Цель коррекционно-развивающей программы:
- Создание оптимальных условий для детей с трудностями в обучении в соответствии с из возрастными, состоянием соматического и нервно - психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально- волевому развитию; содействию социализации и адаптации в современном социуме.
Задачи:
- Выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;
- Осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- Обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении;
- Оказание консультативной и методической помощи родителям детей с ограниченными возможностями здоровья.
Методологическое обоснование программы:
Теоретико-методологическим обоснование программы является культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, а также теоретические положения Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева которые рассматривали основные условия психического развития ученика, его социализации и индивидуализации, формирования личности, сформулированные применительно к специфике детского возраста. И подходы отечественных педагогов и психологов в разработке системы коррекционной помощи детям с проблемами в развитии, в частности принцип личностно-ориентированной коррекции, предложенные И.И. Мамайчук.
Новизна разработки:
Данная программа разработана как программы внеурочной деятельности. Значительную роль в коррекции и позитивном формировании личности, в социализации ребенка в общеобразовательной школе играют внеучебные занятия. Компенсаторно-развивающее значение в жизни детей с особыми образовательными потребностями имеют занятия изобразительной деятельностью, ритмикой, гимнастикой, танцами, пением, участие в театральных и кукольных спектаклях (В.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Т.А. Добровольская).
Содержание программы охватывает проблемы коррекции и развития основных психических функций детей начального общего образования, мотивации к обучению, адаптации к учебно-воспитательному процессу, преодоления трудностей в обучении и общении, коррекции и развития личности.
Программа коррекционной работы содержит следующие разделы:
1. Выявление обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями.
2. Условия реализации коррекционно-развивающей программы
3. Основная часть.
4. Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.
Коррекционно-развивающая программа включает:
1. Выбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями; Формирование групп по результатам обследования территориального ПМПК.
2. Организацию и проведение групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения:
- коррекцию и развитие высших психических функций;
- развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;
3. Аналитическач работа: определяет взаимодействие специалистов в работе, а также позволяет корригировать программы занятий в соответствии с достижениями учащихся.
4. Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.
Программа рассчитана на учащихся 1–4 классов.
Оптимальная численность группы 12 человек (категории детей с особыми образовательными потребностями и нормативно развивающихся детей, с низким уровнем познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД).
Продолжительность занятий 35-40 минут, 4 класс 45 мин.
Программа включает 17 занятий в год.
Программно-методическое обеспечение:
Данная программа разработана на основе методического пособия Р.Д. Тригер “Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития”, из которой мы взяли методы работы с детьми с задержкой психического развития и гиперактивностью. На основании разработанных методов Р.Д. Тригер, учащиеся данной категории были разделены на 4 возрастные группы. Для каждой возрастной группы был разработан блок коррекционно-развивающей программы, с учетом возрастных особенностей учащихся. При разработке занятий коррекционно-развивающей программы были использованы методические пособия Ю.Ю Барановой “Программа коррекционной работы. Рекомендации по разработке. Начальная школа”, Т.А. Аржакаева, И.В. Вачков программа развивающих занятий с 1 по 4 класс “Психологическая азбука”.
Актуальным в данной программе является не только предоставить разработку коррекционных занятий, но и обеспечить взаимосвязь всех специалистов и родителей, познакомить с особенностями развития данной категории детей. Постоянная взаимосвязь специалистов и родителей, комплексный подход в их работе способствуют обеспечению полноценного коррекционного воздействия на младших школьников с особыми образовательными потребностями. Поэтому актуальность проблемы обусловлена необходимостью выработки единого подхода всех субъектов образовательного процесса к диагностике, коррекционно-развивающему воздействию на детей с ОВЗ. Для полноценного взаимодействия психолого – педагогического сопровождение необходимо создание материально – технической базы. Занятия по программе могут проводится не только в кабинете педагога – психолога, но и в классах, актовом зале общеобразовательного учреждения, которые должны быть оснащены аудио и компьютерной техникой, а также дидактическими материалами, используемыми на коррекционно-развивающих занятиях. Занятия в нашей школе проводятся совмествно с педагогами дополнительного образования ДК “Сибиряк”. Взаимодействие со специалистами при реализации программы позволит осуществить своевременное наблюдение за учащимися на уроке и во внеурочной деятельности.
Структура занятий:
Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий.
Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов занятий.
Прогнозируемый результат:
Ожидаемые результаты: формирование позитивного эмоционального отношения к учебной деятельности, осознание новых социальных ролей; обучение эффективным способам взаимодействия; развитие уверенности в себе и своих учебных возможностях. Успешной социализацией является, интерес к сверстникам, направленность на сотрудничество в коллективных мероприятиях, повышение самостоятельности при выполнении заданий, как на уроке, так и во внеурочной деятельности, подчинение общим правилам образовательного процесса.
Критерии отслеживания результатов:
- Отслеживание происходит при проведении комплексной диагностики, выявляющей уровень повышения интеллектуального развития, личностного, регулятивного и коммуникативного УУД
- Учащимся, показывающие низкий уровень по исследуемым критериям, назначается повторное обследование на ПМПк, с дальнейшим определением психолого-педагогического маршрута.
- Оценка эффективности программы Отслеживание результатов работы проводится на основе комплексного мониторинга, который проводится в начале и в конце курса занятий.
Структура программы:
Программа состоит из 4 блоков:
1 блок – 1 класс. Начальный этап коррекционно-развивающей программы по адаптации учащихся с ОВЗ и детей с низким уровнем адаптации и учебной мотивации. Формирование групп.
2 блок – 2 - 3 класс. Промежуточный этап коррекционно-развивающей программы. Коррекция эмоциональной депривации младших школьников с ОВЗ. Личностно-ориентированная коррекция внешне выраженных негативных эмоций детей. (Явления гиперактивности, склонность детей к агрессии, аффективные реакции).
- I группа - коррекционная работа детей с ЗПР и низким уровнем регулятивных УУД;
- II группа -коррекция детей с СДВГ.
3 блок – 4 класс. Итоговый этап коррекционно-развивающей работы. Психолого-педагогическая коррекционную работа с детьми обеих вышеназванных групп. Коррекция личностной и коммуникативной сферы. Формирование коммуникативных навыков, умение сотрудничать, и работать в коллективе.
