Урок математики "Алгоритм устного вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через разряд. Прием вычитания для случаев вида 35–7". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Учебник: Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1/ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова. Математика. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.: ил. - (Школа России).
Раздел: Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание.
Тема: Приём вычисления для случаев вида 35–7.
Тип урока: Усвоение новых знаний.
Цель урока: Сформировать представление об устном способе вычитания однозначного числа из двузначного в пределах 100 с переходом через разряд

Ввести алгоритм устного вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через разряд.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Планируемый результат: Личностные: развитие способностей положительной мотивации к учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи; способность к организации самостоятельной учебной деятельности; Умение слушать и слышать собеседника. Обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Метопредметные:

Познавательные умения:

  • определять порядок вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через разряд, используя устные приемы вычислений;
  • определять удобный и рациональный способ вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через разряд и обосновывать своё мнение;
  • использовать приобретенные знания при решении задачи.

Регулятивные умения:

  • выполнять учебное задание в соответствии с целью;
  • выполнять учебные действия по алгоритму;
  • проверять результат выполнения учебного задания и вносить корректировку.

Коммуникативные умения:

  • комментировать, работая в паре, действия устного вычитания двузначных чисел с переходом через разряд, используя математические термины;
  • формулировать собственное мнение;
  • согласовывать позиции и находить общее решение в рамках учебного диалога.

Предметные:

  • выполнять вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд, используя устные приемы вычислений;
  • решать задачи, используя свои числовые данные.
Используемые методы: Объяснительно-иллюстративный (устные и письменные задания на применение знаний с использованием рисунков-схем, практическая работа на применение знаний правила);

Частично-поисковый (выбор примеров, фактов, подтверждение с опорой на наглядность (иллюстрации);

Репродуктивный (работа с книгой, работа в тетрадях);

Наглядно-иллюстративный (презентационное сопровождение урока, использование разнообразного иллюстративно-наглядного материала: карточки, рисунки-схемы).

Используемые технологии: Проблемное обучение

ИКТ-технологии

Работа в парах.

Технология развивающего обучения

Достижения прогнозируемых результатов

Здоровьесберегающие технологии

Межпредметные связи: Информатика и ИКТ, окружающий мир, моделировать различные ситуации в виде схем, объяснять новые понятия, использовать материал учебника.
Ресурсы: основные, дополнительные - тетради;

- Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1/ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова. Математика. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.: ил. - (Школа России);

- презентационное сопровождение урока, компьютер для учителя, мультимедиа проектор, экран.

Используемые формы организации познавательной деятельности: Самостоятельная работа

Фронтальная работа

Работа в парах

Индивидуальная

Оборудование урока: Презентация учителя Power Point 2007

Карточки для устного счёта.

Компьютер, интерактивная доска.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД
I этап. Мотивирование к учебной деятельности. 2 мин

Цель: эмоциональная и психологическая подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Слайд №1 Приложение 1

Вот звонок нам дал сигнал: 
поработать час настал. 
Так что время не теряем, 
И работать начинаем. 

Слайд №2

Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! 
На части не делится солнце лучистое 
И вечную землю нельзя разделить, 
Но искорку счастья луча золотистого 
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить. 

- Отметь своё настроение в начале нашего урока:

  • зелёный – отличное
  • жёлтый – хорошее
  • красный – хотелось, чтобы стало лучше

А вот и девиз нашего урока. Он поможет нам в успешной работе:

“Умеешь сам - научи другого” 

Выполняют действия, предложенные учителем; хором читают девиз урока, проверяют правильность посадки, готовность к уроку. Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения.

II этап. Актуализация знаний и умений. 5мин

Цель: воспроизведение понятий, необходимых для открытия нового знания.

Слайд №2

В мире много сказок - грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них.
Наш урок снова посетила сказка.
Как она зовётся – будет Вам подсказка.

Слайд №3

  Личностные: Готовность целенаправленно использовать математические ЗУН в учебной деятельности.

Познавательные: переработка полученной информации.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с поставленной целью;

- проверять результат выполненного задания и вносить корректировку.

Коммуникативные:

сотрудничают с товарищами и выслушивают партнера, сравнивают полученные результаты, корректно сообщают товарищу об ошибках.

Устный счет.

<Рисунок 1>

Состав числа 10

Состав числа 9

Состав числа 8

<Рисунок 2>

 

Состав числа первого десятка.

Замена числа на разрядные слагаемые.

Замена числа на разрядные слагаемые.

Слайд № 4 Появляется картинка “Мамонтёнка”

Далеко на севере, где вечные снега

Мамонтенок маленький оттаял ото льда.

