Психолого-педагогический тренинг для подростков "Я – патриот"

Разделы: Школьная психологическая служба, Патриотическое воспитание


Цель: развитие у подрастающего поколения чувства патриотизма, гордости за свою страну

Задачи:

  • расширить представления подростков о гражданском патриотизме;
  • способствовать развитию позитивной этнической идентичности;
  • показать отличия патриотизма от национализма.

Оборудование: доска (или магнитная доска), плакат с высказываниями, картинки с пейзажами, ватман, карандаши и фломастеры, бланки для оценок, вырезки из цветных журналов и газет, ножницы, клей, (можно не использовать плакат с высказываниями и доску, а сделать презентацию).

Ход занятия

Часть 1. «Разминка»

Упражнение 1. «Волшебный мир приветствий»

Ведущий предлагает участникам свободно двигаться по аудитории. Когда участники встречаются лицом к лицу, с каждым нужно поздороваться как:

а) китайцы;
б) итальянцы;
в) армяне;
г) французы;
д) русские.

Упражнение 2. «Угол зрения»

(Участники садятся лицом к ведущему.) Выберите утверждение, которое вам наиболее подходит, объясните свой выбор (утверждения заранее написаны на доске либо вывешены на магнитной доске):

– Все одинаковые. Как живу я, так живет и весь мир.

– Люди разные, но я этого стараюсь не замечать.

– Культуры разные – я это знаю. Я уважаю право иных быть иными.

– Существуют не такие, как мы – «неправильные» люди.

– Я могу посмотреть на мир глазами иных. Я могу почувствовать «другое» на себе.

Часть 2. Основная часть

Упражнение 1. «Символы русской культуры»

Ведущий показывает 2 картинки. На одной изображен лесной пейзаж, на другой – горный (или предлагает любой аналогичный выбор изображений). Участникам нужно разделиться на 2 группы в соответствии с тем, какая из картинок больше нравится. Затем в группах выполняется задание – нарисовать как можно больше отличительных символов русской культуры, ее узнаваемых признаков.

Обсуждение получившихся рисунков в общем кругу.

Упражнение 2.

Ведущий раздает бланки, в которых нужно указать принадлежность к группе (поставить галочку рядом с изображением дерева или горы – в соответствии с раннее выбранным пейзажем), затем выбрать и обвести вариант оценки на бланке за выполнение упражнения «Символы русской культуры» своей группе и второй группе. Подписывать бланки не нужно. Заполнение бланков происходит строго анонимно! Затем ведущий собирает бланки и просматривает получившиеся результаты.

 
 
Оценка моей группе 10 7 9 1 3 5 9 6 8 7 9 5
Оценка другой группе 9 1 10 7 5 3 6 9 7 8 5 9

Чаще всего происходит так, что оценки своей группе выше или намного выше, чем оценки другой группе, т.е. появляется определенная пристрастность, некоторая предвзятость в адрес другой группы. Нужно обратить внимание ребят на эту особенность, обсудить проявления групповой динамики. Даже разделение на группы по столь незначительному признаку, как предпочтение той или иной картинки, может спровоцировать своего рода отчуждение между людьми, не говоря уже о принципиально важных отличиях.

Не исключен случай проявления негативизма по отношению к своей группе, т.е. оценки своей группы заметно ниже, чем другой. Это тоже проявление групповой динамики, только со знаком «минус».

Затем ведущий рассказывает о гипотезе самооценки:

«Люди поддерживают самооценку в том числе через идентификацию с группой и веру в то, что группы, к которым они принадлежат, лучше, чем другие группы».
(А. Тэшфел)

Чувство принадлежности к своей культурной, национальной и т.д. группе (т.е. идентификация с ней) ведет к переносу оценки группы на самого себя. Вывод: от оценки группы, к которой я принадлежу, зависит моя самооценка!

  • Патриотизм – в основе установка «мы – хорошие»
  • Национализм – в основе установка «они – плохие»

Обсуждение в кругу отличий патриотизма от национализма, а также возможных причин, по которым люди становятся патриотами или националистами.

Затем ведущий показывает два определения:

Национализм – установки на превосходство страны и необходимость ее доминирования («слепой патриотизм») Патриотизм – любовь к своей нации и гордость за свою страну («здоровый патриотизм»)

Показать цитату:

«Патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с ее народом. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству».
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: 2009

Обсуждение в кругу того, как может проявляться активная гражданская позиция, что такое патриотизм в первую очередь, какие дела и поступки позволяют сказать, что человек является патриотом.

Часть 3. Интегративное упражнение

В завершение занятия все участники делают коллаж «Мы – патриоты России».