Пояснительная записка.
Количество учащихся с ОВЗ увеличивается с каждым годом. Эти дети приходят в обычную школу, в обычные классы. Государство гарантирует любому ребенку право на получение бесплатного общего образования. Педагогическая интеграция предполагает совместную жизнь детей, которые имеют отклонения в развитии и их нормально развивающихся сверстников в образовательном учреждении. Совместное обучение - сложная проблема, поэтому при ее решении необходимо опираться на имеющиеся теоретические обоснования и практические разработки, что позволит осуществить подлинную социально-образовательную интеграцию.
В интегрированном обучении важна систематичность и последовательность решения коррекционно-образовательных задач, что необходимо для достижения учебных и воспитательных целей, прогнозирования и преодоления возможных трудностей взаимодействия школьников с различными умственными способностями. Учителю необходимо не только решать задачи, которые связаны с освоением программного учебного материала, но и вовремя принимать меры, направленные на оптимизацию взаимоотношений в детском коллективе, коррекцию отклоняющегося поведения, развитие сильных сторон личности каждого ученика. Помогают учителю, в данной ситуации, специалисты службы ППиМС сопровождения.
Данная программа направлена на создание благоприятной атмосферы класса и принятия сверстниками учащегося с ОВЗ. В течение всех занятий учащиеся ведут дневник и в итоге готовят “Чемоданчик” с пожеланиями и напутствиями своим одноклассникам.
Занятия проводит педагог-психолог школы во время проведения классных часов. Классный руководитель параллельно с психологом проводит с учащимися беседы, дискуссии на тему развития личности подростка, эмпатийного отношения к детям с ОВЗ, готовит выставку фото и автобиографий известных личностей РФ, имеющих ограниченные возможности здоровья.
На протяжении всех занятий участники заполняют дневник, куда вносят записи о происходящих изменениях в себе и соучастников. В конце занятий подростки делают своими руками себе “сундучки” и каждый из участников, пополняет этот “сундучок” положительными качествами хозяина “сундучка”, отмеченными во время тренинга и пожеланиями на будущее. Задача ведущего привлечь внимание к ребенку с ОВЗ, поднять его самооценку и значимость в классе.
Цель:
- Содействовать развитию самосознания подростка через открытие своего внутреннего мира.
- Содействовать развитию толерантности, эмпатии к детям с особыми образовательными потребностями (дети-инвалиды, дети с УО и т.д.).
Задачи:
- Содействие в формировании целостного представления о самом себе, отношения к себе.
- Содействие развитию положительных личностных качеств каждого участника проекта.
- Сплочение классного коллектива.
- Привлечение внимания к трудностям установления контакта и личного развития детей с ОВЗ.
- Содействие в развитии эмпатии, толерантности.
Необходимые материалы: листы бумаги Ф А-4, А-3, ручки, клубок ниток, старые журналы, клей, фломастеры, спокойная музыка.
Частота встреч: 1 раз в неделю
Возраст: 13–15 лет.
Продолжительность одного занятия – 45 минут.
Содержание.
Программа проекта развивающих занятий для подростков “Шаг навстречу” состоит из 12 занятий и направлена на создание благоприятной атмосферы класса и принятия сверстниками учащегося с ОВЗ. В течение всех занятий учащиеся ведут дневник и в итоге готовят “Чемоданчик” с пожеланиями и напутствиями своим одноклассникам.
Занятия проводятся в форме групповых встреч и представляют собой мини-тренинг. Ведущий старается подвести участников к самостоятельному принятию решения или формирования мнения по выявленной проблеме.
Структура занятий:
Ритуал приветствия – создание условий для сплочения участников.
Основное содержание занятия – формирование новых представлений, эмоциональных состояний, поведенческих норм.
Ритуал прощания – обмен чувствами, анализ произошедшего.
В соответствии с задачами каждого конкретного занятия используются разнообразные психологические методы: развивающие упражнения, групповые беседы и дискуссии, рисунки.
Планируемые результаты:
- сплочение классного коллектива;
- развитие эмпатийного отношения к детям с ОВЗ;
- снижение напряженности учащегося с ОВЗ в классном коллективе.
Используемая литература.
- Абрамова Г.С Возрастная психология. Еатеринбург: Деловая книга, 1999
- Аверин А.В. Психология детей и подростков. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998.
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М.: Изд-во “Ось-89”, 1999
- Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. М.: Academia, 2003.
- Малкина-Пых И.Г. “Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 896 с.
- Шагараева Г. И. Программа проект “Моя жизнь” для подростков-воспитанников СОШЗТ.
- http://www.trepsy.net – сайт “Психологические упражнения для тренингов”