Цель: формирование у детей в игровой форме интерес к знаниям по элементарным математическим представлениям при определении колличества предметов, знакомства с геометрической фигурой – круг через интеграцию образовательных областей: познания, коммуникация социализация, художественное творчество, здоровье.
Программные задачи:
Образовательные — продолжать учить различать понятия много, один, ни одного; познакомить с кругом.
Развивающие — развивать навык подбора пар предметов по цвету; развивать память, внимание, логическое мышление.
Воспитательные — воспитывать эмоционально — положительный настрой к математическим играм; воспитывать доброжелательное отношение к товарищам и герою игры.
Задачи:
- Образовательная область «Познавательное развитие»:
- продолжать формировать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из нее один предмет, учить отвечать на вопрос «сколько?» и определять совокупности словами один, много, ни одного;
- познакомить с кругом; учить обследовать его форму осязательно-двигательным путем;
- воспитывать устойчивый интерес к математике.
- Образовательная область «Речевое развитие»:
- развивать речь детей, воображение и память;
- развивать мелкую моторику пальцев.
- Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
- учить в рисовании изображать круг, вызывать чувство радости от результата работы;
- закреплять основные цвета спектра.
- Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- участвовать в общей беседе, слушать, не перебивая своего сверстника; активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих колличество, цвет, упражнять в согласовании существительных, прилагательных; выражать доброжелательность, сопереживание
Материалы к занятию: кукла бабушки Федоры, скакалка, веревка, прищепки, одежда для кукол, дуги – воротники.
Демонстрационный: картинки с изображением одежды.
Раздаточный: силуэты различной одежды из цветного (красного, желтого, синего, зеленого) картона, набор кукольной одежды, прищепки и круги разного цвета.
ХОД ОД
(Дети с воспитателем входят в групповую комнату)
Вступление: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте с ними поздороваемся, улыбнемся им, чтобы в этот ненастный день у них от наших улыбок улучшилось настроение.
Воспитатель: Ребята, а у меня для вас сегодня хорошая новость. Посмотрите, что уменя для вас есть (показывает письмо). Вам пришло письмо. А как вы думаете от кого оно (выслушивает ответы детей). Не буду вас долго томить, это письмо пришло от бабушке Федоры и она нас приглашает к себе в гости. Ну что отправимся к ней. А чтобы нам успеть вернуться к обеду давайте поедем на поезде. Вы согласны?
(Дети встают друг за другом, держатся за плечи, выполняют дробный топающий шаг с продвижением вперед).
Воспитатель:
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
А в поезде этом
Ребята сидят.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу!
Но вот остановка,
Пора выходить,
К бабушке, Федоре
Нам нужно спешить.
Дети подходят к столу, где расположен домик бабушки Федоры (кукла из театра), здороваются с ней. Бабушка Федора плачет (воспитатель организует детей, пробуждает интерес к персонажу, выслушивает версии детей, что могло с ней приключиться, почему она плачет). Дети жалеют её.
Воспитатель: Бабушка Федора, почему ты плачешь, расскажи нам, что за беда у тебя приключилась?
Бабушка Федора: Ой, беда, беда, ребятки. Вот решила я заштопать свою одежду, приготовила заплатки, а мой кот Котофей, проказник все их перепутал. Я пытаюсь разложить заплатки по местам, а у меня ничего не получается (показывает плоскостные силуэты одежды: платья, фартука, косынки, юбки, кофты и т. д. основных цветов спектра из картона и разноцветные заплатки круглой формы)
Воспитатель: Бабушка Федора, не горюй, давай мы тебе с ребятами поможем.
I часть: Знакомство с кругом
Воспитатель обращает внимание детей на круглае, разноцветные заплатки в корзинке. Достает один круг и сообщает детям: «Это круг (обводит его рукой)». Затем уточняет название предмета: «Что это?». Предлагает рукой в воздухе нарисовать круг.
II часть: Обследование круга
Воспитатель предлагает детям взять из корзины бабушки Федоры по одному кругу и спрашивает: «На что они похожи, какой формы? Какого они цвета?» Дети по просьбе воспитателя обводят рукой контур круга и делают вывод, что круг можно катать, у него нет уголков.
