Повторение по теме "Вводные слова и знаки препинания при них" (подготовка к ГИА). 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Цель:

  • вспомнить о вводных словах как средстве выражения субъективной оценки высказывания; формирование умений:
  • выражать определённые отношения к высказываемому с помощью вводных слов;
  • правильно ставить знаки препинания при вводных словах;
  • различать вводные слова и члены предложения
  • подготовка к ГИА, работа с бланками

Задачи

Образовательные:

  • повторить изученные сведения о вводных словах;
  • закрепить теоретический материал на практике при выполнении различных заданий;
  • отработать пунктуационный разбор предложений с вводными словами;
  • выявить назначение вводных слов в речи.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное и сознательное отношение к языку;
  • способствовать сохранению чистоты языка как явления культуры;
  • способствовать воспитанию трудолюбия, взаимопонимания.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление: операция анализа, выделения главного, обобщения;
  • развивать познавательные способности;
  • развивать и совершенствовать навыки работы в группе, в парах, индивидуально;
  • совершенствовать творческие способности;
  • развивать выразительность речи.

Тип урока - урок повторения.

Методические приёмы: самостоятельная работа с бланками, работа с сигнальными карточками, объяснение учителя, тренировочные упражнения, дифференцированные задания.

Оборудование: проектор, компьютер, слайды с заданиями, кластеры, сигнальные карточки.

Ход урока

I. Оргмомент. Психологический настрой.

- Здравствуйте! Повернитесь, обернитесь и друг другу улыбнитесь.

На уроке не болтать,
Время даром не терять.
Надо многому учиться.
Это в жизни пригодится. [из Интернета]

Давайте проверим: Какой прогноз у нас сегодня в классе?

Составим фотографию.

II. Орфографическая пятиминутка. Подготовка к ГИА. Часть А. Работа с бланками.

а) Выполнение работы

А1 Укажите ошибочное суждение

1) В слове МЕСТНЫЙ буква Т обозначает непроизносимый звук.

2) В слове ВПЕРЁД первый звук [ф].

3) В слове ЯМА звуков больше, чем букв

4) В слове ЛИШЬ мягкость согласного [ш] на письме обозначена буквой Ь ( мягкий знак).

А2 Укажите слово с чередующейся гласной в корне

1) вырастила 2) удалился 3) костюмчик 4) волнистые

А3 В каком варианте ответа средством выразительности является фразеологизм?

1) Подойди сюда и сядь!

2) Нас продержали 2 часа

3) Я был на седьмом небе от счастья

4)Директор с шумом придвинул кресло к столу

А4 В каком слове правописание суффикса определяется правилом: " В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется Н"

1) незнакомые 2) обязательно 3) продана 4)дачный

А5 В каком слове правописание приставки определяется её значением - "приближение"

1) превосходство 2) припадая 3) причёсывала 4) приплывёт

А6 В каком слове приставка пишется всегда одинаково, независимо от произношения?

1) слепить 2) разговор 3) бескорыстных 4)израсходовал

А7 В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?

1) зачёсанные 2)мучительный 3) кожаный 4) деревянный [.Материалы ГИА, 2013 год]

б) Самопроверка тестовых работ

А1 -4 А2 -1 А3 - 3 А4- 3 А5- 4 А6- 1 А7 -4

в) Самооценивание

  • 7 баллов – “5”
  • 6 баллов– “4”
  • 5 баллов – “3”

г) Рефлексия

  • Какое задание оказалось лёгким?
  • А какое трудным?
  • Над чем заставил задуматься?
  • Вы справились с заданием? (Выслушиваются ответы обучающихся)

III. Повторение изученного

а) Формулировка темы и цели урока.

- А желаете послушать моё мнение?

  • К счастью вы справились с заданием
  • По моему мнению вы справились с заданием
  • Конечно вы справились с заданием

- Скажите, что общего во всех этих предложениях?

- А чем отличаются?

- А кто-нибудь заметил ошибки? (Верно, нет запятых)

- Что мы выделили запятыми? (Вводные слова)

- Сформулируйте тему сегодняшнего нашего урока. Что мы будем повторять?

(Вводные слова и знаки препинания при них)

Скажите, насколько важна для каждого из вас данная тема?

Для чего каждому из вас необходимы знания о вводных словах?

(Верно, знания пригодятся для выполнения В5 и части С, при написании сочинения.

Но также в своей речи вы часто используете вводные слова, но не всегда почему- то выделяете, например, в поздравлениях, в замечаниях, когда дежурите, в оформлении плакатов, агитационных листовок и т.д.)

- Сформулируйте цель урока?

Привести в систему знания по теме" Вводные слова", закрепить постановку знаков препинания в предложениях с вводными словами.

На уроке повторим изученное ранее.
Каждый будет выполнять нужное задание.
Поработаем на славу
И заслужим все награду.