4 блок. Создание условий благоприятствующие социализации детей с ОВЗ
Взаимодействие с родителями, данной категории учащихся и учителей начальной школы.
I. Общая характеристика курса коррекционно-развивающих занятий с детьми с низким уровнем развития познавательных процессов, с детьми с ОВЗ и низким уровнем адаптации к школе 1 класс.
Программа “Курс комплексного развития младшего школьника”, являясь принципиально новой для начального образования, предполагает и кардинально иные по сравнению с традиционными подходы к отбору содержания, организационных форм занятий, к их структурированию. В занятия добавлены упражнения и сказки Вачкова И.В.(психологическая азбука – 1-3 класс). Уделяется внимание здоровьесбережению (динамические упражнения Дереклеевой.Е.)
Актуальность: С помощью данной программы педагог-психолог может решать задачи психолого-педагогического сопровождения реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в частности, задачу формирования коммуникативных, познавательных и личностных универсальных учебных действий. Одна из важных особенностей программы заключается в том, что они не только позволяют развивать самосознание детей, но и дают возможность самому психологу лучше узнать детей, держать их в поле профессионального зрения, отслеживая ход их психического развития, замечая возникающее психологическое неблагополучие, предупреждать появление серьёзных психологических проблем.
Программа рассчитана на учащихся начальной школы на 3 года обучения.
Занятия проводятся во внеурочное время: по одному академическому часу в неделю: в первом классе (25 часов). Продолжительность занятий 35-40 минут. В силу того, что по новым образовательным стандартам по ФГОС первоклассники учатся по три урока в неделю всю первую четверь, то “Курс комплексного развития младшего школьника начинается со второй четверти обучения). Но в первую четверть обучения происходит диагностическое обследование первоклассников.
Описание места курса коррекционно-развивающих занятий в учебном плане школы
Данный курс не является обязательным предметом. Занятия проводятся педагогом-психологом во внеурочное время и представляют собой коррекционно-развивающие занятия психологической направленности.
Описание ценностных ориентиров содержания курса коррекционно-развивающих занятий
Цель: развитие личности ребёнка, в частности повышение психологической культуры школьников, развитие их самосознания и рефлексивных способностей; знакомство с элементарными психологическими понятиями и закономерностями и использование их в дальнейшем для целенаправленного интеллектуального и личностного развития детей.
Программа призвана решить следующие задачи:
1. Помочь детям быстрее и по возможности безболезненно адаптироваться к школьным условиям;
2. Дать учащимся систему психологических знаний для формирования их мировоззрения;
3. Учить методам и приёмам познания себя, помочь учащимся в познании других людей;
4. Изучение ощущения и восприятия и развитие соответствующих способностей;
5. Изучение вопросов внимания, методов и упражнений для его развития;
6. Изучение памяти, методов и упражнений для её развития;
7. Изучение пространственных и временных представлений, методов и упражнений для их развития;
8. Изучение образного и абстрактного мышления, методов и упражнений для их развития;
9. Изучение эмоциональных явлений, упражнений на понимание своих эмоций и чувств, а также чувств и состояний других людей;
10. Изучение проблем общения, упражнений речевого и неречевого общения.
Формы и типы работы: внеклассные занятия личностно ориентированного типа, индивидуальная, диадное взаимодействие, работа в четвёрках, взаимодействие между командами; беседы, игры; психотехнические и психогимнастические упражнения; разбор иллюстраций и наглядных пособий, изобразительная деятельность, психологические сказки.
Структура занятий:
Занятие включает в себя следующие компоненты:
1. Введение в тему занятия и разминка: используются ритуалы приветствия, разминочные задания;
2. Основная часть, которая может быть реализована в двух вариантах: 1) если занятие первое в разделе, то используется схема: настрой как подготовка к восприятию нового материала – введение нового содержания – его закрепление; 2) если занятие продолжает изучаемый раздел, то схема несколько иная: актуализация предыдущего материала – повторение – углубление, расширение, наполнение новыми смыслами;
3. Подведение итогов: рефлексия результатов занятия, происходящая в два 2) осмысление (зачем, для чего нужно то, чем занимались, о чём шла речь, в чём польза нового материала)
В комплект методических материалов к программе входят:
Методическое пособие для психолога, включающее теоретическое обоснование программы, примерные конспекты занятий в 1-4 классах; методическое пособие Дереклеевой Е., Психологическая азбука Вачкова И.В 1-3 класс
Привлечение внешних специалистов, организаций: некоторые занятия будут проводиться в библиотеке и будут подготовлены совместно с библиотекарем; некоторые занятия будут проводиться с Д.Ц. “Сибиряк” - Перспектива, с привлечением педагога по изо-студии, музыкальным работником.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения внеучебного курса коррекционно-развивающих занятий
Планируемые образовательные результаты по формированию личностных, коммуникативных и познавательных УУД (метапредметные результаты)
Ведение в мир психологии: Мышление. Восприятие. Память. способность к самопознанию и самооценке; зачатки личностной рефлексии, научатся устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлении, научатся осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; научатся владеть своими познавательными процессами.
Уроки общения: осознание и оценка собственных эмоций и эмоций других людей как регуляторов межличностного взаимодействия; использование речевых и неречевых средств для выражения и понимания эмоций; зачатки эмпатии как понимания чувств других людей.
Предметные результаты:
В программу первого класса включено пять разделов:
I. Что такое психология (введение). (1 час) Детям даётся научно-популярное объяснение того, что такое психология. Кратко описываются основные психические явления: ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, внимание. Психология определяется как наука о внутреннем душевном мире человека.
Ожидаемый результат:
Знания у детей складывается первоначальное представление о мире психических явлений и о том, что они будут изучать на внеклассных занятиях.
Умения: первоклассники умеют различать психические явления.
