Урок-семинар по теме «Титаны Возрождения»

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Уроки – семинары основаны на самостоятельном изучении обучающимися программного материала. Самостоятельная работа студентов базируется на изучении дополнительной литературы и Интернет ресурсов. Целью семинарского занятия является расширение и углубление знаний по определенной теме, ознакомление с новыми сведениями за счет обращения к различным источникам информации.

Урок – семинар создает условия для повышения мотивации к учебному процессу, позволяя решить ряд важнейших обучающих, развивающих и воспитательных задач. Подобная форма урока способствует развитию творческих, исследовательских и коммуникативных способностей; повышению культуры общения.

Преподаватель заблаговременно определяет тему, цель и задачи семинара, планирует его проведение, формулирует основные и дополнительные вопросы по теме, распределяет задания между обучающимися с учетом их индивидуальных способностей, подбирает литературу, проводит групповые и индивидуальные консультации [4].

В процессе семинара проходит обсуждение результатов познавательной деятельности обучающихся, обмен знаниями, информацией.

Семинарское занятие начинается вступительным словом учителя, в котором он напоминает задачу семинара, порядок его проведения. Подводя итоги, преподаватель оценивает успехи и достижения каждого студента, указывает недостатки и пути их преодоления.

Эпоха Возрождения, к которой мы обратились, тема очень благодатная, так как рассматривает один из величайших периодов, этап в развитии мирового искусства между Средними веками и Новым временем.

Главной страной Возрождения была Италия, где оно началось в XIII веке. В Нидерландах, Германии ренессансное искусство сложилось к XV веку, во Франции и Испании – в XVI веке. Свое название - Возрождение (или Ренессанс) этот период в развитии культуры получил в связи с возникновением интереса к античному искусству. Проводники новой культуры называли себя гуманистами (с лат. “человечный”) и провозглашали право человека на свободу, счастье, утверждали принципы равенства, справедливости. Особенно возросла роль творческой личности.

Выдающиеся художники Леон Батист Альберти, Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер создают трактаты о рисунке и живописи, основываясь на наблюдении природы. Создается учение о пропорциях, перспективе, анатомии с привлечением законов математики, оптики. Рисование с натуры единодушно признается ведущим методом обучения рисунку.

Эпоха Возрождения – это жажда познания нового, стремление к открытиям. Леонардо да Винчи беседовал с лучшими анатомами и математиками своего времени, как первый среди равных. Много месяцев подряд Паоло Учелло потратил на решение задач по перспективе. Ночами Микеланджело изучал пластическую анатомию человека. Такое самозабвенное изучение науки дало свои результаты – художники эпохи Возрождения создали жизненно реалистическое искусство [1].

Цель урока: расширить знания о творчестве выдающихся художников эпохи Возрождения.

Задачи:

Образовательные:

  • создание условий для расширения знаний о выдающихся мастерах Высокого Возрождения, таких как Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Тициан Вечеллио; формирование представления о стиле эпохи Возрождения; приобщение учащихся к наследию отечественного и мирового искусства;
  • расширение кругозора обучающихся;
  • приобретение навыков исследовательской деятельности.

Развивающие: развитие внимания, памяти, грамотной речи, ассоциативно-образного мышления, умения выделять главное, строить аналогии; развитие стремления к самостоятельному познанию искусства; развитие творческих способностей обучающихся, творческой инициативы; создание условий для развития коммуникативных навыков, формирование умения общаться и работать в команде; создание условий для формирования самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.

Воспитательные: воспитание трудолюбия, целеустремленности, доброжелательности; воспитание нравственно-эстетического восприятия окружающего мира, потребности постоянно общаться с изобразительным искусством; содействие воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании.

Оборудование урока:

  1. Наглядные пособия: репродукции картин, рисунки студентов.
  2. Раздаточный материал: вопросы для повторения, глоссарий, рассказы с ошибками, пазлы для составления репродукций картин.
  3. Технические средства обучения (интерактивная доска).
    Презентации: “Леонардо да Винчи”, “Тициан Вечеллио”, “Рафаэль Санти”, “Микеланджело Буонарроти”.
    Презентация 1
    Презентация 2
    Презентация 3
    Презентация 4

Примечание: продолжительность учебного занятия 90 минут.

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Сообщение целей, задач, плана урока.

2. Актуализация опорных знаний.