- Что же такое вводные слова?

(Вводными называются слова или словосочетания, грамматически не связанные с предложением нельзя задать вопрос .Могут стоять в начале, в середине и в конце предложения. Выражают отношение говорящего к тому, о чём сообщает. Не являются членом предложения.)

б) Работа с кластерами, которые ребята составляли дома.

в) Работа с таблицей " Разряды вводных слов"[ http://www.uchportal.ru] (см. приложение 1)

г) Электронная физминутка для глаз

IV. Тренировочные упражнения

Найди в предложениях вводные слова, определи их значение

  • По словам водителя, до ближайшего вокзала остается два часа пути. (Указывает на источник сообщения)
  • К сожалению, частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия. (Выражает чувство говорящего)
  • Таким образом, игра в ушки стала для мальчика чем-то вроде выгодной профессии. (Указывают на связь мыслей, последовательность их изложения.)

V. Игра-повторение "Знаки препинания при вводных словах"

Обучающиеся если согласны, то хлопают, если нет, то топают)

1) Вводные слова, стоящие в начале, в середине и в конце предложения, выделяются запятыми

2) Запятая не ставится, если перед вводным словом стоит присоединительный союз

3) Вводные слова а значит, а впрочем включают в себя союз и не отделяются от него запятой значит, он ни в чем не виноват.

4) Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, оно не отделяется от него запятой

5) Запомните! Не являются вводными следующие слова и сочетания слов буквально, будто, вдобавок, вдруг, ведь, в конечном счете, вот, вряд ли, все-таки, едва ли, даже, исключительно, именно, как будто, как раз, между тем, приблизительно, примерно, притом, причем, тем не менее и т.д.

VI. Проблемный вопрос "Найдите предложение с вводным словом"

Изучая тему вводные слова, мы не должны забывать про слова-хамелеоны.

а) Где встречались с термином хамелеон?

(Правильно на уроках биологии. А почему ящериц называют хамелеонами? Т.к. они меняют окраску)

А какие слова мы можем назвать хамелеонами?

(Потому что одни и те же слова могут употребляться то в качестве вводных, то в качестве членов предложения)

- Почему они называются “хамелеонами”?

А какие слова хамелеоны вы знаете?

- Слова - “хамелеоны”

  • прежде всего
  • действительно
  • правда
  • вообще
  • в конце концов
  • в самом деле
  • таким образом и т.д.

А как определить?

б) Работа с памяткой "Найди ошибки"(см. приложение 2)

- Сколько ошибок вы обнаружили? (5)

Анализ слов: наконец, однако, значит.

в) Устный тест по теме "Вводные слова" Работа в парах. [ http://www.uchportal.ru]

Подготовка к самостоятельной работе (см. приложение 3)

VII. Самостоятельная работа по теме"Вводные слова"

Ученик сам выбирает, какой уровень сложности он может выполнить.

(см. приложение 4)

Ключи:

1 уровень сложности:

1 видимо 2 конечно 3 разумеется 4 наверное

5 напротив 6 конечно 7 без сомнения 8 вероятно 9 по-видимому

2 уровень сложности:

1) 2 2) 2 3) 1 4) 1 5) 2 6) очевидно

7) пожалуй 8) по-видимому 9) быть может

3 уровень сложности: 1) 2 2) 2 3) 3 4) 1 5) 4 6) 2 7) 2 8) 4 9) 3

VIII. Рефлексия

Продолжи

  • Урок привлек меня тем……
  • Показался интересным (неинтересным)……..
  • Заставил задуматься…..
  • Мои достижения на уроке….
  • Я могу похвалить себя за….
  • На уроке было трудно…..

А в жизни с чем у вас ассоциируются вводные слова?

У меня с брошкой, потому что она лишь украшает платье, я уберу и с одеждой ничего не произойдёт?

Согласны со мной?

Оцените ваше эмоциональное состояние Изменилось ли оно?

Комментирование оценок, полученных учащимися в течение урока

IX. Домашняя работа:

Написать сочинение-рассуждение на тему “Роль вводных слов в жизни человека”

  • 5 ( объём не меньше 150 слов) + презентация
  • 4 ( объём не меньше 100 слов)
  • 3 ( объём не меньше 70 слов)

Заканчивается урок исполнением песни о водных словах на мотив "Маленькая страна"

(сочинила текст песни ученица 9 класса, МКОУ СОШ с. Онот, Озерова Светлана)

Текст песни

Есть в языке волшебном нашем
Вводные слова
Очень они капризные
Могут менять места
Но придают оттеночек
Всему предложению
Любят обособления
Будем внимательны

Припев:

вводные слова,
вводные слова,
вводные слова
мы в речи часто используем

Список литературы.

1. Материалы ГИА, 2013 год

2. Методические рекомендации к уроку русский язык 9 класс.

3. http://www.uchportal.ru/load/31-1-0-27135