Комбинированный урок (письмо + логопедическое занятие) по теме "Слова, обозначающие действия одушевленных предметов и отвечающие на вопрос «Что делают?»"

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика


Цели:

  • практическим путем наблюдать за изменением формы слов, обозначающих действия одушевлённых предметов, по признаку числа (в качестве дограмматических понятий);
  • учить соединять знакомые слова, обозначающие действия предметов, со словами, обозначающими названия предметов.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1). Актуализировать знания:

а) о “живых” (одушевлённых) словах - предметах и “неживых” (неодушевлённых) словах - предметах;

б) по различению слов, обозначающих один или несколько одинаковых предметов.

2). Продолжать работать со словами, имеющими несколько лексических значений (многозначность), привлечь внимание ребёнка к грамматической связи слов (“дружбы слов” [9]).

3). Учить:

а) пользоваться способом, помогающим менять форму изолированного слова - действия по признаку числа с помощью постановки вопроса,

б) наблюдать изменение формы окончания ёт, ют (предпоследних букв ё, у,), которые находятся в ударном положении в словах - действиях - глаголах настоящего времени единственного и множественного числа, а так же видеть изменение формы окончания в словах - предметах (именах существительных) при изменении их числа.

4). Отрабатывать навыки:

а) каллиграфические;

б) правильного списывания и письма под диктовку;

в) осознанного четкого послогового чтения с правильным интонационным оформлением слов - действий;

г) произношения слов не спеша, очень чётко проговаривая каждый звук от первого до последнего, делая особый акцент на последних звуках.

5). Активизировать употребление номинативного и предикативного словаря.

6).Упражнять:

а) в закреплении правописания словарного слова;

б) в преобразовании форм знакомых слов - действий с единственного числа на множественное;

в) в развитии практических умений постановки вопросов к словам, обозначающим названия предметов, и к словам, обозначающим названия действий (глаголам настоящего времени единственного и множественного числа);

г) в соотнесении названий действий с графическим изображением.

7). Отрабатывать навыки лексико-грамматического оформления предложений с привлечением внимания ученика на правильность грамматического оформления, на точность интонирования его конца.

8). Осуществлять метапредметные связи, автоматизировать навык правильного произношения звукослоговой структуры двухсложных слов (без пропуска согласных звуков и искажений окончаний.)

Коррекционно-развивающие:

Корригировать и развивать: орфографическую зоркость, концентрацию и устойчивость внимания; зрительное восприятие, память; наглядно - действенное и наглядно-образное мышление, мыслительные операции: анализа, сравнения; фонематический слух; познавательную активность. Реализовывать потребность в самовыражении. Способствовать адаптации ученика в обществе путём развития коммуникативных навыков по данной теме.

Здоровьесберегающие задачи: закреплять навык правильной посадки при письме; коррекция мелкой моторики пальцев рук на основе упражнений для рук со шнуровкой; снимать напряжение с мышц глаз.

Воспитательные: Воспитывать интерес к изучению предмета “письмо” (русский язык),

аккуратность при выполнении заданий, самоконтроль и произвольность своих действий, уверенность в своих возможностях, любовь к природе, создавать атмосферу радости совместной работы.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: индивидуальная.

Оборудование: карта с картинками (рис. 1), таблицы (рис. 3-13), рамка (рис. 24), ИКТ, презентация (рис. 15-21), ситуативные, предметные картинки; картины (рис. 23, 25), мешочек, карточка - шнуровка (рис. 2), карточка для самостоятельной работы (рис. 22); табличка для чтения (рис. 14); учебник Барской Н. М. Русский язык 2 класс, указка, ручка, карандаш, линейка.

