В 21-м веке под термином “экология” стали понимать некоторую величину, обозначающую качественное состояние изучаемого объекта. В связи с этим стали употребительны следующие словосочетания: экология отношений, экология души, экология сознания, экология быта, экологический продукт, экология звука. По мнению доктора географических наук, профессора Санкт-Петербургского государственного университета К.М. Петрова, “полноценное экологическое образование должно включать не только научные знания, но и искусство, которое несет огромный эстетический потенциал, воплощая идеалы нравственного отношения к природе и человеку”.
Среди различных видов искусства именно музыка обладает наибольшими возможностями в вопросе формирования экологической культуры общества и его экологического оздоровления. Музыка является тончайшим инструментом воздействия на чувства человека.
Дошкольный и школьный возраст – самые ценные этапы в развитии культуры личности, воспитания в ней чувства прекрасного, любви к природе, отзывчивости и доброты. Как правило, в раннем возрасте у человека остаются наиболее яркие жизненные впечатления, сопровождающие его на протяжении всей последующей жизни.
С одной стороны, природа – это жизненная среда человека и он связан с нею огромным количеством незримых нитей, с другой – с развитием цивилизации, технического прогресса, урбанизма связь с природой оттесняется, отходит на второй план и именно музыка, музыкальное воспитание подрастающего поколения способно эти связи восстановить, заострить на них внимание.
С моей точки зрения, музыкальное образование в рамках современной музыкальной школы обеспечивает максимально всестороннее воздействие на формирующуюся личность ребёнка.
Каковы пути подхода к ребёнку в музыкальной школе? На начальном этапе обучения, в дошкольной группе дети поют простейшие попевки, как правило, на основе народных и детских песенок, о животных, птицах, ручейке, лесе, лужайке, природных явлениях. Пение обычно сопровождают элементы ритмики, характерные движения, что также способствует лёгкости и образности восприятия музыки. Маленькие дети обычно подвижны и движения, элементы танца под музыку также способствуют их экологическому оздоровлению.
Музыкальные пейзажи, картинки природы, вызванные ими чувства и мысли – всё это воспитывает, обучает и развивает душу. Прибаутки, связанные с образами природы, основанные на звуках разных по структуре аккордов, не только развивают образное мышление, но и музыкальный слух. Например, “Травушка”:
“Дождичек, поливай, травушка, вырастай”.
– детская песенка, основанная на нисходящих секундовых интонациях и определённой ритмической формуле, которая, благодаря наличию яркого образа природы, запоминается мгновенно. Или “Веснянка”:
“Стало ясно солнышко припекать, припекать, землю словно золотом заливать, заливать”.
– народная песня, начальная интонация – восходящая квинта (интервал, содержащий пять ступеней) и неоднократные опевания устойчивых ступеней тональности (то есть первой, третьей и пятой). И природная зарисовка, и знакомство с новым интервалом – квинтой, и способом мелодического развития – опеванием.
Нужно отметить, что при начальном обучении игре на инструменте, ребёнок должен начинать музицировать, также исполняя народные и детские песенки, знакомые ему с детства. Известный пианист и преподаватель, профессор Московской консерватории Генрих Нейгауз говорил: “Прежде чем начать учиться на каком бы то ни было инструменте, обучающийся — будь то ребенок, отрок или взрослый — должен уже духовно владеть какой-то музыкой; так сказать, хранить ее в своем уме, носить в своей душе и слышать своим слухом”.
Основной целью обучения в музыкальной школе является овладение приёмами игры на том или ином музыкальном инструменте.
Я преподаю игру на классической шестиструнной гитаре. Гитара считается одним из самых сложных инструментов, так как положение и функции рук совершенно различны: левая – прижимает струны на грифе (в зависимости от длины “активной” части струны изменяется высота звука), правая – извлекает звук. Как показывают многочисленные исследования, при этом активно работают оба полушария головного мозга (левое полушарие “отвечает” за работу правой руки, правое – за работу левой).
Существует целая наука, которая называется рефлексология – она изучает биоактивные точки, расположенные на ладони (так же, как на стопе и на ухе) и управляющие всем организмом. Так, правая рука соответствует правой половине тела, левая – левой.
