А.Г. Асмолов, Н.Н. Нечаев, А.Е. Одинцова, А.И. Щербаков и др.); развития интеллектуальных способностей обучающихся (Т.Я. Гальперин, И.Я. Лернер, С.А. Репин, А.В. Усова, П.И. Чернецов и др.); развивающего обучения (П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова);
  • технологии: РКМЧП – "Развитие критического мышления через чтение и письмо" (Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарлз Темпл и Скотт Уолтер); "Дебаты" (Институт "Открытое общество"); проектной и исследовательской деятельности.

Определена инновационная направленность педагогического опыта (приложение 2).

Основное содержание проекта.

За основу своей системы работы по формированию ключевых компетенций я взяла технологию деятельностного метода, нацеленную на формирование у обучающихся деятельностных способностей.

Идея проста: в деятельности выделяю те виды, которыми должен овладеть выпускник школы, и строю такую структуру урока и дидактические условия его организации, которая бы системно тренировала способности детей к осуществлению этих видов деятельности.

Плюсы деятельностного метода – в обеспечении преемственности с традиционной моделью обучения, что позволяет перейти к её реализации в практическом преподавании эволюционным, а не революционным путём.

Технология деятельностного метода даёт возможность спроектировать формирование ключевых компетенций, так как включает в себя продуманную последовательность деятельностных шагов (структуру учебного занятия (приложение 3)).

Разработанная последовательность деятельностных шагов обеспечивает реализацию деятельностного метода.

Интегративный характер технологии деятельностного метода обосновывается реализацией в ней как традиционного подхода к обучению (этапы 1, 2, 5-8), так и введением в практику работы учителей идей из новых концепций развивающего образования П.Я. Гальперина (этапы 3-7), Л.В. Занкова (завершение этапа 2), В.В.Давыдова (этапы 3, 4, 6, 8) и др. Таким образом, данная технология используется в практической работе как базовая модель, предоставляющая учителю метод подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.

Компетентностный подход предполагает умелое сочетание различных методов и приёмов работы. Так, наряду с технологией деятельностного метода удачно на уроках русского языка и литературы применяется технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо" (РКМЧП), основополагающими идеями которой являются приоритет мнения каждого ученика, неавторитарность учителя, опора новых знаний на имеющийся опыт.

Под технологией РКМЧП понимается система конкретных методических стратегий и приемов, формирующих метапредметные навыки работы с текстом и информацией.

Технология РКМЧП позволяет решать задачи образовательной мотивации (повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала); культуры письма (формирования навыков написания текстов различных жанров); информационной грамотности(развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности); социальной компетентности(формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание).

Организация обучения, методы и формы работы на уроке, должны быть адекватны специфике психического и социально-психологического развития ребенка на определенном возрастном этапе.

Применение технологии РКМЧП помогает учителю вовлекать обучающегося в процесс поиска знаний, организации свободной обстановки на уроке и предоставления возможности сотворчества. На уроках применяю такие приемы, как лексическая "Мозаика", "Прогнозирование", "Перепутанные логические цепочки", "Сказка по ключевым словам", "Чтение со стопом", поскольку они дают импульс для активизации образного мышления.

Подростковый возраст характеризуется развитием межличностного общения, навыков парной, групповой и коллективной деятельности. Новообразованиями этого периода является самооценка и усвоение норм социальной жизни. Эффективно используются при работе с подростками такие приемы, как "Двойной дневник", "Эссе", "Синквейн", "Письмо", составление телеграмм, так как данные приемы удовлетворяют потребность в литературном творчестве, развивают способности к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной речи, а также позволяют осознать личностные смыслы и формировать представление о себе.

Практика показывает, что в старших классах обучающиеся ориентированы на профессиональное самоопределение, поэтому их внимание направлено на соответствующую информацию, так как в этом возрасте развивается абстрактное мышление, сформировано умение выполнять прямые и обратные мыслительные операции, преобладает рассуждение как форма письменного и устного высказывания. Уровень внимания достигает относительно высоких значений. Обучающиеся могут классифицировать объекты по существенным признакам. Для обучающихся актуальна работа с терминами, абстрактными понятиями, задания на мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение), которые предполагают длительное сосредоточение на материале и формулирование личного отношения к нему.

В целях расширения кругозора обучающихся старших классов, углубления изучения основ лингвистического анализа текста, развитием познавательных способностей, ранней профессиональной ориентацией в области изучения гуманитарных предметов был разработан и внедрён в практику элективный курс "Богатство и многообразие родного языка" (обогащение словарного запаса обучающихся средствами художественной выразительности).

Курс полностью востребован, так как в процессе его прохождения решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, что помогает выпускникам качественно подготовиться к написанию сочинений, творческих работ, выполнении заданий ЕГЭ как по русскому языку, так и по литературе.

