ЦЕЛИ УРОКА:
- Создание обстановки на уроке для осознания и понимания учащимися идеи и практической значимости изучаемого материала.
- Усвоение материала путем воспроизведения получаемых знаний и их использования на практике.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- Образовательная: познакомить учащихся с понятиями: реанимация, клиническая смерть, об алгоритме определения клинической смерти, с основами СЛР. Научиться оказывать доврачебную помощь и понимать ее основы.
- Развивающая: способствовать развитию устойчивых и прочных навыков распознавать и упреждать опасности, необходимости сознательного становления учащихся как квалифицированных советчиков, консультантов и первых “докторов” в экстремальных ситуациях.
- Воспитательная: воздействовать на личность учащихся с целью формирования у них чувства ответственности за безопасность жизни не только своей, но и окружающих их граждан, готовность оказать первую медицинскую помощь.
Оборудование: компьютер, мулитимедийный проектор, экран, тренажер “Максимка”.
Структура урока
№ | Этапы урока | Содержание этапа | Время |
1 | Организационный момент | Отметить присутствующих и объявить тему урока | 1 мин. |
2 | Вступительное слово учителя | Заинтерисовать учащихся, нацелить их на изучение темы | 2 мин. |
3 | Беседа | Изложение материала урока в форме беседы | 5 мин. |
4 | Практическая часть | На тренажере “Максимка” закрепить основные правила и умения проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции лёгких. | 10 мин. |
5 | Обобщение нового материала | Вопросы | 2 мин. |
1. Организационный момент
2. Введение в тему.
Вопросы урока:
- Что такое реанимация?
- Признаки клинической смерти?
- Прекардиальный удар.
- Непрямой массаж сердца. (НМС).
- Искусственная вентиляция легких. (ИВЛ).
Слайд 1.
Вопрос: По каким признакам вы определили, что наступила смерть?
Слайд 3.
Жизнь – это великое благо природы. Каждый человек должен быть достойным его, беречь, защищать и бороться за сохранение, а если пришла беда – за восстановление этой огромной, единственно реальной ценности.
С возникновением первых проблесков интеллекта человек стремился понять, что такое жизнь и смерть, каким путем, через какие “ворота” приходит смерть, как защититься от неё.
В 1936-1940 гг. замечательный русский ученый, академик В.А.Неговский обосновал систему приемов оживления. Им впервые были определены показания, основные принципы, методы возвращения к жизни.
В 1961 г. Им же была создана новая наука – реаниматология (наука о медицинской помощи при состояниях, пограничных между жизнью и смертью).
Слайд 4 – 5 – 6.
Клиническая смерть.
При остановке сердца обогащённая кислородом кровь больше не попадает в жизненно важные органы и возникает риск необратимого повреждения мозга, которое может наступить уже через 5-7 мин.
Этот короткий период, когда процессы, происходящие в организме, еще обратимы, и человеку ещё можно помочь, называется клинической смертью.
Клиническая смерть - это пограничное состояние перехода от гаснущей жизни к биологической смерти, которое возникает непосредственно после прекращения кровообращения и дыхания.
Слайд 7.
Признаки клинической смерти:
- потеря сознания,
- отсутствие дыхания,
- отсутствие реакции зрачков на свет,
- отсутствие пульса на сонной артерии.
Самое главное при клинической смерти - добиться, чтобы появился пульс (восстановилось сердцебиение и дыхание) и только потом если нужно останавливать кровотечение, накладывать повязки и шины.
При клинической смерти необходимы немедленный массаж сердца и искусственная вентиляция легких (искусственное дыхание).
Слайд 8.
Прекардиальный удар.
- Прекардиальным ударом можно заставить сердце заработать так же синхронно, как и прежде.
- Цель удара как можно сильнее сотрясти грудную клетку, что станет толчком к запуску остановившегося сердца.
- Если удар нанесен в течение первой минуты после остановки сердца, то вероятность оживления превышает 50%.
- При нанесении удара в случае наличия пульса на сонной артерии, есть риск спровоцировать остановку сердца.
Слайд 9.