1. Задание детям:
Помочь Бабушке Федоре – подобрать и разложить заплатки по цвету на одежду.
(Дети выполняют задание, дают название геометрической фигуре и определяют её цвет).
Бабушка Федора: Ай да молодцы, мои соколики, спасибо вам большое.
Воспитатель: Бабушка Федора, может тебе еще, наша помощь какая-нибудь нужно. Ребята с большим удовольствием тебе помогут.
Бабушка Федора: Да, ребятки, накопилось у меня много стирки. А стираю я на реке. Признаюсь я вам, ох и не легкая это работа для меня бабушки-старушки.
Воспитатель: Ну, чтож ребятки вы готовы помочь и в этом деле бабушке Федоре.
Дети: Да.
Физкультминутка:
Чтоб до речки нам дойти
Надо мостик перейти, (ходьба боком по веревке)
Здесь детишки не пройти,
Здесь прийдется проползти (подлезают под дугу)
А теперь ручеек
Перепрыгни-ка дружок (перепрыгивание через ленту на 2-х ногах)
(Дети подходят к столу, на котором стоит корзинка с одеждой).
Воспитатель: Ребята, сколько одежды у бабушки Федоры в корзинке?
Дети: Много.
Воспитатель: Возьмите по одной вещичке (берут по одной вещи).
Воспитатель: Миша сколько у тебя платьев? (ответ одно). А у тебя, Стеша, сколько штанишек? (ответ одни) и т. д.
Воспитатель: Приступим к стирке (дети выполняют упражнение на координацию движений и речи).
Упражнение: «Помощники»
Раз, два, три, четыре, пять
Будем одежду мы стирать: (воспитаталь показывает названные картинки)
(дети имитируют руками стирку)
Платье, брюки и носочки
Юбку, кофточку, чулочки.
Шарф и майку не забудем,
Дружно все стирать мы будем.
Мы белье полощем сами. (наклонившись, руками двигают влево, вправо)
Раз, два, три, четыре, пять
Потянулись, (выпрямляют спину, как бы вытирают правой рукой пот со лба)
Наклонились. (снова «полощут»)
Хорошо мы потрудились.
А теперь встряхнем белье (встряхивают белье)
И повешаем его.
2. Задание детям:
Развешать «постиранное» белье на веревку с помощью прищепок (Воспитатель предлагает детям прищепки разного цвета, дети развешевают белье).
Воспитатель: А какого цвета у тебя Артем прищепка? А у тебя Настя?
Воспитатель: Ребята, а сколько у вас в руках осталось вещей (ответ ни одной).
(Аналогичный вопрос задается индивидуально нескольким детям).
Воспитатель: Молодцы, хорошо мы потрудились.
Бабушка Федора: Ай, да и работящие вы ребятки. Спасибо вам большое, что помогли мне старушке, столько дел переделать.
Воспитатель: Ну что ж ребятки пора нам прощаться с бабушкой Федорой.
Дети: Досвиданья.
Воспитатель: Ну что ж досвиданья бабушка Федора. Нужно нам возвращаться в детский сад. Садитесь ребята на паровоз.
(Дети становятся «паровозиком» и двигаются друг за другом)
Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук!
Паровоз – наш лучший друг.
Он промчал нас по лесам,
По оврагам и горам.
Крепко за руки держись,
От друзей не оторвись.
Машинист, вперед гляди.
Детский сад наш впереди.
Итог. Саморефлексия
Вопросы:
– К кому мы ездили в гости?
– А кому мы с вами помогали?
– Ребята, понравилось вам сегодня играть?
– Что больше всегопонравилось делать тебе Стас?
– А тебе, Миша?
– А тебе, Настя?
– Мне тоже понравилось играть с вами. Вы очень порадовали меня своими ответами и тем, как помогали Бабушке Федоре. Будем еще ей помогать и придумывать новые игры?
Вот и кончилась игра!
В детский садик нам пора.
Список литературы:
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе. Конспекты занятий. – М.: – Мозаика-Синтез, 2010 год.
- Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. Москва: Издательство «Айрис-пресс», 2008 год.
- Помораева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009 г.