Интегрированное совместное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной к школе группе

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: мелкая моторика, «насекомые», интегрированное занятие, зрительная память, подготовительная группа, учитель-логопед


Тема: «В гостях у Милы и Кузи»

Цель:

  • Коррекция психических процессов: внимания, мышления, памяти.
  • Развитие устной речи, слухового внимания и восприятия, на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности.

Задачи:
Образовательная (обучающая):

  • Обогащение словарного запаса и развитие грамматической стороны речи
  •  Формирование фонематического анализа и синтеза.

Коррекционно–развивающая:

  • Развитие произвольности психических процессов.
  • Развитие качеств внимания и восприятия.
  • Развитие памяти, воображения, творческих способностей, фантазии, мышления.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие пространственных и временных ориентировок.
  • Развитие личностных особенностей, навыков коллективного взаимодействия.

Воспитательная:

  • Воспитание уважения друг к другу, принятие личности другого человека.
  • Воспитание интереса к познавательной деятельности.

Оборудование: презентация к занятию, фишки желтого и красного цвета, материал к игре «Разрезные картинки», иллюстрации по теме «Насекомые», карточки со словами – названиями насекомых, фишки синего и красного цвета, карточки с силуэтом майского жука по количеству детей, карточки с кузнечиками и божьими коровками.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Дети входят в зал и встают в круг.

Педагог-психолог: Давайте поприветствуем наших гостей.

Улыбнитесь всем вокруг
И скорей вставайте в круг.

Давайте ребята мы поприветствуем друг друга немножко необычным способом. Поиграем в игру «Эхо».
Цель упражнения: настроить  позитивно детей друг на друга, дать каждому ребёнку почувствовать себя в центре внимания.
Тот, кто стоит справа от меня, называет своё имя и прохлопывает его в ладоши, вот так: «А-ли-на», мы дружно, как эхо за ним повторяем. Затем своё имя прохлопывает Алинина соседка справа Полина, а мы снова повторяем. Таким образом, все по очереди назовут своё имя и прохлопают.
2. Введение в тему:

Учитель-логопед:

- Ребята, нас с вами в гости приглашают герои мультфильма «Лунтик»: Кузя и Мила. Где они живут?
— Закрывайте глазки. Вокруг себя обернись и в гостях окажись.

На экране телевизора появляется заставка из мультика.

— Чтобы вам было интересно, Кузя и Мила приготовили для вас игру – соревнование. Выберите понравившиеся вам фишки. А теперь те, кто взял зеленые, садитесь за стол к Кузе, а те, кто взял красные фигуры, садитесь за стол к Миле. Начинаем наше соревнование.

3. Развитие слухового восприятия

На экране телевизора появляется картинка весеннего луга.

Учитель-логопед:

— Вот однажды Мила и Кузя скучали,  и чтобы развлечься,  придумали игру. Они закрывали глаза и по очереди разгадывали, что вокруг них звучит. Давайте и с вами поиграем в эту игру.
Включаются аудиозаписи звуков природы, и команды по очереди отгадывают то, что слышат.
Каждая команда за правильный ответ получает курточки с изображением кузнечика или божьей коровки соответственно.
— А теперь Мила и Кузя зовут вас поиграть возле их любимой березки.

4. Развитие координации движений

Педагог-психолог: Ребята оглядитесь вокруг.  Какое же сейчас время года?...Правильно, весна. А приметы весны назовёте?....Теперь представьте себе, что мы стоим возле берёзки. Давайте рассмотрим её…Какая она –  высокая или низкая? Широкая или стройная? А  есть на дереве листья? Много или мало?
Я всем предлагаю потанцевать возле неё. Запомните, что когда я хлопну в ладоши, вы должны будете сесть на свои места.
Я всем предлагаю потанцевать возле неё. Запомните, что когда я хлопну в ладоши, вы должны будете сесть на свои места.

Цель игры – развитие координации движений.
Мы танцуем возле берёзки (3 раза) – солнечным весенним днём. Так мы кружимся на месте (3 раза) – солнечным весенним днём. Так мы топаем ногами (3 раза) – солнечным весенним днём. Так мы хлопаем руками (3 раза) – солнечным весенним днём. А вот так мы моем руки (3 раза) – солнечным весенним днём. Так мы руки вытираем (3 раза) – солнечным весенним днём. Так мы руки вытираем  и бежим скорее к маме. (Хлопок).  
По хлопку дети садятся на свои места.

5. Развитие зрительного восприятия и мыслительных операций анализа и синтеза

Педагог-психолог: У Милы и у Кузи много друзей.  Они любят рассматривать их фотографии. Но вот Вупсень и Пупсень разрезали фотографии. Помогите нашим героям все собрать. Каждой команде нужно собрать по две картинки.
Дети собирают разрезные картинки: оса, комар, жук, муха – называют все предметы и обобщают словом «насекомые». Те, кто справился быстрее и правильно получают карточки с насекомыми.

6. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза

Учитель-логопед:
– Ребята, вам нужно составить звуковые схемы слов «оса» и «жук».
Дети самостоятельно выполняют задание. Затем от каждой команды один человек объясняет, сколько в слове звуков, сколько из них согласных звуков, а сколько гласных, называют гласные и согласные звуки. За правильные ответы команды получают карточки с жучками. Команда, в которой все дети справились без ошибок, получает дополнительную карточку.