II. Уроки общения (9 часов) Дети узнают, что такое речевое и неречевое общение, какова их роль в жизни людей. Важное место занимает освоение умения понимать других людей, развитие внимания к окружающим людям. Краткое описание основных психических явлений: эмоции и чувства, взаимоотношения людей. Содержание занятий направлено на формирование у младших школьников умения различать такие виды эмоций, как удивление, радость, горе, страх, отвращение, гнев. Изучаются их речевые и неречевые проявления. Выполняются практические задания по распознаванию разных видов эмоций у другого человека с целью развития умения понимать состояние другого человека. Учащиеся изучают причины противоречивых чувств, а также проявления зависти, страха, симпатии, дружбы, учатся их распознавать у себя. Изучается, что такое сочувствие, сопереживание, рассматривают этико-психологические понятия.
Ожидаемый результат:
Знания: Первоклассники знают, понятия речевое и неречевое общение, знают понятия эмоций и чувств, индивидуальных особенностей людей, знают этико-психологические понятия.
Умения: у первоклассников сформировано умение различать виды эмоций, развивается умение понимать состояние другого человека и лучше понимают себя; развита наблюдательность к внешнему виду другого человека – к его выразительному поведению; развито коммуникативное умение слушать друг друга; осваивают умение тактичного общения. Дети знают и понимают причину конфликтов и некоторых способов их предотвращения. Практические умения общения получают дети в процессе тренировки своим голосом, жестами, мимикой, позой и пантомимикой.
III. Мышление (3 часа) Изучение начинается со знакомства учащихся с понятием “мышление”, которое можно определить как поиск новых знаний, как решение задач. Дети знакомятся с тем, что такое проблемная ситуация, со структурой задачи, с основными этапами процесса её решения и психологическими факторами, от которых зависит её успешное решение. В первом классе останавливаются на изучении практического и образного мышления. Изучение мышления постоянно идёт в процессе выполнения соответствующих заданий, игр и упражнений, в которых учащиеся узнают новые свойства мышления и получают возможность для развития своих мыслительных способностей.
Ожидаемый результат:
Знания: Первоклассники знают понятие мышление, “образное мышление”, “абстактное мышление”, психологические факторы успешного решения задачи, свойства мышления
Умения: у первоклассников развиваются мыслительные способности, они умеют применять полученные знания при решении задач и проблемных ситуаций; умеют владеть своими познавательными процессами.
IV. Восприятие (6 часов) Учащиеся изучают, что такое зрение, слух, осязание, обоняние, вкус и какие свойства предметов и явлений мы узнаём с их помощью. Изучается отличие восприятия от ощущения. Объясняется, что в ощущениях мы узнаём об отдельных свойствах предметов и явлений, а в восприятии мы узнаём о предметах и явлениях в целом. Далее происходит знакомство с понятием образа. Важнейшими признаками, которые отражаются в образе, являются расположение предмета в пространстве, его величина, форма, цвет. Объясняется, как происходит восприятие пространственного расположения предметов, их формы, величины, цвета, обращается внимание на то, что при восприятии возможны ошибки восприятия, которые называются иллюзиями. Приводятся примеры зрительных иллюзий.Важное место занимают задания, игры и упражнения, направленные на развитие ощущений, восприятия, наблюдательности. Подчёркивается активный характер наблюдения в отличие от пассивного восприятия; обсуждается, от чего зависит наблюдательность и как её развивать.
Ожидаемый результат: понятии образа, знания об ошибках восприятия и иллюзиях восприятия, о характере наблюдения и пассивном восприятии
Умения: Первоклассники умеют распознавать ошибки и иллюзии восприятия; у детей развита наблюдательность и внимание.
V. Память (6 часов). Учащиеся знакомятся с тем, что такое память и какую роль она играет в жизни человека. Рассматриваются основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Изучают виды образной памяти и зрительной памяти, а также рядом приёмов успешного запоминания. Изучают способы запоминания сложных образов. Учащимися изучаются также особенности памяти на слова, числа, а также возможности использования образов для запоминания.
Ожидаемый результат:
Знают: Первоклассники знают, что такое память, виды памяти, процессы запоминания информации.
Умеют: дети умеют различать разные виды памяти; первоклассники умеют использовать на уроках приёмы успешного запоминания наглядной информации, у учащихся развита зрительная память и повышается уровень эффективности познавательной деятельности; умеют использовать способы запоминания сложных образов в учебной деятельности.
Формы контроля: в конце каждого раздела в игровой форме дети отрабатывают полученные знания в форме “Викторины”, “Творческих рисунков”,“Соревнований команд”, “Кроссвордов по теме”, “Психологических газет” и “Праздников в конце каждого раздела”.
Результаты отслеживаются в учебной деятельности – контрольные работы первоклассников в конце года.
Приложение 1. Учебно-тематическое планирование занятий в 1 классе.
II этап. Основная часть коррекционно-развивающей программы. 2- 3 класс. Занятия с детьми по группам: группа - учащиеся с ЗПР; группа - учащиеся с СДВГ. (Внедрение программы по календарно-тематическому плану). Промежуточная диагностика, позволяющая отследить уровень формирования УУД. Промежуточная диагностика осуществляется по следующим методикам:
- Проективная методика “Что мне нравится в школе”
- Изучение словесно-логического мышления (тест Замбацявичене)
- Методика “Заучивание 10 слов”, оценка состояния кратковременной и долговременной памяти, методика позволяет оценить уровень утомляемости, активности внимания.
- Умение сотрудничать диагностика “Рукавички” Г.А.Цукерман)
Социометрия Дж.Морено
2.1. Содержание второго года коррекционно-развивающих занятий с детьми с низким уровнем развития познавательных процессов, детьми с ОВЗ и проблем социализации учащихся
Актуальность: С помощью данной программы педагог-психолог может решать задачи психолого-педагогического сопровождения реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в частности, задачу формирования коммуникативных, познавательных и личностных универсальных учебных действий. Одна из важных особенностей программы заключается в том, что они не только позволяют развивать самосознание детей, но и дают возможность самому психологу лучше узнать детей, держать их в поле профессионального зрения, отслеживая ход их психического развития, замечая возникающее психологическое неблагополучие, предупреждать появление серьёзных психологических проблем.
Программа рассчитана на учащихся начальной школы на 3 года обучения.
Занятия проводятся во внеурочное время: по одному академическому часу в неделю: во втором классе (25 часов). Желательно, чтобы количество учеников не превышало 10-12 человек. Продолжительность занятия 35-40 минут.
