НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе "В стране Сообразилии"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: формировать элементарные математические представления.

Задачи:

  • Образовательные:
    • закреплять умение составлять число из двух меньших, называть цифры от 1 до 6;
    • совершенствовать навыки счёта в пределах 10;
    • продолжать учить решать простые  задачи  на  сложение  и  вычитание,  воспринимая на слух;
  • Развивающие:
    • развивать умение классифицировать  предметы по признакам, анализировать карточки – образцы, обобщать признаки и на этой основе выбирать  фигуры;
    • закрепить умение  называть  числа в прямом и обратном   порядке,  определять прямую и обратную последовательность чисел в натуральном ряду;
    • упражнять в умении  выкладывать узор  в  соответствии со  схемой;
    • развивать логическое  мышление, слуховое и зрительное внимание, речь;
    • расширять  представления  детей об  окружающем (планеты, метеориты, космос);
  • Воспитательные:
    • воспитывать чувство взаимопомощи, дружеские отношения, развивать навык  взаимопроверки, работы в  коллективе, в паре.

Предварительная работа:

  • занятия в кружке «Знайка»;
  • дидактические игры на математические темы;
  • индивидуальная работа;
  • рассматривание иллюстраций по теме «Солнечная система»;
  • активизация словаря: галактика, солнечная система, планеты, метеориты.

Дидактический наглядный материал:

  • Демонстрационный материал:
    • макет карты страны Сообразилии, макеты Остров чисел, Озеро графических выражений;
    • иллюстрации:  остров, цветочная поляна, озеро, на обратной стороне иллюстраций написаны арифметические задачи;
  • Раздаточный материал:
    • кубики Б. Никитина «Сложи узор», по одному набору на каждого  ребенка, карточка – задание узор «Ракета», по одной карточке на каждого ребёнка;
    • индивидуальные фланелеграфы (по количеству детей);
    • логические блоки Дьенеша (два набора), карточки с символами свойств;
    • карточки с цифрами;
    • домики из яркого картона для составления числа из двух меньших;
    • разноцветные козырьки;

Использование ИКТ:

  • демонстрация презентации «Солнечная система»;
  • использование фонограммы гул ракеты, песня «Весёлая песенка» музыка Александра Ермолова, слова Вадима Борисова;

Интеграция образовательных областей:

  • речевое развитие;
  • познавательное развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • физическое развитие.

ХОД НОД

Игровая ситуация «Полёт в космос»

– Ребята, проходите, присаживайтесь поудобнее.
– А вы знаете,  что  много, много миллиардов лет  назад  не существовало  ни  Земли,  ни  остальных  планет. А  было  только  Солнце (Приложение 1, слайд № 1).
Проходило  время, и   постепенно  сформировалась  наша  планета. Как называется наша планета? (ответы детей, слайд № 2), и остальные  планеты  Солнечной   системы. Каждая из них носит своё   название. Названия каких планет вы знаете? (ответы детей, показываю указкой на названную планету слайд № 3). Все планеты Солнечной системы освещаются и согреваются Солнцем, но получают разное количество тепла и света, чем дальше планета от Солнца, тем меньше тепла и света она от него получает.  Планеты, которые вы назвали это наша галактика  (слайд № 4). А есть необыкновенная галактика под названием Детство (слайд № 5). И в этой  галактике есть планеты: Фантазия, Выдумляндия и много  других. Я вам открою секрет, что на одной из этих планет есть математическая   страна Сообразилия и все на ней было в закономерном порядке, четко и последовательно. Но попала она под метеоритный дождь, и все там перемешалось, все перепуталось. Я уверена, что навести порядок в стране Сообразилии сможете только вы!
– На чем мы можем отправиться в космос? (ответы детей)
Ребята, я предлагаю отправиться на  ракете. А пропуском в страну Сообразилию будут разноцветные козырьки, выбирайте себе козырёк.  Вы  готовы?

1 часть. Конструирование ракеты

(работа с кубиками Б. Никитина «Сложи узор»).

– Занимайте места за столами, будем конструировать  ракеты по карточке – схеме.  Обратите внимание: ракета состоит из 4 ступеней, на каждой ступени по 4 отсека. Начинаем строить снизу вверх. Приступайте к работе.
– Построили? Молодцы! Ракета  может  полететь только, если  она  построена  точно  по схеме. Поменяйтесь  местами и проверьте  друг у друга. Все ракеты  готовы к полету?  А  вы готовы?
– Итак,  обратный  отсчет, от 10 до 1, я начинаю на кого показываю, тот продолжает  (10, 9…) Пуск! (фонограмма гул  ракеты)

2 часть. Игровое  упражнение «Не ошибись»

– Чтобы   навести  порядок в стране Сообразилии  нам  надо  быть сообразительными, смекалистыми, ловкими. А поможет  нам  в  этом  разминка.
– Выполните упражнение пружинка столько раз, какую цифру я вам покажу. Какая  цифра? Алина считает, выполняем все вместе.   
–  Наклонитесь  в  стороны  на  один   раз  меньше   чем  эта   цифра.  Сколько раз надо наклониться?
– Подпрыгнете  столько  раз, какая  цифра  пропущена. Сколько раз нужно подпрыгнуть?
– Молодцы! Хорошо  размялись. Вот мы  и   прилетели. Посмотрите как всё необычно вокруг (подходим к карте).

