Цель урока - создание условий для формирования у учащихся чувства патриотизма, уважения к истории, культуре родного края.
Ход урока
Учащиеся входят в класс под перезвон колоколов.
Учитель: Звуки каких инструментов прозвучали в начале нашего урока?
Где мы с вами можем услышать колокольный звон?
Дети: Это колокола. Они звучат в православном храме.
Учитель: В православном храме звучит лишь один инструмент – колокол. О нем говорят, что его звук – это молитва, вынесенная за стены храма.
В нашем родном городе Муроме много храмов и мы часто слышим колокольный звон. Колокола звучат по - разному, рассказывая людям о тревогах и радостях, сообщая о бедах и праздниках. У колокольных звонов несколько названий. Ребята, а какие вы знаете названия колокольных звонов?
Дети: набат, трезвон, благовест.
- Набат – сообщает о каком-то происшествии,
- Благовест – призывает прихожан к богослужению,
- Трезвон – это звучащие три удара в несколько колоколов, которые сообщают о празднике.
Учитель: Не одно столетие плывет над Муромской землей колокольный звон. Грустный и веселый, медленный и быстрый он жил, сопровождая своим мелодичным звучанием жизнь русского человека от рождения до смерти. Из поколения в поколение с любовью передавалось искусство колокольного звона. Звон на Руси никогда не был застывшим. Он менялся, делался сложнее и звонче. Поэтому неизменно остается с нами желание наслаждаться колокольным звоном, слушать чистый и прозрачный голос колокола.
Ребята, а чем еще славиться Муромская земля?
Дети: Красотой природы, героями времен Великой отечественной войны.
Показ картины В. Васнецова “Богатыри”.
Учитель: Как называется картина? Кот ее автор? Кто изображен на картине?
Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
Учитель: Что вы знаете об Илье Муромце?
Дети: Это богатырь, который родился в нашем городе.
Учитель: Ребята, сейчас я предлагаю послушать произведение М.П.Мусоргского “Богатырские ворота”. Сравните звучание музыки с образами богатырей, изображенных на картине.
Слушание музыки.
Дети: Музыка звучала мощно, грозно, тяжело, энергично, торжественно.
Учитель: Это музыкальное произведение входит в состав сюиты “Картинки с выставки”. На создание этой сюиты М.П.Мусоргского вдохновила выставка картин и рисунков русского художника и архитектора В.А.Гартмана. Она была организована в Академии художеств по инициативе В.В.Стасова в связи с неожиданной, скоропостижной смертью художника.
Сюита “Картинки с выставки” состоит из десяти пьес. Все они созданы по мотивам сюжетов Гартмана. Музыкальный материал вступления “Прогулка” объединяет эти музыкальные картины в единое целое. Завершает сюиту пьеса “ Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве”, поводом для создания которой послужил эскиз архитектурных ворот в Киеве, разработанный В.А.Гартманом. Это громкая, торжественная музыка, основанная на русских народных мотивах.
Повторное слушание музыки.
Учитель: Вы хорошо знаете Илью Муромца как былинного героя. Кто знает, что означает слово “былина”? Какой музыкальный инструмент сопровождал былинный сказ?
Дети: Былина это описание того, что было. Сопровождала былинный сказ игра на гуслях.
Учитель: Былина относиться к жанру русских песен – сказаний. Музыкальная интонация былины подчиняется метру, ритму и рифме текста.
Показ слайда с изображением иконы Ильи Муромца Чудотворца.
Учитель: Ребята, кто изображен на этой иконе?
Это русский святой преподобный Илья Муромец, он не былинный герой. Илья Муромец существовал на самом деле и жил в давние-давние времена. Родился Илья в селе Карачарово, что возле нашего города Мурома. Много раз он ходил вместе с непобедимыми русскими войсками, и всегда был первым среди воинов! Его боялись враги, а если кто на него шел с мечом, тому было очень худо.
Но шли года, и Илья Муромец понимал, что не вечно будет он жить на земле матушке. Тогда он отправился в Киево-Печерскую лавру и постригся в монахи. Могучий богатырь стал защищать людей уже не мечом, а усердной молитвой к Богу. После многих подвигов преподобный Илья, почил около 1188 г., а в 1643 г. инок-богатырь был причислен к лику святых.
Ребята, а сейчас послушайте стихотворение и подумайте, о каких святых идет речь в этом стихотворении:
В тринадцатом веке далеком
Жил князь в Муром - граде один.
Одною тот князь жил заботой:
Хранил град от вражеских сил.Беда с ним случилась однажды,
Проказою он заболел.
Послал он за знахаркой стражу,
Себя исцелить ей велел.Та знахарка, юная дева,
Взяла с него слово одно:
Женою своей ее сделать,
Она коль исцелит его.Свершив исцеления чудо,
Его она стала женой.
Любовь повязала их судьбы
Крепчайшею цепью стальной.
Татьяна Попова
Дети: это стихотворение рассказывает о Муромских святых Петре и Февронии.
Учитель: Его написала Татьяна Попова. Ребята, что вы можете рассказать об этих святых.
Рассказы детей
Учитель: О Петре и Февронии известно то, что они княжили в Муроме в течение четверти века – с 1203 по 1228 год. Их житие не рассказывает ни о детстве супругов, ни о том, кто их родители. Упоминается только, что Петр – второй сын князя Юрия Владимировича Муромского и что он вступил на престол в 1203 году. Феврония – дочь крестьянина-бортника из Рязанской деревни. Полюбив друг друга, князь Петр и, ставшая его женой Феврония, оставались верными друг другу до последних дней своей жизни и умерли вместе – восьмого июля. Этот день сегодня стал всероссийским днем любви и супружеской верности. Он установлен в 2008 году. Символом праздника стал простой трогательный цветок - ромашка.
Ребята, сейчас мы познакомимся с песней, которая стала гимном этого праздника. Называется она “О счастье семейном молятся”.
Разучивание песни “О счастье семейном молятся”.
Ребята, дома нарисуйте ромашку – символ праздника – всероссийского дня любви и супружеской верности.
Исполнение песни “О счастье семейном молятся” в конце урока.
Список литературы.
1. Библиотека школьника, Былины, 2014.
2. Критская Е.Д., Методика работы с учебниками “Музыка”, 2002.
3. Фанкин Ю., Неразлученные. Сказ о муромских святых Петре и Февронии, 2008.