Урок русского языка на тему "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Обучающая: знать виды связи придаточных частей в СПП; уметь расставлять знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.
  • Развивающая: формировать коммуникативные умения (работа в группе), анализ, умение делать выводы, строить высказывание.
  • Воспитывающая: мотивировать к изучению русского языка, прививать умение вежливо и корректно отстаивать свою позицию.

знать:

  • Значение придаточных частей в СПП с несколькими придаточными;
  • способы присоединения нескольких придаточных частей к главной части в СПП;

уметь:

  • определять виды связи в СПП с несколькими придаточными;
  • правильно ставить знаки препинания в СПП с несколькими придаточными;
  • составлять СПП с несколькими придаточными;

Ход урока

I. Слово учителя

– Здравствуйте, ребята. Посмотрите внимательно на тему сегодняшнего урока, сформулируйте его цели, поделитесь ими с соседом по парте, обсудите их. Если у вас получились разные цели, обсудите и попробуйте понять: какие цели важные, какие не соответствуют теме урока и их можно убрать.

Подготовьте сообщение, докажите свою точку зрения. (3 – 5 минут) (слайд 3)

II. Синтаксическая пятиминутка

(5–7) (слайд 4)

Соотнесите предложения со схемами (знаки препинания не расставлены).

  1. По деревьям во множестве скакали зверьки которых здесь называют бурундучками.
  2. Витька страшно не любил когда ему напоминали об этом.
  3. В той стороне куда отнесло плот поднималось белое облачко водяной пыли.
  4. Он писал эту картину так как будто это была его последняя в жизни работа.
  5. Щебетал звенел и чирикал воробей надрываясь от усердия так что даже перья на нём топорщились и шевелились.
  6. Кто пахать не ленится у того хлеб родится.
  7. В ком добра нет в том и правды мало.

Схемы

А. [– =], (когда =). (придаточное изъяснительное)
Б. [=,= и = – ,д.о., ук.сл.], (что – = и = ). (придаточное обстоятельственное, образа действия)
В. (Кто = ), [ ук.сл.= ]. (придаточное изъяснительное)
Г. (В ком =), [ук.сл. =]. (придаточное изъяснительное)
Д. [ук.сл., (куда = –), = –]. (придаточное определительное)
Е. [= – ],(которых = ). (придаточное определительное).
Ж. [– = у.сл.], (как будто = –). (придаточное обстоятельственное, степени)

(проверка по слайду 5)

1.По деревьям во множестве скакали зверьки которых здесь называют бурундучками. Е. [= – ],(которых = ). (придаточное определительное)
2. Витька страшно не любил когда ему напоминали об этом. А. [– =], (когда =). (придаточное изъяснительное).
3. В той стороне куда отнесло плот поднималось белое облачко водяной пыли. Д. [ук.сл., (куда = –), = –]. (придаточное определительное)
4. Он писал эту картину так как будто это была его последняя в жизни работа. Ж. [– = у.сл.], (как будто = –). (придаточное обстоятельственное, степени)
5. Щебетал звенел и чирикал воробей надрываясь от усердия так что даже перья на нём топорщились и шевелились. Б. [=,= и = – ,д.о., ук.сл.], (что – = и = ). (придаточное обстоятельственное, образа действия)
6. Кто пахать не ленится у того хлеб родится. В. (Кто = ), [ ук.сл.= ]. (придаточное изъяснительное)
7. В ком добра нет в том и правды мало. Г. (В ком =), [ук.сл. =]. (придаточное изъяснительное)

III. Разбить класс на группы (по 4–6 уч-ся)

Каждая группа получает карточку (Приложение 1) с несколькими предложениями (СПП с разными видами связи) нужно проработать карточку, понять, что за предложения перед вами, сделать вывод, определив вид связи в предложении с несколькими придаточными. Проверяют себя по устному материалу учебника. После этого представляют свои работы на доске. Группы, у которых совпали виды связи, объединяются. Время работы 10 минут.

IV. Учитель называет каждой группе свой вид СПП с несколькими придаточными

( однородное подчинение, последовательное подчинение, параллельное подчинение) . Выбрать из группы предложений (Приложение 2) заданные и объяснить( сначала в группе, потом на класс), почему именно эти предложения вы выбрали. (5 – 7)+ 5 минут.

V. Все группы (выбирают самостоятельно) берут другой вид работы: готовят задания для отработки навыков расстановки знаков препинания в СПП с разными видами связи. 10 минут

А) выбирают из учебника предложения на каждый вид связи, записывают их, составляют задания;
Б) придумывают схемы предложений с разными видами связи (подсказка: рабочая тетрадь Г. А. Богдановой, 9 класс, часть 2);
В) составляют тест 5 заданий на проверку усвоения материала этого урока (пользуются любым печатным материалом: учебник, рабочая тетрадь, готовые тесты).

VI. Итог урока

  1. Задайте вопросы по теме урока друг другу, проверьте, всё ли поняли вы и ваш сосед.
  2. Спросите у учителя или проясните по учебнику материал, который вы не усвоили.
  3. Ещё раз задайте вопросы друг другу.
  • всем: оформить устный материал в таблицу, кластер, схему (выполнить любой из видов сохранения информации на выбор);
  • Упр. на выбор
  • 3 – упр. 201 (1 часть),
  • 4 – 202,
  • 5 – 208 (используйте в материалах предложения с разными видами подчинения).

План урока – Приложение 3

Презентация