Вопросы для повторения:

  1. Между какими временными периодами расположена эпоха Возрождения?
  2. Назовите главную страну Возрождения.
  3. В каком веке началось Возрождение в Италии?
  4. Когда сложилось ренессансное искусство в Нидерландах и Германии?
  5. В каком веке культура Возрождения стала главенствовать во Франции и Испании?
  6. В связи с чем эпоха Возрождения (или Ренессанс) получила такое название?
  7. Какую культуру называют античной?
  8. Почему возрождается именно античная культура?
  9. Что означает само слово “гуманизм”?
  10. Что особенно характерно для эпохи Возрождения?
  11. Над чем работали художники Возрождения?
  12. К чему привело такое самозабвенное творчество и изучение науки?
  13. Почему мы называем выдающихся художников Возрождения универсальными личностями?

Вступительное слово учителя (сопровождается музыкальным фрагментом концерта №1 для фортепьяно с оркестром Петра Ильича Чайковского).

- Искусство Высокого Возрождения охватывает довольно краткий период – конец XV века – первые три десятилетия XVI века. Только в Венеции этот период продолжался до середины столетия. Мастера высокого Возрождения были универсальными личностями – учеными, инженерами, музыкантами, архитекторами, скульпторами, живописцами.

Четыре гения, каждый из которых – целый мир, законченный, совершенный, впитавший в себя все знания все достижения предыдущего века: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан.

3. Основная часть учебного занятия.

Презентации сопровождаются комментариями подготовленных студентов (3 – 4 человека).

группа студентов.

- О каком художнике идет речь?

“... он был живописцем, ваятелем и зодчим, певцом и музыкантом, стихотворцем – импровизатором, теоретиком искусства, театральным постановщиком и баснописцем, философом и математиком, инженером, механиком – изобретателем, предвестником воздухоплавания, гидротехником, физиком и астрономом, анатомом и оптиком, биологом, геологом, зоологом и ботаником. Но и этот перечень не исчерпывает его занятий” Лев Любимов [1].

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи (1452 – 1519) родился в селении Анкиано, около городка Винчи, у подножья Албанских гор, на полпути между Флоренцией и Пизой. Он был сыном нотариуса Пьеро да Винчи, который имел практику во Флоренции. Там отец отдал мальчика в мастерскую Веррокио, где Леонардо удалось познакомиться со всеми достижениями раннего Возрождения, попробовать себя в архитектуре, строительном деле, ювелирном искусстве, скульптуре, и живописи. Исключительная одаренность будущего великого мастера проявилась очень рано. К раннему периоду творчества относятся: “Мадонна с цветком”, “Поклонение волхвов”, “Святой Иероним”. (Презентация 1. ppt. 3 слайд)

Презентация 1

“Мадонна с цветком” (“Мадонна Бенуа”, 1478) отличается особой нежностью и поэтичностью. Перед нами юная мать, играющая со своим ребенком. Вечная прелесть и поэзия материнства. В сравнении с этой мадонной все предыдущие кажутся скованными и неподвижными. Внешне простая композиция продумана до мельчайших подробностей. Неяркие краски поражают гармонией цветовых сочетаний. (Презентация 1. ppt. 4 слайд)

Подлинно одиноким казался во Флоренции этой поры гений Леонардо. Он стремился как можно плодотворнее применить свои знания и умения. Только бы побольше успеть! Но Лоренцо Великолепный и его двор превыше всего ценили живопись Боттичелли. Мощь и свобода Леонардо смущали их своей новизной. Лоренцо более всего ценил в Леонардо музыканта (Леонардо прекрасно играл на лире и “божественно пел импровизации”) До нас дошло около 7 тысяч страниц, покрытых записями или рисунками Леонардо. Леонардо угадал многое, чего не знали еще люди, которые в XIX в. стали изучать его записи. (Презентация 1. ppt. 5 слайд)

Для Леонардо живопись – это высшее из искусств, которое требует познания. Леонардо первым покончил с незыблемостью, самодовлеющей властью линии. И назвал этот переворот в живописи “пропаданием очертаний”. Свет и тени, пишет он, не должны быть резко разграничены, ибо границы их в большинстве случаев смутны. “Дымчатая светотень” Леонардо, его знаменитое “сфумато” - это нежный полусвет с мягкой гаммой тонов молочно – серебристых, голубоватых, иногда с зеленоватыми переливами, в которых линия становится как бы воздушной, изображение как бы окутано воздушной дымкой.

