Цели урока:
Образовательные:
- стимулировать познавательную деятельность учащихся;
- расширять знакомство учащихся с творчеством В.Бианки, учить навыкам выразительного, беглого чтения без ошибок, расширять и активизировать словарный запас, развивать умения анализировать поступки героев.
Развивающие: развивать умение обобщать изученный материал, память, мышление, внимание, поощрять самостоятельную деятельность обучающихся.
Воспитательные: прививать обучающимся любовь к родной природе, бережному отношению к ней, воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Задачи урока:
(краткое обобщение имеющихся
знаний) пробуждение познавательного интереса к
изучаемой теме, актуализирование имеющиеся у
учащихся знания в связи с изучаемым материалом,
обнаружение и осознание недостаточности
наличных знаний, помочь обучающимся самим
определить направление в изучении темы.
Планируемые результаты: у учащихся закрепится умение прогнозировать содержание текста по его заглавию, учащиеся должны уметь читать вслух постепенно переходя на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное, в ходе урока у учеников пробудится интерес к личности и творчеству В. Бианки, дети познакомятся с содержанием произведения Бианки “Сова”; вспомнят о необходимости бережного отношения к животным; урок способствует развитию критического мышления на литературном чтении.
Оборудование:
- мультимедийная презентация;
- мультимедийная установка;
- экран;
- выставка книг В. Бианки;
- учебник “Литературное чтение” 2 класс. Составители Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, М. Просвещение, 2012г.
- Поурочные разработки по литературному чтению 2 класс.
- Кутявина С.В. М. Вако 2012г.
- Интернет-ресурсы: http://lifeglobe.net/blogs/details?id=940
Методические приёмы развития критического мышления: “Верные и неверные высказывания”, “Ассоциации”, “Стратегия ключевых слов”, “Чтение с остановками”, “Синквейн” (дидактический).
Ход урока
I. Мотивация учащихся
- Ребята, мы получили сообщение о бедственном положении на луге. Срочно отправляемся с вами в научную экспедицию, чтобы проанализировать сложившуюся ситуацию и найти выход из данного положения. На нашем пути будут препятствия и интересные задания.
Стадия вызова. Игра “Верно ли, что”
(Учащимся предлагается список (можно написать на доске) утверждений, составленных на основе текста, который в дальнейшем будут изучать, в таблицу записываются ответы “да”, “нет” и после знакомства с новой информацией, возвращаются к данным утверждениям, оценивая их достоверность)
Высказывания | до чтения | после чтения |
Сова это хищная птица. | ||
Сова это враг для человека. | ||
Мыши питаются шмелями. | ||
Мыши наносят ущерб сельскому хозяйству. | ||
Коровы могут пострадать от того, что на полях нет шмелей. | ||
В природе всё взаимосвязано. |
II. Знакомство с творчеством В. Бианки. Слайд № 2, Презентация.
1. - Ребята, как вы думаете, каким по характеру может быть этот человек?
- А может он быть писателем, пишущим для детей?
- Тогда, о чём он мог писать?
- Сегодня мы познакомимся с творчеством талантливого писателя Виталия Валентиновича Бианки.
- Может кто-то из вас читал его произведения?
2. Рассказ учителя и ученика о В. Бианки.
Учитель: Виталий Валентинович Бианки известный писатель, автор произведений для детей. Вырос в семье известного учёного. Учился в Петербургском университете.
Ученик: Виталий Бианки много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Для маленьких читателей он создал много произведений о природе. Их герои – животные, птицы, растения.
Учитель: Бианки – мастер литературной сказки. В его произведениях фантастика и сказка соединяются с познавательным началом, правдивыми и точными сведениями из жизни природы, учат детей бережно относится к ней, любить её.
- Скажите мне, а какими качествами должен обладать человек, который так точно может описать природу? (быть внимательным, наблюдательным, терпеливым)
- А вы сами можете похвастаться тем, что внимательны?
Сейчас мы с вами поиграем в игру “Завершите фразу” и узнаем, кто оказался из вас самым внимательным.
Слайд 3
Игра “Завершите фразу” (вопросы задаются по рассказу о В. Бианки)
1. Виталий Валентинович Бианки автор произведений.....
2. Бианки много путешествовал по .....
3. Герои его произведений .......
4. Произведения В. Бианки учат детей .....
III. Работа с текстом
- Ребята, скажите, какая птица, ещё с древних времён, считается символом мудрости?
- Какие возникают у вас ассоциации при слове “сова”? (мудрая, хищная, ночная, полезная, зоркая и т.д. По ходу слова записываются на доске)
(Заранее подготовленный ученик рассказывает о сове.)
Ученик: Слайд 4
Совы – птицы, очень умные. Это хищные птицы, как правило, они живут по-одиночке, будучи хищными птицами, они охотятся на других меньших птиц, насекомых и маленьких животных. Совы – не все ведут ночной образ жизни, многие могут охотиться и днём. В нашей местности проживает полярная сова – житель тундры, лес не любит, придерживается открытых мест.
- Кто догадался, о ком мы сегодня будем читать? (о сове) Слайд 5
“Стратегия ключевых слов” Слайд 6
- Предположите, о чём будет это произведение по ключевым фразам из текста.
