Аннотация: Апробация метода проектов в современных условиях показывает, что с его использованием эффективность процесса воспитания возрастает. Он позволяет реализовать ряд важнейших теоретических положений концепции воспитания, открывает новые возможности в программировании воспитательного процесса. А в рамках процесса обучения проектный метод можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний на основе реальной жизненной практики, формирует у школьников специфические умения и навыки посредством системной организации проблемно-ориентированного поиска. Иными словами, проектный метод, как я думаю, представляет такой способ обучения, который можно характеризовать как обучение через делание, когда учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя "по кирпичикам" новые знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт. Этот метод нашел применение на различных этапах обучения, в работе с учащимися различных возрастных категорий.
Важной структурной единицей нового стандарта общего образования выступает воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Воспитание личностной, семейной, социальной культуры учащихся определяется в качестве приоритетов в деятельности педагога, который, формируя знания, умения и навыки, определенные спецификой предмета, должны активно действовать в решении задач воспитания и развития личности. Это предполагает необходимость ревизии воспитывающих и развивающих возможностей педагогических методик, обновление педагогического инструментария, активного использования в работе с детьми современных форм обучения и воспитания. Теперь образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Ребенка в начальной школе должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учителя навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность. Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Целью обучения детей такому виду деятельности является формирование у учащихся умения осуществлять проектную деятельность как самостоятельно, так и в группе; определять значимые проблемы и решать их; научить детей разным способам поиска материала и разным видам исследования; развивать у них творческие способности, пробудить интерес к исследовательской деятельности.
Проекты в младших классах – это проблематично, так как дети слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Одной из разновидностей деятельностного подхода является проектная деятельность. Приступая к созданию проекта, дети должны владеть:
- знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта.
- специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы.
В связи с этим метод проектов начинаю реализовывать с 1 класса. В 1 классе основное внимание уделяю развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения совершенствую в последующих классах. В проектной деятельности ребёнок приобретает новые знания, умения и навыки. Эта работа позволяет ребенку делать для себя открытия, учиться ставить цели и добиваться достижения этих целей. Работая над проектом, дети больше узнают о себе, о своих возможностях и развивает способности, формируют свою компетенцию: информационную, мыслительную, деятельностную, коммуникативную. В 2010– 2011 учебном году в нашей школе были введены требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Достижению планируемых результатов обучения и воспитания способствовала организация внеурочной деятельности. Школа после уроков – это мир творчества проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я».Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. На родительском собрании по теме: «ФГОС НОО» основные положения было проведено анкетирование с целью выявления потребностей родителей и детей в дополнительном образовании. На ШМО учителей начальных классов по итогам обсуждения результатов анкетирования разработали программы внеурочной деятельности по следующим направлениям:
- спортивно-оздоровительное;
- духовно-нравственное;
- общекультурное;
- общеинтеллектуальное;
- социальное;
- проектная деятельность.
Внеурочную деятельность осуществляю во второй половине дня через работу кружка «Что? Где? Когда?» (проектная деятельность). Свою программу по внеурочке разработала в соответствии «ФГОС», программами по русскому языку. Он позволяет закрепить и дополнить знания по следующим основным разделам.
Во 2 классе лексика, фонетика, графика.
В 3 классе морфология, морфемика, орфография.
На занятия кружка включаю различные формы работы. Это занимательные упражнения, дидактические игры, конкурсы, творческие задания. Но и предусмотрены в 3 классе такие формы работы: как доклад, реферат, исследование (исследовательская работа), проект.
Алгоритм разработки проекта таков: проблема-цель-результат. После того как с учениками выявим проблему и наметим цель, устанавливаем наличие имеющихся ресурсов и определяем недостающие ресурсы. Ставим задачи. Намечаем этапы работы. Определяем сроки выполнения работы. Подводим итоги работы, перечислив то, что удалось и что нет, делаем выводы. Учитывая то, что учащихся начальной школы велик интерес к игровым формам работы. Я предлагаю такой дидактический прием, как волшебный цветок, незабудка (каждый лепесток которого – это компонент проекта). Наша незабудка поможет запомнить самые главные слова. Самые нужные для проектной работы. В центре цветка слово «тема», а на лепестках указаны другие понятия: цель, задача, гипотеза, информация, продукт, презентация. Каждый лепесток открепляется и может быть заменен в соответствии с темой, целью и задачами занятия. На обратной стороне лепестка дается толкование термина. За прошедший учебный год составили с учениками 1 и 2 класса проект на тему: «Мои игрушки». Цель которого была: выяснить какова роль игрушек в жизни детей, ставили проблему, для чего нужны игрушки? Работая над проектом, дети приносили игрушки, рассказывали, обобщали, писали. Я направляла работу, учащиеся работали парами, индивидуально и презентовали свой проект на классном часе, куда были приглашены ученики других классов. Также во втором классе использую различные языковые задачи. Эти задачки на основе русских народных сказок. Посвящены они звукам. Например: русская народная сказка «Колобок». Приступая к решению фонетической задачки, я читаю задачу о приключениях колобка, а дети решают и записывают ответы. Например: на выпечку колобка понадобилось столько пригоршней муки, сколько гласных звуков в слове «тесто» и т.д. А с учениками 3 класса составили мини-проект «Любимый портфель». Работу начали со сбора информации, затем провели небольшой опрос, интервью – Что важно для вас и для ваших родителей при выборе портфеля? Провели небольшой эксперимент, определяли вес портфелей с помощью весов. И защитили этот проект. Стараюсь заинтересовывать детей занятиями после уроков, чтобы школа стала для них вторым домом. Это дает возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Поэтому провожу уроки с применением проектной деятельности. Специфической особенностью таких уроков является их направленность на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим уроки составляют с учетом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышение их творческой активности. В этом году мы составили проект по математике «Жизнь нуля». В ходе исследования мы хотели добиться следующих планируемых результатов:
- Регулятивные: контролировать свою деятельность
- Познавательные: уметь ориентироваться в информации и работать с разными ее видами; развивать умения анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
- Коммуникативные: развивать умения сотрудничества со сверстниками при работе в группе, развивать умения принимать коллективное решение.
- Личностные: работать над осознанием, ответственности за общее дело, учиться выражать свое мнение.
При подготовке к выполнению проекта «Моя семья» диагностировали творческие предпочтения и базовый уровень сложившихся навыков (Личностные УУД).
Прогнозировали результаты уровня усвоения изучаемого материала (Регулятивные УУД).
Главную задачу школы – повышение качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей – невозможно решить без формирования положительной мотивации учащихся. Метод проектов – способ достижения дидактической цели через пошаговую разработку темы, которая имеет реальный итог, так значимый для ребят 7-10 лет. Практика работы над проектно – исследовательской деятельностью показывает, что в них нет неуспевающих детей. Успех, интерес, радость, возможность проявить себя, в независимости от успеваемости – результат данного вида обучения. Получение навыков общения со сверстниками, взрослыми: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат – идет целенаправленная подготовка к будущей взрослой жизни. Умение решать творческие задачи: самостоятельно составлять план действий, находить оригинальные пути решения поставленной задачи, создавать схемы, сочинения – становление будущего активного члена общества. Огромная возможность работы с родителями: метод проектов способствует налаживанию контакта между детьми и родителями, установлению дружеских взаимоотношений между школой и семьей.
Литература:
- Начальная школа (методический журнал для учителей начальной школы).
- Начальная школа (научно-методический журнал. Всё для учителя!).
- О.В. Олейник, Л.П. Кабанюк Проектная деятельность. Москва.