Цель:
- вспомнить о вводных словах как средстве выражения субъективной оценки высказывания; формирование умений:
- выражать определённые отношения к высказываемому с помощью вводных слов;
- правильно ставить знаки препинания при вводных словах;
- различать вводные слова и члены предложения
- подготовка к ГИА, работа с бланками
Задачи
Образовательные:
- повторить изученные сведения о вводных словах;
- закрепить теоретический материал на практике при выполнении различных заданий;
- отработать пунктуационный разбор предложений с вводными словами;
- выявить назначение вводных слов в речи.
Воспитательные:
- воспитывать бережное и сознательное отношение к языку;
- способствовать сохранению чистоты языка как явления культуры;
- способствовать воспитанию трудолюбия, взаимопонимания.
Развивающие:
- развивать логическое мышление: операция анализа, выделения главного, обобщения;
- развивать познавательные способности;
- развивать и совершенствовать навыки работы в группе, в парах, индивидуально;
- совершенствовать творческие способности;
- развивать выразительность речи.
Тип урока - урок повторения.
Методические приёмы: самостоятельная работа с бланками, работа с сигнальными карточками, объяснение учителя, тренировочные упражнения, дифференцированные задания.
Оборудование: проектор, компьютер, слайды с заданиями, кластеры, сигнальные карточки.
Ход урока
I. Оргмомент. Психологический настрой.
- Здравствуйте! Повернитесь, обернитесь и друг другу улыбнитесь.
На уроке не болтать,
Время даром не терять.
Надо многому учиться.
Это в жизни пригодится. [из Интернета]
Давайте проверим: Какой прогноз у нас сегодня в классе?
Составим фотографию.
II. Орфографическая пятиминутка. Подготовка к ГИА. Часть А. Работа с бланками.
а) Выполнение работы
А1 Укажите ошибочное суждение
1) В слове МЕСТНЫЙ буква Т обозначает непроизносимый звук.
2) В слове ВПЕРЁД первый звук [ф].
3) В слове ЯМА звуков больше, чем букв
4) В слове ЛИШЬ мягкость согласного [ш] на письме обозначена буквой Ь ( мягкий знак).
А2 Укажите слово с чередующейся гласной в корне
1) вырастила 2) удалился 3) костюмчик 4) волнистые
А3 В каком варианте ответа средством выразительности является фразеологизм?
1) Подойди сюда и сядь!
2) Нас продержали 2 часа
3) Я был на седьмом небе от счастья
4)Директор с шумом придвинул кресло к столу
А4 В каком слове правописание суффикса определяется правилом: " В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется Н"
1) незнакомые 2) обязательно 3) продана 4)дачный
А5 В каком слове правописание приставки определяется её значением - "приближение"
1) превосходство 2) припадая 3) причёсывала 4) приплывёт
А6 В каком слове приставка пишется всегда одинаково, независимо от произношения?
1) слепить 2) разговор 3) бескорыстных 4)израсходовал
А7 В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?
1) зачёсанные 2)мучительный 3) кожаный 4) деревянный [.Материалы ГИА, 2013 год]
б) Самопроверка тестовых работ
А1 -4 А2 -1 А3 - 3 А4- 3 А5- 4 А6- 1 А7 -4
в) Самооценивание
- 7 баллов – “5”
- 6 баллов– “4”
- 5 баллов – “3”
г) Рефлексия
- Какое задание оказалось лёгким?
- А какое трудным?
- Над чем заставил задуматься?
- Вы справились с заданием? (Выслушиваются ответы обучающихся)
III. Повторение изученного
а) Формулировка темы и цели урока.
- А желаете послушать моё мнение?
- К счастью вы справились с заданием
- По моему мнению вы справились с заданием
- Конечно вы справились с заданием
- Скажите, что общего во всех этих предложениях?
- А чем отличаются?
- А кто-нибудь заметил ошибки? (Верно, нет запятых)
- Что мы выделили запятыми? (Вводные слова)
- Сформулируйте тему сегодняшнего нашего урока. Что мы будем повторять?
(Вводные слова и знаки препинания при них)
Скажите, насколько важна для каждого из вас данная тема?
Для чего каждому из вас необходимы знания о вводных словах?
(Верно, знания пригодятся для выполнения В5 и части С, при написании сочинения.
Но также в своей речи вы часто используете вводные слова, но не всегда почему- то выделяете, например, в поздравлениях, в замечаниях, когда дежурите, в оформлении плакатов, агитационных листовок и т.д.)
- Сформулируйте цель урока?
Привести в систему знания по теме" Вводные слова", закрепить постановку знаков препинания в предложениях с вводными словами.
На уроке повторим изученное ранее.
Каждый будет выполнять нужное задание.
Поработаем на славу
И заслужим все награду.