Он проснулся, потянулся, оглянулся, улыбнулся,

Посмотрел вокруг на снег... Только мамы рядом нет.

Слайд №5

Задания выполняют по выбору в паре с последующей взаимопроверкой и самооценкой
Устный счет.

14-6=8

11-5=6

13-8=5

18-9 =9

15-7=8

Слайд №6

Дядюшка Морж вспомнил, что давным - давно, когда на Севере было тепло, здесь жили огромные звери, похожие на Мамонтёнка.

"Но они ушли в Африку, когда настали Великие холода!"

Морж решил найти большую льдину.

 

 

 

 

 

 

 

Устный приём вычитания до 20

Задания выполняют и проверяются, самооценка

III этап. Постановка темы урока, формулирование учебной задачи 5 мин

Цель: определение затруднения, его место и причину; определение необходимости нового знания.

Слайд №7

Откройте тетради. Запишите число:

25 ноября.

Классная работа.

Слайд №8

- Посмотрите на числовые выражения.

45 -5 =

35-7=

65 – 4 = 50-3=

- Чем похожи эти выражения? (Примеры на вычитание, уменьшаемые – двузначные числа.)

- Найдём значение выражений?

Давайте проверим.

- Какое выражение вызвало затруднение?

- Как вы думаете, почему?

- Кто уже догадался, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

- Какую цель мы поставим на сегодняшний урок?

(Научиться решать примеры нового вида:  35 – 7.

Закрепить умение решать примеры изученных видов.)

Записывают в рабочую тетрадь – дату и классная работа.

 

 

 

 

Внимательно слушают учителя.

Считают. Объясняют. Оценивают свою работу.

Высказывания детей: будем учиться решать примеры вида: 35 - 7.

Формулируют тему и учебные задачи урока, определяют цель урока.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Познавательные: учатся совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу и цель урока.

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;

способность к организации самостоятельной учебной деятельности;

формирование личностных качеств;

умение слушать и слышать собеседника. Обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Задание для детей, у которых не возникло затруднений с новым видом вычислений.

( работают в группе) <Рисунок3>

Самостоятельно составить алгоритм (путь) решения выражения 35-7

1. Заменю число 7 суммой удобных слагаемых 5 и 2.

2. Вычту из 35 число 5, чтобы получилось круглое число.

3. Вычту из 30 оставшееся число 2.

4. Запишу ответ – 28.

В алгоритме пропущены числа, нужно восстановить алгоритм.

35-7=

1. Заменю число ... суммой удобных слагаемых ... и ...

2. Вычту из ... число ..., чтобы получилось круглое число.

3. Вычту из ... оставшееся число ...

4.Запишу ответ – ...

Дети зачитывают свой алгоритм всему классу.

Коммуникативные: сотрудничество с детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с поставленной целью;

- умение производить анализ

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;

способность к организации самостоятельной учебной деятельности;

формирование личностных качеств;

умение слушать и слышать собеседника. Обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Познавательные: овладение логическими действиями анализа.

IV этап. Этап усвоения новых знаний и способов действия 10 мин

Цель: усвоение восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемого материала, развитие умения обобщать и делать выводы.

Слайд №9

Если вместе всем работать, быстро получается.

Дружбой этакое чувство в народе называется.

- Счастливо добраться.

- До свидания. (Морж отправляет мамонтёнка в путешествие)

Выполняют действия с кружками по решению возникшей проблемы. Регулятивные: учатся работать по предложенному плану.

Познавательные: добывать новые знания: выполнять практическую работу, извлекают необходимую информацию из практической деятельности, делают выводы.

Коммуникативные: соблюдают очерёдность действий, сравнивают полученные результаты; рассуждают; высказывают своё мнение; следят за действиями других учеников в паре.

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;

способность к организации самостоятельной учебной деятельности;

формирование личностных качеств;

умение слушать и слышать собеседника. Обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Слайд № 10

Проблема: Основываясь на знания, которые у вас имеются, объясните, как  найти значение  данного выражения: 

35 - 7?

Проговаривают план действий при решении данных примеров.
Решение учебной проблемы.

(Работа в парах по карточке) <Рисунок 4>

- Зачеркни столько кружков, чтобы найти значение выражения.

- Сколько же у вас осталось кружков? (28)

- Значит, каков был план наших действий?

- Молодцы, ребята. Вы с проблемой справились.

Слайд № 11

- Откроем учебник на с.67, проверим наши рассуждения.

(Повторное объяснение)

<Рисунок 5>

Сначала вычту столько, чтобы получилось круглое число.

