Данный материал предназначен для учащихся 3 класса.
Цель: Повысить интерес учащихся к изучению истории и культуры родного края, страны.
Задачи:
Образовательные:
- Расширить первичные представления учеников о Великой Отечественной войне.
- Показать роль воинов-земляков и тружеников тыла в достижении общей победы над врагом.
- Показать значение памятников культуры в изучении истории родного края, страны.
- Создать условия для проявления у детей чувства гордости за героическое прошлое своей страны, родного края.
Воспитательные:
- Воспитывать коммуникативные компетентности: умение работать самостоятельно, в группе;
- Осуществлять компетентностный подход: понимание жизненной важности изучаемой темы.
Развивающие:
- Осуществлять метапредметные связи, осуществлять пропедевтику к изучению истории России, родного края, своей семьи
- Расширить понятие о празднике и его значении для народа.
Оборудование: Рисунки “День Победы как он был от нас далёк ...”, плакаты, выставка книг “Ради жизни на Земле”, материалы для творческой работы учащихся (цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры
Ход мероприятия
I. Организационный момент.
Дети под музыку встают и приветствуют входящих гостей стоя аплодисментами. Представление участников мероприятия.
II.
1. Постановка проблемы и актуализация знаний.
Учитель: Какие чувства у вас вызывает слово “праздник”? (радость, веселье, воспоминания о хороших событиях...)
К какому празднику готовится наш народ?
9 мая отмечается в России как День Победы. День победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. (Приложение 1, Слайд 1)
Учитель: В песне, посвящённой Дню Победы есть слова, что это “праздник со слезами на глазах”.
- Какой возникает вопрос?
- Почему День Победы (9Мая) называют “праздником со слезами на глазах”?
2. Версии детей.
9 мая считается Днём повиновения вождей и воинов, погибших на полях сражений. В церквях и храмах России в этот день проводятся поминальные службы.
В праздник Победы проходят встречи ветеранов войны. Для бывших фронтовиков устраиваются торжественные мероприятия и концерты. Люди возлагают венки и цветы к памятникам Славы и воинской доблести.
В этот день ежегодно Вооружённые силы России демонстрируют свою мощь и боевую технику.
День Победы всенародный праздник, торжественный и радостный. На глазах людей мы можем увидеть слёзы. Это могут быть слёзы радости или печали. Ведь на полях сражений осталось много солдат. Много людей пропало без вести.
III. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
Начало Великой Отечественной войны. (Приложение 1, Слайд 2)
Основные события 1941 – 1945 годов. (Приложение 1, Слайд 3)
- Какая война в истории России называлась Отечественной и почему?
Огромное количество людей разных стран и национальностей погибли в этой страшной войне. Но больше всех пострадали в ней русские. Именно Россия приняла на себя всю тяжесть войны и прогнала захватчиков не только со своей земли, но и из всей Европы. (Приложение 1, Слайд 4)
- Какие советские города оказались на территории, захваченной фашистами? (Назвать и показать на карте)
- Какие европейские страны были освобождены от фашистов? (Показать на карте)
В этот день, 9 Мая, поздравляют фронтовиков, то есть солдат, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны и тружеников тыла - это ветераны, пожилые люди, заслужившие уважение своими делами, своим трудом, которые пережили и выстояли эти тяжёлые годы.
3.. Дети читают стихи по теме “Война народа”.
Что может быть страшнее, чем война?
Лишь слёзы и страдания несёт она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучая и друзей.
Чем оправдать детей невинных муки,
Скорбь матерей, седых от горя и разлуки,
Надежд, ласкавших жизнь, крушенье
И мира варварское разрушенье?
Война сорок первого года...
Война страны, война народа.
Война, которую с тобой
Войной зовём Отечественной.
Встал на защиту весь народ.
И каждый был здесь патриот,
Но рвался враг уже к Москве.
И страшно стало на Земле.
В огне, в крови, в густом дыму
Солдаты гибли за страну.
А силу им земля давала,
Всем, чем могла, тем помогала.
И вот Победа впереди,
Хоть трудно было к ней идти,
Как страшно дрались за неё,
Но мы сражались за своё.
За свою землю, за Москву,
За то, что я сейчас живу.
Живу в России, в той стране,
Где жить достойно надо мне.
Учитель: На всех фронтах от Чёрного до Балтийского морей сражались жители Ненецкого округа – пехотинцы и артиллеристы, танкисты и сапёры, миномётчики и связисты. Большинство из них сражались на Карельском фронте, особенно на Мурманском направлении, на Ленинградском и Волховском фронтах
В ряды Красной армии в 1941-1945 годах было мобилизовано – 9383 человека т.е. каждый четвёртый житель нашего округа. (Приложение 1, Слайд 5)
4.. Слово предоставляется ветерану Великой Отечественной войны Самойлову Василию Петровичу.
