Тип занятия: комбинированный.
Используемые технологии: Традиционная, групповая, инновационная.
Цель:
- Активизация мыслительной деятельности учащихся.
- Формирование умения проводить физические измерения.
- Формирование умения проводить экспериментальную проверку физических закономерностей.
- Формирование умения систематизировать полученные результаты в виде таблицы, умение делать вывод на основе эксперимента.
Задачи:
Воспитательная:
- Формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся, чувство ответственности.
Развивающие:
- Развитие познавательных интересов учащихся.
- Развитие навыков исследовательской деятельности.
- Развитие общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности, в числе которых:
- навыки осознанного, беглого чтения текстов различных жанров и стилей, их логико-смыслового анализа;
- составление плана, тезиса, конспекта;
- определение структуры объекта, выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого;
- сравнение, сопоставление, оценивание, классификация объектов по одному или нескольким основаниям, критериям;
- разделение процесса на этапы, выделение характерных причинно-следственных связей;
- логическое обоснование и аргументирование собственных суждений;
- выдвижение гипотезы и понимание необходимости ее проверки на практике;
- умение действовать по алгоритму;
- умение пользоваться различными источниками информации.
Предполагаемые результаты:
Знать: Процесс горения свечи.
Уметь: Объяснять процесс горения свечи.
Оборудование: компьютер и мультимедиа-проектор, презентация к уроку «Пока горит моя свеча ….», Обыкновенные цилиндрической формы свечи, которые используются для хозяйственных нужд, закрепленные на подставке; спички, стеклянные трубки, щипцы, пробирки, известковая вода, кусочек жести, стакан, стеклянная банка емкостью 0,5 л и 3 л.
Учащимся предоставляется возможность пронаблюдать явления, происходящие при горении свечи и узнать, как же происходит процесс горения.
Данный вид занятий развивает у учащихся творческое мастерство и умение действовать четко и аккуратно. Подборка заданий для проведения эксперимента соответствует познавательным возможностям учащихся, способствует развитию их мышления, также побуждает их к выполнению умственных операций (сравнение, обобщение, синтез и другие) и создает возможность для самоконтроля. Активизация мыслительной деятельности достигается путем постановки соответствующих вопросов в ходе выполнения работ. Задания для проведения опытов и необходимое оборудование находится у учащихся на столах. Эксперимент ребята проводят самостоятельно, учитель выступает в роли координатора деятельности учащихся.
В конце занятия обязательное коллективное обсуждение результатов.
Организация проведения практикума: Все учащиеся принимающие участие в работе практикума делятся на группы. Каждая группа учащихся получает задание с кратким описанием работы.
По окончании выполнения работы учащимся необходимо составить отчет. Отчет состоит из таблицы и вывода по работе.
Ход занятия
I. Введение
Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости. Наше занятие сегодня мы начнем с загадок. (текст загадок у ребят на столе)
Голова огнем пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет — я посвечу.
Таять может,
Да не лед.
Не фонарь,
А свет дает.
У восковой девицы,
Вся коса искрится,
Только дунет ветерок,
Затанцует огонек
Столбик парафиновый,
В серединке фитилёк,
Чиркнем маленькую спичку,
И зажжётся огонёк.
(Ответом ко всем загадкам является слово свеча)
Учитель: Совершенно верно, во всех загадках речь идет о «свече».
С древних времен до сегодняшнего дня человечество старалось познать природу тепла и света. Было придумано немало изобретений, однако, одним из выдающихся изобретений человека по праву можно считать создание свечи, история которой началась 5 тысячелетий тому назад и продолжается по сегодняшний день.
Каждый из нас держал горящую свечу в руках, которая давала нам свет, тепло и уют, создавала праздник, дарила романтический вечер, а мы ей доверяли свои самые заветные желания.
«Что такое свеча?» Чтобы ответить на этот вопрос, я предложила учащимся обратиться к различным источникам. Давайте послушаем, что же они нашли.
Ученик 1: В словаре В.И. Даля дано следующее определение: «Свеча, свечка – горючая скалочка, со светильнею, коей пламя плавит само вещество свечи, усиливаясь через это, и светит, освещая потемки».
Ученик 2: В Большом толковом словаре современного русского языка Д.Н.Ушакова сказано: «Свеча – палочка из жирового вещества с фитилем внутри, служащая источником освещения».
Ученик 3: В словаре Ожегова: «Длинный тонкий цилиндр из какого-нибудь жирного вещества (воска, стеарина) с фитилем внутри, служащий для освещения».
Учитель: История изобретение свечи уходит корнями в глубокое прошлое. Изначально, когда люди только начали осваивать огонь, для освещения служила обычная палка, вынутая из костра, первый аналог факела.
Ученик 1: Считается, что история изобретения свечи началась в древнем Египте, еще 5 тысяч лет назад. В какой-то мере это верно, так как именно там начали использовать жир для изготовления приборов освещения. Египтяне брали полый тростник, который рос у них в изобилии, и окунали его в растопленный животный жир. Таким образом, получали первые свечи и факела. Но этой свече было еще далеко до современной, так как у нее отсутствовал фитиль, являющийся привычной составляющей современной свечи.