Так как при игре на гитаре активно работают пальцы, а также кисти рук, происходит естественное воздействие на их активные точки. Специалисты утверждают, что при стимуляции определённых точек нервная система посылает сигналы в мозг (см. рисунок). В общем, результат один – наш организм сам себя оздоравливает. По моим наблюдениям, при достаточно активных занятиях на инструменте, дети реже болеют респираторными заболеваниями, также наблюдаются случаи, когда в процессе занятия на инструменте у ребёнка проходит головная боль.
При игре на инструменте, а также на уроках сольфеджио, развивается музыкальный слух – это ещё и помогает успешному изучению иностранных языков. Терминология на итальянском языке, употребляющаяся в нотной литературе, также стимулирует интерес к ним. Работа с ритмическим рисунком произведений (понятие размера, сильных и слабых долей такта), последовательности различных интервалов и аккордов музыкального материала способствуют развитию математических способностей учащегося – например, ребёнок начинает лучше понимать сложение дробей. И наоборот, если у обучаемого математический склад ума, он быстрее “схватывает” и ритмическую основу произведений, и теорию построения интервалов и аккордов, а также структуру музыкальной формы, т.е. здесь имеет место так называемая межпредметная связь.
В музыкальной школе приходится работать с детьми разного уровня развития, способностей и учитывать и возрастные и индивидуальные особенности личности ученика. Все дети в музыкальной школе получают знания ещё и на уроках музыкальной литературы и при выборе репертуара мы говорим и о композиторе выбранного учеником произведения, и об эпохе, в которой жил и писал музыку данный автор, и о его стране и её национальном колорите и особенностях – всё это является ключом к осмысленному исполнению произведения. Я обычно даю ученику возможность свободного выбора репертуара, конечно же в пределах его исполнительских способностей, но в то же время даю возможность поднимать уровень сложности программы для каждого из них. При активных занятиях, требующих усидчивости, настойчивости вырабатываются волевые качества ребёнка, т.е. повышается его экологическая устойчивость. При выборе программы учитель обязательно должен сам исполнить произведения и это очень помогает ученикам и при выборе репертуара, и им даётся возможность каждому испытать себя, а также коллективу в целом оценить исторические и географические данные о странах, об эпохах, стилях.
Одной из важнейших составляющих программы обучения игре на инструменте являются публичные выступления учащихся на разного рода концертах: перед одноклассниками, родителями учащихся, в детских садах (по программе “Классическая музыка в детском саду”), в социальных центрах, на фестивалях, праздничных городских концертах и так далее. Всё это помогает ребёнку поверить в себя, укрепляет его взаимодействие с обществом, повышает его экологическую адаптацию.
Игра в ансамбле – вид работы, который даёт ребёнку не только представление о возможностях инструмента, желание музицировать в коллективе, ускоряет процесс знакомства с серьёзными музыкальными произведениями. Синхронность звучания партий, единство динамики (силы звучания), согласованность штрихов у каждого из исполнителей – всего этого можно достичь только при развитии умения слушать – себя в ансамбле, партнёров в ансамбле, ансамбль в целом. Развивается чувство взаимопонимания, взаимопомощь, ответственность.
Ещё одной формой коллективного музицирования в музыкальной школе является хор. Он является самым доступным видом музыкальной деятельности, образования. Песня всегда сопровождала жизнь человека – “нам песня строить и жить помогает”. А ещё помогает нам понять и оценить радость, красоту окружающего мира, позволяет услышать “музыку” природы. Известно, что британские ученые используют хоровое пение для лечения и адаптации нервнобольных людей.
На уроках музыкальной литературы также много параллелей проводится с литературной составляющей музыкальных произведений, например, опера “Евгений Онегин” написана П.И. Чайковским по одноимённому роману А. С. Пушкина, а опера “Борис Годунов” М. П. Мусоргского не только имеет литературный источник, но даёт яркое представление об исторических событиях Смутного времени. Нужно отметить, что например, оперы “Князь Игорь” А.П. Бородина и “Жизнь за царя” (“Иван Сусанин”) М.И. Глинки, кантата “Александр Невский” С.С. Прокофьева создают условия для патриотического воспитания подрастающего поколения, людей мыслящих, экология сознания которых не позволит увлечь их идеями псевдо мусульманских проповедников терроризма. А Симфония №7 “Ленинградская” Д.Д. Шостаковича, исполнение которой явилось переломным моментом в блокаде Ленинграда и сейчас производит неизгладимое впечатление на слушателей. В начале 2016 года Правительство РФ утвердило государственную программу “Патриотическое воспитание граждан РФ”. “Госпрограмма направлена на создание условий для повышения уровня консолидации общества при решении задач устойчивого развития России и обеспечения национальной безопасности. Госпрограмма ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан России при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодежи”, — говорится в справке, опубликованной кабмином.
