Цель: показать северные и южные пустыни в сравнении.
Задачи.
- Образовательные:
- выявить условия формирования пустынь;
- формировать умения объяснять зависимость между компонентами природы;
- сравнить природу северной и южной пустыни: найти общие и отличительные черты.
- Развивающие:
- развивать аналитические способности учащихся;
- развивать внимание, память;
- развивать умения сравнивать, делать выводы.
- Воспитательные:
- формировать умение самостоятельно получать знания;
- формировать умение критично относиться к своему мнению;
- формировать понимание необходимости бережного отношения к природе.
Технология: технология развития критического мышления.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: тексты «Арктическая пустыня», «Пустыня умеренного пояса», настенная карта «Природные зоны России», атласы, карточки с утверждениями, карточки с таблицей.
ХОД УРОКА
1. Приветствие
2. Стадия «Вызов»
Используется прием «Верите ли вы, что…»
Учащиеся читают утверждения и высказывают свое мнение.
Верите ли вы, что …
Утверждения | + |
– |
В России есть пустыни. |
|
|
В пустыне много поверхностных вод. |
|
|
В пустыне лето холодное. |
|
|
Почвы в пустыне мощные и плодородные. |
|
|
В России находится крупнейшая пустыня в Европе. |
|
|
В пустыне нет постоянного населения. |
|
|
В пустыне выпадает очень мало осадков. |
|
|
Животные в пустыне впадают в спячку. |
|
|
В пустыне свирепствуют метели. |
|
|
В пустыне можно наблюдать полярное сияние. |
|
|
– О чем сегодня мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему нашего урока.
3. Стадия «Осмысление»
Используется прием «Концептуальная таблица».
– Природа северных и южных пустынь различна. Но обе эти зоны называются пустыни. Есть ли в их природе общее?
Учащиеся читают тексты, заполняют таблицу.
Арктическая пустыня (северная)
В пределы этой природной зоны входят Земля Франца Иосифа, северный остров Новой Земли, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля, северная окраина полуострова Таймыр. Южная граница этой зоны – 70° с. ш.
Высокая географическая широта определяет исключительную суровость климата этой зоны. Средняя температура января составляет – 30°, а летом – 0° +4°. Суммарная солнечная радиация не превышает 60 ккал. Большая часть приходящей радиации (до 90%) отражается льдами. Количество осадков – 200-400 мм в год. Они выпадают преимущественно в твердом виде (снег, иней, изморось). Испаряемость в условиях холодного климата составляет только 100 мм в год. Несмотря на небольшое количество осадков, коэффициент увлажнения больше единицы. Континентальность климата возрастает с запада на восток, это связано с трансформацией воздушных масс западного переноса по мере удаления от Атлантического океана. В марте на западе природной зоны образуется 13 циклонов. Большая облачность, туманы и метели (100 и более дней в году). Полярная ночь до 124 дней в году, полярный день до 130 дней.
Суровый климат, многолетняя мерзлота, разреженная растительность создают неблагоприятные условия для почвообразования. Арктические почвы формируются в местах произрастания растений. Они очень бедны гумусом, часто засолены, богаты железом, поэтому имеют бурую окраску. Соединения железа поступают в почву в результате морозного выветривания горных пород. Оттаивать почвы начинают только в конце июня, а в начале сентября они снова замерзают.
Растительный покров зоны арктических пустынь крайне разрежен. Для растительного покрова характерны образования в форме подушек. В них тесно сплетены корни и стебли растений, что защищает их от холода и сильных ветров. В западной части зоны большее распространение в растительном покрове получают цветковые (незабудки, лютик, альпийский лисохвост, камнеломка, желтый полярный мак и др.), а в восточной – моховые растения. Несмотря на переувлажнение климата и почв, растения испытывают явления физиологической сухости. Холодная вода хоть и в избытке, но не может потребляться растениями. Больше растений встречается у нор леммингов и гнездовий чаек, т.е. там, где в почве содержится запас органических веществ.
