Формирование речи детей младшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Приоритетная задача речевого развития:

  • Формирование речи детей младшего дошкольного возраста
  • Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста
  • Формирование грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста
  • Развитие звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста
  • Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)

Конспект занятия

Цель: Формирование речи детей младшего дошкольного возраста

Задачи:

  • Учить детей подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных и включать их в рассказ (приоритетная задача).
  • Развивать связную речь, внимание, мышление дошкольников.
  • Воспитывать умение отвечать на вопросы взрослого, слушать товарищей.

Образовательные области: речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Оборудование и материалы: Кукла Катя, корзинка, фланелеграф, картинки домашних животных (кошка, собака).

Игровая мотивация: Воспитатель рассаживает детей на ковре полукругом, в центре находится фланелеграф. Обращает внимание на стук в дверь.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла кукла Катя. Давайте с ней поздороваемся (дети здороваются) и пригласим к себе в кружок. Ребята, посморите, кукла пришла к нам с какой-то корзинкой, я сейчас спрошу у неё, что это за корзинка (имитирует беседу с куклой и выясняет, что ей необходимо, чтобы дети рассказали кукле о животных, изображенных на картинках и помогли ей составить рассказ о них).

Воспитатель: Ребята, поможем кукле? Давайте расскажем ей о животных: кошке и собаке.

Игровое упражнение: “Кто что умеет делать?”

Воспитатель детям показывает картинки с изображением животных и просит сказать, что эти животные любят делать, как кричат.

В: Показывает картинку с изображением кошки. Дети, что умеет делать кошка? Давайте покажем, как кошка умеет ходить (исполняется этюд “Кошка”, передают характерные особенности ходьбы кошки, прогибания спинки).

В: Показывает картинку с изображением собаки. Дети, что умеет делать собака? Давайте покажем, как собака умеет ходить (исполняется этюд “Собака”, передают характерные особенности ходьбы собаки, виляние хвостиком).

В: Молодцы, ребята, кукле Кате очень понравилось слушать о животных.

После этого воспитатель предлагает составить совместный рассказ “Как кошка с собакой подружились” в форме дидактической игры “Закончи предложение”. Воспитатель начинает предложение, а дети заканчивают.

“У одной хозяйки жили... (кошка и собака). Они всегда ссорились. Собака... (рычала, лаяла на кошку), а кошка... (царапала ее). Хозяйка купила одну игрушку и отдала ее... (собачке и кошечке). Хозяйка сказала: “Будете ссориться, игрушку... (не получите)”. И решили кошка с собачкой, что... (лучше жить дружно).

Далее дети, по просьбе куклы Кати повторяют составленный рассказ. (Кукла Катя хвалит детей).

Затем воспитатель предлагает составить рассказ о любимой кошке ребенка у которого хорошо развита речь, а дети и кукла Катя слушают внимательно.

Далее воспитатель предлагает послушать и испонить песенку “Серенькая кошечка”. Дети испоняют песню и выполняют движения в соответствии со словами.

Кукла Катя хвалит детей за рассказы и песню, прощается и уходит.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, помогли ли вы кукле составить рассказ о животных? Все ребята молодцы, очень хорошо работали, всем спасибо.

Формирование грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)

Конспект занятия

Цель: Формирование речи детей младшего дошкольного возраста

Задачи:

  • Учить изменять слова по падежам, согласовывать существительные в роде и числе (приоритетная задача),закреплять в речи числительные.
  • Развивать грамматический строй речи, внимание, мышление, память.
  • Воспитывать умение отвечать на вопросы взрослого, слушать товарищей.

Образовательные области: речевое, познавательное, физическое развитие

Оборудование и материалы: кукольная мебель (стол, диван, шкаф, кровать), игрушки (котят, зайчат, лягушат).

Занятие построено на основе игры “Прятки”

На столе расставляется кукольная мебель: стол, стул, диван, шкаф, кровать.

Воспитатель: Дети, в этой комнате живет девочка. Ее зовут... (дети дают ей имя, например, Света). Здесь ее комната. Назовите все предметы, которые находятся в комнате (дети называют предметы мебели).