“Мадонна в гроте” (1483 – 1494, Париж, Лувр) – утверждает торжество нового искусства. Свет и тени в картине создают неповторимое настроение. (Презентация 1. ppt. 6 слайд)

“Мадонна с младенцем” (“Мадонна Лита”) (середина 1480-х). Идеально прекрасные образы Мадонны и младенца отличаются проникновенной человечностью. Гармоничные цветовые сочетания голубого, золотистого, охристого и красного цветов создают яркий колорит картины. (Презентация 1. ppt. 7 слайд)

В 90-х годах XV века Леонардо да Винчи начал работу над своим главным произведением этого периода – фреской “Тайная вечеря” в монастыре Санта Мария дела Грацие в Милане. В центре композиции изображен Иисус Христос. Особую одухотворенность его лицу придает игра светотени. Художник очень точно рассчитал кульминационный момент драмы. В реакции на слова Христа: “Один из вас предаст меня” просматривается характер всех апостолов. Пропорции, перспектива композиции подчеркивают душевное состояние апостолов и Христа, в котором зритель постепенно замечает все новые и новые оттенки переживаний. Во фреске при выразительности каждого действующего лица есть удивительная цельность и единство. (Презентация 1. ppt. 8 слайд)

Гигантская глиняная статуя миланского герцога Франческо Сфорца. Эта статуя так и не была отлита в бронзе, потребовавшейся на пушки. Но и модель ее поражала современников. Загадочна судьба и другого великого творения Леонардо – “Битва при Ангиари”. Это – клубок человеческих и конских тел, сплетенных в яростной схватке. Смертоносную стихию войны запечатлел великий художник. (Презентация 1. ppt. 9 слайд)

Видеоматериал: репортаж о сенсационной находке фрески Леонардо да Винчи “Битва при Ангиари” (Обсуждение просмотренного видеоматериала).

Здесь вы видите фрагмент фрески “Битва при Ангиари”, восстановленный Рубенсом (Презентация 1. ppt. 10 слайд)

“Дама с горностаем” (около 1490 г., Краковский музей). Чудесное сияние исходит от этой картины, все покоряющая красота линий и красок. (Презентация 1. ppt. 11 слайд)

Мне удалось создать картину действительно божественную”. Так отзывался он сам о другом женском портрете. “Мона Лиза” (“Джоконда”) (около 1503 г., Париж, Лувр) – величайшее творение художника. Утопающий в дымке горный пейзаж, написанный в качестве фона, делает улыбку Моны Лизы, еле тронувшую уголки ее губ и глаз, еще более загадочной. Замечательны простота и естественность облика Моны Лизы. Поразителен ее внимательный взгляд. Кажется, что она все время смотрит на зрителя, даже если он перемещается перед картиной. Портрет Джоконды словно светится изнутри благодаря многочисленным полупрозрачным слоям краски, накладываемым один поверх другого. Техника живописи столь совершенна, что мазки кисти абсолютно незаметны. (Презентация 1. ppt. 12 слайд)

В Лувре хранится другая прославленная его картина – “Святая Анна”, картон которой был признан современниками чудом искусства и вызвал настоящее паломничество.

Сидя на коленях у своей матери Анны, Мария наклоняется к мальчику Христу, который держит за голову ягненка, очевидно собираясь сесть на него верхом. Мальчик и Мария смотрят друг на друга с нежностью. А над ними, на фоне широкого скалистого пейзажа, глядя на них, улыбается Анна, улыбается как Джоконда, загадочно, мудро, всезнающе, однако чуть теплее – как мать. Поразительна композиция этой картины.

(Презентация 1. ppt. 13 слайд)

“Иоанн Креститель”. На картине полуобнаженный юноша с пышными локонами пальцем указывает на небо, улыбка его манящая и таинственная. (Презентация 1. ppt. 14 слайд)

Леонардо да Винчи можно считать едва ли не самым могучим, самым острым мастером рисунка во всем искусстве итальянского Возрождения. Он рисовал с натуры или создавал образы, рожденные его воображением: вздыбленных коней, яростные схватки и лик Христа, исполненный кротости и печали; дивные женские головы и жуткие карикатуры людей, фантастических кровожадных зверей, этюды рук; человеческие тела, деревья... И он рисовал самого себя. (Презентация 1. ppt. 15 слайд)

Вот он на склоне лет (Автопортрет, Турин), во взоре его пронизывающая мощь, хотя сжатые губы и общее выражение лица выдают не то горечь, не то пресыщенность. (Презентация 1. ppt. 16 слайд)