План урока

  1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. Девиз урока
  2. Актуализация знаний. Шнурование карточки
  3. Чистописание. Словарная работа
  4. Постановка учебной задачи
  5. Решение учебной задачи. Слова, обозначающие действия одушевлённых предметов и отвечающие на вопрос что делают?
  6. Первичное закрепление знаний с проговариванием во внешней речи. Чтение учеником слов - действий множественного числа с правильным интонированием
  7. Глазодвигательная физкультминутка
  8. Письменная проверка усвоения знаний. Преобразование формы слова - действия, данного по образцу, с единственного числа на множественное
  9. Самостоятельная работа с контролем усвоения полученных знаний. Упражнение в изменении знакомых слов - действий по вопросу что делают? Дидактическая игра “Скажи наоборот”
  10. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний. Игровой момент “Укрась картину”. Упражнение в соединении знакомых слов, обозначающих действия одушевлённых предметов, со словами, обозначающими названия предметов (с опорой на ситуативные картинки, подписи слов - действий и вопросов). Повторение предложения по образцу учителя с правильным интонационным оформлением его конца
  11. Итог занятий. Задание на дом
  12. Рефлексия деятельности. Оценка за урок

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. Девиз урока

- Здравствуй, ... . Сегодня у нас необычный урок, потому что присутствуют гости, педагоги из других школ. Они хотят посмотреть, как ты хорошо занимаешься. Проговорим наш девиз, который поможет успешно провести урок: я начинаю, а ты заканчиваешь.

Прозвенел и смолк звонок, (начинаем мы урок.)

(Будем слушать и писать, будем все запоминать.)

2. Актуализация знаний. Шнурование карточки

- Я приготовила карту с картинками, по которой мы будем выполнять задания. В конце урока ты скажешь по ней, что тебе больше всего понравилось делать.

Рисунок 1

Прочитай, что написано на твоей карте. (Шнуровка.) Сначала мы подготовим наши пальчики.

Возьми карточку со шнуровкой в руки, посмотри на картинки. Назови слова - предметы, которые отвечают на вопрос кто? (Человек, дятел, рыба.) Назови слова - предметы, которые отвечают на вопрос что? (Молоток, ящик, вода ...) Прочитай слово. (Стучит.) Человек стучит молотком. Посмотри на картинки в нижнем ряду. Кто стучит: дятел или рыба? (Дятел стучит.) Дятел стучит клювом. Он достаёт жучков, которые портят (дерево). Поэтому дерево может засохнуть, погибнуть. Дятлы спасают лес. Птиц обижать нельзя, так же как и животных, и насекомых. Соединим шнурком две картинки: человек стучит, дятел стучит. Мы с тобой уже говорили, что одно действие могут выполнять разные предметы.

2.jpg (6639 bytes)

Рисунок 2

3. Чистописание. Словарная работа

- Возьми карточку. Прочитай, что на ней написано. (10 ноября Классная работа) Прочитай первый слог. (Ёт.) Сядь ровно. Напиши слог ёт рядом и подчеркни гласную букву. Прочитай оставшийся слог. (Ут.) Напиши его рядом и подчеркни гласную букву. Посмотри на картинку на твоей карте. Назови словарное слово, которое мы проходили на прошлом уроке. “Позови” слово. (Мо-ло-томк.) Назови ударную гласную. (Ударная гласная “о.) Назови безударные гласные. (Две гласных “о”.) Придумай предложение со словом молоток. (Папа купил молоток.) Напиши слово “молоток” под диктовку, выдели ударную гласную....

4. Постановка учебной задачи

На прошлых уроках мы выяснили: если слово обозначает действие предмета, то оно отвечает на вопрос что делает? и относится к словам - действиям [9]. Посмотрим на нашу карту с заданиями (Рисунок 1). На ней нарисована таблица. Мы её заполняли (Рисунок 3). Прочитай вопросы. (Кто?) Мы знаем: если слово обозначает название [4] “живого” [9] предмета, то оно отвечает на вопрос (кто?) и относятся к словам - (предметам). Мы к одному слову - предмету подбирали слово – действие по вопросу “Что делает?” и сказали, что эти слова в предложении зависят друг от друга. Они “дружат” [9]. Надо обязательно обращать внимание на “конец слова - предмета и слова - действия” [9]. Сейчас мы продолжим наши наблюдения. Будем заполнять таблицу (Рисунок 4) по другим вопросам. Прочитай вопросы. (Кто? Что делают?)