Воспитатель: Как их назвать одним словом? (Мебель). Индивидуально просит повторить тех детей, у которых трудности в употреблении формы слов.

К ней в гости пришли друзья. Это... котята, зайчата, лягушата. Стали они играть в прятки. Котята залезли под... (кровать), лягушата прыгнули на... (диван), зайчата спрятались за... (шкаф).

Света стала искать зверят. На стуле нет, под столом нет, около дивана нет. Помогите Свете найти малышей. Поможите?

Воспитатель:

  • Где котята? (под кроватью)
  • Где лягушата? (на диване)
  • Куда спрятались зайчата? (за шкафом)

А если бы кто-то из вас стал прятаться, куда бы вы залезли, чтобы вас долго не находили? (дети предлагают разные варианты). Игра повторяется несколько раз.

Малыши прячутся в разные места, которые называют сами дети. Котят можно спрятать... Лягушонок решил спрятаться... А в конце котята так далеко спрятались, что Света долго их искала, затем попросила: “Подайте голос!” Котята стали... (мяукать). Как они мяукали? (Мяу-мяу.) Лягушата стали... (квакать). Как они квакали? (Ква-ква.)

Воспитатель просит сосчитать, сколько друзей пришло к Свете (много).

  • Сколько пришло котят? (двое)
  • Сколько пришло зайчат?(двое)
  • Сколько пришло лягушат?(двое)
  • Сколько всего гостей пришло к Свете? (много)

Воспитатель предлагает физминутку “Зверята”

Дети по сигналу воспитателя выполняют (показывает карточки с изображением котят, лягушат, зайчат) движения, характерные для того или иного животного.

Воспитатель: Давайте расскажем, как Света играла со своими друзьями в прятки. (дети по желанию рассказывают как прятались игрушки).

Однажды к Свете... (пришли друзья). Стали они...(играть в прятки). Котята залезли... (под кровать), лягушата прыгнули... (на диван), а зайчата спрятались... (за шкаф). А Света... (всех нашла).

Воспитатель: Дети, как вы думаете, помогли ли вы Свете найти зверят?

Ребята, вы все молодцы, справились с заданием.

Развитие звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)

Конспект занятия

Цель: Формирование речи детей младшего дошкольного возраста

Задачи:

  • Формировать произносительную сторону речи (уточнение и закрепление правильного произношения звуков родного языка, четкое артикулирование их в звукосочетаниях и словах) (приоритетная задача).
  • Развивать звуковую культуры речи, внимание, слуховую память.
  • Воспитывать умение отвечать на вопросы взрослого, слушать товарищей.

Образовательные области: речевое, познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие

Оборудование и материалы: вылепленные фигурки мышки и утки, игрушки: мышонка, утенка, лягушки и лягушонка, коровы и теленка, кошки и котенка (игрушек по колличеству детей в подгруппе), ширма.

Игровая мотивация: В совмесной деятельности, воспитатель лепил с детьми фигурки мышки и утки. В процессе беседы и игры с вылеплиными фигурками, воспитатель добавляет игрушки мышонка, утенка, лягушки и лягушонка, коровы и теленка, кошки и котенка.

Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько разных игрушек к вам приехали сегодня в гости на поезде и хотят с вами поиграть. Поиграем с игрушками? (дети соглашаются). Педагог просит назвать, кто приехал в гости к детям (индивидуальная работа с детьми)

Воспитатель за ширму прячет игрушки и предлагает детям угадать, чей голос они услышат.

— Мяу-мяу. Кто это мяукает? (Кошка.)

— А тонким голосом кто мяукает? (Котенок.)

— У мамы-кошки есть детеныш. Он мяукает как? (Мяу-мяу.)

— Му-у-у — кто так мычит? (Корова.)

— А кто у нее детеныш? (Теленок.)

— Каким голосом он мычит? (Тоненьким.)

— Теперь еще раз послушайте и угадайте, кто это мычит, корова или теленок (дети угадывают).

Ква-ква — чей это грубый голос? (Лягушки.)

— А кто квакает тоненько? (Лягушонок.)

— Лягушка большая и квакает грубым голосом, а ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки? (лягушонок)

Аналогично обыгрываются все остальные игрушки.

