Аудитория: ученики 6-11 классов
Длительность занятия: 40-60 мин.
Цель: понимание подростками собственного мироощущения.
Задачи:
- Информировать участников о понятии “мироощущение”, его видах и способах диагностики;
- Способствовать более глубокому пониманию участниками особенностей своего мироощущения;
- Создать условия для развития у учащихся толерантности к инаковости.
План занятия:
- Знакомство с понятием “мироощущение”;
- Определение мироощущения человека по его внешности;
- Определение мироощущения художника по его картинам;
- Определение мироощущения композитора по его музыке;
- Определение собственного мироощущения с помощью баллады “Вересковый мёд”;
- Шеринг.
Материалы: оборудование для воспроизведения видео- и аудиоматериалов (смарт-доска, видеопроектор, колонки).
Ход занятия
1. Знакомство с понятием “мироощущение”.
Ведущий: “Добрый день, ребята! Наше занятие посвящено понятию “мироощущение”. Сегодня вы научитесь определять, каким мироощущением обладает тот или иной человек. Это существенно поможет вам в общении и понимании этого человека. Но более важно понимать себя, чтобы принимать свою природу и жить в согласии с ней.
Знания, которые вы сегодня приобретёте, также помогут вам в изучении гуманитарных дисциплин (например, в понимании литературных героев, анализе их поступков и, как следствие, успешном написании сочинений).
Слайд 1. Итак, Мироощущение – это отношение человека к природе и окружающей действительности, которое выражено в его настроениях, чувствах, действиях и поступках. Это то, как ощущает себя человек в событиях своей жизни; как он среди разных обстоятельств и людей чувствует себя, мыслит, действует.
Слайд 2. Мироощущение бывает двух видов: реалистическое и идеалистическое.
Реалисты (или материалисты) ощущают себя и природу источником духа. Тело и дух для них взаимосвязаны. Материализм может быть одухотворённым, оставаясь чувственным, земным, натуральным.
Идеалисты же ощущают себя лишь приёмником духа, а своё тело – временным вместилищем, домом для духа. Окружающая действительность может восприниматься как бренная оболочка. Высшую ценность имеет для идеалистов Идея, а не человек. Для них преобладает внутренняя жизнь, которая сопровождается уходом из внешнего мира.
Замечено, что существует связь между мироощущением и строением тела.”
2. Определение мироощущения человека по его внешности.
Слайды 3,4. Ведущий: “Люди с идеалистическим мироощущением обычно имеют узкое телосложение, но крепкое и жилистое.
Слайды 5-6. А представители реалистического мироощущения, в зависимости от характера, бывают миниатюрными и подвижными, полными и плавными в движениях, атлетическими, хрупкими.
Но если человек может сознательно изменять особенности тела, то в творчестве он демонстрирует своё естество, сущность, которую нельзя подделать. Таким образом, мироощущение человека полнее всего проявляется в его творчестве.”
3. Определение мироощущения художника по его картинам.
Слайды 7-12. Ведущий: “Люди с реалистически мироощущением имеют разнообразные характеры, но их творения объединяет жизнелюбие, естественность, большая или меньшая реалистичность и эмоциональность, яркость.
В картинах художников основное внимание уделяется объектам природы (положению, цвету, точности передачи), при этом они вполне могут быть одухотворёнными и нести в себе глубокую идею.
Слайды 13-16. Картины идеалистов значительно отличаются от других работ тем, что в них изображён не реальный внешний мир, а отношение автора к этому миру. Таким образом, изображения могут видеться символичными, странными, непонятными, оторванными от действительности. Объекты, как правило, не имеют такой яркости, естественности, живости, как в работах реалистов.”
4. Определение мироощущения композитора по его музыке.
Участники слушают отрывки из музыкальных произведений реалистов и определяют их общие характеристики. Слайд 17.
После этого им предлагаются отрывки из музыкальных произведений идеалистов, которые они сравнивают с реалистическими. Слайд 18.
По отношению к произведениям реалистов могут быть названы: жизнелюбие, жизнерадостность, яркость, эмоциональность, естественность, теплота, сопричастность и т.д. (даже в медленных, грустных композициях это чувствуется).
По отношению к произведениям идеалистов могут быть названы: холодность, отстраненность, тусклость, непонятность, неестественность и т.д.
Ведущий помогает ученикам сформулировать мысли и дополняет их описания.
5. Определение собственного мироощущения с помощью баллады “Вересковый мёд”.
Слайд 19. Участникам предлагается определить своё мироощущение через отношение к поступку старика - героя баллады Р.Л. Стивенсона “Вересковый мёд”.
Ведущий читает текст баллады:
Из вереска напиток Забыт давным-давно. А был он слаще мёда, Пьянее, чем вино, В котлах его варили Пришёл король шотландский, На вересковом поле, Лето в стране настало, В своих могилах тесных Король по склону едет Король глядит угрюмо: |
Из вереска напиток Забыт давным-давно. А был он слаще мёда, Пьянее, чем вино. Но вот его вассалы Вышли они из-под камня, К берегу моря крутому Сидел король шотландский, Гневно король промолвил: Сын и отец молчали, И вдруг голосок раздался: |
Старость боится смерти. Жизнь я изменой куплю Выдам заветную тайну! – Карлик сказал королю. Голос его воробьиный Мальчику жизни не жалко, Пускай его крепко свяжут Сильный шотландский воин Волны над ним сомкнулись, - Правду сказал я, шотландцы, А мне костёр не страшен. |
После прочтения участники обсуждают вопросы:
- Что такое нравственность?
- Как бы я поступил на месте старика?
- Нравственно ли поступил старик?
- Что для меня выше: святая идея или жизнь близкого мне человека?
6. Шеринг.
В завершении беседы участники делают вывод о собственном мироощущении и делятся впечатлениями и мыслями о занятии.
Слайд 20. Ведущий: “Нужно помнить, что мироощущение не может быть “правильным – неправильным” или “хорошим – плохим”. Привязанный к вещам реалист может быть одухотворённым, а глубокая идея, которой поглощён идеалист, может принести человечеству вред. Нужны представители любого мироощущения и характера, поскольку все мы вместе создаём мир.
Слайд 21. Спасибо вам за внимание и активность!”
Литература.
- Бурно М.Е. О характерах людей (психотерапевтическая книга)/ М.Е. Бурно. – М.: Приор, 1999.
- Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением / М.Е. Бурно. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проспект, 2006. – 432 с.
- Щеголенкова Е.С. Терапия творческим самовыражением: практическая психология: учебное пособие [Текст] / Е.С. Щеголенкова. – Новокузнецк: МОАУ ДПО ИПК, 2009. – 89с.
- Практическое руководство по Терапии творческим самовыражением / под ред. М.Е. Бурно, А.Е. Добролюбовой. – М.: Академический проспект: ОППЛ, 2003. – 880 с.