Технология "Критическое мышление": о сложных методах и стратегиях технологии

Разделы: Общепедагогические технологии


В 2014 году я участвовала в муниципальном этапе конкурса “Учитель года России”. Надо честно сказать, что было тяжело. Не хватало времени на семью, на подготовку к урокам, моральный фактор тоже играл свою роль. Объём мероприятий для конкурсанта состоял из:

  1. Самопредставление
  2. Урок с метапредметным подходом
  3. Самоанализ урока
  4. Классный час
  5. Родительское собрание
  6. Опыт работы
  7. Мастер-класс

И всё это за два дня. Но, пожалуй, самое тяжелое было, это грамотно обобщить свой опыт работы. Я с 2010 году практикую методы работы с использованием технологии “Критическое мышление”. Вот решила обобщить свой опыт именно по теме “Формирование ключевых компетенций методами и приёмами технологии “Критическое мышление”. Представляю не свой опыт работы, а тот материал, который лег в основу обобщения опыта

Положительные стороны технологии “Критическое мышление”:

  • учащиеся учатся оценивать, анализировать информацию и делать выводы;
  • технология даёт учащимся возможность размышлять;
  • способствует активности учащихся в учебном процессе;
  • учатся работать в группах и парах, развиваются творческие навыки;
  • повышается интерес к процессу обучения;
  • развивается способность к информационной грамотности и самостоятельной аналитической деятельности, умение работать с большим объёмом информации;
  • принимаются любые аргументы, идеи, факты, предположения, т.е. дети не боятся высказывать своё мнение и быть высмеянным;
  • сами могут себя оценить и проверить;
  • разнообразие приёмов, которые педагог может варьировать;
  • вырабатывают собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений.

Именно, эта технология, по – мнению педагогов,   способствует развитие всех учебных универсальных действий.

Распространённые методические приёмы и стратегии технологии “Критическое мышление”:

  • мозговой штурм;
  • кластер;
  • маркировочная таблица;
  • синквейн;
  • взаимообучение;
  • граф – схема;
  • разработки самостоятельных  занятий;
  • двойные дневники;
  • оставьте за мной  последнее слово;
  • эссе.

Планируемые результаты:

  • повышение мотивации и эффективности  учебной деятельности учащихся;
  • создание условий для успешной социализации, развитие навыков критического мышления;
  • развитие интереса к творчеству;
  • формирование навыков сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками.

Метод “Шесть шляп”

Если наше дело – в шляпе,
Если наше тело – в шляпе,
Если даже мысли – в шляпе,
Значит, в шляпе-то – вся суть!

  “Шесть шляп мышления”— один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу.

В основе данного метода лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основано на дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии. Параллельное мышление — это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.  Обычно, когда мы пытаемся думать над решением практической задачи, мы сталкиваемся с несколькими трудностями. 

  • Во-первых,  мы часто вообще не склонны думать над решением,  вместо этого ограничиваясь эмоциональной реакцией, которая предопределяет наше дальнейшее поведение. 
  • Во-вторых, мы испытываем неуверенность,  не зная, с чего начать и что делать. 
  • В-третьих,   мы пытаемся одновременно удерживать в уме всю информацию, быть логичными, следить, чтобы наши собеседники были логичными, быть конструктивными, и всё это обычно не вызывает ничего, кроме путаницы и смятения.
  • Чтобы методика лучше запоминалась, нужен был яркий образ. Эдвард де Боно решил связать типы мышления с цветными шляпами. Дело в том, что в английском языке шляпа обычно ассоциируется с видом деятельности — шляпа кондуктора.

Словосочетание  "надеть чью-либо шляпу" означает заниматься   конкретной    деятельностью.

Человек, мысленно надевая шляпу определенного цвета, выбирает в данный момент тип мышления, который с ней ассоциируется. 

Шляпу легко надеть и снять, кроме того, шляпы указывают на роль. “Примеряя” на себя шляпу определённого цветы, мы учимся думать в заданном направлении. Смена шляп приучает видеть один и тот же предмет с разных позиций, в результате чего складывается наиболее полная картина.

Белая шляпа используется    для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить. Белая шляпа учит человека работать только с конкретными фактами, цифрами, событиями. Благодаря ей можно стать беспристрастным, освободиться от эмоций, которые, как известно, “туманят разум”. 

