Цель: формировать элементарные математические представления.
Задачи:
- Образовательные:
- закреплять умение составлять число из двух меньших, называть цифры от 1 до 6;
- совершенствовать навыки счёта в пределах 10;
- продолжать учить решать простые задачи на сложение и вычитание, воспринимая на слух;
- Развивающие:
- развивать умение классифицировать предметы по признакам, анализировать карточки – образцы, обобщать признаки и на этой основе выбирать фигуры;
- закрепить умение называть числа в прямом и обратном порядке, определять прямую и обратную последовательность чисел в натуральном ряду;
- упражнять в умении выкладывать узор в соответствии со схемой;
- развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, речь;
- расширять представления детей об окружающем (планеты, метеориты, космос);
- Воспитательные:
- воспитывать чувство взаимопомощи, дружеские отношения, развивать навык взаимопроверки, работы в коллективе, в паре.
Предварительная работа:
- занятия в кружке «Знайка»;
- дидактические игры на математические темы;
- индивидуальная работа;
- рассматривание иллюстраций по теме «Солнечная система»;
- активизация словаря: галактика, солнечная система, планеты, метеориты.
Дидактический наглядный материал:
- Демонстрационный материал:
- макет карты страны Сообразилии, макеты Остров чисел, Озеро графических выражений;
- иллюстрации: остров, цветочная поляна, озеро, на обратной стороне иллюстраций написаны арифметические задачи;
- Раздаточный материал:
- кубики Б. Никитина «Сложи узор», по одному набору на каждого ребенка, карточка – задание узор «Ракета», по одной карточке на каждого ребёнка;
- индивидуальные фланелеграфы (по количеству детей);
- логические блоки Дьенеша (два набора), карточки с символами свойств;
- карточки с цифрами;
- домики из яркого картона для составления числа из двух меньших;
- разноцветные козырьки;
Использование ИКТ:
- демонстрация презентации «Солнечная система»;
- использование фонограммы гул ракеты, песня «Весёлая песенка» музыка Александра Ермолова, слова Вадима Борисова;
Интеграция образовательных областей:
- речевое развитие;
- познавательное развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- физическое развитие.
ХОД НОД
Игровая ситуация «Полёт в космос»
– Ребята, проходите, присаживайтесь поудобнее.
– А вы знаете, что много, много миллиардов лет назад не существовало ни Земли, ни остальных планет. А было только Солнце (Приложение 1, слайд № 1).
Проходило время, и постепенно сформировалась наша планета. Как называется наша планета? (ответы детей, слайд № 2), и остальные планеты Солнечной системы. Каждая из них носит своё название. Названия каких планет вы знаете? (ответы детей, показываю указкой на названную планету слайд № 3). Все планеты Солнечной системы освещаются и согреваются Солнцем, но получают разное количество тепла и света, чем дальше планета от Солнца, тем меньше тепла и света она от него получает. Планеты, которые вы назвали это наша галактика (слайд № 4). А есть необыкновенная галактика под названием Детство (слайд № 5). И в этой галактике есть планеты: Фантазия, Выдумляндия и много других. Я вам открою секрет, что на одной из этих планет есть математическая страна Сообразилия и все на ней было в закономерном порядке, четко и последовательно. Но попала она под метеоритный дождь, и все там перемешалось, все перепуталось. Я уверена, что навести порядок в стране Сообразилии сможете только вы!
– На чем мы можем отправиться в космос? (ответы детей)
Ребята, я предлагаю отправиться на ракете. А пропуском в страну Сообразилию будут разноцветные козырьки, выбирайте себе козырёк. Вы готовы?
1 часть. Конструирование ракеты
(работа с кубиками Б. Никитина «Сложи узор»).
– Занимайте места за столами, будем конструировать ракеты по карточке – схеме. Обратите внимание: ракета состоит из 4 ступеней, на каждой ступени по 4 отсека. Начинаем строить снизу вверх. Приступайте к работе.
– Построили? Молодцы! Ракета может полететь только, если она построена точно по схеме. Поменяйтесь местами и проверьте друг у друга. Все ракеты готовы к полету? А вы готовы?
– Итак, обратный отсчет, от 10 до 1, я начинаю на кого показываю, тот продолжает (10, 9…) Пуск! (фонограмма гул ракеты)
2 часть. Игровое упражнение «Не ошибись»
– Чтобы навести порядок в стране Сообразилии нам надо быть сообразительными, смекалистыми, ловкими. А поможет нам в этом разминка.
– Выполните упражнение пружинка столько раз, какую цифру я вам покажу. Какая цифра? Алина считает, выполняем все вместе.
– Наклонитесь в стороны на один раз меньше чем эта цифра. Сколько раз надо наклониться?