Необходимость индивидуального подхода к обучению детей, значение единой образовательной стратегии средней школы как основного условия успешной работы с детьми, заложена в технологии личностно-ориентированного обучения, разработанной учёными: Г.Г. Кравцовой, Т.А. Матис, Ю.А. Полуяновой, В.В. Рубцовой, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманской. Применение такого подхода также считаю необходимым в работе учителя-словесника.

Возможности активного включения обучающихся в различные виды деятельности, освоение новых способов человеческой деятельности в социокультурной среде, развитие навыков и умений адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека предоставляет метод проектов, ориентированный не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, в том числе и путем самообразования.

Развивать мышление, обучить формам, методам и средствам самостоятельного добывания знаний позволяет технология исследовательской деятельности обучающихся. Опыт работы выявил, что в ходе исследовательской деятельности обучающиеся учатся самостоятельно добывать знания, испытывают потребность в непрерывном самообразовании (интерес к познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула), развивают навыки самоорганизации, формируют адекватную самооценку, приобретают навыки речевой культуры (написание текста, произнесения монолога, ведения беседы, дискуссии, интервьюирования и других форм коммуникативного взаимодействия), а также учатся создавать специальные материалы для представления результатов исследования: компьютерных презентаций, видеороликов и др. Исследования обучающихся обеспечивают высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, широко охватывают внутрипредметные и междисциплинарные связи.

Метод проектов и технология исследовательской деятельности – необходимое условие компетентностного подхода.

Обучающиеся выполняют как долгосрочные (творческие проекты и научно-исследовательские работы), так и краткосрочные (в рамках определённой темы как выполнение домашнего задания)

Неотъемлемой составляющей компетентностного подхода является необходимость развития креативности и творческих способностей школьников. Позволяет решать эту задачу технология педагогических мастерских, позволяющая охватывать любой возраст в образовании. Занятия по программе театрального кружка "Творческая мастерская"и программе внеурочной деятельности "Юный журналист" – совершенно иные формы организации учебной деятельности обучающихся, чем урок. Ученик не получает готовых знаний, а добывает их сам. Внимание ребят направлено на выполнение творческих заданий: через установку, логическую структуру занятий осуществляется организация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Они сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, чередуя парную, индивидуальную и групповую работу. В данной работе вырабатываются навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя обучающемуся право на ошибку и право на сотрудничество. Атмосфера доверия обучающихся и руководителя, содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту обучающихся, связь с другими видами искусств способствуют развитию индивидуальности ученика.

Для правового государства важнейшей задачей является воспитание эрудированных, высококультурных, толерантных и мобильных, целеустремленных, уверенных, свободных от стереотипов граждан, критически осмысляющих перемены, происходящие в обществе. Технология "Дебаты" представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и обеспечивает осознанное формирование гражданских качеств обучающихся. Данная технология является эффективных средством обучения школьников умению ясно и логически формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою поддержку, а также развивает уверенность в способности повлиять на общественное мнение или изменить сложившуюся ситуацию.

Помогают сохранять высокую мотивацию к изучению русского языка и литературы, а также реализовать идеи и технологии компетентностного подхода и компетентностно-ориентированные задания, имеющие не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса "А зачем мы это делаем?"

Структура компетентностно-ориентированного задания:

  • стимул погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение;
  • задачная формулировка точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания;
  • источник информации содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания;
  • бланк для выполнения задания задает структуру предъявления обучающимся результата своей деятельности по выполнению задания;
  • инструмент проверки.

Таким образом, ведущей педагогической идеей инновационного проекта является разумное сочетание традиционных и современных подходов к преподаванию русского языка и литературы, которое позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у обучающихся и в итоге повысить качество знаний по предмету, создать условия для успешной социализации личности.

Обозначены способы диагностики(приложение 4).

Ресурсы.

(приложение 5)

Партнёры.

(приложение 6)

Участники проекта.

(приложение 7)

Адресная направленность. Данный опыт может быть использован в любом типе учреждения основного образования, реализующем общеобразовательную программу, так как формирование компетенций является системообразующим компонентом любой учебной деятельности.

План реализации проекта.

Поставленные цель и задачи определили этапы и план деятельности (приложение 8).

Ожидаемые результаты и социальный эффект.

Использование разработанной системы по формированию ключевых компетенций в урочной и внеурочной деятельности позволит обучающимся:

  • повысить уровень учебной мотивации к изучаемым предметам;
  • сформировать ключевые компетенции;
  • раскрыть всесторонние способности;
  • быть уверенными в себе и своих знаниях;
  • использовать полученные знания в различных ситуациях;
  • повысить качество знаний.

Считаю, что данный опыт работы направлен на улучшение, обогащение и преобразование образовательной ситуации, так как по итогам мониторинга "Ключевые компетенции обучающихся", проводимого совместно с заместителем директора по учебно-воспитательной работе с сентября 2009 года по декабрь 2013 года, виден рост уровня сформированности компетенций обучающихся (приложение 9).

