Коллективное творчество обучающихся на уроках изобразительного искусства как средство развития коммуникативных навыков (из опыта работы)

Разделы: МХК и ИЗО


План:

  1. Введение.
  2. Формирование творческих групп.
  3. Формы коллективной работы.
  4. I этап развития коммуникативных навыков.
  5. II этап развития коммуникативных навыков.
  6. Деятельность учащихся в паре на уроке.
  7. III этап развития коммуникативных навыков.
  8. Особенности развития коммуникативных способностей в подростковом возрасте.
  9. Способность к общению и её значение в развитии организаторских и коммуникативных качеств.

Введение

Парадоксально, но сегодня школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой она сама ещё мало знает. Дети, которые пришли в первый класс сегодня, будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2060 года. Каким будет этот мир тогда? Это трудно себе представить не только учителям, но и специалистам, специально занимающимся этим вопросом.

Сегодня нужен человек гибкий, способный меняться (менять место работы), мобильный (быстро обучаемый), легко находящий контакты с другими людьми, способным иметь свою позицию и защитить ее. Имеющим опыт реализации себя. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам.

Первым приоритетом образования сегодня академик Краевский считает ориентацию на целостную личность ученика, т. е. это та личность, в которой есть все:

  • единство знаний (интеллект);
  • собственно-личностные или социально значимые характеристики.

К ним относится:

  • коммуникативный опыт;
  • опыт самореализации;
  • опыт принятия решений;
  • опыт мобильности.

В образовательный процесс формы коллективной деятельности должны вводиться постепенно, не заменяя собой других форм, а дополняя их новыми возможностями. Кроме того, такая коллективная работа даёт возможность учащимся ещё и ещё раз попробовать свои силы в умении работать сообща, когда от успеха каждого зависит результат всей группы.

Через групповую и коллективную работу можно развить и усваивать (закреплять) первичные коммуникативные навыки и принципы управления коллективом: умение планировать деятельность, сотрудничать, делегировать полномочия, подчиняться общему делу, уметь оказывать и принимать помощь, нести ответственность за слова и действия, как собственные, так и товарищей.

Формирование творческих групп

Успешность развития коммуникативных навыков в коллективных работах во многом зависит от правильно подобранных участников творческих группах.

При формировании творческих групп следует учитывать:

  • исходить из имеющихся данных об учащихся и подбирать наиболее совместимые типы для успешного взаимодействия;
  • ориентироваться на вид коллективной работы и на её содержание, так как учебный процесс вносит свои коррективы.

Коммуникативные навыки можно развивать через следующие коллективные формы работы.

Формы коллективной работы

  1. Совместно-индивидуальную предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя.
  2. Совместно-взаимодействующая предполагает работу учащихся в группах из 3–6 человек или в парах. Задания для групп могут быть одинаковыми или разными.
  3. Совместно-последовательная предполагает выполнение учащимися определенной технологической операции.

I этап развития коммуникативных навыков (IV-V классы)

На I этапе я развиваю следующие коммуникативные навыки:

  1. Способность слышать и слушать другого;
  2. Уважать мнение другого человека;
  3. Согласовывать свои интересы с общими;
  4. Помогать друг другу;
  5. Проявлять толерантность к ошибкам других в ходе совместной работы в группах;
  6. Развивать умение подчиняться.

Развивать коммуникативные навыки учащихся на первых порах лучше через совместно – индивидуальную форму работы, так как дети ещё не привыкли работать в коллективе, и межличностное общение ещё весьма затруднено. При такой форме работы ведущая роль принадлежит учителю. Именно он учит детей общению и прививает им коммуникативные умения. Но для этого на уроке надо создавать ситуацию, в которой будут развиваться коммуникативные качества учащихся.

Не играет особой роли место ученика, (столы не сдвигаются, все сидят на своих местах), здесь главное – целевая установка в начале урока. Дети должны знать, для чего они делают работу и почему каждый должен внести свою малую часть, чтобы получить целое. Огромное значение будет иметь эмоциональный настрой; учащиеся должны быть заинтересованы, почувствовать необходимость выполнения этой работы. Результат должен быть обязательно оформлен и выставлен на обозрение. Это важно, так как это маленькая общая гордость класса и каждого в отдельности.