Описание места внеучебного курса в учебном плане школы
Данный курс не является обязательным предметом. Занятия проводятся педагогом- психологом во внеурочное время и представляют собой коррекционно-развивающие занятия по внеурочной деятельности психологической направленности.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Цель: развитие личности ребёнка, раскрытие творческого потенциала личности ребёнка, что реализуется через развитие его познавательной деятельности; повышение психологической культуры школьников; знакомство с элементарными психологическими понятиями и закономерностями и использование их в дальнейшем для целенаправленного интеллектуального и личностного развития детей.
Программа призвана решить следующие задачи:
1. Дать учащимся систему психологических знаний для формирования их мировоззрения, формирования мотивационной сферы;
2. Учить методам и приёмам познания себя, помочь учащимся в познании других людей изучение эмоциональных явлений, упражнений на понимание своих эмоций и чувств, а также чувств и состояний других людей, развитие способности к эмпатии;
3. Изучение ощущения и восприятия и развитие соответствующих способностей;
4. Изучение вопросов внимания, методов и упражнений для его развития; развитие произвольного внимания, волевых качеств и саморегуляции;
5. Изучение памяти, методов и упражнений для её развития;
6. Изучение пространственных и временных представлений, методов и упражнений для их развития;
7. Ориентировать детей на развитие воображения, изучение методов и приёмов для его развития; развитие творческого воображения.
8. Изучение образного и абстрактного мышления, методов и упражнений для их развития, развитие мыслительных операций;
9. Сформировать навыки самоконтроля, самооценки и рефлексии.
10. Умение наблюдать, воспринимать и понимать смысл учебных задач, умение слушать.
Формы и типы работы: внеклассные занятия личностно ориентированного типа, индивидуальная, диадное взаимодействие, работа в четвёрках, взаимодействие между командами; беседы, игры; психотехнические и психогимнастические упражнения; разбор иллюстраций и наглядных пособий, изобразительная деятельность, психологические сказки.
Структура занятий:
Занятие включает в себя следующие компоненты:
I. Введение в тему занятия и разминка: используются ритуалы приветствия, разминочные задания;
II. Основная часть, которая может быть реализована в двух вариантах: 1) если занятие первое в разделе, то используется схема: настрой как подготовка к восприятию нового материала – введение нового содержания – его закрепление; 2) если занятие продолжает изучаемый раздел, то схема несколько иная: актуализация предыдущего материала – повторение – углубление, расширение, наполнение новыми смыслами;
III. Подведение итогов: рефлексия результатов занятия, происходящая в два 2)осмысление (зачем, для чего нужно то, чем занимались, о чём шла речь, в чём польза нового материала)
В комплект методических материалов к программе входят:
Методическое пособие для психолога, включающее теоретическое обоснование программы, примерные конспекты занятий в 1-4 классах; методическое пособие Дереклеевой Е., Психологическая азбука Вачкова И.В 1-3 класс, а также Е.Г. Коннова “РОСТ” 1-3 класс
Привлечение внешних специалистов, организаций: некоторые занятия будут проводиться в библиотеке и будут подготовлены совместно с библиотекарем; некоторые занятия будут проводиться с Д.Ц. “Сибиряк” - Перспектива, с привлечением педагога по изо-студии, музыкальным работником.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения внеучебного курса коррекционно-развивающих занятий
Планируемые образовательные результаты по формированию личностных, коммуникативных и познавательных УУД (метапредметные результаты)
Ведение в мир психологии: Мышление. Восприятие. Память. способность к самопознанию и самооценке; зачатки личностной рефлексии, научатся устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлении, научатся осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; научатся владеть своими познавательными процессами; способствовать развитию навыков коллективного сотрудничества и коллективной работы.
Уроки общения: осознание и оценка собственных эмоций и эмоций других людей как регуляторов межличностного взаимодействия; использование речевых и неречевых средств для выражения и понимания эмоций; зачатки эмпатии как понимания чувств других людей.
Ожидаемый результат:
Младшие школьники лучше умеют понимать других людей, свои и их психологические особенности, эмоциональные состояния; усваивают закономерности восприятия, памяти, мышления и их использование для развития интеллектуальных способностей; овладевают способами саморегуляции; умение владеть своими познавательными процессами.
Предметные результаты:
В программу второго класса включено четыре раздела:
I. Что изучает психология (введение). (1 час)
Повторить и закрепить понятие “психология”. Кратко описываются основные психические явления: ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, внимание. Психология определяется как наука о внутреннем душевном мире человека.
Ожидаемый результат:
Знания у детей актуализируются уже имеющиеся психологические знания.
Умения: второклассники умеют различать психические явления и понимают ценность и пользу психологических знаний для школьной и повседневной жизни.
II. Внимание (8 часов)
Тренировка внутреннего внимания. Теоретическое знакомство с познавательным процессом – внимание. Сосредоточение и отвлечение внимания – два понятия, которые в сравнении их друг с другом дают лучшее понимание внимания как сосредоточения. Дети знакомятся со свойствами внимания, а также с понятием “работоспособность”. Изучают понятие “наблюдательность”. Объяснение детям, что каждый человек имеет индивидуальные особенности внимания, которые он должен учитывать.
Ожидаемый результат:
Знания: второклассники знают понятие внимание, наблюдательность, работоспособность; свойства внимания и правила самоорганизации внимания.
Умения: у второклассников развиваются свойства внимания, способность к самоорганизации поведения; развивается мотивация на дальнейшее самопознание.
III. Память (11 часов)
Рассматриваются основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Изучают виды образной памяти и зрительной памяти, а также рядом приёмов успешного запоминания. Изучают способы запоминания сложных образов. Знакомятся со словесно-логической памятью.
Ожидаемый результат:
Знают: Второклассники знают, что такое память, виды памяти, что такое образ и сложные образы, и ассоциации.
Умеют: дети умеют различать разные виды памяти; второклассники умеют использовать на уроках приёмы успешного запоминания наглядной информации, у учащихся развита зрительная память и повышается уровень эффективности познавательной деятельности; умеют использовать способы запоминания сложных образов в учебной деятельности; умеют использовать мнемотехнические приёмы.