Воспитатель предлагает детям правильно позвать игрушку, тогда с ними можно будет поиграть (“Лягушонок, иди к нам”. “Утенок, поиграй со мной”.)

(дети по очереди зовут игрушку, после этого воспитатель предлагает игрушки детям.)

Воспитатель предлагает построить домики для своих игрушек из конструктора Лего. Дети строят домики, закрепляют в речи названия деталей: кубик, кирпичек.

Занятие заканчивается игровой деятельность детей с игрушками.

После игры воспитатель дает оценку деятельности детей на занятии, благодарит.

Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)

“Какие бывают иголки?”

Конспект занятия

Цель: Формирование речи детей младшего дошкольного возраста

Задачи:

  • Формировать представление о многозначном слове “игла” и употреблении его в речи (приоритетная задача).
  • Упражнять в согласовывании существительных и прилагательных в роде, числе, падеже.
  • Воспитывать умение слушать товарищей, отвечать на вопросы, высказывать свое мнение.

Образовательные области: речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое развитие

Оборудование и материалы:

Игрушка Ёж, картинки разных иголок (швейные, сосновые, еловые, медицинские), картиники животных: лисы, медведя, волка.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в гости пришел ёжик, посмотрите, вот он. Давайте с ним поздороваемся (дети здороваются с ёжиком)

Воспитатель: Дети, ёжик просит вас рассказать ему, какие иголки ещё есть кроме его иголок на спине, поможем ему в этом? Давайте расскажем, какие иголки встречаются еще и чем они похожи.

Педагог читает загадку:

Отгадай, какое слово
Есть у каждого портного?
Вместо шубы это слово
Ежик носит на спине.
Это слово вместе с елкой
В Новый год придет ко мне.
(Игла)

Воспитатель: Какие иглы вы знаете? (Швейные, сосновые, еловые, медицинские.) Воспитатель показывает картинки разных иголок.

Воспитатель: Чем похожи все иголки? (Они острые, тонкие, колючие.)

Молодцы, ребята, много вы знаете об иголках, ежику очень нравятся ваши ответы.

Воспитатель: Какой иглой мы шьем и вышиваем? (Швейной.) Что шьют швейной иглой? (Одежду.) Что делают медицинской иглой? (Укол.)

Педагог читает стихотворение:

Есть у ежика и елки
Очень колкие иголки.
В остальном на елку еж
Совершенно не похож.

Воспитатель: Ребята, где живет еж? (в лесу) Для чего ему нужны иголки? (Защищаться.)

Воспитатель: От кого еж защищается? (от лисы, волка, медведя). Воспитатель показывает детям картинки данных животных.

Ребята, ёжик вас хвалит и говорит вам, что вы молодцы, очень хорошо умеет рассказывать.

Воспитатель: Вспомните стихотворение Б. Заходера про ежа:

Что ж ты, еж, такой колючий?
— Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Волки, лисы и медведи. (дети по желанию рассказывают стихотворение наизусть, как ранее изученное)

Воспитатель: Дети, можно ли ежа погладить рукой? (ответы детей)

Почему нельзя вдеть нитку в ежиную иголку? (ответы детей)

Воспитатель: Дети, ёжик вам предлагает интересную игру, поиграем с ёжиком? (д\и “Закончите предложение”):

Ты ежа не трогай лучше, потому что он... (колючий).

Лиса потрогала ежа и... (укололась).

— У папы-ежа иголки длинные и толстые, а у ежат... (короткие и тонкие).

Иглы на елке еловые, а на сосне... (сосновые).

Отвечай поскорей, какие из них длинней?

Воспитатель предлагает этюд: “Ёжик” (дети сворачиваются в клубочек, бегают)

Воспитатель: Ребята, ежик просит вас придумать рассказ про девочку, которая пошла в лес за грибами и встретила ежика. (дети рассказывают по воображению).

Воспитатель после детских рассказов проводит беседу, о том, чей рассказ понравился детям больше и почему (ребята высказывают своё мнение)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы смогли помочь сегодня ежику? (ответы детей). Ёжик благодарит детей, прощается и уходит.