Цель урока:
- закрепить умение решать примеры в столбик, решать задачи в 1-2 действия;
- повторить знания геометрических фигур;
- развитие логического мышления.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Вступительная беседа
– Сегодня у нас необычный урок. А что за урок вы узнаете, если решите цепочку примеров. Ответ подскажет.
100 – 1 – 9 – 40 + 20 + 10 – 80 = 0
2 – путешествие
1 – КВН
0 – аукцион
– Сегодня у нас с вами урок-аукцион. Кто из вас знает: что такое аукцион?
Ответы детей.
– Это торги, на которых различные предметы выставляются на продажу. Купить их может тот, кто заплатит больше других.
– Правильно. Итак, «для продажи» будут выставлены несколько «предметов» («вещей»).
1. Примеры
2. Задачи
3. Геометрический материал
Любую из этих «вещей» из области знаний математики команда-участница сможет «купить», «заплатив за неё знаниями по данной категории».
В диалоге «на торгах» в качестве одного шага (ответа) каждая команда имеет право на одно высказывание, по очереди сменяя другую команду. Вам помогут внимание, сообразительность и дружная работа в команде.
Я представляю вам жюри, которое будет вести подсчет баллов.
Каждая команда должна внести залог, доказать свою состоятельность на торгах – способность участвовать в аукционе.
III. Предварительный «залог – задание»
Капитаны выбирают из 3 листов с заданиями 1 лист. Команды приступают к выполнению. Время ограничено, задание из 2-х частей.
20 + 30 = 50 К 50 – 40 = 10 Н 80 – 30 = 50 З
62 – 2 = 60 9 + 7 = 16 У 6 + 9 = 15 А
7 + 8 = 15 А 3 + 10 = 13 К 10 + 7= 17 Т
8 + 6 = 14 Н 18 – 9 = 9 М 11 – 6 = 5 К
15 – 9 = 6 И 13 – 5 = 8 И 16 – 7 = 9 Н
12 – 4 = 8 З 20 – 0 = 20 13 – 0 = 13 О
19 – 0 = 19 Й 47 – 7 = 40 И 23 – 3 = 20 И
1 команда
8 |
14 |
15 |
19 |
50 |
6 |
З |
Н |
А |
Й |
К |
И |
2 команда
16 |
9 |
10 |
8 |
13 |
40 |
У |
М |
Н |
И |
К |
И |
3 команда
50 |
9 |
15 |
17 |
13 |
5 |
20 |
З |
Н |
А |
Т |
О |
К |
И |
– Чья команда быстрее справится с заданием, та и будет иметь право первой начать диалог на торгах.
(Дети выполняют задание)
– Итак, команды получили названия и доказали свою состоятельность для участия в аукционе.
В «аукционе знаний» участвуют (прошу встать команды):
- «Знайки»
- «Умники»
- «Знатоки»
IV. Открытие «Аукциона знаний»
(Звучит удар гонга)
– Первая «вещь» на продажу!
Помощник вносит табличку ПРИМЕРЫ
– Начальная цена – 10 баллов.
(За каждый правильный ответ команда получает 1 балл). Если в ответе интересный материал, команда получает дополнительный 1 балл.
– Торги начались! (По жеребьёвке «торгуются»)
1. «Хитрые» примеры»
по + ? + л с + ? + жка ак + ? + са
ка + ? + дж р + ? + а те + ? + с
2. Решение примеров (по очереди). Выходят к доске. (Можно на время)
«Умники» «Знайки» «Знатоки»
40 + 30 60 + 10 50 + 20
21 + 20 11 + 30 31 + 10
4 + 9 6 + 7 8 + 5
40 – 7 50 – 6 60 – 5
27 + 12 34 + 13 46 + 11
33 – 21 48 – 24 67 – 25
67 – 7 88 – 8 79 – 9
85 + 15 73 + 27 64 + 36
Поэтическая минутка
(На груди знак «+»)
Я – плюс,
И этим я горжусь!
Я для сложения гожусь,
Я добрый знак соединенья,
И в том моё предназначенье,
Чтобы правильно сложить,
Надо правильно дружить.