IV. Пространственные представления и мышление (5 часов)
Рассматриваются что такое пространство, свойства пространства; двумерное пространство, трёхмерное пространство. Изучают пространство в жизни человека, временное представление, установление временной последовательности, единицы измерения длительности.. Изучение начинается со знакомства учащихся с понятием “мышление”, которое можно определить как поиск новых знаний, как решение задач. Дети знакомятся с тем, что такое проблемная ситуация, со структурой задачи, с основными этапами процесса её решения и психологическими факторами, от которых зависит её успешное решение. Во втором классе останавливаются на изучении словесно-логического мышления: умение анализировать, сравнивать, обобщать; стимулирование проявления креативности и развитие рефлексии способов умственной деятельности.
Ожидаемый результат:
Знают: второклассники знают что такое пространство, свойства пространства, что такое временное представление; знают формы мышления, что такое логическое мышление.
Умеют: дети умеют различать свойства пространства; виды пространства; умеют ориентироваться в пространстве; у детей развито восприятие трёхмерного пространства; умеют устанавливать признаки временной последовательности; умеют анализировать, сравнивать, обобщать, актуализировать самооценочную деятельность; способны гибко и оригинально мыслить.
Формы контроля: в конце каждого раздела в игровой форме дети отрабатывают полученные знания в форме “Викторины”, “Творческих рисунков”,“Соревнований команд”, “Кроссвордов по теме”, “Психологических газет” и “Праздников в конце каждого раздела”.
Результаты отслеживаются в учебной деятельности-контрольные работы второклассников в конце года.
Приложение 2. Учебно-ематическое планирование занятий во втором классе.
2.1. Содержание третьего года коррекционно-развивающих занятий с детьми с низким уровнем развития познавательных процессов, детьми с ОВЗ и проблем социализации учащихся
Актуальность: С помощью данной программы педагог-психолог может решать задачи психолого-педагогического сопровождения реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в частности, задачу формирования коммуникативных, познавательных и личностных универсальных учебных действий. Одна из важных особенностей программы заключается в том, что они не только позволяют развивать самосознание детей, но и дают возможность самому психологу лучше узнать детей, держать их в поле профессионального зрения, отслеживая ход их психического развития, замечая возникающее психологическое неблагополучие, предупреждать появление серьёзных психологических проблем.
Программа рассчитана на учащихся начальной школы на 3 года обучения.
Занятия проводятся во внеурочное время: по одному академическому часу в неделю: в третьем классе (27 часов). Желательно, чтобы количество учеников не превышало 10-12 человек. Продолжительность занятия 40 минут.
Описание места внеучебного курса в учебном плане школы
Данный курс не является обязательным предметом. Занятия проводятся педагогом-психологом во внеурочное время и представляют собой коррекционно-развивающие занятия психологической направленности.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Цель: развитие личности ребёнка, раскрытие творческого потенциала личности ребёнка, повышение психологической культуры школьников; знакомство с элементарными психологическими понятиями и закономерностями и использование их в дальнейшем для целенаправленного интеллектуального и личностного развития детей.
Программа призвана решить следующие задачи:
1.Раскрытие творческого потенциала личности, что реализуется через развитие познавательной деятельности;
2.Дать учащимся систему психологических знаний для формирования их мировоззрения;
3.Учить методам и приёмам познания себя, помочь учащимся в познании других людей;
4.Изучение ощущения и восприятия и развитие соответствующих способностей;
5.Изучение вопросов внимания, методов и упражнений для его развития;
6.Изучение памяти, методов и упражнений для её развития;
7.Изучение пространственных и временных представлений, методов и упражнений для их развития;
8.Ориентировать детей на развитие воображения, изучение методов и приёмов для его развития;
9.Изучение образного и абстрактного мышления, методов и упражнений для их развития;
10.Изучение эмоциональных явлений, упражнений на понимание своих эмоций и чувств, а также чувств и состояний других людей;
11.Изучение проблем общения, упражнений речевого и неречевого общения.
Формы и типы работы: внеклассные занятия личностно ориентированного типа, индивидуальная, диадное взаимодействие, работа в четвёрках, взаимодействие между командами; беседы, игры; психотехнические и психогимнастические упражнения; разбор иллюстраций и наглядных пособий, изобразительная деятельность, психологические сказки.
Структура занятий:
Занятие включает в себя следующие компоненты:
I. Введение в тему занятия и разминка: используются ритуалы приветствия, разминочные задания;
II. Основная часть, которая может быть реализована в двух вариантах:
1) если занятие первое в разделе, то используется схема: настрой как подготовка к восприятию нового материала – введение нового содержания – его закрепление;
2) если занятие продолжает изучаемый раздел, то схема несколько иная: актуализация предыдущего материала – повторение – углубление, расширение, наполнение новыми смыслами;
III. Подведение итогов: рефлексия результатов занятия, происходящая в два 2)осмысление (зачем, для чего нужно то, чем занимались, о чём шла речь, в чём польза нового материала)
В комплект методических материалов к программе входят:
Методическое пособие для психолога, включающее теоретическое обоснование программы, примерные конспекты занятий в 1-4 классах; методическое пособие Дереклеевой Е., Психологическая азбука Вачкова И.В 1-3 класс, а также Е.Г. Коннова “РОСТ” 1-3 класс.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения внеучебного курса коррекционно-развивающих занятий
Планируемые образовательные результаты по формированию личностных, коммуникативных и познавательных УУД (метапредметные результаты)
Ведение в мир психологии: Мышление. Восприятие. Память. способность к самопознанию и самооценке; мотивационная основа для усвоения знаний по психологии; учебно-познавательный интерес к новым областям знаний; зачатки личностной рефлексии, научатся устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлении, научатся осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; научатся владеть своими познавательными процессами; способствовать развитию навыков коллективного сотрудничества и коллективной работы.
Уроки общения: осознание и оценка собственных эмоций и эмоций других людей как регуляторов межличностного взаимодействия; осознание важности общения со сверстниками и взрослыми; использование речевых и неречевых средств для выражения и понимания эмоций; зачатки эмпатии как понимания чувств других людей, повышение сенсорной чувствительности, обучение навыкам саморегуляции и развитие навыков общения посредством использования образов, создание положительного эмоционального настроя.