Анализ полученных результатов показывает, что работа по формированию ключевых компетенций при изучении русского языка и литературы даёт положительные результаты:

  • стопроцентная успеваемость по русскому языку и литературе;
  •  повышение качества образования по русскому языку – с 53% до 74%, по литературе – с 78% до 100%:
  • повышение степени обученности по русскому языку – с 51% до 60 %, по литературе - с 65 % до 78 %:
  • результативность сдачи ЕГЭ по русскому языку и литературе:
  • результативность проверки службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 22-23 ноября 2010 года (приложение 10).
  • результативность исследовательской, проектной деятельности (приложение 11).
  • ежегодное участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, в Международной олимпиаде Уральского Федерального округа по основам наук по русскому языку и литературе (приложение 12).
  • результативность участия детей в различных видах творческой деятельности (указаны только призовые места) (приложение 13).
  • регулярные публикации работ обучающихся в средствах массовой информации (13 статей в районном общественно-политическом издании"Октябрьские вести"с 2010 по 2013 год, ежегодные публикации в "Портфолио" на сайте "Первое сентября"), в 2013 году – работы вошли в сборник исследовательских работ и творческих проектов участников III районной конференции "Юный изыскатель";
  • регулярные выпуски (1 раз в четверть) информационно-развлекательной школьной газеты "Светлячок" с 2011 года.

Эффективность реализации проекта можно оценивать по результатам работы учителя.

  1. В ходе работы над проектом подобран и систематизирован материал по формированию ключевых компетенций при изучении русского языка и литературе, разработаны программы по урочной и внеурочной деятельности для обучающихся 5-11 классов.
  2. В целях повышения своего педагогического мастерства с 2010 по 2013 год прошла краткосрочное и дистанционное обучение.
  3. Опубликованы работы по теме проекта (приложение 14). С публикациями о представленном инновационном педагогическом опыте можно познакомиться на моем сайте (nsportal.ru/grunenkova-natalya-vladimirovna)
  4. Дана оценка педагогической деятельности (приложение 15).

Перспективы дальнейшего развития.

Внедрение и реализация проекта в полном объёме не требуют дополнительных финансовых вложений. Положительный результат апробации и внедрения программы, позволит в дальнейшем поднять работу на более высокий уровень, но при условиях:

  • продолжения работы по разработке диагностического материала для выявления сформированности ключевых компетентностей обучающихся;
  • построения схемы мониторинга компетентностного роста обучающихся;
  • совершенствования системы работы по формированию ключевых компетенций обучающихся в урочной и внеурочной деятельности;
  • поиске и применения новых оптимальных средств в подготовке конкурентноспособного ученика.

Планируется:

  1. Организация районного семинара (учителей южной группы Октябрьского района) по теме проекта для обмена опытом с коллегами из других школ.
  2. Распространение педагогического опыта на уровне школы, района, социальных сетях учителей.
  3. Участие в научно-практических конференциях, методических семинарах, круглых столах с обсуждением проблемы разработки и внедрения инновационных технологий в образовательный процесс.
  4. Дальнейшее совершенствование методик внедрения технологий: "Развитие критического мышления через чтение и письмо", "Дебаты", проектная и исследовательская деятельности.

Заключение. Формирование ключевых компетенций – одна из важнейших форм организации и оптимизации образовательного процесса. Работа по созданной модели системы работы учителя для формирования ключевых компетенций позволяет сконцентрировать познавательную деятельность, опыт освоения учеником картины мира, овладение эффективными способами деятельности в собственных интересах и возможностях, креативными навыками в организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся.Ключевые компетенции, сформированные у обучающихся в ходе проекта, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в колледжах и вузах, будут востребованы для решения реальных задач в нестандартных жизненных ситуациях.

Литература.

  1. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2006. – 214 с.
  2. Гац, И.Ю. Методический блокнот учителя русского языка[Текст] / И.Ю. Гац – М.: Дрофа, 2009. – 120 с.
  3. Загвязинский, В.И. Как учителю подготовить и провести эксперимент. Методическое пособие[Текст] / В.И. Загвязинский, М.М. Поташник. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 198 с.
  4. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / А.В. Мережковский [и др.]; – Ростов н/Д.: Феникс, 1996. – 173 с.
  5. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат [и др.]: Издательский центр "Академия", 2007. – 223 с.
  6. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. Работаем по новым стандартам [Текст] / К. Н. Поливанова – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
  7. Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся / И.А. Ушакова [и др.] – ГОУ ДПО "СарИПКиПРО". 2008. – 32 с.
  8. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: ООО "Мир книги", 2001. – 95 с.
  9. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. Ученик в обновляющейся школе. [Текст] / А.В. Хуторской. – М.: ИОСО РАО, 2002. – с. 157.
  10. Шишов, С.Е. Школа: мониторинг качества образования. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 320 с.
  11. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 159 с.

Приложения 1-15