ЦУУ: Обобщение полученных знаний учащимися о периоде правления Петра I и их проверка. Выявление степени усвоения ими материала и формирование у учащихся оценочных суждений о деятельности царя-реформатора, показать взаимосвязь его внешней, внутренней и культурной политики, сделать вывод о значении реформ для последующего развития России.
План:
I. Личность царя
II. Реформы Петра I
1. Создание Армии и Флота. Северная война.
2. Реформы Петра во внутренней политике.
– Исторические загадки
– Работа с картой
– Историческая путаница
III. Работа с таблицей
Оборудование: карта «Россия в конце 17 –начале 18 века», демонстрационный экран, компьютер, проэктор, презентация «Итоги реформ Петра I».
ППЗ: Как изменилась Россия в результате реформ Петра I?
ХОД УРОКА
I. Личность царя
(Приложение 1, слайд 1 – портрет Петра I)
– Сегодня мы подводим итог деятельности царя, оставившего заметный след в истории нашей страны.
Все мы родом из детства, поэтому важно вспомнить, каким было детство Петра I и как оно повлияло на формирование его личности.
(2 слайд – портрет малолетнего Петра I)
– Почему Петр не получил обычного для царя образования?
– Какое значение в его жизни сыграли потешные игры?
– Какое событие в жизни царя делало его полновластным правителем?
– Почему в противостоянии Петра и Софьи победил Пётр I?
II. Реформы Петра I
1. Создание армии и флота. Северная война.
(карта «Россия в 17 –начале 18 века»)
Основным событием во внешней политике в период правления Петра была Северная война. Вспомните поездку Петра за границу. Одной из целей поездки был поиск союзника против Турции.
– С какой целью Россия начала Северную войну?
– Назовите союзников России.
– Почему Россия стала воевать со Швецией, а не с Турцией?
Правильно, в Европе сложилась не благоприятная для России ситуация, европейские странам было невыгодно воевать с Турцией. Пётр нашёл союзников против Швеции, чтобы добиться выхода в Балтийское море. Однако начало войны было для России неудачным.
– В чём причины поражения России в Нарвском сражении?
– Какие полки хорошо себя проявили, несмотря на поражение?
– Назовите реформы, которые провёл Пётр после поражения под Нарвой.
Ответы учащихся: реформирование армии на новых принципах, рекрутские наборы, принятие Военного устава, указ о снятии колоколов для пушек.
– Почему Пётр дал приказ снять колокола и перелить их на пушки?
(слайд солдаты в форме времён Северной войны)
– Сравните форму и вооружение стрельцов с формой полков, появившихся после военной реформы Петра. Какие формирования, на ваш взгляд, являются более боеспособными? Почему?
(слайд Гангутское сражение, Гренгамское сражение, Полтавская битва)
– Назовите основные сражения Северной войны.
– Как характеризуют историки Полтавское сражение? (как генеральное, сухопутное сражение)
(карта «Россия в 17 – начале 18 века»)
– Какие территории получила Россия после окончания войны? (покажите на карте)
– Что позволило России победить Швецию?
– Сколько лет длилась война?
– Какое значение для России имела Северная война?
Ответы учащихся: Северная война дала России выход в Балтийское море, что отвечало интересам развития государства. Россия получила новые торговые пути, территории, создала военный флот, провела военные реформы и стала одним из сильнейших государств Европы
(слайд «Итоги Северной войны»)
– Что изображено на рисунках? Что их объединяет?
Ответы учащихся:
1. Россия присоединила новые земли (Эстляндию, Ингерманландию, Лифляндию)
2. Герб России. Россия стала империей в год окончания Северной войны (1721г.)
3. Медаль в честь окончания Северной войны
2. Реформы Петра во внутренней политике
Вам предлагаются исторические загадки, отгадайте их.
Исторические загадки
(слайд «Государственный сенат)
1. Назовите государственное учреждение, заменившее Приказы и Боярскую Думу. Оно обладало высшей законодательной, исполнительной и судебной властью и включало в себя 11 подведомственных органов. Каких?
Ответы учащихся: Сенат и коллегии.
– Когда был создан Сенат?
2. При Петре I продвижению по государственной службе способствовали личные способности человека, а не его происхождение. Благодаря чему это стало возможным?
Ответы учащихся: Благодаря «Табели о рангах» (1722г.) неродовитые, беспоместные дворяне могли поступить на государственную или военную службу, сделать карьеру.
3. Это учреждение лишило церковь самостоятельности и подчинило государству. Как оно называется?
Ответы учащихся: Синод. По решению Петра было запрещено избирать патриарха, во главе церкви стал государственный чиновник – обер-прокурор.
4. В результате этой реформы страна разделилась на 8 территориальных единиц. Как они назывались?
