Цели:
- Обучающая: знать виды связи придаточных частей в СПП; уметь расставлять знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.
- Развивающая: формировать коммуникативные умения (работа в группе), анализ, умение делать выводы, строить высказывание.
- Воспитывающая: мотивировать к изучению русского языка, прививать умение вежливо и корректно отстаивать свою позицию.
знать:
- Значение придаточных частей в СПП с несколькими придаточными;
- способы присоединения нескольких придаточных частей к главной части в СПП;
уметь:
- определять виды связи в СПП с несколькими придаточными;
- правильно ставить знаки препинания в СПП с несколькими придаточными;
- составлять СПП с несколькими придаточными;
Ход урока
I. Слово учителя
– Здравствуйте, ребята. Посмотрите внимательно на тему сегодняшнего урока, сформулируйте его цели, поделитесь ими с соседом по парте, обсудите их. Если у вас получились разные цели, обсудите и попробуйте понять: какие цели важные, какие не соответствуют теме урока и их можно убрать.
Подготовьте сообщение, докажите свою точку зрения. (3 – 5 минут) (слайд 3)
II. Синтаксическая пятиминутка
(5–7) (слайд 4)
Соотнесите предложения со схемами (знаки препинания не расставлены).
- По деревьям во множестве скакали зверьки которых здесь называют бурундучками.
- Витька страшно не любил когда ему напоминали об этом.
- В той стороне куда отнесло плот поднималось белое облачко водяной пыли.
- Он писал эту картину так как будто это была его последняя в жизни работа.
- Щебетал звенел и чирикал воробей надрываясь от усердия так что даже перья на нём топорщились и шевелились.
- Кто пахать не ленится у того хлеб родится.
- В ком добра нет в том и правды мало.
Схемы
А. [– =], (когда =). (придаточное изъяснительное)
Б. [=,= и = – ,д.о., ук.сл.], (что – = и = ). (придаточное обстоятельственное, образа действия)
В. (Кто = ), [ ук.сл.= ]. (придаточное изъяснительное)
Г. (В ком =), [ук.сл. =]. (придаточное изъяснительное)
Д. [ук.сл., (куда = –), = –]. (придаточное определительное)
Е. [= – ],(которых = ). (придаточное определительное).
Ж. [– = у.сл.], (как будто = –). (придаточное обстоятельственное, степени)
(проверка по слайду 5)
1.По деревьям во множестве скакали зверьки которых здесь называют бурундучками. | Е. [= – ],(которых = ). (придаточное определительное) |
2. Витька страшно не любил когда ему напоминали об этом. | А. [– =], (когда =). (придаточное изъяснительное). |
3. В той стороне куда отнесло плот поднималось белое облачко водяной пыли. | Д. [ук.сл., (куда = –), = –]. (придаточное определительное) |
4. Он писал эту картину так как будто это была его последняя в жизни работа. | Ж. [– = у.сл.], (как будто = –). (придаточное обстоятельственное, степени) |
5. Щебетал звенел и чирикал воробей надрываясь от усердия так что даже перья на нём топорщились и шевелились. | Б. [=,= и = – ,д.о., ук.сл.], (что – = и = ). (придаточное обстоятельственное, образа действия) |
6. Кто пахать не ленится у того хлеб родится. | В. (Кто = ), [ ук.сл.= ]. (придаточное изъяснительное) |
7. В ком добра нет в том и правды мало. | Г. (В ком =), [ук.сл. =]. (придаточное изъяснительное) |
III. Разбить класс на группы (по 4–6 уч-ся)
Каждая группа получает карточку (Приложение 1) с несколькими предложениями (СПП с разными видами связи) нужно проработать карточку, понять, что за предложения перед вами, сделать вывод, определив вид связи в предложении с несколькими придаточными. Проверяют себя по устному материалу учебника. После этого представляют свои работы на доске. Группы, у которых совпали виды связи, объединяются. Время работы 10 минут.
IV. Учитель называет каждой группе свой вид СПП с несколькими придаточными
( однородное подчинение, последовательное подчинение, параллельное подчинение) . Выбрать из группы предложений (Приложение 2) заданные и объяснить( сначала в группе, потом на класс), почему именно эти предложения вы выбрали. (5 – 7)+ 5 минут.
V. Все группы (выбирают самостоятельно) берут другой вид работы: готовят задания для отработки навыков расстановки знаков препинания в СПП с разными видами связи. 10 минут
А) выбирают из учебника предложения на каждый вид связи, записывают их, составляют задания;
Б) придумывают схемы предложений с разными видами связи (подсказка: рабочая тетрадь Г. А. Богдановой, 9 класс, часть 2);
В) составляют тест 5 заданий на проверку усвоения материала этого урока (пользуются любым печатным материалом: учебник, рабочая тетрадь, готовые тесты).
VI. Итог урока
- Задайте вопросы по теме урока друг другу, проверьте, всё ли поняли вы и ваш сосед.
- Спросите у учителя или проясните по учебнику материал, который вы не усвоили.
- Ещё раз задайте вопросы друг другу.
- всем: оформить устный материал в таблицу, кластер, схему (выполнить любой из видов сохранения информации на выбор);
- Упр. на выбор
- 3 – упр. 201 (1 часть),
- 4 – 202,
- 5 – 208 (используйте в материалах предложения с разными видами подчинения).
План урока – Приложение 3