Цель: развитие всесторонней личности учащихся, повышение их интеллектуального и духовного уровня развития, воспитание патриотических чувств, любви и бережного отношения к родному краю.
Задачи:
- Продолжить воспитывать у учащихся чувство дружбы, формировать национальное самосознание.
- Воспитывать у учащихся бережное отношение к родному краю, любовь к своей малой Родине.
Оформление:
- Физическая карта: «Астраханская область».
- Рисунки на тему: «Мой край родной».
- Музыка.
- Презентация «Край родной, навек любимый…». (Приложение 1)
- Шаблоны контурной карты «Астраханская область», жетоны со смайликами, карточки с рисунками животных и растений Астраханской области.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент
Звучит песня «Край родной навек любимый…»
Учитель: Ребята, о чём эта песня? Посмотрите на доску. Как представляют свою родину ребята, вы можете увидеть на выставке рисунков «Мой край родной».Сегодня мы будем говорить о нашем родном крае, Астраханской области и Малой Родине – селе Никольское. 1 слайд
Велика и необъятна Россия, большая Европейская часть нашей страны, где на юге-востоке расположена Астраханская область (обратить внимание на карту) 3-4 слайды
Ученик читает стих об Астраханском крае.
Наш край Астраханский 5 слайд
Край мой любимый,
В сердце хранимый,
Здесь я родился и здесь я живу,
Матушку Волгу я очень люблю.
Славится Астрахань красотой,
Садами, цветами, рыбой, икрой,
Сюда приезжает много гостей
Из разных дальних областей.
Здесь много районов,
В них много народов,
У всех свой язык, свой наряд,
Любуюсь я всеми подряд.
И каждый имеет культуру свою,
Я – русский, но их я культуру люблю,
И танцы, и песни–всё нравится мне,
Давайте же будем беречь всё вдвойне.
(Саганов Николай, ученик Ивановской школы)
Учитель даёт описание Астраханской области и села Никольское по презентации.
6 слайд Астраханская область расположена на юго-востоке Восточно-Европейской равнины в пределах Прикаспийской низменности, в умеренных широтах, в зоне пустынь и полупустынь.
7 слайд Поверхностные воды Астраханской области представлены рекой Волгой с многочисленными водотоками, пресными и солёными водоёмами и крупнейшим замкнутым водоёмом планеты — Каспийским морем.
8 слайд В Астраханской области добывают нефть, природный газ, соль, гипс. Также есть охраняемые территории : государственные заказники, охотничьи хозяйства и государственные памятники природы.
9 слайд Климат Астраханской области своеобразен. Наша область занимает практически серединное положение между экватором и Северным полюсом. Продолжительность периода с температурой выше 0° С составляет 235-260 дней. Климат Астраханской области умеренный, резко континентальный – с высокими температурами летом, низкими – зимой, малым количеством осадков и большой испаряемостью. Для нашего региона характерны восточные, юго-восточные и северо-восточные ветры. Ветры, дующие непрерывно в течение нескольких суток со стороны Каспия, астраханцы называют морянами.
10 слайд Наш край богат красивыми природными местами. Баскунчакская пещера – естественная пещера длиной около полутора километров в Астраханской области, недалеко от озера Баскунчак. Долина лотосов в дельте Волги. Соленное озеро Тинаки. Бэровские бугры.
11 слайд Заповедники и памятники природы Астраханской области: Богдинско-Баскунчакский заповедник. Здесь находится гора Большое Богдо. Астраханский заповедник. Здесь находится урочище Кордон – место в Астраханской области, где в естественных условиях произрастает кактус опунция.
12 слайд Есть исторические места. В Астраханской области появился новый туристический объект: древний золотоордынский город Сарай-Бату. Расположен Сарай-Бату на территории села Селитренного, что в Харабалинском районе, в 130 километрах севернее Астрахани на возвышении берега реки Ашулук. Музей "Российский арбуз". Единственный в России Музей Российского арбуза был открыт в 2006 году в городе Камызяк Астраханской области. Страусиная ферма «Баба Фрося». Православные храмы, буддийские хурулы и другие святые места Астраханской области.
13 слайд Наша малая родина село Никольское расположено на правом берегу Волги в Астраханской области. Здесь находится пристань, популярная у туристических теплоходов. В селе Никольское расположен самый большой в Поволжье храм Рождества Пресвятой Богородицы.