Например: урок изобразительного искусства в 4 классе «Праздник в Японии». Приложение №1. На предыдущих уроках дети делали заготовки для коллективной работы (изображали японский пейзаж, образ японки, постройки). А на обобщающем уроке выбирались лучшие работы, которые можно было вырезать и вклеить в изображение цветущего сада. Пусть на уроке не было прямого общения детей, но начало для формирования коммуникативных навыков было положено. Каждый внёс свою маленькую часть, и все вместе получили прекрасный результат – это большой стимул для зарождения коммуникативных связей в коллективе. Выполняя свою часть работы, дети знают, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручено, тем лучше будет работа коллектива. Это с одной стороны, создает условия для мобилизации творческих возможностей ребенка, с другой - требует их проявления в качестве необходимого условия. К достоинствам данной формы организации деятельности относится также и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы. Так же на этом уроке развивалась способность слышать и слушать другого, в роли консультантов выступали главные художники и в конце урока они проводили анализ картины.

В четвёртом классе я провела несколько уроков с использованием коллективных работ. Первые работы выполняли двоякую роль: с одной стороны, они позволяли получать дополнительную информацию об особенностях межличностных отношений учеников непосредственно в ходе выполнения коллективной работы на интересующих нас уроках; с другой – они носили обучающий характер. В результате этих уроков я смогла выделить часть детей, которые не умеют слушть и слышать других. Так же был проведен тест «Умеете ли вы слушать». Приложение 2.

Несформированность же коммуникативных умений является одной из главных трудностей в обучении и воспитании детей. Наблюдения показывают, что неумение общаться (даже если оно проявляется вне урока) часто отрицательно сказывается на успешности учащихся.

На следующих уроках каждый делает определённый компонент изделия или часть конструкции. Разумеется, учащиеся должны иметь четкое представление о конечном результате, владеть в большей степени приёмами работы. Урок в 5 классе по теме: «Искусство Гжели». Ребята работают над фризовой композицией «Зимние забавы». На первом уроке знакомимся с элементами росписи Гжель и обговариваем композицию будущего панно. На втором уроке каждый ученик получает кусочек панно расписывает его. В конце урока все работы собираются в одну композицию. Каждый старается выполнить свою работу как можно лучше. Каждый должен осознавать, насколько важна его часть. Для этого в начале урока проводится анализ предполагаемой работы, где учитель может предложить индивидуальные рекомендации или даже инструкции. Приложение 3.

Например: Урок в 5 классе «Народные праздничные обряды», «Изготовление куклы берегини». Что бы продолжить развитие коммуникативных навыков: умения слушать и слышать других, уважать мнение другого человека. На этом уроке каждому ребенку предоставляется возможность сказать и быть услышанным и понятым. В конце урока все элементы также объединяются в одну работу, дети подходят к дереву, и сами размещают куклу берегиню, объясняя свой выбор места. Приложение 4.

При формировании творческихгрупп учитель должен исходить из уже имеющихся данных об учащихся и подбирать наиболее совместимые типы для успешного взаимодействия. Для этого педагог-психолог проводит тест Поля Торранса для определения функциональной асимметрии полушарий (доминантное полушарие). Откуда следует, что группа равнополушарных (кинестеты) занимают места на втором ряду, а первый и третий ряд занимают левополушарные и правополушарные поровну, и социометрию. Приложение 5.

Например: урок изобразительного искусства в 5 классе «Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома. Приходите в избу». Приложение 6. Класс делится на группы. Каждая группа работает над своим заданием (1гр. работает над элементами посуды; 2гр над элементами инструментов; 3гр. вещами и т.д.). Внутри своей группы каждый делает свой элемент внутреннего