Надо отметить и большую роль в экологическом воспитании учащихся произведений, в которых есть обращение к образам природы. Например, оркестровый цикл А. Вивальди “Времена года”, а также одноимённый фортепианный цикл П.И. Чайковского, в котором каждая часть, посвящённая одному из месяцев года, предваряется стихотворным эпиграфом, что усиливает впечатления и слушателя, и исполнителя. Например, "Песня жаворонка".
Март:
"Поле зыблется цветами,
В небе льются света волны.
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны"
А. Н. Майков
"Осенняя песнь". Октябрь:
Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья желтые по ветру летят..."
А. К. Толстой
Бережному отношению подрастающего поколения к природе способствуют и произведения с элементами звукоизобразительности. Например, Бетховен в трио 2-й части (“Сцена у ручья”) симфонии №6 (“Пасторальной”) передаёт перекличку птиц (трели соловья – флейта, крик перепела – гобой, кукование кукушки – кларнет), а в 4-й части симфонии “Гроза. Буря” передаёт картину грозы и ударов грома.
Не только исполнение музыки, но и прослушивание высокохудожественных музыкальных произведений играет огромную роль в экологическом оздоровлении общества. Композитор Роберт Шуман оставил завет ученикам: “Ты не должен ни играть плохие сочинения, ни слушать их”. Это связано с тем, что человеческое тело на 78% состоит из воды (мало кто знает каким варварским способом этот факт был установлен в середине 1940-х годов). Открытие принадлежит подполковнику японской императорской армии Эгути. Эксперимент выглядел следующим образом: живого человека привязывали к стулу в замкнутом помещении и постоянно нагнетали сухой горячий ветер. За 15 часов подопытный превращался в высохшую мумию. Умирал человек обычно на шестом-седьмом часу, когда из тела уже испарялась большая часть воды. 22% первоначального веса – таков средний показатель по нескольким десяткам жертв.
Вода в нашем организме является основным растворителем, именно в водной среде протекают многие химические реакции, связанные с преобразованиями различных биомолекул. Также вода служит универсальным хладагентом организма – переносясь с током крови, она охлаждает наиболее активно работающие органы. Кроме того, вода выполняет и ряд специальных функций, например, принимает участие в поддержании кислотно-щелочного баланса в крови.
Современными учёными открыто ещё одно состояние воды – информационное и какую важную роль играет классическая музыка для экологического оздоровления воды, а следовательно и человеческого организма, рассказывает уникальный телевизионный проект режиссёра Анастасии Поповой “Вода – Великая Тайна Живой Воды”. В 1995 году исследователю из Японии Эмото Масару удалось зафиксировать музыкальное впечатление воды. Воде дали послушать музыку, затем стремительно заморозили и под микроскопом отчётливо увидели кристаллы, которые она образовала. После музыки Баха, Моцарта, Бетховена кристаллы воды отличались друг от друга, но принимали правильную форму, подобную кристалликам льда, снежинкам. После прослушивания тяжёлого рока структура воды резко менялась – кристаллы исчезали и замороженная жидкость внешне выглядела, как хаотичный поток. Как показывает практика, агрессивная музыка вызывает резкое изменение памяти воды – такая вода может провоцировать агрессивные состояния у доселе совершенно спокойных людей, о чём свидетельствуют многочисленные погромы, устраиваемые после рок концертов. Человек обладает особой чувствительностью – он воспринимает негатив всегда острее.
Доктор Эмото провёл ещё один любопытный эксперимент: поместил в три стеклянные банки рис, залил его водой и каждый день в течении месяца говорил “спасибо” одной банке, “ты дурак” - второй, а на третью не обращал внимания. Через месяц рис, которому говорили “спасибо” начал бродить, издавая сильный и приятный запах, рис из второй банки почернел, а рис, на который не обращали внимания, начал загнивать. Доктор Эмото считает, что этот эксперимент преподносит очень важный урок, особенно по отношению к детям – надо заботиться о них, дарить им внимание, разговаривать с ними – наибольший вред наносит равнодушие.
Основоположник науки педагогики Ян Амос Коменский утверждал: “Человек – часть природы, он развивается, стало быть, как природа”.