3 часть. Дидактическая игра «Составим число»

–  Ребята, по-моему, это карта страны Сообразилии.  Встаньте так, чтобы все могли рассмотреть. Дороги на карте соединяют  объекты, но их почему-то нет. Я уверена, когда мы наведем порядок в Сообразилии, сможем  восстановить и карту.   В путь. Начнем  с  Острова   чисел.
– Посмотрите, в   каждом  доме  потерялись  цифры.  Наша с вами задача вернуть цифры на свои места так, чтобы восстановить состав числа. Выберете  себе  пару  и  вместе  отыщите  нужные  цифры. Ваша пара возвращает цифры  в  домик  № 5, вы, ребята, в домик  № 4, а вы в домик
№ 6.  Будьте  внимательны  не  спешите.
–  Вы справились с заданием,  проверим все ли цифры на своих местах. 4 – это…, 5 – это..., и т. д. (проговариваем хором)
– Ребята,  вот  и  первый  объект карты (беру картинку с изображением сказочного острова). Отправляемся дальше.

4 часть. Физкультурная минутка под песню «Весёлая песенка»

5 часть. Работа с блоками Дьенеша

– А это,  Долина геометрических  фигур. Только в центре остались цветы – геометрические фигуры. На какие группы по разным признакам можно разделить геометрические фигуры? (по цвету, форме, размеру, толщине)
 – Ребята, чтобы  в Долине  было  красиво  и  уютно  я  предлагаю  вам  вырастить цветы. Присаживайтесь на полянку. Используя  карточку,  выберите  геометрические  фигуры  и  составьте   из  них   цветы. Проверьте  друг  у  друга,  глазками,  правильно ли выбраны  геометрические   фигуры. Молодцы!  
– Полюбуйтесь нашими  цветами, вдохните аромат цветочной полянки.   Здорово! Еще  один  объект  карты  восстановлен (беру иллюстрацию с изображением цветочной поляны). Отправляемся дальше.

6 часть. Дидактическое упражнение «Определим последовательность»

–  Мы  приближаемся к  Озеру  графических  выражений. Встаньте удобно.  Мосты  через  озеро  разрушил  метеоритный  дождь,   остались  опоры. Посмотрите  они  не  обычные  с  цифрами.  Нам  нужно  построить  мосты  с  помощью   стрелок. Разделитесь на 2 равные команды. Ваша   команда  расставляет  стрелки  от  цифры  обозначающей   меньшее  число  к  цифре   обозначающей  большее число. А  ваша  команда  расставляет  стрелки  от  цифры  обозначающей  большее  число  к  цифре   обозначающей  меньшее   число. Задание  понятно,  что  делает  ваша  команда? (ответ детей). А  ваша? (ответ детей). Приступайте к работе. Справились  с  заданием. Команды  поменяйтесь местами и проверьте правильность построения мостов.  Правильно построены мосты? Замечательно!  Вот и последний  объект   карты – озеро. Осталось  дело  за  малым, решить  веселые   задачи и расставить  объекты карты по местам.

7 часть. Решение арифметических задач

Слушайте внимательно.
– С неба   звездочка   упала  в  гости   к  детям  забежала.
Две бегут  во след  за  ней. Не забудь  своих  друзей.
Сколько  ярких  звезд  пропало, с  неба  звездного  упало? (3) Дима, покажи  цифру 3. Значит, Остров чисел находится на цифре 3.     
 Послушайте следующую задачу                                      
– 3 орешка  мама  свинка для  детей  несла  в  корзинке.
Свинку  ежик  повстречал и  еще  1  ей  дал.
Сколько  орехов свинка – деткам  принесла в  корзинке? (4) Маша, покажи цифру  4, умница! Значит, Долина геометрических фигур находится на цифре 4. Отлично.
И последняя задача:

6 веселых медвежат за малиной в лес спешат.
Но 1 малыш устал, от товарищей отстал.
А теперь ответ  найди, сколько мишек впереди?(5)

– Замечательно! Молодцы, мы восстановили карту.

Рефлексия:

– Что сегодня интересного с нами произошло?
– Чем мы занимались в стране Сообразилии?
– Что вам запомнилось?
– Всё ли вам понравилось?
– Всё у нас получилось: порядок навели,  посмотрите какая красота кругом, карту восстановили. Славно вы потрудились!  Показали свои знания и умения! Спасибо вам за работу! Верным спутником нам  была наша дружба!
Возьмитесь за руки.
– У друга мягкая и теплая ладошка, погладим друга по руке немножко. Как хорошо когда друг рядом ни ссориться, ни драться нам не  надо!
– Пора нам отправляться обратно в детский сад. Проходите в ракеты, начинаем счет от 1 до 10 (считаем хором). Пуск, держите курс  за мной.

Список литературы:

1. Никитин Б.П. Развивающие игры. – Москва: Педагогика, 1981.
2. Лелявина О. Н., Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем – Санкт-Петербург: ООО Корвет, 2005.
3. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – Москва: Просвещение, 1990.