Если ссора ль сраженье –
Не получится сложенья.
Сложим стих, прибавим смех –
Выйдет песенка для всех!
За тобою и за мной
Запоёт весь шар земной.
(На груди знак «–»)
Я – минус,
Тоже добрый знак.
Ведь не со зла я отнимаю,
А роль свою лишь выполняю,
Проходила наша Таня
С малышами вычитанье.
Вычитание как понять?
Надо что–нибудь отнять.
У Аришки – орешки,
У Маришки – матрёшку,
У Андрюшки– новый мяч.
Во дворе и рёв, и плач.
Получился ответ:
Игрушки есть–подружки нет.
А. Стройло
V. Звучит удар гонга
– Вторая «вещь» на продажу!
Помощник вносит табличку ЗАДАЧИ
– Начальная цена 20 баллов. (За каждый правильный ответ команда получает ещё 1 балл).
– Торги начались!
1. Весёлые задачи
1) На деревьях грибы сохли,
Ну, а в дождь, конечно, мокли.
40 жёлтеньких маслят,
5 мухоморов,
8 тоненьких опят,
Да 3 рыжие лисички –
Очень милые сестрички.
Вы, ребята, не молчите.
Сколько всех грибов?
Скажите!
(40 + 5 + 8 + 3 = 56)
2) Под шатром ветвистой ели
Белка сделала качели.
Собрались лесные звери
20 зайцев,
8 рыженьких лисиц,
6 ежей и 5 зайчат–
На качели все спешат.
Вы, ребята, не зевайте,
Всех зверей пересчитайте.
(20 + 8 + 6 + 5 = 39)
3) Мы утят своих считали
И, конечно же, устали.
30 плавают в пруду,
Трое спрятались в саду,
Семеро под кустом сидят,
Пятеро в траве галдят.
Помогите нам, ребята,
Сосчитайте всех утят.
(30 + 3 + 7 + 5 = 45)
2. Задачи на логическое мышление
1) Поезд состоит из 10 вагонов. Петя сел в пятый вагон от начала поезда, а Федя – в пятый от конца. В одном ли вагоне они едут? (Нет)
2) Сколько концов у 4 палок? (8)
3) Поле пахали 7 трактористов. 2 трактора остановились. Сколько тракторов в поле? (7)
Поэтическая минутка
Утром зазвонил мне будильник,
Неохота в школу вставать!
Но я знаю точно – сегодня
Получу по математике «пять»!
Я правила зубрил
До утра всю ночь напролёт
Я все уравнения решил,
Знаю, я, что мне повезёт!
Ведь математика – наука,
С которой нужно в дружбе быть.
Ведь без неё – такая штука,
На свете не прожить!
И мы, всё это понимая,
Ищем ответ на вопрос
И педагогу мы внимаем всерьёз.
Ю. Яковлев
V. Звучит удар гонга
– Третья «вещь» на продажу!
Помощник вносит табличку ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
– Начальная цена 25 баллов. (За каждый правильный ответ команда получает ещё 1 балл).
– Торги начались!
1 задание
– Назвать какие геометрические фигуры вы знаете.
– Как называются все эти фигуры? (Многоугольники)
2 задание
– Что такое четырёхугольник?
– Назвать как можно больше предметов похожих на четырёхугольник.
3 задание
Составить из данных фигур квадрат. И поднять руку.
Поэтическая минутка
Давайте, ребята, учиться считать:
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните всё, что без точного счёта
Не сдвинется с места любая работа.
Без счёта не будет на улице света,
Без счёта не сможет подняться ракета,
Без счёта письмо не найдёт адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Летит выше звёзд арифметика наша,
Уходит в моря, строит здания, пашет,
Сажает деревья, турбины куёт.
До самого неба рукой достаёт.
Ю.Яковлев
VI. Подведение итогов аукциона
– Сегодня аукцион завершается.
– Я благодарю всех участников аукциона, а также гостей за чёткую и быструю работу. А сейчас самое приятное – награждение.
Награждение команд-участниц дипломами за участие в «Аукционе знаний по математике»