Ученик рассказывает стих о родном селе.
Раздолье степей обнимает село 14 слайд
Раздолье степей обнимает село,
Тайны курганов нам знать не дано.
Что-то скрывают они и таят,
Сотни веков молчаливо стоят.
Весною там ветер качает ковыль,
Поёт про степную грустную быль.
Тюльпаны огни золотые зажгут,
Порадуют глаз лепестки и умрут.
Лишь только травы изумруд подрастёт,
Тучное стадо, пыля, подойдёт.
За дело возьмётся солнца пожар.
Посмотришь: опять уж желтеет курган.
Казалось бы, где же тут красота?
Всё степь да песок – как картина грустна!
Но говорю, ни на что не взирая:
Нет лучше этого милого края!
(Муродова Шахноза, ученица Никольской школы )
Учитель: Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; место, где жили его предки? 15 слайд
Наверное, все это и есть Родина, то есть родное место.
А, что для вас, ребята, Родина? (Ученики отвечают на вопрос)
А сейчас мы отметим Астраханскую область и село Никольское на контурной карте (работают с картами – Приложение 2) 16 слайд
Учитель: Молодцы, ребята! А какие достопримечательности или природные объекты-символы Астраханской области вы знаете?
Ученикии лотос, осётр, верблюд, минога, пеликаны, лебеди, гора Богдо, река Волга, Астраханский кремль.
(слайды-панорама этих объектов) 17 слайд
Наша малая родина с.Никольское чем славится?
Волга, пристань, арбузы, церковь, хорошие люди.
(слайды-панорама этих объектов) 18 слайд
Учитель: Ребята, на ваших партах лежат пословицы о Родине, выберите по одной пословице, которая больше всего вам понравилась. Объясните, почему? 19 слайд
1. Жить — Родине служить.
2. Кто за Родину горой, тот истинный герой.
3. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
4. Будь не только сыном своего отца — будь и сыном своего народа.
5. Нет в мире краше Родины нашей.
6. Человек без родины — что соловей без песни.
7. Береги Родину как зеницу ока.
8. Всякому мила своя сторона.
9. На чужой стороне родина милей вдвойне.
10. На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.
11. Дым отечества светлее чужого огня.
12. Дома и стены помогают.
13. Чужбина — калина, родина — малина.
(Учитель вместе с учениками разбирает смысл пословиц)
Учитель: Хорошо ребята. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Узнай меня».
Я буду вам загадывать загадки о животных и растениях Астраханской области. За правильный ответ ученик получает карточку с изображением отгаданного животного или растения.
Загадки
1. Меж цветов он знатный пан, 20-21 слайд
Колпачком цветет… (Тюльпан)
2. Нам запах свежести лесной 22-23 слайд
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный
Из кисти белоснежной. (Ландыш)
3. Какой орех не растет на дереве и земле? (Чилим) 24-25 слайд
4. Все движутся вперёд, 26-27 слайд
А он наоборот.
Он может два часа подряд
Всё время пятиться назад. (Рак)
5. Скачет зверушка, 28-29 слайд
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка)
6. Вьётся верёвка,
На конце головка. (Змея) 30-31 слайд
7. У кого глаза на рогах,
А дом на спине? (У улитки) 32-33 слайд
8. Отгадайте, это кто
Ходит в костяном пальто? (Черепаха) 34-35 слайд
9. Травы копытами касаясь, 36-37 слайд
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
10. Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам. (Верблюд) 38-39 слайд
– Я, думаю, что ребята теперь будут больше знать о животных и растениях нашего края.
Учитель: Мы вместе с вами сегодня говорили о родном крае. Что интересного и нового вы узнали сегодня?
– А, теперь, я хочу узнать, какое настроение у вас сейчас? Возьмите смайлики. Если вам понравилось занятие, поднимите весёлый смайлик, если не понравилось – грустный смайлик. 40 слайд
– Спасибо!
– Ребята, вы все вырастите, станете взрослыми и выберете свой жизненный путь. Кто-то уедет из села. Но вы всегда будете помнить родной дом, родные края. Захотите вернуться сюда.
– В завершение нашего занятия, я предлагаю вам посмотреть шуточный мультфильм «Родные края». (Приложение 3)