Животный мир также беден. В ледяной зоне нет рептилий и амфибий. Животные, кроме белого медведя, не впадают в спячку. На скалистых берегах летом гнездятся колониями морские птицы, образуя птичьи базары. Насчитывается 16 видов птиц: кайры, чистики, гага, полярные совы. Есть мухи, комары, шмели. В водах – моржи, тюлени, нерпы. Белый медведь – живая эмблема Арктики. Освоение Арктики потребовало охраны белого медведя. На острове Врангеля, главном «родильном доме» белых медведей, организован заповедник. Белый медведь занесен в Красную книгу. У берегов Чукотки сохранилось небольшое стадо гренландского кита. Они также подлежат охране. Подводным пахарем называют моржа. Бивнями, имеющими длину до 80 см, он перепахивает грунт на морском дне и добывает себе пищу. Морж также внесен в Красную книгу.
Население зоны крайне редкое, его основное занятие – промысел морского зверя, птиц и рыболовство.
Когда наступает лето, солнце круглые сутки разъедает зимние запасы снега. С ними тает и верхний слой льда. Вода, чистая и пресная, собирается в лужи и целые озера небесно-голубого цвета. Это «снежицы», сквозь которые просвечивает старый многолетний лед. Непривычного человека удивляет, как это при небе, закрытом серым слоем облаков, всюду: в снежицах, трещинах и углублениях – светится его голубой цвет. Незабываемое, красивейшее явление полярной природы! Оно всегда привлекает художников, но показанное на выставке, вызывает реплику: «Не может быть!» По мнению многих, Север не имеет права быть прекрасным, коли он суров.
Пустыня умеренного пояса (южная)
Природная зона пустынь умеренного пояса в России занимает лишь северное побережье Каспийского моря, от устья Терека до государственной границы с Казахстаном. Это крайне засушливые области нашей страны. В результате неправильного выпаса скота площадь этой зоны увеличилась. Сейчас это пустыня является крупнейшей в Европе.
Пустыни отличаются изобилием тепла и солнечного света и недостатком влаги. Средняя температура января –5° –0°. Средняя температура июля – +25° –+30°. Осадков обычно выпадает менее 150 мм в год. Испаряемость составляет 1000 мм, коэффициент увлажнения – 0,1-0,3.
Почвы пустынь – сероземы. В почвах, под влиянием сильного солнечного нагрева поверхности земли и испарения, преобладают подъем растворов и концентрация солей на поверхности, что приводит к засолению.
Растения пустынь хорошо приспособлены к засухе. Листья у них мелкие, в виде небольших чешуек или колючек, у некоторых растений на листьях есть восковой налет, и поэтому они мало испаряют воду. Чтобы добыть необходимую влагу, растения пускают длинные корни (от 10 до 30 м длины). Корни многих растений плотно прикрыты приросшими к ним сцементированными песчинками и таким образом защищены от высыхания в случае обнажения. Некоторые растения – перекати-поле – приобрели способность перемещаться. Много в пустынях однолетних растений (лютиковые, злаки, маковые) и многолетних, преимущественно луковичных и корневищных (тюльпаны, ирисы, песчаная осока). Эти растения развиваются ранней весной, когда поверхностный слой почвы еще бывает влажным; на лето они замирают.
Животный мир пустыни также приспособился к суровым условиям жизни. Животные имеют покровительственную окраску под цвет песка: летом желтую или темно-бурую, зимой – серо-беловатую; быстро передвигаются (сайгак, джейран, кулан, тушканчик), довольствуются скудной пищей и могут долгое время обходиться без воды. Многие пресмыкающиеся в наиболее засушливое и холодное время впадают в спячку (черепахи, варан). Ящерицы и змеи в минуту опасности обладают способностью быстро зарываться в песок.
Хозяйственное использование пустынной зоны ограничено засушливыми климатическими условиями. Здесь на орошаемых землях возможно лишь оазисное земледелие. Пустыни также являются ценными пастбищами для овец и верблюдов.
Сравнение природы пустынь России
Арктическая пустыня |
Линии сравнения |
Пустыня умеренного пояса |
|
Географическое положение |
|
|
Климат |
|
|
Почвы |
|
|
Растительный мир |
|
|
Животный мир |
|
|
Основные виды хозяйственной деятельности |
|
4. Стадия «Рефлексия»
– Что общего в природе северных и южных пустынь?
– Как растения и животные приспособились к экстремальным условиям арктической пустыни?
– Как растения и животные приспособились к экстремальным условиям южной пустыни?
Учащиеся снова обращаются к утверждениям, которые обсуждали в начале урока.
– Какие утверждения подтвердились?
– В чем вы ошибались?
5. Завершение урока
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что вас удивило? Что заставило задуматься?
Домашнее задание.