убранства. Чтобы хватило времени на её выполнение, я распределила, кто какие элементы для общей композициибудет делать. На предыдущем уроке обговаривались размеры каждого элемента, говорили о цвете, знаках символах. Был сделан фон интерьера. Предварительно было проведено совместное обсуждение будущего интерьера избы. Перед практической работой для учащихся была проведена игра для создания ситуации успеха коммуникативной деятельности. Игровая деятельность при этом обеспечивает положительные эмоции, ощущение внутреннего благополучия. Дети овладевают умением вместе играть, согласовывать свои интересы с общими, помогать друг другу. Стремление в игре к единой общей цели вырабатывает способность преодолевать личные неудачи, развивает выдержку, содействует развитию инициативы. На втором уроке внутри группы дети ещё раз обсуждают между собой, какой цвет лучше взять для выполнения данного предмета, как лучше украсить знаками – символами данный предмет и т.д. На уроке учителю помогали главные художники, которые были заранее подготовлены по некоторым вопросам. Главные художники вклеивают элементы в интерьер. У детей получится настоящий интерьер крестьянского дома, работа приобретёт яркость и насыщенность, ею можно гордиться, она станет украшением класса. Поскольку было установлено, что в классе есть учащиеся с проблемами в общении то, как раз вот на таких уроках дети имеют возможность дополнительно пообщаться, учатся выслушивать друг друга, проявлять толерантность к ошибкам других в ходе совместной работы в группах, развивать умение подчиняться.

Мне было очень важно понаблюдать за поведением детей в этой ситуации. Кто больше думает о совместной работе и согласен выполнить то, что ему досталось, а кто думает только о себе и будет задерживать процесс работы.

В первом блоке я провела несколько уроков с использованием коллективных работ. Первые работы выполняли двоякую роль: с одной стороны, они позволяли получать дополнительную информацию об особенностях межличностных отношений учеников непосредственно в ходе выполнения коллективной работы на интересующих меня уроках; с другой – они носили обучающий характер. На таких уроках сразу видно «звезд», «предпочитаемых», «отвергаемых» ребят в классе.

II этап развития коммуникативных навыков

В VI–VII классах происходит закрепление полученных коммуникативных навыков в IV, V классах и к ним добавляются новые:

Способность слышать и слушать другого;

  1. Уважать мнение другого человека;
  2. Согласовывать свои интересы с общими;
  3. Помогать друг другу.
  4. Проявлять толерантность к ошибкам других в ходе совместной работы в группах;
  5. Развивать умение подчиняться;
  6. Партнерские и лидерские качества;
  7. Приходить к компромиссу.
  8. Товарищеская взаимопомощь.

В сообществе ровесников, где взаимодействие строится на равных, где реальный статус надо заслужить (а не получить из рук учителя) и уметь постоянно поддерживать, подросток вырабатывает необходимые как на сегодня, так и в будущей взрослой жизни коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества. Такая работа строится во втором блоке.

В группе все, в какой – то мере слушают старшего. Здесь либо учитель его назначает или они выбирают сами. В паре оба человека имеют одинаковые права, и этим усложняется работа.

КУЗ – это один из путей развития коммуникативных умений. По мнению В.К. Дьяченко, одной из форм КУЗ является работа в парах. Пара – это работа двух учеников. В парной форме развивается сотрудничество и товарищеская взаимопомощь. Павлов Л.Г. утверждает, что правильно организованная работа в паре успешно может протекать при чётком распределении работы между участниками пары, взаимной проверки результатов каждого, такая проверка проводится в 6 классе после изучения темы «Тематическая картина в русском искусстве XIX века». Она проходит в форме игры-шутки посвященной творчеству В.И. Сурикова с целью повторения и более быстрого запоминания его бессмертных полотен. Приложение 7. После ответа ученики обмениваются листочками и проверяют друг у друга. В своей педагогической практике мною были проведены коллективные учебные занятия по изобразительному искусству посредством работы в парах, при таком виде деятельности учащиеся сплачиваются между собой, действуя согласованно и испытывая чувство ответственности за результат совместной деятельности. Видно, что коммуникативные умения учащихся динамичны и их развитие происходит в ходе работы в парах при соблюдении определенных условий.

Деятельность учащихся в паре на уроке складывается из следующих компонентов

  1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению задания.
  2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в паре.
  3. Работа по выполнению задания.
  4. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в паре.
  5. Общая дискуссия.

Взаимодействия в паре двух личностей порождает массу психологических и социальных нюансов. Это надо учитывать при организации учебных занятий. В процессе взаимодействия ученик раскрывается, что позволяет увидеть его личностные качества, как они развиваются, изменяются и формируются.

Если коллективные учебные занятия организованы должным образом, то у учащихся начинаются формироваться следующие навыки социального и психологического плана:

  • общаться в паре, не мешая другим участникам учебной группы;
  • слушать друг друга, не перебивая без особой надобности;
  • слышать друг друга, т. е. понимать услышанное;
  • считаться с мнением партнёра, уважать его мнение;
  • отстаивать свою точку зрения;
  • приходить к компромиссу.

