Класс: 1.
Программа: «Начальная школа XXI века».
Цель урока: Формировать умения находить результат сложения, если одно из слагаемых равно нулю. Научить учащихся способу практического выполнения сложения с числом 0 с опорой на модель (шкала линейки).
Формируемые УУД:
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, внутренняя позиция школьника, учебно-познавательная мотивация.
Регулятивные УУД: целеполагание, способность запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, прогнозирование промежуточного и конечного результата, осуществление выбора способов и средств достижения цели, выполнение учебных действий по образцу под руководством учителя, контроль и оценка учебных достижений, осуществление волевой саморегуляции, анализ эмоционального состояния, полученного от успешной (неуспешной деятельности).
Познавательные УУД: анализ, сравнение, обобщение, использование знаково-символических средств, постановка и формулирование проблемы, постановка познавательной цели, модели рование, создание алгоритмов деятельности.
Коммуникативные УУД: учёт разных мнений, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||
1. Организационный момент | |||||||||||
Проверяет готовность учащихся к уроку. | Проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей. | ||||||||||
2. Актуализация знаний | |||||||||||
– Начнём мы наш урок с работы с таблицей. – Назовите составные части таблицы. – Как располагаются строки, столбцы. – В таблице зашифровано слово. Вы должны брать из неё ту карточку с буквой, адрес которой я назову. Если вы правильно выполните задание, то сможете определить тему нашего урока. (Карточки в таблице перевёрнуты.)
– Первая строка, первый столбец, – Вторая строка, второй столбец, – Третья строка, второй столбец, – Первая строка, третий столбец, – Вторая строка, первый столбец, – Третья строка, первый столбец, – Вторая строка, третий столбец, – Первая строка, второй столбец. (Правая нижняя карточка остаётся перевёрнутой.) – Какое слово расшифровали? – Определите тему нашего урока. – Что вы знаете о сложении
– А всё ли вы узнали о сложении? – Что бы вы ещё хотели узнать? |
– Строки, столбцы. – Строки расположены горизонтально (слева направо), столбцы вертикально (сверху вниз).
Фронтальная работа. Учащиеся по очереди выходят к доске, снимают нужную букву, переворачивают и прикрепляют к доске.
– Сложение. – Тема нашего урока – сложение. – При сложении числа увеличиваются. – При перестановке чисел при сложении результат не меняется. – Числа можно складывать в любом порядке. – Удобно к большему числу прибавить меньшее. – Нет. Высказывания учеников о том, чтобы они хотели узнать (например, как складывать большие числа). |
||||||||||
3. Открытие новых знаний | |||||||||||
– Наши помощники Волк и Заяц выполняли сложение. (Примеры на доске.) Пронаблюдайте и сравните получившиеся у них математические записи.
– Что вы заметили? (Какие числа складывали Волк и Заяц? Какие результаты получили?) – Какое можно высказать предположение? – Какую задачу нам предстоит решить? – А чему учились Волк и Заяц, когда выполняли сложение? – Чему вы будете учиться, когда будете доказывать, кто прав? – Значит, тема нашего урока не просто сложение, а сложение с числом 0. (Открыть последнюю карточку в таблице.) – Предположите, кто из героев прав? – Как можно это проверить? – Выполните сложение чисел 0 и 2.
– Кто из героев прав? (Убрать карточку с неверной записью.) – Выполните сложение чисел 0 и 4. – Кто из героев прав? (Убрать вторую неверную карточку.) – Понаблюдайте за верными математическими записями и сделайте вывод. – А почему получается это же число, ведь при сложении числа увеличиваются? Игра «Живые модели» – Как можно выполнить это вычисление другим способом? – Изменится ли результат? – Каким свойством сложения воспользовались? – Как это можно проверить?
– Что значит сделать 0 шагов? Аналогичная работа проводится со вторым равенством 0+4=4 – Какой еще вывод вы можете сделать? Физминутка |
– Волк и Заяц складывали одинаковые числа, а результаты получили разные. – Кто-то из них допустил ошибку. – Надо определить, кто из них правильно выполнил сложение. – Они учились выполнять сложение с числом 0. – Мы тоже будем учиться выполнять сложение с числом 0.
