Основные задачи занятия:
- Совершенствование коммуникативных навыков.
- Воспитание межличностного доверия и группового сотрудничества.
- Предупреждение психоэмоционального и мышечного напряжения.
- Коррекция эмоционального состояния.
- Выявление особенностей развития эмоционального состояния детей.
Оборудование:
Мягкая игрушка Зомбик (см. приложение №1) (или любая другая игрушка); баночка с водой, разведенной черной гуашью; кисточка; простой карандаш; белая бумага формата А4; цветные карандаши или фломастеры.
Желательно, чтобы в группе было не более 9 человек, но можно провести и на большее количество детей.
Длительность занятия – 30 мин.
Ход занятия
(дети стоят на ковре в круге)
1. Упражнение “Мне страшно, когда ...”.
Цель: формирование коммуникативных навыков, межличностного доверия и группового сотрудничества, идентификация чувства страха
Психолог: Дети, сегодня к вам в гости из страны страхов пришел Зомбик и он очень хочет узнать чего же могут боятся дети. Давайте будем передавать друг другу Зомбика и называть ему свои страхи. (Дети передают игрушку и называют ситуации, когда им бывает страшно. Предложение начинают со слов: “Мне страшно, когда ...”.).
2. Ситуативное изгнание страха.
Цель: снятие психоэмоционального и физического напряжения.
Психолог:: Ребята! Зомбик знает замечательное стихотворение, которое прогоняет страхи. Хотите его выучить? Сейчас мы с Зомбиком вам его прочитаем, а когда прозвучит фраза “Нужно громко крикнуть...”, вы все громко-громко крикните: “Ах!”.
Злые духи и Кощей
Не живут среди вещей.
Но бывает из-за страха
Я в прихожей вижу Аха!
Нужно громко крикнуть “Ах!”, (все дети громко-громко кричат “АХ!”)
И тогда исчезнет страх!
(Спросить у детей: “Все свои страхи прогнали? Стихотворение можно прочитать несколько раз”).
Дети садятся за столы.
3. Упражнение “Капелька страха”. (модификация методики “Тест Роршаха”)
Цель: визуализация негативных и страшных переживаний.
Психолог: Зомбик принес вам из страны страхов капельки страха (показывает банку с черной краской). Ребята, возьмите листы бумаги и сложите их пополам, раскройте лист и положите его перед собой, а Зомбик подойдет к каждому и капнет на лист капельку страха. Когда капелька страха появится у вас на бумаге, вы закрываете свою книжечку и приглаживаете ее рукой. (Психолог подходит каждому и капает с кисточки капельку на лист бумаги). А теперь раскройте лист и посмотрите, какой же страх вам попался. (Дети по очереди говорят о страхе, который оказался у них на бумаге).
4. Упражнение “Волшебники”.
Цель: замещение в подсознании ребенка негативной картинки страшных переживаний на позитивную, снятие психоэмоционального и физического напряжения.
Психолог: Вы помните сказку о Золушке? Помните, как ей помогала ее тетушка-фея, и она могла из тыквы сделать карету? Из крысы кучера? Попробуем и мы превратить “страшный” страх в “смешной” и “нестрашный”? Как же нам это сделать? (Если дети не дают своих вариантов, то психолог предлагает свои). Может быть, возьмем яркие фломастеры и нарисуем вокруг салют и воздушные шарики? А может, подрисуем страху смешные бантики или шляпку и реснички? Подарим ему какой-нибудь подарочек и цветочки? Кажется, из вас получились замечательные волшебники. Посмотрите, ваш страх уже улыбается. Помогите ему, подрисуйте улыбочку. Вот и стал ваш страх смешным и веселым! Смотрите, какой он смешной! Улыбаемся. Смеемся. Сначала тихонько, потом громче. Ой, смешинка в рот попала! Хохочем во все горло (гонг). Молодцы! Достаточно. Веселые вы ребята! А кто смеялся громче и больше всех? (См. приложение №2)
Спасибо. До свидания.
Литература:
- Алямовская В.Г., Петрова С.И. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. – М., 2002.
- Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
- Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2001.