1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мы и наш мир» была разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- планируемых результатов основного общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей;
- примерной программы по внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность является основной частью образовательного процесса в средней школе и направлена на общеинтеллектуальное и общекультурное развитие учащихся. При составлении программы были учтены запросы и интересы участников образовательного процесса, уровень квалификации педагогов, требования к содержанию программ внеурочной деятельности в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования.
Данная программа создает условия для культурного, социального, профессионального самоопределения и творческой самореализации личности ребёнка, а так же способствует ее интеграции в мировой и отечественной культуре.
Программа внеурочной деятельности педагогически целесообразна, потому что способствует:
- более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые, к сожалению, не всегда получается рассмотреть на уроке;
- развитию у учащихся заинтересованности к различным видам деятельности;
- желанию активно участвовать в продуктивной общественной жизни;
- развитию умения у учащихся самостоятельно организовать своё свободное время.
Важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем, является развитие познавательной деятельности каждого ученика, воспитание любви к родному краю. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.
Данная программа дает возможность:
- закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках;
- знакомиться с историей и культурным наследием родного края;
- вовлекать обучающихся в системную творческую, исследовательскую, проектную деятельность;
- охватывать больший объем предметного материала, ориентированный на формирование личностных результатов творческого саморазвития обучающихся.
Программа направлена на учащихся шестых классов и рассчитана на 34 часа в год.
Периодичность занятий – 1 час в неделю и продолжительностью в 45 минут. Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор занятий и заданий содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению, соответствует умственному и физическому развитию детей данного возраста.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ.
Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры и являться неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса в учебном заведении. Ее основная идея заключается в мотивации учащихся на ведение культурного образа жизни, в сохранении физического и психического здоровья, так как они являются необходимыми условиями социального благополучия и успешности человека.
Программа включает в себя различные задания, упражнения и игры на формирование коммуникативных, общекультурных и двигательных навыков учащихся.
Программа способствует:
- разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке;
- развитию у детей интереса к различным видам деятельности;
- желанию активно участвовать в продуктивной общественной деятельности;
- умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Ценность данной программы внеурочной деятельности заключается в том, что у детей развивается художественный вкус, а это очень важно для полноценного развития ребёнка.
Актуальность программы.
Урок не может вместить все то, что вызывает интерес у ученика, формирует его кругозор и развивает мышление. Внеурочная деятельность создает благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов обучающихся и для формирования устойчивых умений в творческой и исследовательской деятельности. На занятиях учащиеся смогут выйти за рамки учебной литературы, научатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, вступать в коллективный диалог со сверстниками, аргументировать свою точку зрения. Школьники приобретают навыки составления творческой работы (презентаций, проектов, виртуальных экскурсий) в индивидуальной, парной, коллективной деятельности.
Предлагаемую программу можно использовать не только во внеклассной работе, но и как дополнительный материал при подготовке учащихся к олимпиадным работам по различным предметам.
Цель программы:
Активизация социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время; развитие здоровой, творчески растущей личности, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях.
Задачи программы:
Обучающие:
- Грамотная организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся.
- Приобретение школьниками знаний о мире, в котором живем.
- Формирование знаний о правилах групповой работы: об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
- Пробуждение потребности у обучающихся к самостоятельной исследовательской и проектной деятельности.
- Формирование устойчивой мотивации к изучению традиций родного народа.
- Совершенствование коммуникативной культуры учащихся.
Воспитывающие:
- Развитие эстетического вкуса; творческих потребностей учащихся через изучение истории и культурного наследия родного края.
- Формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления; навыков позитивного коммуникативного общения.
- Развитие навыков общения и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями и старшими детьми в решении общих проблем.
- Воспитание трудолюбия, целеустремленности и настойчивости для достижения результата.
Развивающие:
- Сбор информации по определенной теме.
- Развитие смекалки и сообразительности.
- Приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
- Развитие умения пользоваться разнообразной справочной, научно-популярной, художественной литературой.
- Обучение организации личной и коллективной деятельности в работе с историческими, литературными, информационными источниками.
- Организация информационной поддержки обучающихся.
Программа внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса и организуется в проектно-исследовательском направлении.
Принципы программы:
- Активная деятельность учащихся.
- Наглядность и доступность.
- Взаимосвязь теории с практикой.
- Учёт возрастных особенностей.
- Совмещение индивидуальных и коллективных форм деятельности.
- Последовательность и целенаправленность деятельности.
На содержание программы оказали влияние следующие факторы:
- Традиции лицея.
- Особенности возраста, класса, индивидуальности детей.
Ресурсная база лицея даст возможность осуществить с учетом возрастных особенностей учащихся:
- Преемственность и взаимосвязь и общего и дополнительного образования для обеспечения полноты и целостности образования.
- Развитие индивидуальности каждого ребенка в системе внеурочной деятельности.
Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся.
Педагог выбирает такие методы и приемы работы, которые могли бы обеспечить познавательную и творческую активность учащихся.
Формы работы: групповая и индивидуальная;
Виды деятельности:
Игровая, познавательная, сюжетно - ролевые игры, конкурсы, праздники, турниры.
3. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Личностные результаты:
- умения оценивать поступки людей,
- умения оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- умения выражать свои мысли и эмоции.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- способности извлекать информацию из разных источников; свободно пользоваться справочной литературой;
- умение отбирать и систематизировать материал на определенную тему;
- умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
- умение определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной).
Коммуникативные:
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст;
- умение создавать устные и письменные тексты (презентации) разных типов, стилей речи и жанров;
- умение свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- умение владения разными видами монолога и диалога;
- умение оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией.
Рефлексивные:
- Умение адекватно оценивать достигнутые результаты и формулировать их в устной и письменной форме;
Умение адекватно оценивать работы своей деятельности и товарищей.
Предметные результаты:
- умение применять знания, умения и навыки для решения проектных и исследовательских задач;
- самоопределение в области своих познавательных интересов;
- умение работать с информацией из разных источников;
- начальный опыт работы в проектно-исследовательской деятельности;
- умение работать со сверстниками в проектных или учебно-исследовательских группах;
- умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу;
- начальный опыт участия в общественно значимых делах;
- знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека;
Дидактические принципы реализации программы:
Научность, занимательность, наглядность, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход к учащимся.
4. МЕСТО ПРОГРАММЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Программа адресована учащимся 6 классов и рассчитана на 34 часа в год.
Периодичность занятий – 1 час в неделю, продолжительность – 45 минут. Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор занятий и заданий содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению, соответствует умственному и физическому развитию детей данного возраста.