Учащиеся высказывают предположения. – Надо воспользоваться шкалой линейки. Все ученики выполняют сложение по линейке за партами, а один ученик у доски с объяснением: – нахожу на шкале число 0, делаю два шага вправо. Получаю 2. Значит, 0+2 =2 – Прав Заяц. Учащиеся выполняют действие аналогично первому. – Прав Заяц. – Если к нулю прибавить число, то получится это же число. (Индивидуальное и хоровое проговаривание) – Число 0 обозначает отсутствие предметов, «нисколько». К доске выходят ученики, получают карточки с цифрами и знаками и составляют первую математическую запись 0+2=2 – Поменять числа местами. (Ученики с карточками 0 и 2 меняются местами) – Нет. – При перестановке чисел при сложении результат не меняется. – Воспользоваться шкалой линейки. Все ученики работают за партами, один у доски. – Нахожу на шкале число 2, делаю 0 шагов вправо. Получаю 2. – Это значит остаться на месте. – Если к числу прибавить 0, получится это же число.(Индивидуальное и хоровое проговаривание) |
||||||||||
3. Закрепление полученных знаний и способа действия | |||||||||||
– Где мы можем проверить правильность наших действий и выводов? Работа с учебником. Стр. 12, №1 – Объясните, как действовал цыплёнок? – Сравните первую и вторую запись. Учебник, стр.12, №2 – Какое задание надо выполнить? – Чем вы можете воспользоваться? – Возьмите оценочную шкалу и предположите, как вы справитесь с этим заданием. (рис.1) – Кто предположил, что справится самостоятельно? Кому нужна помощь? – Выполните задание самостоятельно. Проверка работы с помощью игрового материала «Электронного образовательного ресурса». – Подтвердились ли выводы, которые мы сделали? Повторите их. – Отметьте на этой же оценочной шкале, как вы справились с заданием? – У кого предположение и результат совпали? – Кто справился лучше, чем предполагал? Учебник, с.13 №5 – Какое вычисление выполнено неверно? – А может 0+0 получится два нуля? Докажите, что здесь ошибка. – Выполните задание на карточках.(Карточки разной формы и цвета, но у соседей по парте цвет и форма одинаковые.) (рис. 2, 3) – Поменяйтесь карточками и проверьте работу соседа. – Сверьте результаты проверки с работой ученика на переносной доске. – Оцените работу соседа. |
– В учебнике.
Ученики объясняют способ действия по шкале линейки. – Они равны.
– Можем воспользоваться шкалой линейки. Ученики на шкале отмечают крестиком своё предположение.
Самостоятельная работа. Учащиеся обводят в кружок верный ответ, по очереди работают на ИД. Учащиеся проговаривают выводы. Учащиеся другим цветом отмечают нужную позицию.
Самостоятельная работа.
Ученик у доски доказывает на шкале. Самостоятельная работа по вариантам. Два ученика работают на переносных досках.
Ученики выполняют взаимопроверку, затем сверяют результаты своей проверки с работой учеников на переносных досках. Ученики рисуют улыбку, серьёзное лицо или грустное. |
||||||||||
4. Итог урока | |||||||||||
– Чему учились на уроке? – Какие выводы сделали? – Достаньте из конверта знаки +, =, 0, переверните карточки с примерами. – Используя знаки и цветные карточки, зашифруйте наши выводы. + 0 = □ + 0 = □ 0 + ∆ = ∆ |
Работа в паре. Моделирование сделанных выводов. Демонстрация составленных моделей на доске. |
||||||||||
5. Рефлексия | |||||||||||
Проанализируйте свою работу на уроке: что получилось, что не получилось, поняли ли вы материал, активны ли были на уроке? Возьмите карандаш, который вам больше всего нравится, цифру 0 и нарисуйте на нём улыбку, если вы довольны своей работой, серьёзное лицо, если не всё получилось, грустное лицо, если не довольны результатами. Поместите свои 0 на доску. |
Ученики анализируют свою работу и выражают результат в виде рисунка. (рис.4) |