  • Какой мы обладаем информацией?
  • Какая нам нужна информация?

Красная шляпа: чувства и интуиция.

В режиме красной шляпы у участников появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Красная шляпа дает возможность человеку увидеть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках. Тем самым создаются условия для регулирования эмоций, благодаря чему они больше не будут мешать работе. 

Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

Черная шляпа: критика.

Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Черная шляпа помогает человеку увидеть все негативные стороны события, явления, проблемы, она позволяет оценить риски. 

  • Правда ли это?
  • Сработает ли это?
  • В чем недостатки?
  • Что здесь неправильно?

Желтая шляпа: логический позитив.

Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Желтая шляпа помогает раскрыть ресурсы, положительные стороны ситуации, увидеть “плюсы” ситуации, явления, проблемы. 

  • Почему это стоит сделать?
  • Каковы преимущества?
  • Почему это можно сделать?
  • Почему это сработает?

Зеленая шляпа: креативность.

Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, ищем альтернативы, исследуем возможности. Зеленая шляпа актуализирует творческое мышление человека, позволяет осуществлять нестандартный подход к решению задачи, искать новые способы и приемы. 

  • Каковы некоторые из возможных решений и действий?
  •  Каковы альтернативы?

Синяя шляпа: управление процессом

Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале работы для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели. Синяя шляпа помогает человеку находить смысл в том, что он делает, продуктивно управлять процессом мышления, обобщать накопленный опыт, вписывать проблему в контекст глобальных событий в экономике, политике, мироустройстве; философски осмыслять события и явления, понимая, что одна проблема есть проявление более общих механизмов и сил, действующих во Вселенной... 

  • Чего мы достигли?
  • Что нужно сделать дальше?

 Преимущества

Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее   красочным и    увлекательным способом управления своим   мышлением.

Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять. Использование данного метода уроках развивает у обучающихся способность структурировать информацию.

 Метод позволяет избежать путаницы, поскольку только один тип мышления используется всей группой в определенный промежуток времени. Метод признает значимость всех компонентов работы над проектом — эмоций, фактов, критики, новых идей, и включает их в работу в нужный момент.

Метод позволяет сделать урок красочным и увлекательным.

Метод можно использовать на любом уровне сложности. Шляпы тоже необязательно использовать всех цветов.

Метод признаёт значимость всех компонентов - эмоций, фактов, критики, новых идей – и включает их в работу в нужный момент.

Фишбон

Диаграмма Ишикавы – диаграмма рыбного скелета (fishbone diagram).

С его помощью можно в явлении различать составные части, в событиях выделять причины и последствия, аргументировать ответ и подтверждать его примерами. Основой для выполнения работы по схеме является проблема, содержащаяся в тексте или рассказе учителя. Её записывают в "голове” "фишбоуна”, а вывод, получаемый по ходу работы, записывается в "хвосте”.

Технология работы со схемой “Фишбон”

  • Индивидуальный путь
  • У всех учащихся одинаковое задание.
  • Знакомство с материалом и      составление схемы происходит индивидуально.
  • На этапе рефлексии возможен обмен мнениями, добавления в составленную индивидуально схему, суммирование информации в единую схему, представленную на доске.

Парная или групповая работа

  • Каждая из групп получает  своё задание;

Происходит обмен информацией между группами, в результате чего появляется обща схема “Фишбоун”;

Группы рассказывают о проделанной работе, дополняя друг друга.

Использование приема “Фишбон” возможно при большом количестве информации. При этом возможно дробление информации на смысловые части, которые дополняют друг друга. Содержащаяся в этих частях информация не сравнивается, а суммируется для более полного анализа и оценки.

Затруднения педагогов,  работающих по технологии “Критическое мышление”:

  1. Реализовать полностью урок в данной технологии   в рамках классно- урочной системы очень сложно, не хватает времени.
  2. Не все дети способны работать с большим объёмом информации.
  3. Технология не всегда эффективна в слабых классах
  4. С технологией нужно подробно ознакомиться, посетить уроки коллег.
  5. Неправильное понимание стратегий и методов.
  6. Непринятие некоторых приёмов детьми.
  7. В технологии огромное количество приёмов – затруднение в выборе.
  8. Сложность в подборе материала
  9. Маленькая наполняемость детей в классах может тормозить внедрение технологии.
  10. Большие временные затраты при подготовке к урокам