Открытый урок по курсу ОРКСЭ на тему "Золотое правило нравственности". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель урока: ознакомить с понятием «нравственность», «золотое правило нравственности»; развитие понимания значения нравственности; формирование ответственного поведения в жизни человека и общества; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; развитие культуры речи; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Задачи:

  • Познакомить с моральными нормами, с ориентацией на их выполнение; учить давать нравственно-этическую  оценку личным поступкам и поступкам других людей.
  • Развивать учебные умения работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения.
  • Воспитывать желание делать выбор в пользу добра; следовать за добрыми влечениями сердца и совести.

Личностные результаты:

  • Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
  • Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются справедливыми и милосердными.
  • Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения («золотое правило нравственности»).
  • Опираясь на это правило, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях (обыграть ситуацию).
  • Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.

Метапредметные результаты – универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
  • Совместно с учителем составлять план решения задачи.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
  • Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
  • Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный
момент

 

 

 

Актуализация знаний

 

 

 

 

 

Индукция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деконструкция

 

 

 

 

Реконструкция

 

 

 

 

 

Социализация

 

 

 

Афиширование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разрыв

 

 

 

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

Дом. задание

 

 

– Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуйте их. А теперь посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Садитесь.

– Скажите, пожалуйста, что такое этика и зачем нам ее изучать?

 

 

– Хорошо. Вот посмотрите, пожалуйста, какой у меня есть мешочек. Давайте посмотрим, что лежит в этом мешочке.

Учитель достает красивое яблоко.

– Расскажите, какое это яблоко?
– А у меня есть еще одно яблоко. Сравните их.

– А какие ассоциации у вас возникают?

 

– Вспомните, о чем шла речь в этом мифе и предположите о чем мы будем говорить на уроке.
– Одно яблоко вам надо отдать другу, второе взять себе. Какое яблоко вы отдадите другу?

– Я вижу, вы не можете решить, как поступить в данной ситуации. В жизни бывают такие ситуации, когда мы не знаем, как поступить или сомневаемся
– А как вы думаете, есть ли правило для таких ситуаций?

– Сегодня на уроке мы с вами узнаем, есть ли такое правило.
– И тема нашего урока …

– Какие задачи на сегодняшнем уроке?

 

Для этого вам нужно прочитать текст и попробовать переработать полученную информацию в графический вид. У каждой группы  свое задание. Задание у вас на листочках.
– Но прежде, чем вы начнете работать вспомните правила работы в группе.

 


– Мы услышали высказывания разных людей в разные времена и эпохи.
– Чему учат эти правила? Что их объединяет?

– Какой вывод мы можем сделать? Как надо поступать по отношению к другим?

 

– Это и есть правило нравственности. Его называют золотым правилом. Почему?

 

– А теперь давайте вернемся к нашим яблокам. Как же надо было поступить?

– Да это правильно, но каждый человек делает свой выбор и отвечает за свои поступки. З.п. нам только в этом помогает.

– А как оно помогает, и почему его важно применять в жизни вы узнаете, поработав в группах и выполнив задания.

Работа в группах.

Какая из предложенных пословиц соответствует золотому правилу нравственности?
1. Худа та мышь, которая одну лазейку найдет.
2. Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
3. Курочка по зернышку клюет, да сыта бывает.
4. Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

Почему золотое правило нравственности помогает в жизни?
1. Потому что мы делаем, что говорят другие.
2. Потому что в нем проявляются лучшие порывы нашей души.
3. Потому что дает людям радость и добро.
4. Потому что взрослые нас ругают, и мы слушаемся.

Почему важно соблюдать золотое правило нравственности?
1. Потому что в школе за его соблюдение ставят хорошие отметки.
2. Потому что это закон государства.
3. В этом правиле заключается добро человеческих отношений.
4. Все варианты верны.

Какое чувство мешает соблюдать золотое правило нравственности?

1. Восторг.
2. Жалость.
3. Страх.
4. Уважение.

Проверка работ на доске с объяснениями

Работа на Макбуках.
Разбить на две колонки данные выражения связанные с правилом; не связанные с правилом

Не осуждать поступки других; помогать товарищу; делиться с другими; ходить на рыбалку; отзываться на чувства окружающих; давать списывать

Проверка на доске.

Составление алгоритма хорошего отношения.
– Как вы хотите, чтобы к вам относились?

– Что для этого надо?

– Значит, действия д.б. взаимными. Это очень важное условие.

– А теперь скажите, что вам запомнилось сегодня на уроке?

– Закончить сегодняшний урок я хочу словами Виктора Немцева.

Полюби другого сердцем чистым,
Ты ведь хочешь, чтоб тебя любили,
Засветись к другим добром лучистым,
Если хочешь, чтоб тебе светили.
Снизойди к другому в пониманье,
Если хочешь, чтоб тебя простили,
Окажи другому всё вниманье,
Коль в поддержке ждёшь от ближних силу.
Дай совет в любви тому, кто рядом,
Если хочешь получить советы,
Посмотри на ближних добрым взглядом,
Если хочешь доброты и света.

Дома вы возьмете произведения М. Зощенко «Елка» и  «Калоши» или Осеевой «Синие листья» и   охарактеризуете  поступки героев  с точки зрения з. п. н.

Входя в класс, дети разбиваются на группы, беря квадратики разных цветов

Дети приветствуют гостей, улыбаются друг другу и садятся на свои места.

Это наука, которая изучает поступки и отношения между людьми. Изучаем мы ее для того, чтобы знать, как поступить в той или иной ситуации.

 

 

 


Большое, красное, сладкое.
Дети сравнивают два яблока и приходят к выводу, что второе яблоко хуже
Дети называют различные ассоциации. «Яблоко раздора»

 

Мнения детей разделились.

 

 

 

Не знаем.

 

 


Правило нравственности
Познакомиться с правилом нравственности.

 

 

 

Дети находя высказывания философов, фиксируют на больших листах.
По окончанию работы все демонстрируется на доске 1 человеком из группы.

 

Как надо относиться к людям. Делать людям то, что хочешь для себя.

Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.

 

Золотое – уникальное

 

 

Отдать красивое яблоко другу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не обзывались, помогали, улыбались, дружили и т.д.

 

 

 

Не обижать других, помогать другим и т. д.

 

 

Р. Умение осознавать то, что уже освоено и то, что еще нужно усвоить
П. формирование мыслительных операций; анализ, сравнение, обобщение
К. умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других

 

 

 

 

 

 

 

 

Р. волевая саморегуляция в ситуации затруднения; умение работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке
П.умение формулировать проблему с помощью учителя
К.умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других

 

 

 

 

 

Р. проговаривать последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы
П. умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их; выбирать критерия для обоснования своего суждения
К. умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р.понимать цель выполняемых действий;
П.самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации; презентовать
подготовленную информацию в вербальном виде;
К. слушать и понимать других, участвовать в диалоге

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р. умение адекватно оценивать свою деятельность;
П. рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результата
деятельности;
К. оформлять свои мысли в устной форме; приходить к общему мнению, работая в паре

Приложение 1

Приложение 2