В 2014 году я участвовала в муниципальном этапе конкурса “Учитель года России”. Надо честно сказать, что было тяжело. Не хватало времени на семью, на подготовку к урокам, моральный фактор тоже играл свою роль. Объём мероприятий для конкурсанта состоял из:
- Самопредставление
- Урок с метапредметным подходом
- Самоанализ урока
- Классный час
- Родительское собрание
- Опыт работы
- Мастер-класс
И всё это за два дня. Но, пожалуй, самое тяжелое было, это грамотно обобщить свой опыт работы. Я с 2010 году практикую методы работы с использованием технологии “Критическое мышление”. Вот решила обобщить свой опыт именно по теме “Формирование ключевых компетенций методами и приёмами технологии “Критическое мышление”. Представляю не свой опыт работы, а тот материал, который лег в основу обобщения опыта
Положительные стороны технологии “Критическое мышление”:
- учащиеся учатся оценивать, анализировать информацию и делать выводы;
- технология даёт учащимся возможность размышлять;
- способствует активности учащихся в учебном процессе;
- учатся работать в группах и парах, развиваются творческие навыки;
- повышается интерес к процессу обучения;
- развивается способность к информационной грамотности и самостоятельной аналитической деятельности, умение работать с большим объёмом информации;
- принимаются любые аргументы, идеи, факты, предположения, т.е. дети не боятся высказывать своё мнение и быть высмеянным;
- сами могут себя оценить и проверить;
- разнообразие приёмов, которые педагог может варьировать;
- вырабатывают собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений.
Именно, эта технология, по – мнению педагогов, способствует развитие всех учебных универсальных действий.
Распространённые методические приёмы и стратегии технологии “Критическое мышление”:
- мозговой штурм;
- кластер;
- маркировочная таблица;
- синквейн;
- взаимообучение;
- граф – схема;
- разработки самостоятельных занятий;
- двойные дневники;
- оставьте за мной последнее слово;
- эссе.
Планируемые результаты:
- повышение мотивации и эффективности учебной деятельности учащихся;
- создание условий для успешной социализации, развитие навыков критического мышления;
- развитие интереса к творчеству;
- формирование навыков сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками.
Метод “Шесть шляп”
Если наше дело – в шляпе,
Если наше тело – в шляпе,
Если даже мысли – в шляпе,
Значит, в шляпе-то – вся суть!
“Шесть шляп мышления”— один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу.
В основе данного метода лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основано на дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии. Параллельное мышление — это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют. Обычно, когда мы пытаемся думать над решением практической задачи, мы сталкиваемся с несколькими трудностями.
- Во-первых, мы часто вообще не склонны думать над решением, вместо этого ограничиваясь эмоциональной реакцией, которая предопределяет наше дальнейшее поведение.
- Во-вторых, мы испытываем неуверенность, не зная, с чего начать и что делать.
- В-третьих, мы пытаемся одновременно удерживать в уме всю информацию, быть логичными, следить, чтобы наши собеседники были логичными, быть конструктивными, и всё это обычно не вызывает ничего, кроме путаницы и смятения.
- Чтобы методика лучше запоминалась, нужен был яркий образ. Эдвард де Боно решил связать типы мышления с цветными шляпами. Дело в том, что в английском языке шляпа обычно ассоциируется с видом деятельности — шляпа кондуктора.
Словосочетание "надеть чью-либо шляпу" означает заниматься конкретной деятельностью.
Человек, мысленно надевая шляпу определенного цвета, выбирает в данный момент тип мышления, который с ней ассоциируется.
Шляпу легко надеть и снять, кроме того, шляпы указывают на роль. “Примеряя” на себя шляпу определённого цветы, мы учимся думать в заданном направлении. Смена шляп приучает видеть один и тот же предмет с разных позиций, в результате чего складывается наиболее полная картина.
Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить. Белая шляпа учит человека работать только с конкретными фактами, цифрами, событиями. Благодаря ей можно стать беспристрастным, освободиться от эмоций, которые, как известно, “туманят разум”.
- Какой мы обладаем информацией?
- Какая нам нужна информация?
