Цель: формирование интеллектуальной, речевой, мотивационной готовности к школе.
Задачи:
Коррекционно-образовательные.
- Учить детей четко произносить звук [ж], развивать умение придумывать слова с заданным звуком; последовательно выделять звуки из слов
Коррекционно-развивающие.
- Развивать слуховое восприятие; мелкую и общую моторику; зрительное и слуховое внимание, произвольность внимания; мышление.
Воспитательные.
- Развивать навыки взаимодействия детей в группе, понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Оборудование: карточки с заданиями на каждого ребенка “ подчеркни букву ”, “Лабиринт”, картинки на звук (ж), кружки синего, красного и зеленого цвета для игры “Живые звуки”
I Организационный момент.
Педагог-психолог проводит упражнение “Давайте поздороваемся”.
Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:
- 1 хлопок — здороваемся за руку;
- 2 хлопка — здороваемся плечами;
- 3 хлопка — здороваемся спинами.
Педагог-психолог: “В начале занятия я расскажу и покажу вам продолжение нашей сказки...”
Целый месяц прошел после назначения дежурных помощников. И наши первоклассники старались изо всех сил, чтобы научиться секретам госпожи Аккуратность. У многих это чудесно получалось! Школьники стали очень бережно относиться к своим вещам! У некоторых учеников бережливость стала проявляться слишком сильно и даже обидно для окружающих.
Не бери мой карандаш, ты его сломаешь! — кричал на Зайчонка Лисенок.
А я не дам тебе свою линейку! — отвечал Зайчонок.
Мне не нравится, что ты садишься на мой стульчик, испачкаешь! — ворчала Белочка на Волчонка.
Не прикасайтесь к моему костюмчику! — отгонял от себя своих друзей Медвежонок во время игры.
Учитель Еж наблюдал за этим явлением, недовольно покачивая головой.
— Ребята, вам пора лечиться! — обратился он к школьникам.
Но мы ведь все здоровы! — удивились ученики.
К нам в школу прилетел вирус жадности. Это двоюродная сестра Лени, колдунья Жадность, наверное, прислала его к нам, чтобы всех поссорить.
А что же теперь делать? Как лечиться? — заволновались ребята.
Есть одно средство, про которое мне рассказала фея Доброта, — ответил Еж. — Это добрые поступки, только ведь не все знают, что это такое.
Это когда делаешь что-то приятное своему другу, — предположил Зайчонок.
Или своей маме, — продолжала Белочка.
Или учителю, — тихо произнес Волчонок,
— Или себе, — важно вставил Медвежонок. Все ученики рассмеялись.
— Каждый из вас в чем-то прав! Но не полностью,
а частично! Ведь добрые поступки приятны всем
окружающим и себе тоже, Если мы помогаем другу
обидеть кого-то, то это уже не добрый поступок, а
злой. Если мы отдаем единственную ручку товарищу,
который все позабыл дома, а сами не сможем писать
на уроке, то это тоже не добрый, а глупый поступок.
Поэтому добрые поступки
трудно совершать. Но самый первый шаг на пути к
доброму поступку — это услышать просьбу о
помощи.
А второй шаг? — спросили ребята.
Второй шаг — это стремление помочь, но, предварительно подумав, как это сделать быстро и удобно для всех, — ответил учитель.
— Но как же быть с единственной ручкой? Если другу она нужна, а у меня другой нет, ему следует отказать в помощи? — волновался Волчонок.
— Можно дать ему карандаш, — подумав, ответила Белочка.
Или обратиться вместе с ним к другим ученикам, наверняка есть у кого-то запасная ручка, — предложил свой вариант Лисенок.
А я бы отдал свою единственную ручку другу, а то меня будут считать жадиной, — грустно произнес Зайчонок.
Как вы думаете, ребята, обрадовался бы друг, если бы у Зайца из-за него были неприятности? — спросил учитель.
Если он настоящий друг, то сам откажется от такой жертвы, — ответил Медвежонок. Все ученики задумались.
Но как же быть с Жадностью? — задал вопрос Зайчонок.
Если каждый из вас будет думать о добрых поступках и стремиться их совершать, то Жадность быстро исчезнет и вы будете снова здоровыми, — ответил ученикам Еж.
Но я очень беспокоюсь за свои вещи, потому что тружусь, стараюсь, а вдруг кто-нибудь сломает или потеряет, — волновалась Белочка.
Это называется бережливостью, а не жадностью, — объяснил учитель. — Но если к вам обратились с просьбой и вы делитесь своими дорогими и любимыми вещами, попросите быть аккуратными с ними, и вашу просьбу тоже выполнят.
