Физический факультатив по теме "Движение тел с распределенной массой"
Привыкнув к использованию модели материальной точки, учащиеся теряются, встретив задачи, где масса тела распределена (движение цепочек, канатов, струй воды и пр.). В школьном курсе физики эти задачи практически не рассматриваются. В связи с этим представляется целесообразным разбирать такие задачи на школьном факультативе по физике, что в течение ряда лет и делается в Лицее научно-инженерного профиля города Королева. Кроме того, на факультативе имеется возможность систематизировано изложить подходы к решению данных задач, разбросанных по различным задачникам и учебным пособиям. Данная статья может быть полезной как для учителей физики школ с углубленным изучением предмета, так и для абитуриентов.
Задача 1. Из шланга, лежащего на земле,
бьет под углом 45° к горизонту вода с начальной скоростью 10 м/с.
Площадь сечения отверстия шланга 5 см2. Определите массу
струи, находящейся в воздухе. Плотность воды 1000 кг/м3.
[1]
Решение. Время полета тела, брошенного под углом
a к горизонту
. За это время из шланга выходит масса воды
, которая и находится в воздухе. Подстановка дает m = 7
кг.
Задача 2. Струя воды плотности
, сечения S с
горизонтальной скоростью v бьет в лопасти нижнебойного
водяного колеса, после удара стекая по лопасти вниз. Найдите
мощность этого водяного двигателя при угловой скорости вращения
колеса
. Радиус колеса
R. Число лопастей достаточно большое, так что воздействие
струи можно считать непрерывным, пренебрегая изменениями его при
входе лопасти в струю и при выходе из нее. [1]
Решение. Струя ударяется в лопатки с относительной
скоростью
и тормозится силой F, которую находим из
второго закона Ньютона
, где
– масса воды, падающая на лопатки за
время
. Тогда мощность
двигателя
.
Задача 3. С какой силой давит на землю кобра, когда она, готовясь к прыжку, поднимается вертикально вверх с постоянной скоростью v? Масса змеи m, ее длина l. [1]
Решение. Изменение количества движения змеи происходит
под действием силы тяжести и силы нормальной реакции опоры, которая
в соответствии с третьим законом Ньютона равна по модулю искомой
силе давления кобры на землю. За время
изменение импульса змеи
. Отсюда
.
Задача 4. Один конец каната удерживают
на высоте h от земли, второй его конец касается земли. В
момент времени t = 0 канат отпускают, и он начинает свободно
падать на землю. Определить аналитическую зависимость силы, с
которой канат будет давить на землю, от времени. Масса единицы
длины каната равна
. [2]
Решение. Через время t на земле лежит масса каната
и давит на землю с силой
. Скорость каната в этот момент
.
Изменение импульса каната за малое время происходит под действием
силы
, где
масса каната, упавшая на землю за время
.
Ответ:
при
;
при
.
Задача 5. Веревку, перекинутую через
гладкий гвоздь, протаскивают со скоростью v сквозь щель.
Сила трения в щели F, масса единицы длины веревки
. Определите силу, действующую на гвоздь,
если участки веревки по разные стороны гвоздя образуют угол
a. При какой скорости веревка отойдет от гвоздя? [1]
Решение. Сила натяжения веревки везде одинакова и равна
F. За время
маленький кусочек веревки массой
поворачивает на угол a. Изменение импульса этого кусочка
равно
и происходит под действием импульса силы
, где
N – сила, с которой гвоздь действует на веревку, а веревка –
на гвоздь. Отсюда
. Веревка отходит от гвоздя при скорости
.
Задача 6. Жесткое
тонкое кольцо массой m и радиусом R вращается с
постоянной угловой скоростью
вокруг оси, перпендикулярной
плоскости кольца и проходящей через его центр. Определить силу
упругости T, возникающую в кольце вследствие его вращения.
[2]
Решение. Кусочек кольца, видимый из его центра под малым
углом
, можно
рассматривать как материальную точку, вращающуюся по окружности.
Масса кусочка
. Центростремительной силой для него являются две
проекции силы упругости на радиус
. Записывая второй закон Ньютона
для кусочка
и учитывая, что при малых углах синус угла
приблизительно равен самому углу, получаем: 
Для самостоятельного решения предлагаются следующие задачи.
Задача 7. Кольцевая цепочка массы
m надета на горизонтальный диск радиуса R. Сила
натяжения надетой цепочки Т. Найдите коэффициент трения
между диском и цепочкой, если при вращении диска с угловой
скоростью, равной или превышающей
, цепочка с него спадает. [1]
Ответ: ![]()
Задача 8. Цепь с неупругими звеньями перекинута через блок, причем часть ее лежит на столе, а часть – на полу. После того как цепь отпустили, она начала двигаться. Найдите скорость установившегося равномерного движения цепи. Высота стола h. [1]
Ответ: ![]()
Литература.
1. Задачи по физике: Учеб. пособие/ И.И. Воробьев, П.И. Зубков, Г.А. Кутузова и др.; Под ред. О.Я. Савченко. ? 2-е изд., перераб. - М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит. 1988. - 416 с.
2. Дмитриев С.Н., Васюков В.И., Струков Ю.А. Физика: Сборник задач для поступающих в вузы. Изд. 7-е, доп. М: Ориентир. 2005. – 312 с.