Красная шляпа: чувства и интуиция.
В режиме красной шляпы у участников появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Красная шляпа дает возможность человеку увидеть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках. Тем самым создаются условия для регулирования эмоций, благодаря чему они больше не будут мешать работе.
Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
Черная шляпа: критика.
Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Черная шляпа помогает человеку увидеть все негативные стороны события, явления, проблемы, она позволяет оценить риски.
- Правда ли это?
- Сработает ли это?
- В чем недостатки?
- Что здесь неправильно?
Желтая шляпа: логический позитив.
Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Желтая шляпа помогает раскрыть ресурсы, положительные стороны ситуации, увидеть “плюсы” ситуации, явления, проблемы.
- Почему это стоит сделать?
- Каковы преимущества?
- Почему это можно сделать?
- Почему это сработает?
Зеленая шляпа: креативность.
Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, ищем альтернативы, исследуем возможности. Зеленая шляпа актуализирует творческое мышление человека, позволяет осуществлять нестандартный подход к решению задачи, искать новые способы и приемы.
- Каковы некоторые из возможных решений и действий?
- Каковы альтернативы?
Синяя шляпа: управление процессом.
Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале работы для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели. Синяя шляпа помогает человеку находить смысл в том, что он делает, продуктивно управлять процессом мышления, обобщать накопленный опыт, вписывать проблему в контекст глобальных событий в экономике, политике, мироустройстве; философски осмыслять события и явления, понимая, что одна проблема есть проявление более общих механизмов и сил, действующих во Вселенной...
- Чего мы достигли?
- Что нужно сделать дальше?
Преимущества
Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением.
Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять. Использование данного метода уроках развивает у обучающихся способность структурировать информацию.
Метод позволяет избежать путаницы, поскольку только один тип мышления используется всей группой в определенный промежуток времени. Метод признает значимость всех компонентов работы над проектом — эмоций, фактов, критики, новых идей, и включает их в работу в нужный момент.
Метод позволяет сделать урок красочным и увлекательным.
Метод можно использовать на любом уровне сложности. Шляпы тоже необязательно использовать всех цветов.
Метод признаёт значимость всех компонентов - эмоций, фактов, критики, новых идей – и включает их в работу в нужный момент.
Фишбон
Диаграмма Ишикавы – диаграмма рыбного скелета (fishbone diagram).
С его помощью можно в явлении различать составные части, в событиях выделять причины и последствия, аргументировать ответ и подтверждать его примерами. Основой для выполнения работы по схеме является проблема, содержащаяся в тексте или рассказе учителя. Её записывают в "голове” "фишбоуна”, а вывод, получаемый по ходу работы, записывается в "хвосте”.
Технология работы со схемой “Фишбон”
- Индивидуальный путь
- У всех учащихся одинаковое задание.
- Знакомство с материалом и составление схемы происходит индивидуально.
- На этапе рефлексии возможен обмен мнениями, добавления в составленную индивидуально схему, суммирование информации в единую схему, представленную на доске.
Парная или групповая работа
- Каждая из групп получает своё задание;
Происходит обмен информацией между группами, в результате чего появляется обща схема “Фишбоун”;
Группы рассказывают о проделанной работе, дополняя друг друга.
Использование приема “Фишбон” возможно при большом количестве информации. При этом возможно дробление информации на смысловые части, которые дополняют друг друга. Содержащаяся в этих частях информация не сравнивается, а суммируется для более полного анализа и оценки.
Затруднения педагогов, работающих по технологии “Критическое мышление”:
- Реализовать полностью урок в данной технологии в рамках классно- урочной системы очень сложно, не хватает времени.
- Не все дети способны работать с большим объёмом информации.
- Технология не всегда эффективна в слабых классах
- С технологией нужно подробно ознакомиться, посетить уроки коллег.
- Неправильное понимание стратегий и методов.
- Непринятие некоторых приёмов детьми.
- В технологии огромное количество приёмов – затруднение в выборе.
- Сложность в подборе материала
- Маленькая наполняемость детей в классах может тормозить внедрение технологии.
- Большие временные затраты при подготовке к урокам