Интегрированная НОД по формированию элементарных математических представлений и основ грамоты

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи НОД:

Развивающие:

  • Создать условия для развития логического мышления.
  • Развивать социальные навыки: умение работать индивидуально и в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнера.

Образовательные:

  • Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке, называть соседей числа.
  • Закрепить представления о составе чисел 7 и 8 из двух меньших чисел.
  • Закрепить умение составлять и решать простые арифметические задачи
  • Закрепить умение пользоваться силой и высотой голоса, изменять темп и интонацию речи;
  • Упражнять в умении выделять первый и последний согласный звук в словах
  • Закрепить умение определять позицию заданного звука в словах (начало, середина, конец)
  • Упражнять в подборе слов – антонимов
  • Совершенствовать навыки звукового анализа;
  • Учить высказывать и обосновывать свои ответы, строить простейшие умозаключения

Воспитательные:

  • Формировать навыки взаимо- и самоконтроля, самооценки.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе, в паре.

Методические приёмы: напоминание, указание, вопросы, индивидуальные и хоровые ответы детей.

Предварительная работа:

Отгадывание загадок, решение логических и арифметических задач, выполнение звукового анализа слов, выделение звука из состава слова, определение позиции звука в словах, чтение сказки Катаева “Цветик-семицветик”

Оборудование: магнитная доска.

Демонстрационный материал: цветок “Цветик-семицветик”, дома под номером 7 и 8, мяч.

Раздаточный материал: цифры от 0 до 9, математические знаки для решения арифметических задач, карточки с арифметическими задачами, предметные картинки, звуковые линейки и фишки – символы звуков

Эмоциональный настрой на работу

Воспитатель:

Дружно встали все мы в круг?
Никому не тесно?
По секрету вам скажу: “Будет интересно!”
Будем мы считать, играть,
слова по звукам разбирать.

Воспитатель:

Сегодня занятие у нас будет необычным,  я приглашаю Вас в сказку.

А вот в какую вы узнаете, отгадав мою загадку.

Педагог загадывает детям загадку:

Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок.
Удивительной раскраски,
Он волшебный, он из сказки (Цветик-cемицветик)

Воспитатель: Почему цветок назвали “Цветиком-семицветиком”? В чем волшебная сила этого цветка?

Воспитатель: Ребята, а какие еще вы знаете сказки с числом 7?

(“Волк и семеро козлят”, “Белоснежка и 7 гномов”, “Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях” и.д.).

Воспитатель: Ребята, число семь встречается не только в сказках, но и в пословицах и крылатых выражениях. Вспомните их.

  • (“Семеро одного не ждут”,
  • “Семь раз отмерь – один раз отрежь”,
  • “Семь бед – один ответ”,
  • “На седьмом небе от счастья”).

Воспитатель: Ребята, у нас тоже есть цветик – семицветик, его нам прислала девочка Женя из сказки. Последний лепесток цветика - семицветика потерял свою волшебную силу, и Женя не может помочь мальчику Вите. Чтобы волшебная сила восстановилась, вы должны выполнить задания на шести лепестках.

Воспитатель: Оторвём первый лепесток и произнесем волшебные слова:

Лети, лети, лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы мы справились с 1 заданием

1 Задание “Разминка для ума”

- Посчитай от 10 до 1

- Назови соседей числа 6, 4.

- Я задумала число оно больше 4, но меньше 6; больше 7, но меньше 9.

- Какое число больше, чем 6 на 1?

- Какой день недели я пропустила понедельник, вторник, ..., четверг, пятница и т.д?

- Назови число, следующее за числом 1, 2, 3;

- Какое число идет при счете перед числом 4, 3, 2;

- Какое число стоит между числами 1 и 3, 2 и 4.

Воспитатель: Оторвём второй лепесток. А мы ребята, все вместе произнесем волшебные слова громко...

2 задание “Засели домики числами”.

На улице, где живет девочка Женя очень много домов: если в доме 4 этажа, то это дом... (четырёхэтажный), 6 этажей...(шестиэтажный) и т.д. Как одним словом назвать дома из 6, 7, 8 этажей – (многоэтажные), а если в доме один этаж – (одноэтажный).

Помогите расселить жильцов в дома под номерами 7 и 8. В квартирах слева уже живут жильцы, добавьте жильцов в квартиры справа так, чтобы вместе на одном этаже было равно тому числу какой номер у дома.

Для этой работы давайте разделимся на 2 команды, а помогут нам в этом кирпичики – лего. Возьмите по одному кирпичику – лего. У кого кирпичик желтого цвета станьте от меня по правую руку, у кого кирпичик синего цвета по левую руку. Итак, у нас две команды. На столе лежат цифры, возьмите по одной цифре и расселите цифры по квартирам.

После выполнения команды проверяют друг у друга задание.