5. Группа учащихся исполняет песню “Мальчишки” Музыка Шварца, слова Коростылёва.
Учитель: Наши земляки - труженики тыла жили и трудились под девизом “Всё для фронта! Всё для победы!” Трудились все: дети, старики, женщины. Главная задача была дать стране, фронту больше продуктов сельского хозяйства, рыбы, мяса и сохранить довоенный уровень производства.
Мой дедушка Миша во время войны
Хотел быть на фронте, как все пацаны.
Его не пустили, и дедушка мой
Уже не вернулся из школы домой.
Сказал: “Если я не могу воевать,
То буду работой своей помогать!”
Уехал с бригадой рыбачить, косить,
Чтоб рыбу на фронт и домой вывозить.
Работал он славно и в холод, и в зной
Голодный, холодный, усталый, больной.
Когда наш народ в той войне победил,
Мой дед трудовую медаль получил.
6. Слово предоставляется Бабиковой Анне Терентьевне хранителю Комнаты боевой и трудовой Славы рыбокомбината.
7. “Моя семья в Великой Отечественной войне” Сообщение ученика.
Учитель: Медалями “За доблестный труд в Великой Отечественной войне” награждены 3404 рабочих, служащих и колхозников нашего края. Воины – фронтовики и труженики тыла Ненецкого округа внесли достойный вклад в достижение нашей общей победы над врагом (Слайд 5)
8.Дети читают стихотворение: Б.Левитан “Война завершилась”.
Ещё стояла тьма немая,
В тумане плакала трава.
Девятый день большого мая
Уже вступал в свои права.
По всей стране от края и до края
Нет города такого, нет села,
Куда бы ни пришла Победа в мае
Великого девятого числа.
Кто-то пел и кто-то плакал,
А кто-то спал в земле сырой...
В девятый день ликующего мая,
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края и до края:
Мир победил! Окончена война!Война закончилась,
Но песней опалённой
Над каждым домом
До сих пор кружит,
И не забыли мы,
Что 20 миллионов
Ушли в бессмертие,
Чтоб нам с тобою жить. (Приложение 1, Слайд 6)
9. Минута молчания.
10. Звучит стихотворение “День Победы”
В этот праздник вспоминаем каждый раз
Тех солдат, что не увидим мы сейчас
Тех солдат, что защищали отчий дом,
Тех, кто полегли в бою с врагом.
Слава им, спасителям!
Слава им, победителям!
Спасибо, милые, родные,
Нас защищавшие тогда,
И отстоявшие Россию
Ценою ратного труда.
Благодарим, солдаты вас (Приложение 1, Слайд 7)
За жизнь,
За детство,
За весну,
За тишину,
За мирный дом,
Все: За мир, в котором мы живём!
Дети дарят гостям открытки и цветы.
11. Звучит песня “Победа” (клип) (Приложение 1, Слайд 8)
IV. Выражение решения проблемы. Применение нового знания.
Ассоциация слова ПОБЕДА.
Высказывания детей.
Победа – успех в бою, в битве, закончившийся полным поражением противника.
Учитель:
- Подберите слова наиболее существенные для этого слова. Победа это ...
1.Дети работают в группах:
Записывают слова на пальчиках ладошки, которую обводят и вырезают из цветной бумаги. Из приготовленных ладошек создают образ: 1 группа – солнце, 2 группа – гвоздики, 3 группа – салют, 4 -группа – символ мира – голубь.
Индивидуальное задание:
Найти в толковом словаре значение слова ПОБЕДА.
Найти в энциклопедии материал о Г.К.Жукове.
- Итак, давайте проверим какие слова вы подобрали.
Дети называют общее число слов и зачитывают по 5 слов от группы, не повторяя предыдущих.
Вывод: Победа - это успех народа-победителя, народа-труженика в достижении мира на Земле. Гордость и Слава России – это люди. Все слова, которые вы записали создают образ этого народа .
2.Чтение стихотворения “День Победы”
Победа! Счастье на планете.
Настала мирная пора.
Победа! Радуются дети.
Ура, товарищи! Ура!
Пришла Победа: все ей рады,
Кругом звонят колокола.
Не надо нам другой награды,
Тебя так Родина ждала.
Пусть будет солнце на планете.
Пусть будет счастлива Земля.
Теперь мы все за мир в ответе.