Непрямой массаж сердца
При выполнении непрямого массажа сердца следует положить ладонь одной руки в точку проекции сердца на грудине, а сверху на нее другуюладонь, пальцы держать приподнятыми, большие пальцы должны смотреть в разные стороны.
Слайд 10.
Руки не следует отнимать от груди после каждого надавливания, но перед каждым новым надавливанием необходимо дать грудной клетке подняться в исходное положение, с тем чтобы не препятствовать наполнению полостей сердца кровью.
Слайд 11.
Ритм надавливаний на грудную клетку должен соответствовать частоте сердечных сокращений в состоянии покоя, примерно 1 раз в секунду.
Минимальное время проведения непрямого массажа сердца даже при отсутствии его эффективности не менее 15-20 минут.
Слайд 12.
Искусственная вентиляция легких
При искусственной вентиляции лёгких необходимо обеспечить проходимость дыхательных путей: зажать нос пострадавшего, запрокинуть голову, делать выдох в лёгкие.
Слайд 13.
Сочетание проведения
- непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких
Вначале делают 4 вдоха, затемесли оживляет ОДИН, тона каждые 15 надавливаний на грудину нужно делать 2 нагнетания воздуха в легкие;
- если оживляют ДВОЕ, то один делает массаж сердца, а другой – искусственное дыхание: чередуют 5 надавливаний на грудину и одно вдувание в легкие.
Универсальная схема оказания первой помощи
Какое бы несчастье ни произошло: автодорожное происшествие, падение с высоты, поражение электрическим током или утопление, — в любом случае оказание помощи следует начинать с восстановления сердечной деятельности и дыхания, а затем производить временную остановку кровотечения. Только после решения этих задач можно приступить к наложению повязок и транспортных шин. Именно такой алгоритм действий поможет сохранить жизнь пострадавшего до прибытия медицинского персонала.
I - Если нет сознания и пульса на сонной артерии — нанести удар по грудине и приступить к реанимации.
II - Если нет сознания, но есть пульс на сонной артерии — повернуть на живот и очистить ротовую полость.
III - При сильном кровотечении — наложить жгут.
IV - При наличии ран — наложить стерильные повязки.
V - При наличии переломов костей конечностей — наложить шины.
Оказание первой помощи пострадавшим при ДТП
Условия: Вы ожидаете автобус под навесом остановки общественного транспорта. На Ваших глазах произошло ДТП. После дождя на скользкой дороге с двусторонним движением транспорта подросток “Гоша” на скутере сбил девушку “Глаша” и врезался в столб городского освещения, с которого на проезжую часть упал электрический провод.
Упавший электрический провод лежит поперёк всей полосы движения в 2-х метрах от “Глаши” и в непосредственной близости к придавленному скутеру подростку “Гоше”. Под навесом автобусной остановки лежат старая лыжная палка, рваный ботинок, журнал ОБЖ, лопата с деревянным черенком. Возле остановки валяется ведро и картонная коробка из-под оргтехники.
Пострадавший “Гоша” лежит на обочине и стонет. Его ноги и таз придавлены скутером. Он жалуется на сильные боли в области таза. Возле скутера лежит аптечка первой помощи, бутылка с холодной водой, удочка из стеклопластика, мокрые кроссовки и клюшка.
Пострадовшая “Глаша” лежит на проезжей части и кричит от боли, под её левой ногой уже образовалась большая лужа крови.
Практическое занятие.
На тренажере “Максимка” закрепить основные правила и умения проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции лёгких.
Обобщение и закрепление пройденного материала
1. Признаки клинической смерти?
2. При каких условиях наносится прекардиальный удар?
3. Техника выполнения непрямого массажа сердца?
4. ИВЛ проводится, когда....?
А) наступила клиническая смерть;
Б) человек спит;
В) частота самостоятельных дыхательных движений менее 10 раз в минуту;
Г) человек храпит.
Урок закончен. Спасибо за работу.
Литература
1. Основы безопасности жизнедеятельности: 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений./ Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов, М.П.Фролов, С.В.Петров – М.: ООО Фирма Издательство АСТ, 2004.
2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия: DVD, ООО Кирилл и Мефодий, 2005.