Старик пьёт чай; рассердилась сова; улетела сова, забралась в дуб; мыши из нор поскакали; землю роют, шмелей ловят; все шмели твои разлетелись; шмели гудят, с луга прочь летят; ветер гуляет, цветень наземь сыплет; корова мычит, клеверу просит; стала корова тощать, стала молока сбавлять; старик сове кланяется; простила сова старика.
- Давайте предположим, как будут разворачиваться события?
(Дети работают по уже сложившимся пятёркам, обсуждают. Делегат от каждой пятёрки высказывает предположение)
Стадия осмысления
1. Первичное чтение произведения учителем. Приём “Чтение с остановками”.
(Вопросы по содержанию текста задаются после каждой части)
Часть 1.
- Почему Сова рассердилась на старика и улетела?
- О чём предупреждала Старика мудрая Сова?
Часть 2.
- Что стали делать мыши?
- Почему шмели так важны для луга?
- Что стало происходить с клевером на лугу?
- Кто любит лакомиться клевером?
- Какие изменения произошли в жизни коровы?
- Что понял Старик?
Часть 3.
- Простила Сова Старика?
- Как Старик слал относиться к Сове?
IV. Физминутка для глаз. (можно выполнить стоя)
Палец двоится: (облегчает зрительную работу на близком расстоянии): вытягиваем руку вперёд, смотрим на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближаем палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторяем данное упражнение 6-8 раз.
Зоркие глазки: глазами рисуем 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
Стрельба глазами: двигаем глазами из стороны в сторону, смотря как можно дольше влево, затем – вправо, затем – вверх и вниз. Повторяем 5-6 раз, не спеша.
Письмо носом: (снижает напряжение в области глаз) закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишем, или рисуем что-нибудь в воздухе. Глаза при этом слегка прикрыты.
V. Словарная работа (на доске)
- Подберите к словам синонимы.
- Чай молоком белит – (наливает в чай молока)
- Утекай – (убегай)
- Хорониться – (прятаться)
- Цветень – (пыльца)
- Пойло – (здесь: еда)
- Как бы хуже не вышло – ( не случилось беды)
VI. Повторное чтение текста хорошо читающими детьми.
1. Беседа по содержанию.
- Что вы прочитали рассказ или сказку? Объясните. (Это сказка, т.к. в ней животные разговаривают )
- Скажите, ребята, а много полезного вы для себя узнали в этой сказке? Что?
- А кто написал эту произведение?
- Значит это какая сказка? (Авторская, у неё есть автор)
- Какое качество помогло писателю так точно описать жизнь животных в природе?
- А кто из вас во время чтения обратил внимание на пословицу в тексте? (Дружно не грузно, а врозь хоть брось.)
- Объясните, как вы её понимаете?
- Какой вывод можно сделать после прочтения текста? (в природе всё взаимосвязано)
Слайд 7.
2. Восстановим цепочку взаимосвязи, находя ответы в тексте.
- Какая связь между совой и мышами?
- Между мышами и шмелями?
- Как в природе связаны между собой шмели и клевер?
- Связь между клевером и коровой в чём заключается?
- А что любил пить Старик? Что означает чай белить?
Вывод: к природе надо относиться бережно, любить её.
VII. Формирование практических навыков
Тренировочное выразительное чтение по ролям.
Давайте мы с вами проследим, как менялось эмоциональное состояние Старика.
- Кто запомнил, сколько раз Сова предупреждала Старика об опасности? (4)
Дети по ролям читают диалог Совы и Старика стараясь передать эмоциональное состояние героев.
1 предупреждение (читают 2 ученика по ролям)
- Что можно сказать о настроении Старика? (весёлое)
- Как вы думаете, понял он нависшую над ним угрозу?
2 предупреждение (читают 2 ученика по ролям)
- Какое у него было состояние? (спокойное, невозмутимое)
3 предупреждение (читают 2 ученика по ролям)
- Изменилось ли состояние Старика или нет? (Поменялось, стоит в недоумении “в затылке скребёт”)
4 предупреждение (читают 2 ученика по ролям)
- Реакция Старика на последнее предупреждение Совы? (задумался, что теперь будет)
VIII. Подведение итогов
- Какое произведение мы читали сегодня?
- Кто его автор?
- К какому литературному жанру относится данное произведение?
- Убедил ли вас писатель, что человек связан с природой?
IX. Стадия рефлексии
1. Составление “Синквейна” Слайд 8.
Слайд 9.
2. Давайте вернёмся к таблице, которую заполняли в начале урока и проверим правильность наших предположений после получения новой информации.
Высказывания | до чтения | после чтения |
Сова это хищная птица. | ||
Сова это враг для человека. | ||
Мыши питаются шмелями. | ||
Мыши наносят ущерб сельскому хозяйству. | ||
Коровы могут пострадать от того, что на полях нет шмелей. | ||
В природе всё взаимосвязано. |
Оценивание работы групп. Выявление, по мнению ребят, самых активных. Поблагодарите друг друга за проделанную работу.
X. Домашнее задание по выбору. Слайд 10.
1. Подготовить выразительное чтение произведения.
2. Пересказ любой части.
3. Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку произведения.
Спасибо за урок! Слайд 11.