Путешествие в Королевство внутреннего мира. Память

Разделы: Начальная школа, Работа с родителями


(3-й класс, УМК «Перспектива»)

Цели урока:

  • привлечь внимание детей к процессам памяти;
  • познакомить с некоторыми особенностями её функционирования;
  • пробудить интерес к самопознанию, к саморазвитию, самовоспитанию,
  • формировать положительную оценку,
  • способствовать самоорганизации, самодисциплине
  • познакомить с некоторыми приемами запоминания.

Оборудование:

Ход урока

Предварительная работа: возможно проведение урока как открытого занятия с участием родителей. На входе в класс дети и родители берут снежинки на которых указан номер группы, к которой они присоединяются. Групп может быть от 2 до 6, по 6–8 человек.

I. Организационный момент

Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады, что вы пришли к нам. И сегодня мы все вместе отправимся путешествовать в Королевство внутреннего мира.

Мы отправимся вместе. Для этого у каждого из Вас есть снежинка. Желающие могут присоединиться к группам, выбрав ту снежинку, которую они захотят. (Родители и учащиеся занимают свои места. Участники в группах сидят в кругу). <Слайд 1>

II. Разминка

– Что ж, проведем перекличку.

Наша задача назвать по возрастанию числа от 1 до 10 (в зависимости от количества человек в группе). Называть число может любой из вас, но есть обязательные условия:

  • Нельзя называть числа в том порядке, в котором вы сидите,
  • Говорить надо по одному.

Если число называют одновременно несколько человек, счет начинается сначала. <Слайд 2>

Каждая группа награждается аплодисментами.

III. Основная часть

Вот она, карта Королевства внутреннего мира. Давайте посмотрим, кто живет в этом Королевстве. (Мышление, воображение, чувства, характер, внимание, память) <Слайд 3>

Беседа о памяти

– Как вы думаете, что такое память, попробуйте определить сами. (Эта наша способность запоминать то, что видим, говорим, делаем, способность сохранять всё это и в нужный момент вспомнить, то есть узнать или воспроизводить то, что знаешь)

– Как вы понимаете выражение «хорошая память»?

– Можно ли «все» помнить: все, что увидел и услышал; все, что прочитал; все, что делал?

– Нужно ли «все» помнить? Почему?

– Что нужно помнить долго, а что помнить необязательно? (Платье соседки, цвет машины на перекрестке, столько ступенек на лестнице и т. п.)

– Могут ли быть ситуации, когда эти «ненужные» сведения могут пригодиться? (Во время аварии может понадобиться помнить цвет машины; в темноте — помнить количество ступенек, при выборе бантиков не помешает вспомнить цвет платья, чтобы «подходили», и т. д.)

– Можете ли вы вспомнить, что было сегодня утром: что делали, с кем и о чем разговаривали, о чем думали? Что помнится, расскажите?

– А теперь попробуйте вспомнить, что было утром в среду на прошлой неделе: что вы тогда делали, что думали, о чем говорили...

– События какого дня помнятся лучше? (Лучше помнится последнее)

– Почему?

– Вспомните свой день рождения: что тогда было, кто к вам приходил, какие подарки подарили? Почему день рождения помнится лучше, чем то, что было на прошлой неделе? (Это было важное событие.)

– Есть ли память у животных, чем она отличается от человеческой памяти? (Человек может поставить себе цель специально запомнить что-нибудь, у животных запоминается «само собой», они не думают о том, чтобы запомнить; у человека такая память тоже есть, но есть и другая)

– Что вам запомнилось «само собой», а что пришлось учить, запоминать специально?

IV. Практическая часть

– Посмотрим, а какая память у нас. Нас встречает вот такой забавный Клоун. <Слайд 4> Посмотрите на него внимательно. Запомнили?

– А теперь проверим….<Слайд 5>, <Слайд 6>

– Так что же такое память? Давайте узнаем, что говорит об этом наука?

– Прочитайте тексты, которые лежат у Вас на столах. Вам нужно выбрать из текста важную информацию и записать её, для того, чтобы рассказать другим группам (Работа по группам с текстами. Составление опорных конспектов, для рассказа. <Приложение 2>,

  • Прочитать текст
  • Заполнить готовую схему
  • Подготовить рассказчика

Выступления, подготовленных, во время работы, участников.

Составление таблицы «Виды и свойства памяти» <Слайд 7>.

Свойства
а) объём
б) прочность
в) точность
г) организованность
По длительности хранения информации
а) кратковременная
б) долговременная
По степени активности человека в процессе запоминания
а) непроизвольная
б) произвольная
Виды
а) наглядно-образная (лицо, звуки, цвет и др.)
б) словесно-логическая (понятия, схемы, термины)
в) эмоциональная (чувства)
По виду анализатора, через который поступает информация
а) слуховая
б) зрительная
в) двигательная
г) смешанная

Упражнение «Проверка памяти»

– Попробуем провести несколько опытов и сделать выводы

Примеры групп слов:

  1. Маленькие дети очень любят рассматривать книжки с картинками. (Слова организованы в предложение)
  2. Автомобиль, груша, крокодил, море, пуговица, понедельник, журнал. (Отдельные слова, смысл которых понятен)
  3. Декада, макинтош, аркан, палитра, флигель, околица, барокко. (Незнакомые отдельные слов)

– Что лучше запоминается и почему.

Вывод: лучше всего запоминаются «организованные» слова, похуже — те, смысл которых понятен. И совсем трудно запомнить непонятные слова.

– Следовательно, если хочешь что-то запомнить, нужно понять смысл.

– Какую память мы использовали? Однако встречаются ситуации, когда нужно запомнить информацию, которую осмыслить невозможно (шифр, телефонный номер и др.)

В этом случае используются мнемотехнические приемы. Например, последовательность цветов радуги запоминается при помощи фразы («Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан»)

– С помощью опыта проверь, хорошая ли у тебя зрительная память <Приложение 3>. На рисунке изображено несколько фигур постарайся их запомнить. Потом закрой рисунок и нарисуй фигуры у себя в тетради. Если ты правильно предал форму 7– 8 фигур и их расположение, у тебя хорошая зрительная память.

– Посмотрите на цифры и постарайтесь запомнить. <Слайд 8>. Просмотр каждой записи не более минуты. Запишите результат на листы.

– Проверим.

Обсуждение «Что мешает памяти?»

– Как вы думаете, что может мешать хорошо запоминать? (если взволнован, расстроен: когда не понимаешь, того, что учишь; когда неинтересно или не хочешь заниматься; если надо сразу много выучить и др. )

V. Итог урока

– Какие же выводы о памяти мы можем сделать?

– Кто из родителей поможет нам своим советом, как запомнить?

Э. Успенский «Память»
Я не зря себя хвалю,
всем и всюду говорю,
что любое предложенье
прямо сразу повторю.
«Ехал Ваня на коне,
вел собачку на ремне,
а старушка в это время
мыла кактус на окне».
– Ехал Ваня на коне,
вел собачку на ремне.
Ну, а кактус в это время
мыл старушку на окне...
Ой, нет!
Ехал кактус на окне,
вел старушку на ремне,
а собачка в это время
мыла Ваню на коне...
Знаю я, что говорю,
говорил, что повторю,
вот и вышло без ошибок.
А чего хвалиться зрю?

Источники:

  1. Чуриков А., Снегирев В. «Копилка для тренера», СПб, «Речь», 2006.
  2. Дмитриева Н.Я., Товпинец И.П. «Естествознание», 3 класс, М., «Просвещение», 1995.