Повторительно-обобщающий урок на тему "Значение реформ Петра I"

Разделы: История и обществознание


ЦУУ: Обобщение полученных знаний учащимися о периоде правления Петра I и их проверка. Выявление степени усвоения ими материала и формирование у учащихся оценочных суждений о деятельности царя-реформатора, показать взаимосвязь его внешней, внутренней и культурной политики, сделать вывод о значении реформ для последующего развития России.

План:

I. Личность царя
II. Реформы Петра I
1. Создание Армии и Флота. Северная война.
2. Реформы Петра во внутренней политике.
– Исторические загадки
– Работа с картой
– Историческая путаница
III. Работа с таблицей

Оборудование: карта «Россия в конце 17 –начале 18 века», демонстрационный экран, компьютер, проэктор,  презентация «Итоги реформ Петра I».

ППЗ: Как изменилась Россия в результате реформ Петра I?

ХОД УРОКА

I. Личность царя

(Приложение 1, слайд 1 – портрет Петра I)

– Сегодня мы подводим итог деятельности царя, оставившего  заметный след в истории нашей страны.
Все мы родом из детства, поэтому важно вспомнить, каким было детство Петра I и как оно повлияло на формирование его личности.

(2 слайд – портрет малолетнего Петра I)

– Почему Петр не получил обычного для царя образования?
– Какое значение в его жизни сыграли потешные игры?
– Какое событие в жизни царя делало его полновластным правителем?
– Почему в противостоянии Петра и Софьи победил Пётр I?

II. Реформы Петра I

1. Создание армии и флота. Северная война.

(карта «Россия в 17 –начале 18 века»)

Основным событием во внешней политике   в период правления Петра была  Северная война. Вспомните поездку Петра за границу. Одной из целей поездки был поиск союзника против Турции.
– С какой целью Россия начала Северную  войну?
– Назовите союзников России.
– Почему Россия стала воевать со Швецией, а не с Турцией?
Правильно, в Европе сложилась не благоприятная для России ситуация, европейские странам было невыгодно воевать с Турцией. Пётр нашёл союзников против Швеции, чтобы добиться выхода в Балтийское море. Однако начало войны было для России неудачным.
– В чём причины поражения России в Нарвском сражении?
– Какие полки хорошо себя проявили, несмотря на поражение?
– Назовите реформы, которые провёл Пётр после поражения под Нарвой.
Ответы учащихся:  реформирование армии на новых принципах, рекрутские наборы, принятие Военного устава,  указ о снятии колоколов для пушек.
– Почему Пётр дал приказ снять колокола и перелить их на пушки?
(слайд  солдаты в форме времён Северной войны)
– Сравните форму и вооружение стрельцов с формой полков, появившихся  после военной реформы Петра. Какие формирования, на ваш взгляд, являются более боеспособными? Почему?
(слайд Гангутское сражение, Гренгамское сражение, Полтавская битва)
– Назовите основные сражения Северной войны.
– Как характеризуют историки Полтавское сражение? (как генеральное, сухопутное сражение)
 (карта «Россия в 17 – начале 18 века»)
– Какие территории получила Россия после окончания войны? (покажите на карте)
– Что позволило России победить Швецию?
– Сколько лет длилась война?
– Какое значение для России имела Северная война?
Ответы учащихся:  Северная война дала России выход в Балтийское море, что отвечало интересам развития государства. Россия получила новые торговые пути, территории, создала военный флот, провела военные реформы и стала одним из сильнейших государств Европы
(слайд  «Итоги Северной войны»)
– Что изображено на рисунках? Что их объединяет?
Ответы учащихся:
1. Россия присоединила новые земли (Эстляндию, Ингерманландию, Лифляндию)
2. Герб России. Россия стала империей в год окончания Северной войны (1721г.)
3. Медаль в честь окончания Северной войны

2. Реформы Петра во внутренней политике

Вам предлагаются исторические загадки, отгадайте их.

Исторические загадки

(слайд «Государственный сенат)

1. Назовите государственное учреждение, заменившее Приказы и Боярскую Думу. Оно обладало высшей законодательной, исполнительной и судебной властью и включало в себя 11 подведомственных органов. Каких?

Ответы учащихся: Сенат и коллегии.

– Когда был  создан Сенат?

2. При Петре I продвижению по государственной службе способствовали  личные способности человека, а не его происхождение. Благодаря чему это стало возможным?

Ответы учащихся: Благодаря «Табели о рангах» (1722г.) неродовитые, беспоместные дворяне могли поступить на государственную или военную службу, сделать карьеру.

3. Это учреждение лишило церковь самостоятельности и подчинило государству. Как оно называется?

Ответы учащихся: Синод. По решению Петра было запрещено избирать патриарха, во главе церкви стал государственный чиновник – обер-прокурор.

4. В результате этой реформы страна разделилась на 8 территориальных единиц. Как они назывались?

Ответы учащихся: губернии.

– В какую губернию входил город Воронеж?

Ответы учащихся: В Азовскую.