7. Развитие внимания и быстроты реакции.

Педагог-психолог: Предлагаю сделать смешную паузу. Игра «Ха-ха-ха-ха-ха!».

Цель игры: помочь детям получить заряд положительных эмоций.
Все стоят в кругу. Каждый участник соединяет кисти рук в замок, смотрит на ведущего и повторяет вместе с ним движения и слова. Ведущий (на первых порах – взрослый, позднее – кто-то  из детей) показывает и делает следующее:

  • 5 раз прикасается к левому плечу, при каждом прикосновении произнося «ха».
  • 5 раз прикасается к правому плечу, при каждом прикосновении произнося «хо».
  • 5 раз прикасается к левому колену, при каждом прикосновении произнося «хи».
  • 5 раз прикасается к правому колену, при каждом прикосновении произнося «хе».

Затем все те же движения повторяются в более быстром темпе и по четыре раза. Затем темп ещё ускоряется, а число прикосновений последовательно уменьшается до трёх, двух и до одного. Последний раунд снова проходит медленно. Произносить  последнее «хе» надо громко, сильно, как бы выплескивая всю свою усталость и раздражение.

8. Формирование грамматических категорий.

Учитель-логопед:

– Мила с Кузей напоминают нам, что у нас соревнования.  Ребята, у вас на карточках написаны название насекомого. У вас один предмет, а на лугу их много. Читайте свою карточку и находите много таких предметов. 

Дети читают слово, напечатанное на карточке, например, «бабочка», и находят картинку, где нарисовано много соответствующих предметов, например, «бабочки». За каждый правильный ответ дети получают карточки.
Затем дошкольники находят лишнюю картинку среди насекомых и объясняют, почему картинка лишняя:
– Лишняя картинка с пауками, т.к. пауки не насекомые.
Команда, которая  первая  догадалась,  получает дополнительную карточку.

9. Развитие зрительной памяти и формирование грамматических категорий

Д. игра «Чего не стало?»

Учитель-логопед: Ребята, вот еще одна любимая игра Кузи и Милы: «Угадай, чего не стало?» Давайте поиграем!
Пока дети закрывают глаза, педагог убирает одну картинку  с насекомыми, затем просит одну из команд отгадать, кто пропал. Если команда не справляется, ей помогает другая. За каждый правильный ответ команды получают карточки. Следить, чтобы дети отвечали полными ответами, например, не стало трех бабочек и т.д.

10. Динамическая пауза с применением методов кинезиологии.
Педагог-психолог: Пора нам отдохнуть.

Цель упражнений: активизировать обширные зоны обоих полушарий, быстрее включиться в деятельность, расслабить мышцы шеи, спины, нормализовать приток крови к головному мозгу.
Упражнение «Сова».
Упражнение «Перекрёстные шаги».
Упражнение «Крюки».

11. Работа с карандашом

Упражнение на развитие графических навыков. «Майский жук к нам прилетел…»
Педагог-психолог: Ребята, Вупсень и Пупсень совершили еще один нехороший поступок. Они стерли рисунок с Майского жука. Он прилетел к Кузе и Миле и просит ему помочь. Давайте раскрасим нашего жука.
Дети выполняют штриховку справа налево, рисуют круги, прямые линии сверху вниз.

12. Составление предложений

Учитель-логопед: У Милы и Кузи для вас еще одна игра. Они будут говорить вам слова, а вы составляйте из них предложения.
Детям предлагаются слова. Нужно правильно  составить предложения из них. За каждый правильны ответ дети получают  призовые карточки.
Около, сидит, веточка, муравей.
Листок, жук, спрятался, под.
Сидела, на, капуста, гусеница.
Дорожка, божья коровка, ползла, по.
Стол, на, села, муха.
По, муха, окно, ползла.

13. Игра «Дождь в лесу»
Педагог-психолог: Устали? Давайте еще раз отдохнем.

Цель игры: развитие чувства эмпатии, релаксация.
Дети становятся в круг, друг за другом – они «превращаются» в деревья в лесу. Взрослый читает текст, дети выполняют действия. «В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему  свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами).
Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко  держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит всё сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга , защищать от сильных ударов дождя своими ветвями(дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались. Стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».

14. Подведение итогов

Учитель-логопед: Ребята, пора нам прощаться с Милой и Кузей. Но нам нужно подсчитать количество заработанных вами карточек и узнать, чья команда победила.

Победившую команду награждают медалями.
– Вот и подошло к концу наше путешествие. Пора нам в детский сад. Попрощайтесь с нашими героями. Ребята, закрывайте глазки.
Вокруг себя обернись,
Снова в группе появись.

15. Обратная связь

Педагог-психолог: «Хотелось бы вспомнить, чем мы сегодня занимались» , «Что было интересно?». (Ответы детей).
– Вот мы сегодня всё делали … (перечислить упражнения), а ещё ребята есть гимнастика для голоса.

16. Голосовая разминка «Я все могу». Детям предлагается повторить данную фразу вслед за педагогом сначала шёпотом, затем громко и наконец, очень громко.

Цель упражнения: настроить детей на дальнейшую деятельность  и активизировать у них  позитивные эмоции, выплеснуть эмоциональное  напряжение.

Дети в конце игры получают сладкие призы и уходят в группу.