А если не выполнят, сломают, например, нечаянно? — беспокоилась Белочка.
— Тогда вспомним наше правило: “Кто ломает, тот и чинит. Кто теряет — покупает”, — напомнил всем Волчонок.
—Да чуть не забыл, чтобы вылечиться от жадности, старайтесь каждый день совершать не менее трех добрых поступков! Так мне сказала фея, — вспомнил учитель.
—А делиться угощеньями — это тоже добрый поступок? — спросил Волчонок.
— Конечно! И мы продолжим наш разговор о добрых поступках, а сейчас нам пора завтракать!— ответил учитель.
После того как дети прослушали сказку, ведущий просит их поделиться впечатлениями от услышанного.
Педагог-психолог: А теперь наш волшебный колокольчик приглашает нас на занятие в лесную школу.
II Основная часть.
Учитель-логопед: Давайте, ребята вспомним наше правило:
Говорим всегда красиво, смело и неторопливо
Ясно, четко говорим, потому что не спешим! А чтобы наш язычок хорошо разговаривал, давайте с ним поиграем.
Артикуляционная гимнастика. Каждое упражнение выполняем по 5 раз. “Окошко”, “Чашечка”, “Почистим верхние зубки” “Грибок”.
Уточнение артикуляции звука (ж). Буква Ж.
Сегодня мы с вами познакомимся со звуком (ж) и буквой Ж. Давайте сделаем губы “окошком”, язык “чашечкой” и произнесем звук (Ж). Определите какой это звук (согласный, потому что не поётся, звонкий, потому что горло работает, а не “спит”, твёрдый непарный).
Звуковой анализ слов. Дидактическая игра “Найди жужжащую картинку” На доске картинки, ребятам надо назвать только те, при произношении которых язычок жужжит.
Дидактическая игра “Ушки - послушки” Подпрыгни когда услышишь звук (ж).
Дидактическая игра “Живые звуки” слов жук, кожа.
Педагог-психолог (психогимнастика “Пчелки”).
Вечером пчелки собрались на полянке и уснули. (Дети садятся на корточки, “засыпают”). Утром пчелки все проснулись (встают, протирают глаза).
Улыбнулись, потянулись (улыбаются, потягиваются)
Раз - росой они умылись (умываются)
Два - изящно покружились (кружатся)
Три - нагнулись и присели
на четыре полетели (летают и жужжат).
Жужжание. - Это к нам пчелы прилетели, но потеряли цветы, с которых собирали нектар.
Упражнение “Найди каждой пчелке свой цветочек” (детям предлагается помочь каждой пчелке найти свой цветочек).
Учитель-логопед:
Знакомство с буквой Ж.
Согласный, звонкий твёрдый звук (ж) обозначается буквой Ж.
- На что похожа эта буква?
- Из каких элементов состоит буква Ж?
- Давайте напишем её в воздухе, обведем пальчиком по наждачной бумаге
Самостоятельная работа в тетрадях печатание большой и маленькой буквы Ж.
Откройте тетради, возьмите простые карандаши, обведите по точкам букву Ж, самостоятельно через клеточку напишите букву до конца строчки.
Педагог-психолог: Перемена, перемена! Давайте на переменке поиграем в игру “ Пожалуйста”.
Игра заключается в том, что когда водящий говорит слово “пожалуйста”, дети выполняют действия, когда водящий просит ребят выполнить действие, но не произносит слово “пожалуйста”, дети не должны выполнять его, кто сбивается и выполняет неправильно выходит из игры.
- А теперь звенит звонок продолжается урок.
Педагог-психолог проводит упражнение “Подчеркни букву “Ж””.
(детям раздаются листы с заданием).
В ж л ю ф ш б ж л э ф ё ш н э ы ж м э ф с ш н ж и ф л ж ф и с э ф н ш о ф ч э ж о ю ф ш с ж э н ш ы ж э ф ч ш т э о з ш а ж ф ж с ж ш и ф н о э ю н е ж э т ф д э с ж т ж э е ф ж в н ж ф ы ш э б ж и ш ф б ш э у э д ф ш т ж о т ф в э ш ж л к р с ф а ш н э к а ф ш ж т и ж х э и ф ш ж о ш п ф э р у д ш ж э б а л к ф о н э ф с к ш б ж ф а л э к ж э м о ж э н ф ш и э ж х ж ф о б
III Итог занятия.
Учитель- логопед: С каким звуком познакомились? Что было трудно? Что интересно?
Педагог-психолог: “А теперь встаньте в круг, возьмитесь за руки и давайте поиграем в "Доброе животное", (тихим таинственным голосом говорит)
Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох - 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе.
Спасибо всем!