(3-й класс, УМК «Перспектива»)
Цели урока:
- привлечь внимание детей к процессам памяти;
- познакомить с некоторыми особенностями её функционирования;
- пробудить интерес к самопознанию, к саморазвитию, самовоспитанию,
- формировать положительную оценку,
- способствовать самоорганизации, самодисциплине
- познакомить с некоторыми приемами запоминания.
Оборудование:
- Распечатка с текстами (Приложение 2 и Приложение 3);
- Презентация (Приложение 1);
- Чистые листы;
- Простой и цветные карандаши.
Ход урока
Предварительная работа: возможно проведение урока как открытого занятия с участием родителей. На входе в класс дети и родители берут снежинки на которых указан номер группы, к которой они присоединяются. Групп может быть от 2 до 6, по 6–8 человек.
I. Организационный момент
Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады, что вы пришли к нам. И сегодня мы все вместе отправимся путешествовать в Королевство внутреннего мира.
Мы отправимся вместе. Для этого у каждого из Вас есть снежинка. Желающие могут присоединиться к группам, выбрав ту снежинку, которую они захотят. (Родители и учащиеся занимают свои места. Участники в группах сидят в кругу). <Слайд 1>
II. Разминка
– Что ж, проведем перекличку.
Наша задача назвать по возрастанию числа от 1 до 10 (в зависимости от количества человек в группе). Называть число может любой из вас, но есть обязательные условия:
- Нельзя называть числа в том порядке, в котором вы сидите,
- Говорить надо по одному.
Если число называют одновременно несколько человек, счет начинается сначала. <Слайд 2>
Каждая группа награждается аплодисментами.
III. Основная часть
Вот она, карта Королевства внутреннего мира. Давайте посмотрим, кто живет в этом Королевстве. (Мышление, воображение, чувства, характер, внимание, память) <Слайд 3>
Беседа о памяти
– Как вы думаете, что такое память, попробуйте определить сами. (Эта наша способность запоминать то, что видим, говорим, делаем, способность сохранять всё это и в нужный момент вспомнить, то есть узнать или воспроизводить то, что знаешь)
– Как вы понимаете выражение «хорошая память»?
– Можно ли «все» помнить: все, что увидел и услышал; все, что прочитал; все, что делал?
– Нужно ли «все» помнить? Почему?
– Что нужно помнить долго, а что помнить необязательно? (Платье соседки, цвет машины на перекрестке, столько ступенек на лестнице и т. п.)
– Могут ли быть ситуации, когда эти «ненужные» сведения могут пригодиться? (Во время аварии может понадобиться помнить цвет машины; в темноте — помнить количество ступенек, при выборе бантиков не помешает вспомнить цвет платья, чтобы «подходили», и т. д.)
– Можете ли вы вспомнить, что было сегодня утром: что делали, с кем и о чем разговаривали, о чем думали? Что помнится, расскажите?
– А теперь попробуйте вспомнить, что было утром в среду на прошлой неделе: что вы тогда делали, что думали, о чем говорили...
– События какого дня помнятся лучше? (Лучше помнится последнее)
– Почему?
– Вспомните свой день рождения: что тогда было, кто к вам приходил, какие подарки подарили? Почему день рождения помнится лучше, чем то, что было на прошлой неделе? (Это было важное событие.)
– Есть ли память у животных, чем она отличается от человеческой памяти? (Человек может поставить себе цель специально запомнить что-нибудь, у животных запоминается «само собой», они не думают о том, чтобы запомнить; у человека такая память тоже есть, но есть и другая)
– Что вам запомнилось «само собой», а что пришлось учить, запоминать специально?
IV. Практическая часть
– Посмотрим, а какая память у нас. Нас встречает вот такой забавный Клоун. <Слайд 4> Посмотрите на него внимательно. Запомнили?
– А теперь проверим….<Слайд 5>, <Слайд 6>
– Так что же такое память? Давайте узнаем, что говорит об этом наука?
– Прочитайте тексты, которые лежат у Вас на столах. Вам нужно выбрать из текста важную информацию и записать её, для того, чтобы рассказать другим группам (Работа по группам с текстами. Составление опорных конспектов, для рассказа. <Приложение 2>,
- Прочитать текст
- Заполнить готовую схему
- Подготовить рассказчика
Выступления, подготовленных, во время работы, участников.
Составление таблицы «Виды и свойства памяти» <Слайд 7>.
Свойства а) объём б) прочность в) точность г) организованность |
По длительности хранения информации а) кратковременная б) долговременная |
По степени активности человека в процессе запоминания а) непроизвольная б) произвольная |
Виды а) наглядно-образная (лицо, звуки, цвет и др.) б) словесно-логическая (понятия, схемы, термины) в) эмоциональная (чувства) |
По виду анализатора, через который поступает информация а) слуховая б) зрительная в) двигательная г) смешанная |
Упражнение «Проверка памяти»
– Попробуем провести несколько опытов и сделать выводы
Примеры групп слов:
- Маленькие дети очень любят рассматривать книжки с картинками. (Слова организованы в предложение)
- Автомобиль, груша, крокодил, море, пуговица, понедельник, журнал. (Отдельные слова, смысл которых понятен)
- Декада, макинтош, аркан, палитра, флигель, околица, барокко. (Незнакомые отдельные слов)
– Что лучше запоминается и почему.
Вывод: лучше всего запоминаются «организованные» слова, похуже — те, смысл которых понятен. И совсем трудно запомнить непонятные слова.
– Следовательно, если хочешь что-то запомнить, нужно понять смысл.
– Какую память мы использовали? Однако встречаются ситуации, когда нужно запомнить информацию, которую осмыслить невозможно (шифр, телефонный номер и др.)
В этом случае используются мнемотехнические приемы. Например, последовательность цветов радуги запоминается при помощи фразы («Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан»)
– С помощью опыта проверь, хорошая ли у тебя зрительная память <Приложение 3>. На рисунке изображено несколько фигур постарайся их запомнить. Потом закрой рисунок и нарисуй фигуры у себя в тетради. Если ты правильно предал форму 7– 8 фигур и их расположение, у тебя хорошая зрительная память.
– Посмотрите на цифры и постарайтесь запомнить. <Слайд 8>. Просмотр каждой записи не более минуты. Запишите результат на листы.
– Проверим.
Обсуждение «Что мешает памяти?»
– Как вы думаете, что может мешать хорошо запоминать? (если взволнован, расстроен: когда не понимаешь, того, что учишь; когда неинтересно или не хочешь заниматься; если надо сразу много выучить и др. )
V. Итог урока
– Какие же выводы о памяти мы можем сделать?
– Кто из родителей поможет нам своим советом, как запомнить?
Э. Успенский «Память»
Я не зря себя хвалю,
всем и всюду говорю,
что любое предложенье
прямо сразу повторю.
«Ехал Ваня на коне,
вел собачку на ремне,
а старушка в это время
мыла кактус на окне».
– Ехал Ваня на коне,
вел собачку на ремне.
Ну, а кактус в это время
мыл старушку на окне...
Ой, нет!
Ехал кактус на окне,
вел старушку на ремне,
а собачка в это время
мыла Ваню на коне...
Знаю я, что говорю,
говорил, что повторю,
вот и вышло без ошибок.
А чего хвалиться зрю?
Источники:
- Чуриков А., Снегирев В. «Копилка для тренера», СПб, «Речь», 2006.
- Дмитриева Н.Я., Товпинец И.П. «Естествознание», 3 класс, М., «Просвещение», 1995.