Задачи НОД:
Развивающие:
- Создать условия для развития логического мышления.
- Развивать социальные навыки: умение работать индивидуально и в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнера.
Образовательные:
- Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке, называть соседей числа.
- Закрепить представления о составе чисел 7 и 8 из двух меньших чисел.
- Закрепить умение составлять и решать простые арифметические задачи
- Закрепить умение пользоваться силой и высотой голоса, изменять темп и интонацию речи;
- Упражнять в умении выделять первый и последний согласный звук в словах
- Закрепить умение определять позицию заданного звука в словах (начало, середина, конец)
- Упражнять в подборе слов – антонимов
- Совершенствовать навыки звукового анализа;
- Учить высказывать и обосновывать свои ответы, строить простейшие умозаключения
Воспитательные:
- Формировать навыки взаимо- и самоконтроля, самооценки.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе, в паре.
Методические приёмы: напоминание, указание, вопросы, индивидуальные и хоровые ответы детей.
Предварительная работа:
Отгадывание загадок, решение логических и арифметических задач, выполнение звукового анализа слов, выделение звука из состава слова, определение позиции звука в словах, чтение сказки Катаева “Цветик-семицветик”
Оборудование: магнитная доска.
Демонстрационный материал: цветок “Цветик-семицветик”, дома под номером 7 и 8, мяч.
Раздаточный материал: цифры от 0 до 9, математические знаки для решения арифметических задач, карточки с арифметическими задачами, предметные картинки, звуковые линейки и фишки – символы звуков
Эмоциональный настрой на работу
Воспитатель:
Дружно встали все мы в круг?
Никому не тесно?
По секрету вам скажу: “Будет интересно!”
Будем мы считать, играть,
слова по звукам разбирать.
Воспитатель:
Сегодня занятие у нас будет необычным, я приглашаю Вас в сказку.
А вот в какую вы узнаете, отгадав мою загадку.
Педагог загадывает детям загадку:
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок.
Удивительной раскраски,
Он волшебный, он из сказки (Цветик-cемицветик)
Воспитатель: Почему цветок назвали “Цветиком-семицветиком”? В чем волшебная сила этого цветка?
Воспитатель: Ребята, а какие еще вы знаете сказки с числом 7?
(“Волк и семеро козлят”, “Белоснежка и 7 гномов”, “Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях” и.д.).
Воспитатель: Ребята, число семь встречается не только в сказках, но и в пословицах и крылатых выражениях. Вспомните их.
- (“Семеро одного не ждут”,
- “Семь раз отмерь – один раз отрежь”,
- “Семь бед – один ответ”,
- “На седьмом небе от счастья”).
Воспитатель: Ребята, у нас тоже есть цветик – семицветик, его нам прислала девочка Женя из сказки. Последний лепесток цветика - семицветика потерял свою волшебную силу, и Женя не может помочь мальчику Вите. Чтобы волшебная сила восстановилась, вы должны выполнить задания на шести лепестках.
Воспитатель: Оторвём первый лепесток и произнесем волшебные слова:
Лети, лети, лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть, по-моему, вели.
Вели, чтобы мы справились с 1 заданием
1 Задание “Разминка для ума”
- Посчитай от 10 до 1
- Назови соседей числа 6, 4.
- Я задумала число оно больше 4, но меньше 6; больше 7, но меньше 9.
- Какое число больше, чем 6 на 1?
- Какой день недели я пропустила понедельник, вторник, ..., четверг, пятница и т.д?
- Назови число, следующее за числом 1, 2, 3;
- Какое число идет при счете перед числом 4, 3, 2;
- Какое число стоит между числами 1 и 3, 2 и 4.
Воспитатель: Оторвём второй лепесток. А мы ребята, все вместе произнесем волшебные слова громко...
2 задание “Засели домики числами”.
На улице, где живет девочка Женя очень много домов: если в доме 4 этажа, то это дом... (четырёхэтажный), 6 этажей...(шестиэтажный) и т.д. Как одним словом назвать дома из 6, 7, 8 этажей – (многоэтажные), а если в доме один этаж – (одноэтажный).
Помогите расселить жильцов в дома под номерами 7 и 8. В квартирах слева уже живут жильцы, добавьте жильцов в квартиры справа так, чтобы вместе на одном этаже было равно тому числу какой номер у дома.
Для этой работы давайте разделимся на 2 команды, а помогут нам в этом кирпичики – лего. Возьмите по одному кирпичику – лего. У кого кирпичик желтого цвета станьте от меня по правую руку, у кого кирпичик синего цвета по левую руку. Итак, у нас две команды. На столе лежат цифры, возьмите по одной цифре и расселите цифры по квартирам.
После выполнения команды проверяют друг у друга задание.