– Подпрыгнете столько раз, какая цифра пропущена. Сколько раз нужно подпрыгнуть?
– Молодцы! Хорошо размялись. Вот мы и прилетели. Посмотрите как всё необычно вокруг (подходим к карте).
3 часть. Дидактическая игра «Составим число»
– Ребята, по-моему, это карта страны Сообразилии. Встаньте так, чтобы все могли рассмотреть. Дороги на карте соединяют объекты, но их почему-то нет. Я уверена, когда мы наведем порядок в Сообразилии, сможем восстановить и карту. В путь. Начнем с Острова чисел.
– Посмотрите, в каждом доме потерялись цифры. Наша с вами задача вернуть цифры на свои места так, чтобы восстановить состав числа. Выберете себе пару и вместе отыщите нужные цифры. Ваша пара возвращает цифры в домик № 5, вы, ребята, в домик № 4, а вы в домик
№ 6. Будьте внимательны не спешите.
– Вы справились с заданием, проверим все ли цифры на своих местах. 4 – это…, 5 – это..., и т. д. (проговариваем хором)
– Ребята, вот и первый объект карты (беру картинку с изображением сказочного острова). Отправляемся дальше.
4 часть. Физкультурная минутка под песню «Весёлая песенка»
5 часть. Работа с блоками Дьенеша
– А это, Долина геометрических фигур. Только в центре остались цветы – геометрические фигуры. На какие группы по разным признакам можно разделить геометрические фигуры? (по цвету, форме, размеру, толщине)
– Ребята, чтобы в Долине было красиво и уютно я предлагаю вам вырастить цветы. Присаживайтесь на полянку. Используя карточку, выберите геометрические фигуры и составьте из них цветы. Проверьте друг у друга, глазками, правильно ли выбраны геометрические фигуры. Молодцы!
– Полюбуйтесь нашими цветами, вдохните аромат цветочной полянки. Здорово! Еще один объект карты восстановлен (беру иллюстрацию с изображением цветочной поляны). Отправляемся дальше.
6 часть. Дидактическое упражнение «Определим последовательность»
– Мы приближаемся к Озеру графических выражений. Встаньте удобно. Мосты через озеро разрушил метеоритный дождь, остались опоры. Посмотрите они не обычные с цифрами. Нам нужно построить мосты с помощью стрелок. Разделитесь на 2 равные команды. Ваша команда расставляет стрелки от цифры обозначающей меньшее число к цифре обозначающей большее число. А ваша команда расставляет стрелки от цифры обозначающей большее число к цифре обозначающей меньшее число. Задание понятно, что делает ваша команда? (ответ детей). А ваша? (ответ детей). Приступайте к работе. Справились с заданием. Команды поменяйтесь местами и проверьте правильность построения мостов. Правильно построены мосты? Замечательно! Вот и последний объект карты – озеро. Осталось дело за малым, решить веселые задачи и расставить объекты карты по местам.
7 часть. Решение арифметических задач
Слушайте внимательно.
– С неба звездочка упала в гости к детям забежала.
Две бегут во след за ней. Не забудь своих друзей.
Сколько ярких звезд пропало, с неба звездного упало? (3) Дима, покажи цифру 3. Значит, Остров чисел находится на цифре 3.
Послушайте следующую задачу
– 3 орешка мама свинка для детей несла в корзинке.
Свинку ежик повстречал и еще 1 ей дал.
Сколько орехов свинка – деткам принесла в корзинке? (4) Маша, покажи цифру 4, умница! Значит, Долина геометрических фигур находится на цифре 4. Отлично.
И последняя задача:
6 веселых медвежат за малиной в лес спешат.
Но 1 малыш устал, от товарищей отстал.
А теперь ответ найди, сколько мишек впереди?(5)
– Замечательно! Молодцы, мы восстановили карту.
Рефлексия:
– Что сегодня интересного с нами произошло?
– Чем мы занимались в стране Сообразилии?
– Что вам запомнилось?
– Всё ли вам понравилось?
– Всё у нас получилось: порядок навели, посмотрите какая красота кругом, карту восстановили. Славно вы потрудились! Показали свои знания и умения! Спасибо вам за работу! Верным спутником нам была наша дружба!
Возьмитесь за руки.
– У друга мягкая и теплая ладошка, погладим друга по руке немножко. Как хорошо когда друг рядом ни ссориться, ни драться нам не надо!
– Пора нам отправляться обратно в детский сад. Проходите в ракеты, начинаем счет от 1 до 10 (считаем хором). Пуск, держите курс за мной.
Список литературы:
1. Никитин Б.П. Развивающие игры. – Москва: Педагогика, 1981.
2. Лелявина О. Н., Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем – Санкт-Петербург: ООО Корвет, 2005.
3. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – Москва: Просвещение, 1990.