5. Решение учебной задачи. Слова, обозначающие действия одушевлённых предметов и отвечающие на вопрос что делают?

У меня в руках несколько картинок. Назови слово по картинкам. (Белки.) Поставь вопрос. (Кто?) Слово белки отвечают на вопрос кто? и обозначают название [4] “живого” [9] предмета. Я поставлю картинки в новую таблицу (Рисунок 5). Какую гласную мы слышим в конце слова “белки”? (И.) Почему? (Здесь несколько белок.) Правильно. Если у нас несколько одинаковых предметов, то - произносим звук “и” или звук “ы” в конце слова. (Педагог под картинками с белками ставит слово “белки”.)

- Какая буква написана “в конце слова” белки? (Буква “и”.)

- На прошлом уроке мы называли слово - действие, которое выполняет с орешком одна белка на картинке. Назови это слово - действие. (Грызёт.)

- В слове - действии грызёт выделена часть “ёт” “в конце слова” и гласная буква (“ё”.)

- Послушай внимательно, я назову действия, которые выполняют с орешками несколько белок на картинке. Грызут. Слово грызут обозначает действие “живого” предмета. Слово грызут отвечает на вопрос что делают? и относится к словам – действиям. Обрати внимание, в слове грызут выделена часть “ут” в “конце слова” и гласная буква (“у”.) Запомни: если действия выполняют несколько предметов, мы к слову - действию поставим вопрос что делают? Значит в слове - действии “поменяется буква в конце, только не последняя, а которая перед ней” [9]. В наших словах - действиях последняя буква (Т.) (Далее аналогично осуществляется работа по заполнению таблиц (рисунки 8-13.)

3.jpg (10664 bytes)

Рисунок 3

4.jpg (5918 bytes)

Рисунок 4

5.jpg (7470 bytes)

Рисунок 5

6.jpg (7526 bytes)

Рисунок 6

7.jpg (7865 bytes)

Рисунок 7

8.jpg (9531 bytes)

Рисунок 8

9.jpg (9957 bytes)

Рисунок 9

10.jpg (9796 bytes)

Рисунок 10

11.jpg (11389 bytes)

Рисунок 11

12.jpg (11692 bytes)

Рисунок 12

13.jpg (11901 bytes)

Рисунок 13

- Если действие выполняет один предмет, то в слове - действии находится важная гласная буква “ё” “в конце”, только она не последняя, а которая перед ней, перед буквой “т”. Если действия выполняют несколько предметов, то в слове – действии “меняется буква в конце, только не последняя, а которая перед ней” [9]. Перед буквой “т” появляется важная гласная “у”. Мы будем обращать внимание на важные гласные “ё”, “у” “в конце” слов - действий. Слова - действия, так же как и слова - предметы изменяются.

6. Первичное закрепление знаний с проговариванием во внешней речи. Чтение учеником слов - действий множественного числа с правильным интонированием

- Следующим заданием в нашей карте нарисована табличка. Я работаю с первым словом. Читаю слово - действие и вопрос к нему. Ты продолжаешь. Нужно прочитать слово - действие, выделяя голосом подчёркнутую гласную “в конце” слова и вопрос. Потом я читаю следующее слово, ты продолжаешь.

14.jpg (11234 bytes)

Рисунок 14

- Я прочитала слова - действия, которые отвечают на вопрос что делает? Ты прочитал слова - действия, которые отвечают на вопрос что делают? Как ты думаешь, почему я подчеркнула гласные буквы “в конце” слов - действий? (Они важные.) Важные гласные “ё”, “у” “в конце” слов - действий подсказывают нам: об одном предмете идёт речь или о нескольких.

