Цель урока: ознакомить с понятием «нравственность», «золотое правило нравственности»; развитие понимания значения нравственности; формирование ответственного поведения в жизни человека и общества; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; развитие культуры речи; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Задачи:
- Познакомить с моральными нормами, с ориентацией на их выполнение; учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей.
- Развивать учебные умения работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения.
- Воспитывать желание делать выбор в пользу добра; следовать за добрыми влечениями сердца и совести.
Личностные результаты:
- Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
- Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются справедливыми и милосердными.
- Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения («золотое правило нравственности»).
- Опираясь на это правило, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях (обыграть ситуацию).
- Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
Метапредметные результаты – универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
- Совместно с учителем составлять план решения задачи.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
- Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
ХОД УРОКА
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Организационный
Актуализация знаний
Индукция
Деконструкция
Реконструкция
Социализация
Афиширование
Разрыв
Рефлексия
Дом. задание |
– Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуйте их. А теперь посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Садитесь. – Скажите, пожалуйста, что такое этика и зачем нам ее изучать?
– Хорошо. Вот посмотрите, пожалуйста, какой у меня есть мешочек. Давайте посмотрим, что лежит в этом мешочке. Учитель достает красивое яблоко. – Расскажите, какое это яблоко? – А какие ассоциации у вас возникают?
– Вспомните, о чем шла речь в этом мифе и предположите о чем мы будем говорить на уроке. – Я вижу, вы не можете решить, как поступить в данной ситуации. В жизни бывают такие ситуации, когда мы не знаем, как поступить или сомневаемся – Сегодня на уроке мы с вами узнаем, есть ли такое правило. – Какие задачи на сегодняшнем уроке?
Для этого вам нужно прочитать текст и попробовать переработать полученную информацию в графический вид. У каждой группы свое задание. Задание у вас на листочках.
– Какой вывод мы можем сделать? Как надо поступать по отношению к другим?
– Это и есть правило нравственности. Его называют золотым правилом. Почему?
– А теперь давайте вернемся к нашим яблокам. Как же надо было поступить? – Да это правильно, но каждый человек делает свой выбор и отвечает за свои поступки. З.п. нам только в этом помогает. – А как оно помогает, и почему его важно применять в жизни вы узнаете, поработав в группах и выполнив задания. Работа в группах. Какая из предложенных пословиц соответствует золотому правилу нравственности? Почему золотое правило нравственности помогает в жизни? Почему важно соблюдать золотое правило нравственности? Какое чувство мешает соблюдать золотое правило нравственности? 1. Восторг. Проверка работ на доске с объяснениями Работа на Макбуках. Не осуждать поступки других; помогать товарищу; делиться с другими; ходить на рыбалку; отзываться на чувства окружающих; давать списывать Проверка на доске. Составление алгоритма хорошего отношения. – Что для этого надо? – Значит, действия д.б. взаимными. Это очень важное условие. – А теперь скажите, что вам запомнилось сегодня на уроке? – Закончить сегодняшний урок я хочу словами Виктора Немцева. Полюби другого сердцем чистым, Дома вы возьмете произведения М. Зощенко «Елка» и «Калоши» или Осеевой «Синие листья» и охарактеризуете поступки героев с точки зрения з. п. н. |
Входя в класс, дети разбиваются на группы, беря квадратики разных цветов Дети приветствуют гостей, улыбаются друг другу и садятся на свои места. Это наука, которая изучает поступки и отношения между людьми. Изучаем мы ее для того, чтобы знать, как поступить в той или иной ситуации.
Мнения детей разделились.
Не знаем.
Дети находя высказывания философов, фиксируют на больших листах.
Как надо относиться к людям. Делать людям то, что хочешь для себя. Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.
Золотое – уникальное
Отдать красивое яблоко другу.
Не обзывались, помогали, улыбались, дружили и т.д.
Не обижать других, помогать другим и т. д.
|
Р. Умение осознавать то, что уже освоено и то, что еще нужно усвоить
Р. волевая саморегуляция в ситуации затруднения; умение работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке
Р. проговаривать последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы
Р.понимать цель выполняемых действий;
Р. умение адекватно оценивать свою деятельность; |