Цели: совершенствовать навыки устного счёта, умения решать логические задачи числовые выражения, ребусы; воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, карточки с заданиями, детали герба Яйского района.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Целеполагание: сегодня ребята вы продолжаете знакомиться с загадочным и интересным миром занимательной математики. Увидите, как он разнообразен и увлекателен. Вы, конечно, хотите знать, чем будете заниматься? Для этого надо отгадать ребусы, на одной стороне ребус, а на обороте слово, чем будете заниматься.
На нашем занятии присутствуют гости, а среди них ваши родители, как информационные источники: Смышляева Ольга Леонидовна – интернет, Яблокова-Графова Евгения Владимировна – газета «Наше время», историческая справка, Самкова Наталья Степановна – журналы.
Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по родному краю. Прежде, чем отправиться в путешествие, давайте посчитаем.
– Сколько концов у пяти палок?
– 6 картофелин сварились за 30 минут. За сколько минут сварились 2 картошки?
– Крышка стола имеет 4 угла. Один угол отпилили. Сколько углов стало?
– Поле пахали 7 тракторов, 2 трактора остановились. Сколько тракторов в поле?
– Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе?
Посмотрите на экран. Какое число лишнее?
52, 15. 24. 50,67
2, 6, 50, 9,8
Ребята, а как вы думаете, как связано число 50 с нашим районом. ( В этом году наш район отмечает 50 лет).
Отправляемся в путешествие по родному краю и составим герб Яйского района. (Звучит песня в исполнении А.Унжакова «Речка – Яя») .
Первая станция «Историческая».
Как назывался наш район 50 лет назад, вы сейчас расшифруете.
Приготовили карточку.
90 – 30 =
34 + 2 =
15 + 5 =
16 – 8 =
9 + 6 =
25 – 3 =
10 – 2 =
38 – 2 =
А |
К |
О |
Ж |
В |
Р |
36 |
8 |
15 |
60 |
22 |
20 |
90 – 30 = 60 Ж
34 + 2 = 36 А
15 + 5 = 20 Р
16 – 8 = 8 К
9 + 6 = 15 О
25 – 3 = 22 В
10 – 2 = 8 К
38 – 2 = 36 А– Итак, как назывался наш район 50 лет назад? (Жарковка). С какой буквы вы написали слово Жарковка? (С большой) А почему? (Это название посёлка).
– Ребята, а кто знает, почему именно 50 лет назад наш район назвали Жарковка? (Название Жарковка произошло от цветов – жаров, огоньков, которыми по весне полыхали наши луга).
– А как думают информационные источники?Там, где Яя, обнявшись с Китатом,
Точит камни, шлифуя гранит,
В золотистом наряде заката
Мой посёлок любимый стоит.– Существует несколько версий о происхождении названия Яя. Вот одна из них: из Омска вышли два землеустроителя. На маршруте они оказались на разных берегах реки. На карте эта река не была обозначена. Стало быть, они открыли новую реку. Между ними завязался спор, кто из них первый увидел реку, чтобы назвать своим именем. Один говорил. Что он первый увидел, другой говорил, что он, и при этом повторяя: «Я, Я …». В результате пришли к мирному исходу, назвав её Яя.
– Прикрепляем первую деталь герба Яйского района (на доске). И отправляемся на станцию «Улицы родного Края». (Звучит песня А.Унжакова «Речка – Яя»).
– В настоящее время в посёлке 92 улицы и 29 переулков. У каждой своя история, своя особенность, неповторимость. Давайте поговорим об улицах нашего посёлка.
– Ребята, какие улицы нашего посёлка носят имена писателей и поэтов России?
Горького
Маяковского
Пушкина
Чехова
Островского– Интересны названия улиц по расположению в соответствии со сторонами горизонта. Какие это улицы?
Северная
Южная
Восточная
ЗападнаяА от названий месяцев года?
Апрельская
Августовская
Июльская
Октябрьская– Молодцы! Много знаете об улицах родного края.
– А, что нам расскажут информационные источники. Слово предоставляется газете «Наше время» историческая справка Евгении Владимировны.
– Ребята много вызнаете об улицах нашего посёлка. Есть улицы в нашем посёлке, названные в честь выдающихся военных и политических деятелей:
Ленина
Крупской
Кирова
Нахимова
Суворова
Тельмана
Мичурина
ВатутинаПо рельефному расположению местности:
Болотная
Карьер
ОзернаяУлицы, отражающие названия событий и праздников.