Лишь правильно организованная работа в паре дает желаемые результаты. Умение общаться друг с другом, вести дискуссию даёт возможность каждому ребёнку пережить чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины.

По мнению многих исследователей, коммуникативные умения учащихся занимают центральное место в процессе обучения, так как помогают раскрыться учащимся, проявлять большую активность и заинтересованность в обучении.

Например: уроки в 6 классе по темам «Плакат», «Натюрморт в графике». Каждый выполнял определённую часть работы. После чего всё вклеивалось в общее панно. Ведущая роль принадлежала учителю, но сама работа усложнилась. Совместная деятельность заключалась в работе по парам. Пары составлял учитель, но у учащихся была возможность поменять партнёра. Урок в 7 классе «Изображение фигуры человека в движении» коллективная работа «В музее». Пары выполняет фигуру по описанию, а некоторые пары сами придумывают образ и таким образом выстраивается очередь в музей. Приложение 8.

Для выявления у подростков уровня коммуникативных умений мною были выделены следующие критерии:

  • умение слушать;
  • умение высказывать свою точку зрения;
  • умение отстаивать свою точку зрения.

Что бы определить какие коммуникативные качества сформировались, а какие нет, даю учащимся в конце урока карточки «Лидерские качества», «Самооценка умения работать в группе» в которых отвечают письменно. Так же педагог-психолог проводит методику «Оценка отношений подростка с классом». Приложение 9, 12 .

III этап развития коммуникативных навыков

На данном этапе происходит закрепление полученных коммуникативных навыков в VI–VII классах и добавляется самый главный навык в подростковом возрасте.

  1. Способность слышать и слушать другого;
  2. Уважать мнение другого человека;
  3. Согласовывать свои интересы с общими;
  4. Помогать друг другу;
  5. Проявлять толерантность к ошибкам других в ходе совместной работы в группах;
  6. Развивать умение подчиняться;
  7. Партнерские и лидерские качества;
  8. Приходить к компромиссу;
  9. Товарищеская взаимопомощь;
  10. Умение общаться: убеждать и располагать к себе.

Особенности развития коммуникативных способностей в подростковом возрасте

Общение выступает ведущей деятельностью в подростковом возрасте. Для подростков отношения с товарищами приобретают особую важность. Дети в этом возрасте становятся особенно чуткими к мнению сверстников о них. Подросток хочет заслужить уважение и признание сверстников, пользоваться среди них авторитетом. Коллектив предъявляет подростку высокие требования, и завоевать авторитет и уважение товарищей он сумеет лишь в том случае, если будет отвечать этим требованиям.

Уроки в 8 классе по темам «Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность». Приложение 10. Учитель лишь показал некоторые образцы и напомнил технологию изготовления. Учитель выступает в роли консультанта. Дети должны суметь договориться между собой, прийти к общему решению. В группе это сделать сложнее, чем в паре, поэтому в группе выбирается старший, который руководит процессом создания эскиза макета, учащиеся самостоятельно распределяют между собой обязанности и в конце 1 урока представляют свой готовый эскиз макет. На втором уроке продолжают работу по теме «Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность» в материале и в конце урока представляют свой проект на обсуждение.

Способность к общению и её значение в развитии организаторских и коммуникативных качеств

Способность к общению предполагает и развитую степень социально-психологической адаптации, то есть активные приспособления индивида к условиям новой социальной среды, умение оказывать психологическое воздействие на окружающих, убеждать их и располагать к себе.

Таким образом, общение выступает как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как взаимодействие субъектов. Не просто действие, не просто воздействие одного субъекта на другого, а именно взаимодействие.

Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Для того чтобы исследовать уровень развитости способности к общению у подростков, мы использовали следующую методику. Тест-опросник «Определение уровня общительности» (В.Ф. Ряховский). Постоянно ведется совместная работа с педагогом-психологом. Приложение 11.

Что бы посмотреть результат развития творческой активности мною были проведены тесты в 5–8 классах по методике Сишора. Можно сделать вывод, что групповая сплоченность – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, её сплоченность в единое целое.Так же использую карточки для системы контроля. Приложение 12.

Работа по развитию коммуникативных навыков продолжается и во внеурочное время.

Приложения 1-12