Ожидаемый результат:
Младшие школьники лучше умеют понимать других людей, свои и их психологические особенности, умеют формулировать собственное мнение; ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии; эмоциональные состояния; развито чувство эмпатии как понимание чувств других людей и умение сопереживать; усвоение моральных ценностей; усваивают закономерности восприятия, памяти, мышления и их использование для развития интеллектуальных способностей; овладевают способами саморегуляции; умение владеть своими познавательными процессами.
Предметные результаты:
В программу третьего класса включено три раздела:
Что изучает психология (введение, повторение пройденного материала).(1час)
Повторить и закрепить понятие “психология”. Пробудить интерес к психологии самопознанию и рефлексии. Кратко описываются основные психические явления: ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, внимание.
Ожидаемый результат:
Знания у детей актуализируются уже имеющиеся психологические знания.
Умения: третьеклассники умеют различать психические явления и понимают ценность и пользу психологических знаний для школьной и повседневной жизни; у них развивается способность к развитию навыков эффективного взаимодействия и сотрудничества.
I. Воображение (6 часов)
Знакомство что такое воображение. Создание нового образа с помощью анализа и синтеза. Создание нового образа с помощью акцентирования. Создание нового образа с помощью преувеличения и преуменьшения, а также путём оживления. Определяют роль воображения в жизни человека. Также развивают познавательные процессы: внимание, память, мышление, восприятие. Учатся общению.
Ожидаемый результат:
Знания: третьеклассники знают понятие воображение, приёмы создания новых образов, а также какая роль воображения в жизни человека. Знают особенности памяти, внимания, мышления.
Умения: у третьеклассников развиваются свойства воображения, способность к самоорганизации поведения; развивается мотивация на дальнейшее самопознание. А также развивается умение осознавать важность общения со сверстниками и взрослыми. Развивается учебно-познавательный интерес к новым областям знаний, новым способам решения задач.
Абстрактное мышление и общение (20 часов)
Рассматривается что такое мышление: образное, абстрактное, логическое, творческое. Знакомятся с играми на развитие логического, творческого мышления. Разбирают что такое понятие, обобщение, определение, учатся выявлять и распознавать существенные и несущественные признаки; узнают что такое родовидовые отношения; отношения между понятиями, отношения рядоположности, противоположности. Знакомятся с причинно-следственными отношениями между понятиями. Знакомятся с отношениями последовательности, функциональными отношениями, что такое суждение, умозаключение. Играют в игры на нахождение и построение умозаключений. Изучают что такое аналогия. Изучают приёмы распознавания и построения аналогий. Раскрывают понятие закономерность. Рассматривают приёмы нахождения и построения закономерностей. Играют в игры на развитие познавательных процессов. А также разбирают понятие конфликт, контакт, качества, важные для общения, дружбы. Осмысляют понятие общения и развивают коммуникативные способности, развивают навыки вербального и невербального взаимодействия. Раскрывают понятие толерантности, эмпатии к другим, накапливают опыт сотрудничества, закрепляют правила доброжелательного и эффективного общения. Разбирают навыки оказания психологической поддержки.
Ожидаемый результат:
Знают: третьеклассники знают, что такое мышление, виды и операции мышления, родовидовые отношения, причинно-следсвенные отношения, умозаключения. Знают особенности общения и сотрудничества. Знают понятие эмпатия, толерантность.
Умеют: дети умеют различать разные виды и операции мышления; умеют использовать на уроках приёмы успешного общения и сотрудничества, у учащихся развита зрительная память, внимание, восприятие и повышается уровень эффективности познавательной деятельности; умеют использовать способы построения умозаключений; умеют формулировать собственное мнение, а также возможность существования у людей различных точек зрения; умеют учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; усваивают понятия моральных ценностей: дружба, понимание друг друга, толерантность, сопереживание, сочувствие, эмпатия.
Во третьем классе останавливаются на изучении мышления, воображения и навыков общения. Стимулирование проявления творчества, усвоения знаний по психологии, развитие учебно-познавательного интереса к новым знаниям и развитие рефлексии способов умственной деятельности.
Формы контроля: в конце каждого раздела в игровой форме дети отрабатывают полученные знания в форме “Викторины”, “Творческих работ”,“Соревнований команд”, “Кроссвордов по теме”, “Психологических газет”.
Приложение 3. Учебно-тематическое планирование в третьем классе.
III этап. 3.1.Заключительный этап коррекционно - развивающей программы 4 класс. (Объединение групп: группы детей ЗПР и СДВГ) Подведение итогов. Итоговая диагностика. Итоговая диагностика осуществляется по следующим методикам:
- Проективная методика “Что мне нравится в школе”
- Мотивация к обучению (Андреева)
- Определение уровня развития словесно-логического мышления (Л.Перелесни, Т.Фотекова)
- Проба на внимание “Найди ошибки” (П.Я.Гальперин, С.Л. Кобыльницкая), умение слушать, умение контролировать себя (самооценка своей работы)
- Умение оценивать работу другого (Бунеева 3-4 классы) 35 стр.
- Умение сотрудничать “Дорога к дому” модификация игры “Архитектор - строитель”
Социометрия Дж.Морено
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности “Уроки общения” разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся, с учетом “Рекомендаций по нормативному и организационно-методическому обеспечению внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование)”. Программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения школьников, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения ООП НОО.
Данная рабочая программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности: дети играют, рассказывают о себе, свободно выражают себя в рисунке, танце, движении, выполняют индивидуальные и групповые задания, разыгрывают сценки, разгадывают психологические загадки, слушают и обсуждают специально придуманные сказки, расслабляются под музыку, размышляют вслух и участвуют в конкурсах. В ходе занятий дети знакомятся с основными психологическими понятиями, получают возможность тренировать элементарные навыки рефлексии. Программа 4 класса направлена на создание такой ситуации обучения, при которой дети учатся, общаясь, и одновременно учатся общаться. Программа позволяет организовать жизнедеятельность детей так, чтобы они почувствовали себя здоровыми, жизнерадостными, удачливыми, любящими людей и вполне уверенными в своих силах, умеющими общаться друг с другом.