Октябрьская
Первомайская
8 Марта
Юбилейная
Красноармейская– Несколько улиц имеют названия близлежащих объектов:
Школьная
Больничная
Вокзальная
Пожарная
Заводская
Фабричная
Мостовая
Авиационная
КирпичнаяПриготовили карточку с задачей. Прочитали внимательно.
Задача.
На улице Горького 30 домов, а на улице Пушкина на 2 дома больше. Сколько домов на улице Пушкина?
Решите задачу.30 + 2 = 32 (д)
Ответ: 32 дома на улице Пушкина.
– Прикрепляем следующую деталь герба и продолжаем дальше составлять герб Яйского района. Отправляемся на станцию «Растения родного края».(Звучит песня А.Унжакова «Речка Яя»)
– Отгадайте название растения.
Первый ребус – ПОДСНЕЖНИК. О подснежнике расскажет Князева Юлия.
Подснежник – замечательный цветок, появляющийся на весенних проталинах. Цветёт подснежник ранней весной, как только солнце начнёт пригревать землю: его первые цветы появляются на проталинах уже в конце марта – начале апреля. И цветёт подснежник очень долго – практически месяц.Второй ребус – БЕРЁЗА. Расскажет стихотворение Кутузова Анна.
Русская берёза самое популярное и красивое дерево в нашем районе.Люблю берёзку русскую.
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнётся, – но не ломится!(А. Прокофьев)
Третий ребус – ЧЕРЁМУХА.
Черёмуха – сибирская красавица. В народе сложено о ней много примет. Считается, что если на черёмухе раскрылись почки, значит, весна вошла в полную силу, окончательно проснулась и потеплела земля.
Прикрепляем деталь герба. А следующую деталь герба мы узнаем на следующей станции «Животные родного края».(Звучит песня А.Унжакова « Речка – Яя»).
– Ребята, посмотрите на доску. Соединив точки по порядку, вы узнаете животных нашего края, которые изображены на листах. К доске пойдёт работать тот, кому выпадет число 50. А посчитает нас тот, кто ответит на мой вопрос. На берёзе висело 16 шишек. 9 шишек упало. Сколько шишек осталось на берёзе? Счёт десятками. 3 человека с помощью маркера соединяют точки на доске, а остальные приготовили карточку и соединяют точки на местах.
– Итак, какие животные изображены на листах? (Белка, заяц и медведь).
– А каких вы ещё знаете животных, которые обитают в наших краях. А что нам расскажут информационные источники? Наталья Степановна – журналы.
– Ребята, много вы знаете о растениях и животных нашего края. А теперь отгадайте загадки, которые я приготовила.Не заботясь о погоде.
В сарафане белом ходит
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей. (Берёзка)Скромный полевой цветок,
Синеглазый… (василёк)Ах. Не трогайте меня,
Обожгу и без огня. (Крапива)Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина)На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал.
И развеял этот шар. (Одуванчик)Кто зимой холодной
Бродит в лесу
Злой. Голодный. (Волк)Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель … (ёжик)
Прикрепляем последнюю деталь герба Яйского района.Итог занятия
– На занятии занимательная математика чем вы сегодня занимались? (Решали, отгадывали, играли и составили герб Яйского района.)
– Что же обозначают детали герба. (В поле, рассечённом чернью и зеленью, золотое колесо с обращённым влево и вниз противовесом (паровозное) внизу переплетённое с серебряным очертанием крепости, имеющий вид ромба, нижняя половина которого заполнена золотом; Всё сопровождено по сторонам двумя узкими пнистыми столбами переменных с полем цветов. Щит увенчан короной установленного образца. Рассечение щита и пнистые столбы служат символом одновременно развитых сельского хозяйства и лесозаготовки и лесопереработки. Золото выступает в качестве образного выражения «закрома Родины». Золотое колесо указывает на роль Транссибирской магистрали в развитии территории.)– На нашем занятии присутствует Наталья Егоровна Яцевич. Начальник отдела архивной работы Администрации Яйского района. (Рассказ Натальи Егоровны).
Звучит песня А.Унжакова «Речка – Яя» и ребята дарят гостям подарки.