- Что же такое вводные слова?
(Вводными называются слова или словосочетания, грамматически не связанные с предложением нельзя задать вопрос .Могут стоять в начале, в середине и в конце предложения. Выражают отношение говорящего к тому, о чём сообщает. Не являются членом предложения.)
б) Работа с кластерами, которые ребята составляли дома.
в) Работа с таблицей " Разряды вводных слов"[ http://www.uchportal.ru] (см. приложение 1)
г) Электронная физминутка для глаз
IV. Тренировочные упражнения
Найди в предложениях вводные слова, определи их значение
- По словам водителя, до ближайшего вокзала остается два часа пути. (Указывает на источник сообщения)
- К сожалению, частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия. (Выражает чувство говорящего)
- Таким образом, игра в ушки стала для мальчика чем-то вроде выгодной профессии. (Указывают на связь мыслей, последовательность их изложения.)
V. Игра-повторение "Знаки препинания при вводных словах"
Обучающиеся если согласны, то хлопают, если нет, то топают)
1) Вводные слова, стоящие в начале, в середине и в конце предложения, выделяются запятыми
2) Запятая не ставится, если перед вводным словом стоит присоединительный союз
3) Вводные слова а значит, а впрочем включают в себя союз и не отделяются от него запятой значит, он ни в чем не виноват.
4) Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, оно не отделяется от него запятой
5) Запомните! Не являются вводными следующие слова и сочетания слов буквально, будто, вдобавок, вдруг, ведь, в конечном счете, вот, вряд ли, все-таки, едва ли, даже, исключительно, именно, как будто, как раз, между тем, приблизительно, примерно, притом, причем, тем не менее и т.д.
VI. Проблемный вопрос "Найдите предложение с вводным словом"
Изучая тему вводные слова, мы не должны забывать про слова-хамелеоны.
а) Где встречались с термином хамелеон?
(Правильно на уроках биологии. А почему ящериц называют хамелеонами? Т.к. они меняют окраску)
А какие слова мы можем назвать хамелеонами?
(Потому что одни и те же слова могут употребляться то в качестве вводных, то в качестве членов предложения)
- Почему они называются “хамелеонами”?
А какие слова хамелеоны вы знаете?
- Слова - “хамелеоны”
- прежде всего
- действительно
- правда
- вообще
- в конце концов
- в самом деле
- таким образом и т.д.
А как определить?
б) Работа с памяткой "Найди ошибки"(см. приложение 2)
- Сколько ошибок вы обнаружили? (5)
Анализ слов: наконец, однако, значит.
в) Устный тест по теме "Вводные слова" Работа в парах. [ http://www.uchportal.ru]
Подготовка к самостоятельной работе (см. приложение 3)
VII. Самостоятельная работа по теме"Вводные слова"
Ученик сам выбирает, какой уровень сложности он может выполнить.
Ключи:
1 уровень сложности:
1 видимо 2 конечно 3 разумеется 4 наверное
5 напротив 6 конечно 7 без сомнения 8 вероятно 9 по-видимому
2 уровень сложности:
1) 2 2) 2 3) 1 4) 1 5) 2 6) очевидно
7) пожалуй 8) по-видимому 9) быть может
3 уровень сложности: 1) 2 2) 2 3) 3 4) 1 5) 4 6) 2 7) 2 8) 4 9) 3
VIII. Рефлексия
Продолжи
- Урок привлек меня тем……
- Показался интересным (неинтересным)……..
- Заставил задуматься…..
- Мои достижения на уроке….
- Я могу похвалить себя за….
- На уроке было трудно…..
А в жизни с чем у вас ассоциируются вводные слова?
У меня с брошкой, потому что она лишь украшает платье, я уберу и с одеждой ничего не произойдёт?
Согласны со мной?
Оцените ваше эмоциональное состояние Изменилось ли оно?
Комментирование оценок, полученных учащимися в течение урока
IX. Домашняя работа:
Написать сочинение-рассуждение на тему “Роль вводных слов в жизни человека”
- 5 ( объём не меньше 150 слов) + презентация
- 4 ( объём не меньше 100 слов)
- 3 ( объём не меньше 70 слов)
Заканчивается урок исполнением песни о водных словах на мотив "Маленькая страна"
(сочинила текст песни ученица 9 класса, МКОУ СОШ с. Онот, Озерова Светлана)
Текст песни
Есть в языке волшебном нашем
Вводные слова
Очень они капризные
Могут менять места
Но придают оттеночек
Всему предложению
Любят обособления
Будем внимательны
Припев:
вводные слова,
вводные слова,
вводные слова
мы в речи часто используем
Список литературы.
1. Материалы ГИА, 2013 год
2. Методические рекомендации к уроку русский язык 9 класс.
3. http://www.uchportal.ru/load/31-1-0-27135