Ответы учащихся: губернии.
– В какую губернию входил город Воронеж?
Ответы учащихся: В Азовскую.
5. Как назывался указ, стиравший различия между поместьем и вотчиной, между дворянством и боярством? При этом поместье наследовал только старший сын.
Ответы учащихся: Указ «О единонаследии» 1714г.
6. Постоянные войны требовали денег. Что придумал Пётр для увеличения сбора налогов? Это нововведение значительно увеличило количество собранных денег без увеличения численности населения.
Ответы учащихся: Он ввёл подушную подать (1718-1724гг.). Налог стали собрать не с дома, а с каждого мужчины, проживавшего в этом доме.
7. О каком городе говорится в стихотворении? Кто «заложил» город "назло надменному соседу»?
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу,
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.
Ответы учащихся: В стихотворении говорится о Петре, город – Санкт-Петербург.
– Как вы понимаете выражение «в Европу прорубить окно»?
Ответы учащихся: выход России к побережью Балтийского моря можно считать выходом в Европу.
III. Работа с картой
(карта «Россия в 17 – начале 18 века»)
Длительная война со Швецией, реформы Петра, всё это требовало денег. Поэтому правительство увеличивало налоги и повинности. Жизнь податных сословий была тяжёлой. Как протестовали казаки, крестьяне, посадские люди?
Ответы учащихся: Они поднимали восстания.
– Назовите и покажите территории, где произошли восстания, вспыхнувшие в период правления Петра I. (Учащиеся показывают территорию восстания Кондратия Булавина, город Астрахань) Покажите Урал.
– Чем важен этот регион для экономики страны?
– Покажите город Воронеж.
– С какой реформой Петра I связан город Воронеж?
Ответы учащихся: В Воронеже велось строительство кораблей. Здесь некоторое время жил Пётр I.
Историческая путаница
Итак, ребята, вам предстоит найти в моём рассказе исторические ошибки и назвать их.
1. После поездки за границу Петр I повелел всем людям брить бороды и укоротить платье. Это нововведение было воспринято с восторгом русскими подданными. Так ли это было?
2. Пётр I проиграл войну Швеции и поэтому отдал ей город Азов. Вы согласны?
3. Правда ли это? На реке Днепре Пётр I стал строить флот, т.к. по берегам Днепра росли ровные корабельные сосны. Поэтому Киев считается колыбелью русского флота.
(слайд «Фрегаты петровского времени»)
4. Пётр I издал указ, запрещающий венчать молодых дворян без документа об образовании. Он считал, что это необходимо для семейной жизни. Так ли это было?
5. При Петре I были построены первые подводные лодки, которых ещё не было ни у одной страны мира. Правда ли это?
(слайд «Подводная лодка Никонова»)
6. Пётр I ввёл новое летоисчисление не от сотворения мира, а от рождения его, Петра I. Вы согласны?
(слайд «Пётр I допрашивает своего сына царевича Алексея»)
7. У Петра был сын Алексей, который поддерживал все начинания отца. Так ли это?
8. Пётр I учредил ассамблеи, на которых обязательно должны были присутствовать женщины-дворянки в традиционных русских платьях и кокошниках. Так ли это?
Давайте сделаем вывод: Как изменилась Россия в результате реформ Петра I?
(слайд «Как изменилась Россия в результате реформ Петра I?»)
– Что нового появилось в стране благодаря Петру I?
Ответы учеников: Пётр I расширил территорию страны в ходе Северной войны, построил флот, и реформировал армию, основал Петербург. Россия добилась выхода в Балтийское море, увеличилось количество мануфактур, были проведены реформы государственного устройства (учреждение Сената, коллегий, Синода, городская, областная, налоговая). Пётр ввёл европейскую одежду, закон о бритье бород, ассамблеи.
IV. Заполнение таблицы «Итоги реформы Петра I»
(слайд «Итоги реформы Петра I»)
– Ребята, перед вами таблица, в которой политика Петра I разделена на внешнюю и внутреннюю. Запишите в столбцах реформы Петра во внешней и внутренней политике.
(Ученики заполняют таблицу)
«Итоги реформы Петра I»
Внешняя политика | Внутренняя политика |
|
|
Пример заполнения таблицы.
Внешняя политика |
Внутренняя политика |
1. Победа в Северной войне и выход в Балтийское море (1700-1721гг.) |
1. Создание военного флота |
V. Итог урока
– Таким образом, Пётр I провёл значительные реформы, которые дали
значительный толчок в развитии России.
(слайд «Памятники ПетруI)
– Память о Петре I – это памятники, которые возвели ему благодарные потомки. Назовите города, где установлены эти памятники?
Ответ ученика: Петербург и Воронеж.
VI. Домашнее задание: подготовить сообщения о дочерях Петра I.