Затем вычту оставшуюся часть.

Называю ответ.

Физкультминутка “Пингвины” 3 мин Слайд № 12

Цель: снятие умственного и физического перенапряжения.

  Повторение движений  
Слайд № 13 Мамонтёнок на льдине.

2. Объяснение алгоритма решения.

Учебник с.67 №1

Примеры записаны на слайде

42 – 6=

54 – 9=

- Ну что, работает алгоритм? (Да)

- Какую сейчас задачу поставим перед собой? (Научиться применять алгоритм)

Слушают объяснения ещё раз.

Повторяют алгоритм.

Регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности; выполняют учебные действия в устной форме.

Личностные: формирование интереса к новому учебному материалу, к способам решения новых учебных задач, исследовательской деятельности.

Коммуникативные:

высказывать свое мнение при обсуждении задания.

Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполнения задания.

V этап. Первичное закрепление изученного материала во внешней речи. 5 мин

Цель: выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся, проверка и отработка вычислительных навыков.

с. 67 №2 ( верхняя строка)

Слайд № 14

26 – 8 = 18

32 – 6 = 26

75 – 9 = 66

32 – 4 = 28

Два выражения - у доски; два следующих – самостоятельно.

Устно проговаривают решения примеров, опираясь на алгоритм.

Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров; ориентируются в учебнике.
VI этап. Включение в систему знаний и повторение. 7 мин

Цель: Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся.

Слайд № 15, 16. Добрался до берега. Встреча с обезьянкой.

Решение задач.

- Прочитайте задачу.

У трёх обезьянок было 20 бананов.

Одна за день съела 10  бананов,

другая - 7 бананов.

Сколько бананов осталось?

- Какой вопрос вы бы поставили? (Сколько бананов осталось?)

Закрепление и повторение изученного материала

Самостоятельно читают задачу.

Формулируют вопрос.

Отвечают на вопросы учителя: совместно составляют краткую запись.

 
- Прочитаем задачу вслух с поставленным вопросом.

- Разберём задачу и составим краткую запись.

- Сколько было всего бананов? Как запишем в краткой записи?

- Что делали обезьянки с бананами?

- Сколько съела одна, другая?

- Какой вопрос в задаче?

   
Слайд № 17

- Вот такая у нас получилась

Краткая запись:

Было – 20 б.

Съели – 10 б. и 7 б.

Осталось - ?

Записывают решение в тетрадях самостоятельно.

После решения проверяют решение.

Познавательные: анализируют условие задачи.

Регулятивные: моделируют задачу и записывают её решение в тетрадь; оценивают правильность выполнения задания и вносят необходимые коррективы в собственные действия.

Личностные:

Готовность целенаправленно использовать математические ЗУН в учебной деятельности.

- Решение запишите самостоятельно.

(Решение самостоятельное)

1-й способ: 2-й способ:
20 – 10 – 7 = 20 – (10 + 7) =

VII этап. Подведение итого урока

Слайд № 18

- Мамонтёнок нашёл свою маму.

- Мы с вами подведём итог урока.

- Какой новый прием вычитания мы изучили?

   
VIII этап. Домашнее задание 1 мин

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

c. 67 №2 (нижняя строка), № 6 ИЛИ

Составить свои примеры изученного вида, для учеников класса. (10 примеров)

Записывают домашнее задание в дневнике.

Домашнее задание по выбору.

 
IX этап. Рефлексия учебной деятельности. 5 мин Слайд №19,20

Цель: рефлексия деятельности на уроке, самооценка учащимися собственной деятельности.

Закончи предложения:

- Сегодня на уроке я научился...

- Мне было на уроке...

На доску прикрепить свои цветочки, (подарок) достижений.

Ответы учеников.

Мы решали примеры, задачи, работали самостоятельно, в парах.

Свободные высказывания учащихся.

Приём вычитания вида: 35–7.

Показывают свое настроение.

Личностные: формулируют собственную позицию и мнение.

Регулятивные: самооценка деятельности на уроке; оценивание результатов выполнения работы на уроке.

Использованные источники и литература:

  1. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1/ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова. Математика. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.: ил. - (Школа России).
  2. Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко. Поурочные разработки по математике: к учебнику М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова. Математика. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.: ил. - (Школа России)
  3. http://nsportal.ru/bykova-natalya-viktorovna - сказка о мамонтёнке
  4. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2011/10/29/organizatsionnye-momenty - Стихотворения для проведения организационных моментов на уроках 
  5. http://collegy.ucoz.ru/load/36-1-0-2062 - Стихотворения для проведения организационных моментов на уроках