Актуальность: С помощью данной программы педагог-психолог может решать задачи психолого-педагогического сопровождения реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в частности, задачу формирования коммуникативных, познавательных и личностных универсальных учебных действий. Для ребёнка от 7 до 16 лет важным фактом, влияющим на сохранение и укрепление здоровья, является школа. Поэтому очень важно организовать обучение и воспитание таким образом, чтобы школа превратилась в фактор, помогающий укреплять и сохранять психическое здоровье. Результаты обучения, самочувствия ребёнка, его межличностные отношения находятся в прямой зависимости от условий, которые заданы педагогами, родителями, социумом; основное средство обеспечения психического и психологического здоровья – создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного развития ребёнка. Одна из важных особенностей программы заключается в том, что они не только позволяют развивать самосознание детей, но и дают возможность самому психологу лучше узнать детей, держать их в поле профессионального зрения, отслеживая ход их психического развития, замечая возникающее психологическое неблагополучие, предупреждать появление серьёзных психологических проблем.
Общая характеристика внеучебного курса
Программа “Уроки общения”, являясь принципиально новой для начального образования, предполагает и кардинально иные по сравнению с традиционными подходы к отбору содержания, организационных форм занятий, к их структурированию.
Программа рассчитана на учащихся начальной школы 4 класса на 1 года обучения.
Занятия проводятся во внеурочное время: по одному академическому часу в неделю: в четвёртом классе (21 час). Желательно, чтобы количество учеников не превышало 10-12 человек. Продолжительность занятия 40-45 минут.
Описание места внеучебного курса в учебном плане школы
Данный курс не является обязательным предметом. Занятия проводятся педагогом-психологом во внеурочное время и представляют собой занятия по внеурочной деятельности психологической направленности.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Цель: успешная социализация детей в группе сверстников; развитие личности ребёнка, повышение психологической культуры школьников; работа с внутренним миром ребёнка, с его переживаниями, эмоциями, житейскими интересами, интеллектуальными проявлениями, с его отношением к себе, другим людям.
Программа призвана решить следующие задачи:
Раскрытие творческого потенциала личности, что реализуется через развитие познавательной деятельности;
Развитие личности ребёнка через обращение к его эмоциональной сфере: изучение основных жизненных ситуаций, вызывающих у ребёнка значимые переживания; анализ неприятных ощущений в ситуациях нервно-психического напряжения; обучение детей пониманию эмоционального состояния других людей;
Развитие личности ребёнка через обращение к интеллектуальной сфере, развитие мышления; развивать умение осознавать свои психологические особенности, проявляющиеся в общении с другими людьми.
Развитие личности через обращение к социально- нравственной позиции: учить пониманию внутреннего мира другого человека через внешние проявления в деятельности и общении; познакомить с правилами эффективного взаимодействия в общении и простейшими способами разрешения конфликтов; развивать самоуважение и уважение к другим людям, формировать навыки эмпатии и сопереживания.
Изучение проблем общения, обучить элементарным умениям эмоциональной саморегуляции в общении..
Формы и типы работы: внеклассные занятия личностно ориентированного типа, индивидуальная, работа в четвёрках, взаимодействие между командами; беседы, игры; психотехнические и психогимнастические упражнения; разбор иллюстраций и наглядных пособий, изобразительная деятельность, психологические сказки; метод диалога “психолог – ребёнок” на основе обсуждения рисунков и рассказов детей.
Методы работы: элементы сказкотерапии, драмотерапии, арттерапии, методы групповой дискуссии, игровые методы, методы символического самовыражения,
Структура занятий:
Занятие включает в себя следующие компоненты:
I. Ритуал - приветствие и разминка: используются ритуалы приветствия, разминочные задания – для разогрева используются ритмичные упражнения, телесно-ориентированные техники. Разогрев способствует свободе и спонтанности психологической атмосферы;
II. Основная часть: упражнения, игры, творческая работа, направленная на введение в тематику занятия, на поиск путей решения заявленной проблемы, отреагирование на эмоциональном и рациональном уровнях.
III. Подведение итогов: рефлексия результатов занятия: учащиеся рассказывают о своих чувствах, мыслях, при этом избегая оценочных суждений одноклассников.
Ритуал завершения занятия, целью которого является создание комфортного климата в коллективе, получение внимания каждым ребёнком.
В комплект методических материалов к программе входят:
Методическое пособие для психолога, включающее теоретическое обоснование программы, примерные конспекты занятий в начальной школе Д.А. Коляда. Релаксационные и телесноориентированные техники.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения внеучебного курса Планируемые образовательные результаты по формированию личностных, коммуникативных и познавательных УУД (метапредметные результаты)
Ведение в мир психологии: способность к самопознанию и самооценке; мотивационная основа для усвоения знаний по психологии; учебно-познавательный интерес к новым областям знаний; зачатки личностной рефлексии, научатся владеть своими познавательными процессами; помощь в открытии своего “Я”; снятие эмоционального напряжения, развитие творческого воображения; способствовать развитию навыков коллективного сотрудничества и коллективной работы.
Уроки общения: осознание и оценка собственных эмоций и эмоций других людей как регуляторов межличностного взаимодействия; осознание важности общения со сверстниками и взрослыми; использование речевых и неречевых средств для выражения и понимания эмоций; зачатки эмпатии как понимания чувств других людей, формирование нравственных представлений; обучение навыкам саморегуляции, снятие эмоционального напряжения и развитие навыков общения посредством использования образов, создание положительного эмоционального настроя; формирование адекватных форм поведения, регулирование поведения в коллективе; воспитание уверенности в себе, уменьшение школьной тревожности, умение преодолевать негативные переживания.
Ожидаемый результат:
Младшие школьники лучше умеют понимать других людей, свои и их психологические особенности, умеют формулировать собственное мнение; ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии; эмоциональные состояния; развито чувство эмпатии как понимание чувств других людей и умение сопереживать; усвоение моральных ценностей; усваивают закономерности внимания, памяти, мышления и их использование для развития интеллектуальных способностей; овладевают способами саморегуляции; умение владеть своими познавательными процессами, умеют регулировать своё поведение.
Предметные результаты:
В программу четвёртого года обучения включено 5 блоков:
I. Снятие состояния эмоционального дискомфорта, создание ситуации успеха (2 часа)
Развить активное волевое внимание, память, снятие эмоционального напряжения, помощь в открытии своего “Я”, побудить интерес к изучению своего внутреннего мира; показать важность развития коммуникативных навыков, содействовать принятию рефлексивной позиции; помочь детям осознать и раскрыть собственные достоинства, способности.