3 6 2 5 7 1 4
2 5 1 3 6 4
Воспитатель: Оторвём третий лепесток. А мы ребята, все вместе произнесем волшебные слова тихо...
3 Задание “Реши задачу”
Воспитатель: Чтобы выполнить следующее задание вам надо разделиться на пары. В этом нам опять помогут кирпичики – лего. Возьмите по одному кирпичику - лего. Найдите свою пару... (по кирпичикам одинакового цвета).
На карточках нарисованы задачи. Составьте и решите задачи с помощью цифр и математических знаков.
После решения задач, дети осуществляют взаимопроверку.
Физкультминутка “Полезная зарядка”
Вот полезная зарядка.
Выполняйте по порядку:
Встаньте прямо, улыбнитесь.
Выше, выше потянитесь.
Свои плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели встали, сели встали
Вы надеюсь не устали?
Надо вам спокойно встать
И спокойно подышать.
Воспитатель: Я предлагаю вам взять наши круглые подушечки и сесть (садятся на пуфики). Оторвём четвёртый лепесток и произнесем волшебные слова быстро....
Ребята, скажите, кто сейчас сидит самый первый? Последний? (ответы детей)
Так и звуки в словах, могут стоять в начале, а могут в конце. Я предлагаю вам поиграть в игру..
4 Задание “Игра с мячом”
Воспитатель кидает мяч каждому ребёнку по очереди и называет слово. В первом круге дети выделяют первый звук, во втором – последний)
(Слова: ПАРК, ДОМ, ТОЧКА, КОШКА, ГОД, БОЧКА, ШУБА, СОМ, ЖАБА, ЗОНТ
МАК, ДОМ, ПАР, СОН, КОМПОТ, ДРУГ, КОВШ, НАСОС, ЗАБОР, ЗАМОК...)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Пришла пора сорвать пятый лепесток.
(ребёнок отрывает его) А мы с ребятами произнесем волшебные слова медленно.....
Чтобы выполнить это задание, я предлагаю вам выбрать по одной картинке со стола и сесть на своё место.
Во названии ваших картинок есть звук “р”, с которым мы знакомились на прошлых занятиях. Нам нужно заселить картинки в домик. (на доске нарисован домик с тремя окошками). Но сначала нужно обозначить звук фишкой. Какую фишку я должна взять? (синюю) Почему? (звук согласный) Почему он согласный? (есть преграда) А что мы ещё знаем о звуке “р”? (он твёрдый, звонкий) Как можно узнать, что звук звонкий? (приложить ладонь к горлу)
5 Задание “Рассели жильцов в домик”
Итак, в первом окошке будут жить картинки, в которых звук “Р” в начале слова, во – втором – где звук в середине, и в – третьем, где звук “Р” спрятался в конце. Я предлагаю вам каждому по очереди подойти к доске, красиво и чётко назвать картинку и разместить в нужном окошке. (дети выполняют задание)
Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли мы расселили жильцов. (логопед называет картинки, выделяя голосом звук “р”, в случае ошибки, переселяют слово, объясняя почему)
Воспитатель: А теперь оторвём шестой по счёту лепесток. А мы ребята, давайте произнесем волшебные слова нараспев...
Чтобы выполнить это задание, нам нужно пересесть за столы.
Ребята, вспомните сказку “Цветик-семицветик”. Какое желание загадала девочка Женя, оторвав последний лепесток? (помогла Вите) Как мы можем назвать человека, который всегда придёт на помощь и не оставит в беде? (друг)
Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг
Мне поможет верный... (Друг.)
6 Задание “Звуковой анализ”
А теперь возьмите фишки и звуковые линеечки и составьте схему слова “ДРУГ”
(затем один ребёнок выполняет задние на доске, остальные проводят взаимопроверку)
Воспитатель: Ребята, а что или кто может быть добрым? (люди, поступки, слова)
Я сейчас назову вам слова, а вы ответите мне словом, с добрым значением.
Игра “Наоборот”
- Злой – добрый
- Грубый – ласковый
- Отнять – отдать, подарить
- Поругать – похвалить
- Сломать - починить
- Плохой – хороший
- Ленивый – трудолюбивый
- Жадный – щедрый
- Обидеть – защитить
- Грустный – весёлый
Воспитатель: Остался у нас ребята один – единственный лепесток.
- Мы сегодня с вами на отлично выполнили все задания, и поэтому мы вернули цветику – семицветику его волшебную силу. Я предлагаю сорвать последний лепесток, и произнести волшебные слова с радостью, выражением.....
А сейчас каждый из вас может загадать своё желание, только не вслух, а про себя. Это желание может быть не только для вас, но и для ваших друзей, близких, вашей семьи. И если оно на самом деле доброе и от всего сердца, оно обязательно сбудется.
- Ребята, какое задание вам понравилось больше всего? (ответы детей)