7. Глазодвигательная физкультминутка

- Пришло время отдохнуть. Начинаем следить глазками за движущимися картинками, которые будут появляться на экране [6].

15.jpg (5501 bytes)

Рисунок 15

16.jpg (4840 bytes)

Рисунок 16

17.jpg (4838 bytes)

Рисунок 17

18.jpg (4535 bytes)

Рисунок 18

19.jpg (4395 bytes)

Рисунок 19

20.jpg (4331 bytes)

Рисунок 20

21.jpg (3933 bytes)

Рисунок 21

8. Письменная проверка усвоения знаний. Преобразование формы слова - действия, данного по образцу, с единственного числа на множественное

- Продолжаем работать по твоей карте с картинками. Написано слово письмо и нарисована карточка. Прочитай в карточке (рисунок 22) вопрос, который мы ставим к словам - действиям. (Что делает?) Прочитай слово, которое отвечает на этот вопрос. (Идёт.) “В конце” слова идёт написана гласная буква ... (“ё”.) Найди в карточке другой вопрос, который мы ставим к словам -действиям. (Что делают?) Прочитай слово, которое отвечает на этот вопрос. (Идут.) “В конце” слова идут написана гласная буква ... (“у”.) Повторим данные слова. (Идёт - идут.) Читаем дальше. (Несёт.) Изменяем данное слово с помощью вопроса что делают? (Несут.) Какую гласную букву мы напишем в конце слова несут? (“Гласную букву “у”.) Повторим слова. (Несёт - несут.) Запишем получившееся слово в карточке, подчеркнём гласную букву “у” одной чертой.

- Слова - действия нужно подчёркивать одной чертой или двумя? (Двумя чертами).

- Подчеркнём слова - действия двумя чертами с помощью линейки и карандаша.

22.jpg (6067 bytes)

Рисунок 22

Я начинаю предложение, а ты смотришь на карточку и договариваешь за мною.

- Гласную букву “ё” мы пишем “в конце” слова - действия, если оно отвечает на вопрос...

- Что делает?

- Гласную букву “у” мы пишем “в конце” слова - действия, если оно отвечает на вопрос...

- Что делают?

9. Самостоятельная работа с контролем усвоения полученных знаний.

Упражнение в изменении знакомых слов - действий по вопросу что делают?

Дидактическая игра “Скажи наоборот”

- Молодец. Пришло время поиграть. Я тебе даю мешочек и называю слово - действие. Ты моё слово изменяешь по вопросу что делают? и возвращаешь мешочек. Обрати внимание, что надо голосом выделять конец слова.

- Несёт, что делают? - (Несут).

- Грызёт, что делают? - (Грызут).

- Идёт, что делают? - (Идут).

- Ползёт, что делают? - (Ползут).

- Ты правильно справился с заданием. Я называла слово - действие, которое отвечает на вопрос что делает? Значит, его выполняет один предмет. Ты моё слово изменял по вопросу что делают? Значит, его выполняют несколько предметов.

10. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний.

Игровой момент “Укрась картину”. Упражнение в соединении знакомых слов, обозначающих действия одушевлённых предметов, со словами, обозначающими названия предметов (с опорой на ситуативные картинки, подписи слов - действий и вопросов). Повторение предложения по образцу учителя с правильным интонационным оформлением его конца

Я приготовила для тебя картину (рисунок 23). Какое время года изображено на ней? (Осень.)

На картине нет животных. Ты будешь украшать её картинками животных, которые находятся в рамке (рисунок 24). Задание непростое. Я называю слово - действие. Ты обращаешь внимание на важные гласные “ё”, “у” “в конце” слов - действий, которые подскажут: об одном предмете идёт речь или о нескольких. Потом ты выбираешь одну или несколько одинаковых картинок животных, которые выполняют это действие, и называешь предложение. Например, я говорю “ползут”. Обрати внимание на конец слова. Ты берёшь картиночку с несколькими ужами и прикладываешь на картину, таким образом, украшаешь её. Повтори предложение как я: “Ужи ползут”...

