Цели урока: повторить грамматические категории глагола; закрепить написание безударных окончаний глаголов.
Формируемые УУД:
- познавательные - умение выделять орфограмму; высказывание своих мнений с аргументацией; умение выполнять операцию сравнения
- коммуникативные - речевое отображение содержания совершаемых действий; перенос во внутренний мир умственных действий и понятий
- регулятивные - соотнесение результата своей деятельности с целью и его оценивание
- личностные – освоение социальных норм, правил поведения.
Ход урока
I. Организационный момент.
Минута кинезиологии.
II. Чистописание.
На доске написаны слова: выбежал, плывёт, освободят, приподнять.
– Определите буквы, которые мы будем писать на чистописании. Первая - это буква, с которой начинается корень глагола прошедшего времени. Какая это буква? (Б)
– В каком слове она находится? (Выбежал.)
– Вторая буква в приставке глагола будущего времени. Это буква? (О)
– Третья буква дважды повторяется в глаголе неопределённой формы. Что это за буква? (П)
- В каком слове? (Приподнять)
боп ббопп бббоппп
III. Самоопределение к деятельности.
Что без него предметы?
Лишь названья.
Но он придёт, всё в действие придёт.
Бегут машины, люди строят здания,
И рожь в полях растёт.
- О какой части речи идёт речь?
-- Дайте определение глагола.
– Назовите грамматические признаки глагола.
- Прочитайте тему урока, сформулируйте цели урока.
IV. Работа по теме урока.
Игра: “ Определи время глагола”.
- Услышите глагол настоящего времени – хлопните в ладоши, прошедшего - стукните по столу, будущего – топните ногой.
Вымолвил, встречает, увидимся, плывёт, впился, пристают, будем выходить, показались, навестить./Проблема!/ Что скажете?
- Так как определить время глагола?
Самостоятельная работа.
На слайде три иллюстрации к произведению А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане...”.
- Выберете одну из иллюстраций, подберите к ней соответствующий отрывок. (Раздаточный материал).
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.Белка песенки поет
И орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд.Окиян, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Спишите текст, найдите глаголы и определите их лицо и число.
3. Синтаксический разбор предложения.
- Выполните синтаксический разбор предложения./ Один ученик работает у доски
Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
- Каким членом предложения чаще всего является глагол?
V. Динамическая пауза.
- Я называю глаголы, а вы выполняйте соответствующие действия.
Встать, потянуться, распрямиться, присесть, подняться, улыбнуться, сесть.
VI. Актуализация опорных знаний.
Словарная работа.
Игра “Найди пару”. Группе учеников раздаются карточки. На одних – глаголы, на других – фразеологические обороты.
убегает уносит ноги молчит держит язык за зубами дремлет клюёт носом ссорятся живут как кошка с собакой
– Собери пару: к глаголу подбери подходящий по смыслу фразеологический оборот.
– Запишите запомнившуюся вам пару.
Ссорятся – живут как кошка собакой.
Орфографическая минутка.
Работа в паре. Работа с учебником. Упр.193 с. 113.
- Выпишите из “Сказки о царе Салтане...” А.С.Пушкина предложение, в котором глаголы употреблены в будущем времени.
- Докажите соседу (поочерёдно) правописание личного окончания глаголов.
Море вздуется бурливо, закипит, подымет вой, хлынет на берег пустой, разольётся в шумном беге, и очутятся на бреге в чешуе как жар горя тридцать три богатыря.
- Как определяли гласную в окончании глагола?
- Повторите алгоритм
Самостоятельная работа.
- Послушайте пословицы к произведению Пушкина “Сказка о царе Салтане...”
В воде много рыбы, всю не выловишь.
В мешке шила не утаишь.
За большим погонишься – малого не увидишь.
- Какими орфограммами они объединены? / “Не” с глаголами, “ ь” после шипящих./
- Запишите одну пословицу, выделяя и доказывая орфограммы.
VII. Рефлексия.
- Вам предлагается 2 вида тестов на выбор.
- Самопроверку выполните по готовому варианту.
- Подводя итог, я хотела бы, чтобы вы закончили его предложением с тем знаком на конце, который отвечает тем знаниям, какие вы получили о глаголе.
Мой друг – глагол (! ?)
VIII. Домашнее задание.
- Запишите 8 строчек из “Сказки о царе Салтане...”, определите грамматические признаки глаголов.