Ожидаемый результат:
Знания у детей актуализируются уже имеющиеся психологические знания.
Умения: четвероклассники умеют использовать навыки развития внимания и памяти; умеют снимать эмоциональное напряжение, умеют раскрывать собственные достоинства и способности; у них развивается способность к развитию навыков эффективного взаимодействия и сотрудничества.
II. Гармонизация противоречивости личности (3 часа)
Учатся общению, развивают память, внимание; учатся сравнивать противоположные понятия и передавать своё эмоциональное состояние; развивают навыки эффективного речевого взаимодействия; развивают творческие способности.
Ожидаемый результат:
Знания: четвероклассники знают свои эмоциональные состояния и правила эффективного взаимодействия.
Умения: у детей развиваются память и внимание, способность к самоорганизации поведения; развивается мотивация на дальнейшее самопознание. А также развивается умение осознавать важность общения со сверстниками и взрослыми. Развивается учебно-познавательный интерес к новым областям знаний; развиваются творческие способности.
III. Коррекция зависимости от окружающих (3 часа)
Развивают наблюдательность, память, коммуникативные способности; учатся проявлять самостоятельность и творчество; развивают самоконтроль; накапливают опыт сотрудничества, закрепляют правила доброжелательного и эффективного общения. Развирают навыки оказания психологической поддержки.
Ожидаемый результат:
Знают: четвероклассники знают особенности эффективного общения и сотрудничества, понятие самоконтроля.
Умеют: умеют использовать на уроках приёмы успешного общения и сотрудничества, у учащихся развита зрительная память, внимание повышается уровень эффективности познавательной деятельности; умеют формулировать собственное мнение, а также возможность существования у людей различных точек зрения; умеют учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
IV.Снятие враждебности (6 часов)
Развивают наблюдательность, память, внимание; формирование стремления к самосовершенствованию; показать роль негативных эмоций в общении; учить понимать и передавать различные эмоции, понимать взаимоотношения людей; учить детей выражать эмоции с помощью речевых и неречевых средств; учатся проявлять самостоятельность и творчество; развивают самоконтроль; накапливают опыт сотрудничества, закрепляют правила доброжелательного и эффективного общения; сплочение детей.
Ожидаемый результат:
Знают: четвероклассники знают особенности эффективного общения и сотрудничества, понятие самоконтроля.
Умеют: умеют использовать на уроках приёмы успешного общения и сотрудничества, у учащихся развита зрительная память, внимание повышается уровень эффективности познавательной деятельности; формируются адекватные формы поведения и умеют регулировать своё поведение, умеют доброжелательно общаться в коллективе сверстников.
V.Снятие тревожности (7 часов)
Развивают внимание, память, мышление; устранение страхов; создание положительного эмоционального фона; повышают свою самооценку, развивают уверенность в себе; обучение навыкам релаксации; совершенствование коммуникативных качеств, умение слушать, осознавать свои роли и формирование желаемых моделей поведения; закрепление правил комфортного общения в классе; сплочение детей.
Ожидаемый результат:
Знают: четвероклассники знают особенности эффективного общения и сотрудничества, понятие тревожности.
Умеют: умеют использовать на уроках приёмы успешного общения и сотрудничества, у учащихся развита зрительная память, внимание повышается уровень эффективности познавательной деятельности; умеют использовать навыки релаксации и снятия эмоционального напряжения; снижается школьная и внутренняя тревожность и умеют регулировать своё поведение.
Формы контроля: в конце каждого раздела в игровой форме дети отрабатывают полученные знания в форме “Викторины”, “Творческих работ”,“Соревнований команд”, “Психологических дидактических материалов”.
Приложение 4. Учебно-тематическое планирование занятий в четвертом классе.
Список литературы.
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: методическое пособие для учителя; под редакцией А.Г. Асмолова. - 3 -е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 152с.
2. Аржакаева Т.А., Вачков И.В.Программа развивающих занятий с 1 по 4 класс “Психологическая азбука”- М.: Генезис, 2012г. Т.А. Аржакаева, И.В. Вачков, А.Х.Попова.
3.Баранова Ю.Ю. Программа коррекционной работы. Рекомендации по разработке. Начальная школа/ Ю.Ю. Баранова, М.И. Солодкова. М.: Просвещение, 2014г. - 127 с.
4. Бойков Д.И. Как развивать навыки общения у ребёнка: метод. Рекомендации. СПб: ЛОИУУ, 1995.-48с.
5. Глазунов Д.А. Психология 1 - 3 класс. Развивающие занятия. Метдическое пособие с электронным приложением/ авт - сотавитель Д.А. Глазунов. М.: Издательство “Глобус”, 2009. - 240с.
6. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги, уроки здоровья. Издательство Вако. Москва. 2007 год.
7. Карандышев В.Н. Основы психологии общения: учеб. пособие к спец- курсу Челябинск, 1990 год – 84с.
8.Карандышев В.Н. А.С.Лисянская, Т.А.Крылова. Курс комплексного развития младшего школьника. Волгоград. Издательство “Учитель”. 2011 год.
9. Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность: популярное пособие для родителей и педагогов Ярославль. Академия развития 1996 год, 240с.
10. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. Академия развития 1996г, 208с.
11.Никольская И. Уроки психологии в начальной школе: из опыта работы. СПб; Рига, ПЦ “Эксперимент”, 1997г, -86с.
12. Петровский А.В. Психология: словарь, под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского – 2-е изд. М.: Политиздат, 1990. – 494с.
13. Н.П. Локалова Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, профилактика. Учебное пособие. - СПб. Питер,2009г - 368с.
14. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. Москва: Новая школа 1993г. -144с.
15. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция: Учебно - метод. пособие. - Спб,: Речь, 2011- 432с.
16. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996г. – 192с.
17.Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. - СПб. Питер, 2008. - 192с.
18.Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Ч. 2-4. М.,1998.
19.Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, Академия развития, 1996 г. – 240с.
20. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, Академия развития, 1996 г. – 224с.
21.Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). 4-е изд. - М.: Генезис, 2011. - 344с.