23.jpg (16479 bytes)

Рисунок 23

25.jpg (22688 bytes)

Рисунок 25

24.jpg (19678 bytes)

Рисунок 24

- Теперь наша картина стала красивой (рисунок 25). Помогли нам картиночки животных, названия которых отвечают на вопрос... (Кто?) Я называла слова - действия, которые отвечают на вопросы... (Что делает? Что делают?)

11. Итог занятий. Задание на дом

- Сегодня на уроке мы называли действия “живых” предметов. Я начну предложение, а ты его закончи. Слова, обозначающие действия предметов, отвечают на вопросы (Что делает? Что делают?) Мы должны помнить, что слова в предложении зависят друг от друга. Они “дружат” [9, стр. 55]. Надо обязательно обращать внимание на “конец слова - предмета и слова - действия”.

Тебе надо будет выполнить домашнее задание. Открываешь учебник по русскому языку [3] на странице 146 и учишь правило. Потом на странице 147 читаешь задание к упражнению 14: “Спиши. Поставь вопросы к названиям действий. Подчеркни названия действий.”

- Слова - действия мы подчёркиваем одной чертой или двумя? (Двумя чертами.) Тут всё понятно.

12. Рефлексия деятельности. Оценка за урок

- Давай посмотрим на нашу карту с картинками, по которой мы выполняли задания, вспомним их. Сначала ты (шнуровал), работал со словарным словом, составлял (предложение), заполнял таблицу (картинками), называя слова - предметы и слова - действия; затем слова - действия в табличке (читал), делал зарядку для (глаз), по карточке читал и в ней (писал). Дальше мы играли: мешочек друг другу передавали и слова - действия изменяли. В конце занятия ты украшал большую картину животными. Правильно произносил предложения. Посмотри внимательно ещё раз на карту с картинками и скажи, какое задание или игра тебе больше всего понравились? ...

- Какое задание было трудным? Покажи на эту картинку.

- Если тебе понравилось заниматься, было легко и всё понятно, ты доволен собой, то возьми картинку весёлого солнышка. Если для тебя задания были трудными и непонятными, то возьми удивлённое облачко.

- Сегодня на уроке твоя работа понравилась мне и нашим гостям. Ты старался правильно отвечать, писать, чётко проговаривать слова. Я ставлю в дневник оценку “5”. Урок окончен, молодец.

Презентация.

13. Ресурсное обеспечение

1. Аксёнова А. К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. - Москва, “Просвещение”, 1986.

2. Аксёнова А. К. Обучение учащихся 1 - 4 классов вспомогательной школы. Под редакцией Петровой В. Г. - Москва, “Просвещение”, 1982.

3. Барская Н. М. Русский язык, 2 класс. - Москва, “Просвещение”, 1993.

4. Воронкова В. В. Обучение грамоте в 1 - 4 классах вспомогательной школы. - Москва, “Просвещение”, 1988.

5. Воронкова В. В. Уроки русского языка во 2 классе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. - Москва, “Владос”, 2003.

6. Галкина И. А., учитель начальных классов МОУ “Водоватовская СОШ” Арзамасского района, Нижегородской области. Электронные физминутки для глаз. Часть 2.

7. Гнездилов М. Ф. Обучение русскому языку в младших классах вспомогательной школы. - Москва, “Учпедгиз”, 1959 г.

8. Лопатина Л. В., Иванова О. В. Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с ЗПР. - Санкт-Петербург, “Каро”, 2007.

9. Мисаренко. Русский язык в классах компенсирующего обучения: учебное пособие/ Г.Г. Мисаренко. - М.: ООО “Гном - Пресс”, 1998.

10. Сайт wiki.iteach.ru. Технологическая карта урока русского языка во 2 классе.