5. Как назывался указ, стиравший различия между поместьем и вотчиной, между дворянством и боярством? При этом поместье наследовал только старший сын.

Ответы учащихся: Указ «О единонаследии» 1714г.

6. Постоянные войны требовали денег. Что придумал Пётр  для увеличения сбора налогов? Это нововведение  значительно увеличило количество собранных денег без увеличения численности населения.

Ответы учащихся: Он ввёл подушную подать (1718-1724гг.). Налог стали собрать не с дома, а с каждого мужчины, проживавшего в этом доме.

7. О каком городе говорится в стихотворении? Кто «заложил» город "назло надменному соседу»?

И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу,
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.

Ответы учащихся: В стихотворении говорится о Петре, город – Санкт-Петербург.

– Как вы понимаете выражение «в Европу прорубить окно»?

Ответы учащихся: выход России к побережью Балтийского моря можно считать выходом в Европу.

III. Работа с картой

(карта «Россия в 17 – начале 18 века»)

Длительная война со Швецией, реформы Петра, всё это требовало денег. Поэтому правительство увеличивало налоги и повинности. Жизнь податных сословий была тяжёлой. Как протестовали казаки, крестьяне, посадские люди?

Ответы учащихся: Они поднимали восстания.

– Назовите и покажите территории, где произошли восстания, вспыхнувшие в  период правления Петра I. (Учащиеся показывают территорию восстания  Кондратия Булавина, город Астрахань) Покажите Урал.
– Чем важен этот регион для экономики страны?
– Покажите город Воронеж.
– С какой реформой Петра I связан город Воронеж?

Ответы учащихся: В Воронеже велось строительство кораблей. Здесь некоторое время жил Пётр I.

Историческая путаница

Итак, ребята, вам предстоит найти в моём рассказе исторические ошибки и назвать их.

1. После поездки за границу Петр I повелел всем людям брить бороды и укоротить платье. Это нововведение было воспринято с восторгом русскими подданными. Так ли это было? 
2. Пётр I проиграл войну Швеции и поэтому отдал ей город Азов. Вы согласны?
3. Правда ли это? На реке Днепре Пётр I стал строить флот, т.к. по берегам Днепра росли ровные корабельные сосны. Поэтому Киев считается колыбелью русского флота.
(слайд «Фрегаты петровского времени»)
4. Пётр I издал указ, запрещающий венчать молодых дворян без документа об образовании. Он считал, что это необходимо для семейной жизни. Так ли это было?
5. При Петре I были построены первые подводные лодки, которых ещё не было ни у одной страны мира. Правда ли это?
(слайд «Подводная лодка Никонова»)
6. Пётр I ввёл новое летоисчисление не от сотворения мира, а от рождения его, Петра I. Вы согласны?
(слайд «Пётр I допрашивает своего сына царевича Алексея»)
7. У Петра был сын Алексей, который поддерживал все начинания отца. Так ли это?
8. Пётр I учредил ассамблеи, на которых обязательно должны были присутствовать женщины-дворянки в традиционных русских платьях и кокошниках. Так ли это?

Давайте сделаем вывод: Как изменилась Россия в результате реформ Петра I?
(слайд «Как изменилась Россия в результате реформ Петра I?»)
– Что нового появилось в стране благодаря Петру I?

Ответы учеников: Пётр I расширил территорию страны в ходе Северной войны, построил флот, и реформировал армию, основал Петербург. Россия добилась выхода в Балтийское море, увеличилось количество мануфактур, были проведены реформы государственного устройства (учреждение Сената, коллегий, Синода, городская, областная, налоговая). Пётр ввёл европейскую одежду, закон о бритье бород, ассамблеи.

IV. Заполнение таблицы «Итоги реформы Петра I»

(слайд «Итоги реформы Петра I»)

– Ребята, перед вами таблица, в которой политика Петра I разделена на внешнюю и внутреннюю. Запишите в столбцах реформы Петра во внешней и внутренней политике.

(Ученики заполняют таблицу)

«Итоги реформы Петра I»

Внешняя политика

Внутренняя политика

 

 

Пример заполнения таблицы.

Внешняя политика

Внутренняя политика

1. Победа в Северной войне и выход в Балтийское море (1700-1721гг.)
2. Война с Турцией. Прутский поход.
(1711г.). Потеря Азова
3. Персидский (каспийский) поход Петра (1722-1723гг.)

1. Создание военного флота
2. Государственные реформы
– Сенат
– Синод
– «Табель о рангах»
3. Городская
4. Областная (губернская) реформа
5. Поместная
6. Престолонаследия
7. Создание школ
8. Строительство мануфактур
9. Создание ассамблеи и введение иностранной одежды, бритьё бород

V. Итог урока

– Таким образом, Пётр I провёл значительные реформы, которые дали
значительный толчок в развитии России.
(слайд «Памятники ПетруI)
– Память о Петре I – это памятники, которые возвели ему благодарные потомки. Назовите города, где установлены эти памятники?

Ответ ученика: Петербург и Воронеж.

VI. Домашнее задание: подготовить сообщения о  дочерях Петра I.