Ура, товарищи! Ура!
3. Чтение пословиц.
1.Учащиеся работают в группе: на карточке соединяют части пословицы.
Начинают отвечать те, кто первым выполнил это задание.
- Жить – Родине служить.
- Береги землю родимую, как мать любимую.
- Одна мать родна и Родина одна.
- Родина – мать, умей за неё постоять.
- Кто Родину не на словах любит, тому почёт будет.
- Родина - мать, чужая сторона – мачеха.
- Человек без Родины – соловей без песни.
Учитель:
Что общее есть в каждом предложении? (Родина)
Назовите ключевые слова. (Родина – мать) (Приложение 1, Слайд 9)
Идут, поднимаются бесконечной вереницей люди на Мамаев курган в Волгограде, где возвышается над волжскими просторами гигантская скульптура “Матери – Родины”. Этот курган называют “главной высотой России”. Здесь в 1943 году был остановлен враг, отсюда наша армия перешла в наступление.
Какое предложение помогает понять главную мысль этих пословиц? (Жить – Родине служить) Дети высказывают свои мысли. (Приложение 1, Слайд 10)
Продолжите ряд слов: родина – мать,... (страна, Отечество, Отчизна, Россия)
Подберите к слову “родина” однокоренные слова. (Родина, родиться, родные, родственники, род)
- Что мы называем родиной?
Рассуждения детей. (Родина, или Отечество, - это место, где я родился или родилась, где родились и живут мои родители, мои родные, родственники, весь мой род, а также мои соотечественники.)
- Что же нас всех объединяет?
Страна, в которой мы живём и гражданами которой мы являемся, Россия, Российская Федерация
Язык, на котором мы говорим, русский язык.
События, которые происходили до нас и оказали влияние на нашу сегодняшнюю жизнь, наша история.
Уклад жизни, обычаи, привычки, то есть наши русские традиции.
Любовь и бережное отношение к нашей богатой и разнообразной природе – русскому краю.
Уважительное отношение к традициям и обычаям всех народов и народностей, населяющих нашу многонациональную страну и гордо носящих имя – россияне.
3.Чтение текста: К.Д.Ушинский “Наше Отечество” (Приложение 1, Слайд 11)
4.Чтение стихотворения: Н.М.Языков
Мой друг!
Что может быть милей,
Бесценнее родного края!
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая,
Прохладней лёгкий ветерок,
Душистее цветы, там холмы зеленее,
Там сладостней журчит поток,
Там соловей поёт звучнее...
5.Звучит песня “Прадедушка” (клип)
V. Испытание на эрудицию – Приложение 2
VI. Памятные места нашего города – Приложение 3
VII.Итоги мероприятия:
Назовите тему нашего мероприятия.
- Почему День Победы (9 Мая) называют “праздником со слезами на глазах”? (Приложение 1, Слайд 19)
1. Высказывания детей: 9 Мая это ... (День Победы, праздник, день памяти и скорби) (Приложение 1, Слайд 20)
2.Жюри объявляют итоги конкурса эрудитов. (Отмечают ответы учащихся, родителей)
VIII. С праздником Победы! (Приложение 1, Слайд 21)
День Победы – праздник всей страны!
Духовой оркестр играет марши.
День Победы – праздник седины
Наших прадедов, дедов и кто помладше ...
Даже тех, кто не видал войны –
Но её крылом задет был каждый, -
Поздравляем с Днём Победы мы!
Этот день для всей России важный!
Участники мероприятия исполняют песню “День Победы”.
IX. Рефлексия деятельности учащихся:
Сегодня на уроке:
- Я узнал...
- Я понял ...
- Мне было интересно ...
- Меня удивило ...
- Мне было трудно ...
- Я не понял ...
Учитель: Благодарю всех за активное участие в мероприятии.
С праздником! С Днём Победы!
“Главный праздник 9 Мая”
Список питературы:
1.Белая К.Ю. Методические рекомендации к комплекту из 5 книг “Моя Родина – Россия”, 2009
2.Сухановский А.Ф. “Позывные памяти: 41-45”
3.Посвящаю миру на Земле: сборник произведений участников окружного литературного конкурса детских и юношеских произведений “Салют Победы” сост. Лукерия Валей. Нарьян-Мар, 2005
4.Увековеченная память сост. И.В. Хозяинов. Нарьян-Мар, 2005
5.“Размышляй-ка” Умная газета для детей 5-12 лет №9 (106), 2004 г.
6.“Сказочный мир” Познавательно-развивающий журнал для детей 5-12 лет №2, 2010 г., №5 2011 г.