Леонардо да Винчи был живописцем, ваятелем и зодчим, певцом и музыкантом, стихотворцем – импровизатором и баснописцем. А также философом и математиком, инженером, механиком – изобретателем, предвестником воздухоплавания. И еще гидротехником, физиком и астрономом, анатомом и оптиком, биологом, геологом, зоологом и ботаником. Но и этот перечень не исчерпывает его занятий. (Презентация 1. ppt. 17 слайд)

Умер Леонардо 67 лет. Рукописи его достались по завещанию любимому ученику Франческо Мельцы. (Презентация 1. ppt. 18 слайд)

Вопросы для повторения:

  1. Расскажите некоторые биографические данные о Леонардо да Винчи.
  2. Назовите ранние произведения Леонардо да Винчи.
  3. Каким образом потомки узнали об обширной исследовательской и научной работе мастера?
  4. Почему художник искал себе могущественных покровителей?
  5. Чем отличались образы мадонны Леонардо от всех предыдущих произведений на эту тему?
  6. Какую науку Леонардо да Винчи считал высшей из наук?
  7. В чем заключалось живописное изобретение Леонардо да Винчи?
  8. Расскажите о произведении “Тайная вечеря”.
  9. “Мне удалось создать картину действительно божественную...”. О какой картине так отзывался Леонардо?
  10. Были ли у Леонардо да Винчи теоретические труды по искусству?

Задания для повторения:

Найдите подлинное произведение (узнать настоящее произведение “Мона Лиза” среди копий репродукций). (Презентация 1. ppt. 19 слайд)

Узнайте произведение по фрагменту (даны фрагменты из картин: “Мадонна с цветком”, “Дама с горностаем”, “Тайная вечере”, “Битва при Ангиари”, “Мадонна с младенцем”). (Презентация 1. ppt. 20 слайд)

Интересные факты из жизни Леонардо да Винчи. (см. Приложение 1)

Притча

Камень и дорога (см. Приложение 1). Обсуждение притчи.

Вопросы к рассказчикам

2 группа студентов.

Вторая группа обучающихся подготовила выступление о Рафаэле Санти. Оно включает в себя, помимо защиты презентации, интересные факты, высказывания классиков литературы и искусства о произведении “Сикстинская мадонна”, вопросы по глоссарию, работу над ошибками в рассказах о Рафаэле Санти. (см. Приложение 2).

3 группа студентов.

Третья группа обучающихся подготовила выступление о творчестве Микеланджело Буонарроти (см. Приложение 3). Оно включает в себя, помимо защиты презентации и тестовых заданий к ней, интересные факты из жизни мастера, стихотворения Микеланджело.

4 группа студентов.

Четвертая группа обучающихся подготовила выступление о творчестве Тициана Вечеллио (см. Приложение 4). Выступление включает в себя помимо защиты презентации, интересные факты из жизни мастера, кроссворд, задание к каждой группе: собрать из пазлов картину Тициана и назвать ее. Картины: “Венера перед зеркалом”, “Любовь земная и любовь небесная”, “Кающаяся Мария Магдалина” - выступление - комментарий подготовленной студентки по этим картинам.

Подведение итогов.

Оценка работы студентов каждой группы.

Домашнее задание.

- Эпоха Возрождения как явление культуры состоялась в разных странах. До этого момента мы говорили с вами, в основном, о творчестве художников итальянского Возрождения. На следующем уроке мы поговорим о так называемом Северном Возрождении, к которому относятся такие страны как Нидерланды, Германия и другие.

- Дома я попрошу вас получить представление о творчестве четырех художников Северного Возрождения – это Альбрехт Дюрер, Ян Ван Эйк, Иеронимус Босх, Питер Брейгель Старший.

Для этого надо заполнить следующую таблицу:

Имя художника Произведения Значение творчества
Ян Ван Эйк    
Иеронимус Босх    
Питер Брейгель Старший    
Альбрехт Дюрер    

Приложение 5

Список литературы. Интернет-ресурсы.

  1. Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. – М.: АСТ, 2007
  2. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства. - М.: “Академия”, 2009
  3. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М: Москва, 2002
  4. www.atet.su/IMUZ/tipy_urokov.htm
  5. smartwebsite.ru›news...o_leonardo...vinchi/2014-11-24...
  6. bookitut.ru›Luchshie-pritchi-Boljshaya-kniga...i...
  7. ru.wikipedia.org›Битва при Ангиари (фреска)