3  
6  
2  
5  
7  
1  
4  

2  
5  
1  
3  
6  
4  

Воспитатель: Оторвём третий лепесток. А мы ребята, все вместе произнесем волшебные слова тихо...

3 Задание “Реши задачу”

Воспитатель: Чтобы выполнить следующее задание вам надо разделиться на пары. В этом нам опять помогут кирпичики – лего. Возьмите по одному кирпичику - лего. Найдите свою пару... (по кирпичикам одинакового цвета).

На карточках нарисованы задачи. Составьте и решите задачи с помощью цифр и математических знаков.

После решения задач, дети осуществляют взаимопроверку.

Физкультминутка “Полезная зарядка”

Вот полезная зарядка.
Выполняйте по порядку:
Встаньте прямо, улыбнитесь.
Выше, выше потянитесь.
Свои плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели встали, сели встали
Вы надеюсь не устали?
Надо вам спокойно встать
И спокойно подышать.

Воспитатель: Я предлагаю вам взять наши круглые подушечки и сесть (садятся на пуфики). Оторвём четвёртый лепесток и произнесем волшебные слова быстро....

Ребята, скажите, кто сейчас сидит самый первый? Последний? (ответы детей)

Так и звуки в словах, могут стоять в начале, а могут в конце. Я предлагаю вам поиграть в игру..

4 Задание “Игра с мячом”

Воспитатель кидает мяч каждому ребёнку по очереди и называет слово. В первом круге дети выделяют первый звук, во втором – последний)

(Слова: ПАРК, ДОМ, ТОЧКА, КОШКА, ГОД, БОЧКА, ШУБА, СОМ, ЖАБА, ЗОНТ

МАК, ДОМ, ПАР, СОН, КОМПОТ, ДРУГ, КОВШ, НАСОС, ЗАБОР, ЗАМОК...)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Пришла пора сорвать пятый лепесток.

(ребёнок отрывает его) А мы с ребятами произнесем волшебные слова медленно.....

Чтобы выполнить это задание, я предлагаю вам выбрать по одной картинке со стола и сесть на своё место.

Во названии ваших картинок есть звук “р”, с которым мы знакомились на прошлых занятиях. Нам нужно заселить картинки в домик. (на доске нарисован домик с тремя окошками). Но сначала нужно обозначить звук фишкой. Какую фишку я должна взять? (синюю) Почему? (звук согласный) Почему он согласный? (есть преграда) А что мы ещё знаем о звуке “р”? (он твёрдый, звонкий) Как можно узнать, что звук звонкий? (приложить ладонь к горлу)

5 Задание “Рассели жильцов в домик”

Итак, в первом окошке будут жить картинки, в которых звук “Р” в начале слова, во – втором – где звук в середине, и в – третьем, где звук “Р” спрятался в конце. Я предлагаю вам каждому по очереди подойти к доске, красиво и чётко назвать картинку и разместить в нужном окошке. (дети выполняют задание)

Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли мы расселили жильцов. (логопед называет картинки, выделяя голосом звук “р”, в случае ошибки, переселяют слово, объясняя почему)

Воспитатель: А теперь оторвём шестой по счёту лепесток. А мы ребята, давайте произнесем волшебные слова нараспев...

Чтобы выполнить это задание, нам нужно пересесть за столы.

Ребята, вспомните сказку “Цветик-семицветик”. Какое желание загадала девочка Женя, оторвав последний лепесток? (помогла Вите) Как мы можем назвать человека, который всегда придёт на помощь и не оставит в беде? (друг)

Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг
Мне поможет верный... (Друг.)

6 Задание “Звуковой анализ”

А теперь возьмите фишки и звуковые линеечки и составьте схему слова “ДРУГ”

(затем один ребёнок выполняет задние на доске, остальные проводят взаимопроверку)

Воспитатель: Ребята, а что или кто может быть добрым? (люди, поступки, слова)

Я сейчас назову вам слова, а вы ответите мне словом, с добрым значением.

Игра “Наоборот”

  • Злой – добрый
  • Грубый – ласковый
  • Отнять – отдать, подарить
  • Поругать – похвалить
  • Сломать - починить
  • Плохой – хороший
  • Ленивый – трудолюбивый
  • Жадный – щедрый
  • Обидеть – защитить
  • Грустный – весёлый

Воспитатель: Остался у нас ребята один – единственный лепесток.

- Мы сегодня с вами на отлично выполнили все задания, и поэтому мы вернули цветику – семицветику его волшебную силу. Я предлагаю сорвать последний лепесток, и произнести волшебные слова с радостью, выражением.....

А сейчас каждый из вас может загадать своё желание, только не вслух, а про себя. Это желание может быть не только для вас, но и для ваших друзей, близких, вашей семьи. И если оно на самом деле доброе и от всего сердца, оно обязательно сбудется.

- Ребята, какое задание вам понравилось больше всего? (ответы детей)