Развитие школы в момент перехода к новым государственным стандартам образования должно быть направлено на воспитание обучающихся мотивированных к познанию, владеющих достаточными знаниями, компетенциями и компетентностями, необходимыми для успешной социализации, образования на протяжении жизни, критически мыслящими, готовыми к сотрудничеству и коммуникации, готовыми отвечать за свои действия и их последствия, уважающих закон, справедливость, принимающих ценность личности, человеческой жизни, общества, человечества, любящих свою семью, свой народ, его культуру, открытых к ценностям и традициям других людей и народов, уважающих и принимающих разные мнения и точки зрения, мотивированных к смене социальных ролей, получению нового знания, новым видам деятельности, готовых отстаивать свою точку зрения, понимающих важность сбалансированности умственного, физического и эмоционального развития для себя и окружающих, обладающих навыками самонаблюдения, самоанализа, самооценки, необходимых для определения стратегий личностного развития, и проектирования своего будущего.
Эти требования к выпускнику школы предъявляются в связи быстро изменяющимся миром вокруг нас: меняются политика, уклад современной жизни, технологии, появляются новые потребности, меняются формы и перспективы работы. Сегодня наиболее успешными становятся люди, которые могут за очень короткое время перестроиться и овладеть новыми методами работы, создать уникальный продукт или услугу, предложить нестандартный выход из проблемных ситуаций. Чтобы не превратиться в технологически отсталую страну необходимо быстро находить решения возникающих производственных и научных задач, необходимо применять новые методы и технологии в работе, что привело к распространению проектной и исследовательской деятельности как наиболее востребованной сегодня технологии решения мировых проблем.
Особенность современного образования и физики в частности такова, что объём информации, который осваивает обучающийся, увеличивается с каждым годом. Каждый урок несет в себе все новый объём информации, который ученик должен усвоить (т. е понять, принять и применить). При двух часовом изучении физики времени на осмысление и закрепление изученного практически не остается. Возникает проблема информационной адаптации. Ученик испытывает колоссальные трудности и теряет интерес как к процессу учения и обучения, так и к самому предмету. Поэтому у обучающихся нужно повысить мотивацию познания, оживляя процесс обучения, создавая атмосферу комфортности, сопутствующей успеху и творчеству, сделать учебную деятельность познавательной. С моей точки зрения решить эти вопросы при обучении физике поможет погружение ученика в условия исследователя, первооткрывателя, а непознанного вокруг - целый привычный мир.
Физика – это одна из экспериментальных наук, источником которой являются наблюдения и опыты, и чтобы сделать её более занимательной и интересной, показать, что физика – это совсем не страшно, а очень интересно, необходима организация исследовательской и проектной деятельности на уроке как необходимый фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке. В ребенке любого возраста живёт страсть к открытиям и исследованиям. Им необходимо не столько услышать о каком- то явлении, но и потрогать руками, попробовать создать что-то новое самому. Поэтому исследовательскую и проектную работу на уроках и внеурочное время я рассматриваю как необходимость для повышения мотивации обучения школьников. Например, в 7 классе при изучении темы “Выталкивающая сила. Плавание тел” ученики работают над проектом создания плота, на котором можно с друзьями отправиться в плавание. Для этого каждая группа, исходя из количества участников похода, их массы, веса груза, рассчитывают необходимое количество бревен, способы их крепления и примерную стоимость похода. Защищая свой проект, каждая группа доказывает его состоятельность с точки зрения безопасности плавания и рентабельности подготовки. Создание шлюзов и фонтанов вызывает у семиклассников взрыв фантазии и восторг от того, что сухие формулы и скучные законы позволили создать самим свой не похожий на другие действующий макет. Исследовательская работа по определению дальности полета, высоты подъема, скорости и времени движения созданного своими руками летательного аппарата, доказывает, что ученик с очень слабыми знаниями по физике может сконструировать самолет, который взлетит выше и дальше, так как у него есть навык работы с инструментами и различными материалами, что повышает его самооценку и вызывает уважение в классном коллективе. В 8 классе при изучении темы "Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами”, я предлагаю детям в течение двух - трех дней записывать показания счетчика электрической энергии при полной нагрузке сети, когда одновременно работают несколько электроприборов, в комнатах горит свет даже если в них никого нет, и при экономном расходовании энергии, и рассчитать стоимость потребления электроэнергии в этих двух случаях по действующим тарифам. Потенциал такого урока несравнимо выше, чем при стандартном решении задач из сборника. Познавательный мотив – в этом случае один из главных, так как мы рассматриваем вопрос использования электроэнергии, ее стоимости, необходимости экономить электроэнергию и бюджет семьи. На уроке мы выясняем, что это проблема не только лично для нас, но и для общества и государства.
В старших классах возникает необходимость изучения научных публикаций, монографий, поиск новинок литературы, потому что особую значимость приобретает разработка исследовательских тем “на стыке” наук - физики, химии, биологии, математики. Вся эта работа ведёт к переосмыслению, обогащению и углублению содержания изучаемого предмета, что положительно отражается на учениках, например, в девятом классе, при работе над проектом создания действующей модели ракеты; в десятом классе - исследовании электрических свойств, выращенных самостоятельно кристаллов соли, сахара, медного купороса, мыльного пузыря различных моющих средств; в одиннадцатом классе – при выполнении проектной работы по исследованию, моделированию радиоприемников, источников питания, охране жизни и окружающей среды при использовании атомной энергии. Задания такого характера вызывают у учащихся усиленный интерес, что приводит к глубокому и прочному усвоению знаний. У обучающихся формируются важнейшие компетенции: познавательные, личностные, самообразовательные, социальные.
Использованная литература.
- Арцев М. Н. Учебно-исследовательская работа учащихся : метод. реком. для педагогов и учащихся . Завуч для администрации школ, 2005, № 6.- С. 4–30.
- Гузеев В. В. “Метод проектов” как частный случай интегративной технологии обучения. Директор школы, 1995, № 6.-С. 12-32.
- Даутова О. Б., Крылова О. Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учеб.-метод. пособие для учителей: КАРО,2006. – 176 с.
- Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе. - М.: Просвещение, 2011. – 190 с.
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования .Рос. Акад. Образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 39 с.