Ученик 2: Продолжили историю изобретения свечи население римской империи, подарившей миру множество полезных изобретений. Именно римляне впервые начали использовать фитиль при изготовлении свечей, которыми они освещали свои дома и храмы, а также использовали для перемещения по темным ночным улицам городов и деревень. Древние свечи из-за сала, из которого они были сделаны, сильно коптили и обладали неприятным запахом, ведь римляне, как и египтяне, для изготовления первых свечей использовали животный жир.
Ученик 3: В 1850 году свечное производство сделало еще один шаг вперед, так как именно тогда был изобретен парафин, из которого делается большинство современных свечей. Добавление в состав свечного парафина твердой и прочной стеариновой кислоты позволило сделать её более прочной. Так была создана свеча, которую люди используют, и по сей день.
Учитель: Велико разнообразие используемых нами свечей.
- Хозяйственные свечи – свечи, сделанные из не подкрашенного парафина, имеют простую цилиндрическую форму и полупрозрачный белесый цвет. Самый простой, дешёвый и распространённый вид свечей.
- Столовые свечи – подобно хозяйственным свечам имеют удлинённую цилиндрическую форму (ровный цилиндр или длинная конусообразная форма). В их производстве используются различные красители для придания им лучшего эстетического вида. Могут быть классическими, витыми, ароматическими. Хозяйственные и столовые свечи нуждаются в подсвечнике, т.к. они неустойчивы из-за своей формы.
- Пенько́вые свечи – свечи большого диаметра, не нуждающиеся в подсвечнике для устойчивости. В остальном совпадают по характеристикам со столовыми свечами – производятся с применением красителей, могут быть классическими без запаха, или ароматическими.
- Церковные свечи
- Чайные свечи – иначе их часто называют свечи-таблетки из-за их формы. Выпускаются помещенные в алюминиевый корпус. Используются в декоративных светильниках, аромалампах, для подогрева заварочных чайников в соответствующих приспособлениях.
- Уличные свечи предназначены для использования на открытом воздухе – на пикнике, на даче, на природе, во время представлений и шоу.
- Тростниковая свеча – тусклая сальная свеча с фитилём из сердцевины тростника.
- Декоративные свечи
- Гелевые свечи
В настоящее время появились электронные свечи. Принцип их работы таков: в полупрозрачном стакане находится электрическая лампа, которая периодически мерцает, за счёт чего создаётся эффект настоящей свечи.
(Все сведения о видах свечей только на слайдах с их изображениями)
Но самое главное, сегодня нам предоставляется возможность пронаблюдать явления, происходящие при горении свечи и узнать, как же происходит процесс горения.
Задания для проведения опытов и необходимое оборудование находится у вас на столах. Мы смело можем начать экспериментировать.
Находим описание опыта 1, отбираем оборудование и приступаем к работе.
(Провожу инструктаж по технике безопасности)
II. Практическая работа: «Наблюдение горения свечи»
Цель: наблюдать физические и химические явления при горении свечи.
Приборы и материалы: Обыкновенные цилиндрической формы свечи, которые используются для хозяйственных нужд, закрепленные на подставке; спички, стеклянные трубки, щипцы, пробирки, известковая вода, кусочек жести, стакан, стеклянная банка емкостью 0,5л и 3 л.
Опыты – Приложение.
III. Итог занятия
Учитель: Вы самостоятельно выполнили все предложенные мною опыты. Скажите, какие науки, изучаемые в школе, могут объяснить рассмотренные нами явления, свойства, процессы.
В заключении мне бы хотелось привести слова знаменитого английского ученого, который уделил большое внимание изучению пламени свечи – Майкла Фарадея:
«Явления, наблюдающиеся при горении свечи, таковы, что нет ни одного закона природы, – который при этом не был бы, так или иначе, затронут. Рассмотрение физических явлений, происходящих при горении свечи, представляет собой самый широкий путь, которым можно подойти к изучению естественных наук».
В память о нашем занятии мы приготовим с вами парафиновые сувениры: ключики от «ларца знаний»:
- Положите образец на плитку пластилина и вдавите его в пластилин, а затем аккуратно вытащите: на пластилине осталась вмятина по форме ключа.
- Зажгите свечу, и держите ее, чуть наклонив над вмятиной в пластилине. Через несколько секунд со свечи начнут падать капли жидкости.
- Когда капли жидкости заполнят всю вмятину в пластилине и застынут, погасите свечу, аккуратно подцепите и вытащите из пластилиновой формочки отлитую фигурку ключа.
IV. Рефлексия
- Если вам понравилось на занятии, все было понятно, и вы загорелись желанием продолжить экспериментировать, выберите горящую свечу.
- Если занятие не вызвало у вас интереса, вам было скучно, выберите свечу не горящую.
Всем спасибо за работу. Сотрудничество с вами было очень приятным. До новых встреч!