ВВЕДЕНИЕ
Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. К таким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии.
Педагогическая игра – вид деятельности, характеризующийся четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью.
Спектр целевых ориентаций педагогических игр
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение ЗУН в практической деятельности, формирование определенных умений, навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок. Воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умений находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению, психотерапия.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Игры с готовыми правилами, которые используются как средство развития познавательной активности детей и подростков.
У каждой науки, учебного предмета есть своя занимательная сторона, есть большое количество игр и игровых форм. Есть игры, включающие познавательные элементы нескольких учебных предметов. Как правило, они требуют от учащихся умения расшифровать, распутывать, разгадывать, а главное – знать сам предмет. Чем искуснее составлена дидактическая игра, тем наиболее умело, скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями ребенок учится непреднамеренно, непроизвольно, играя. Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют ученика на овладение знаниями и умениями.
В обучении и игре присутствует исследовательский, ориентировочный рефлекс. Игра, как и обучение, процесс творческий. Многие дидактические игры построены именно на необходимости обнаружить ту или иную закономерность, на способности выдвигать гипотезы, на соревновании в знаниях. Выигрывает чаще всего тот, кто владеет наибольшей информацией. Познавательная активность стимулируется конкурсностью, соревновательным характером игры.
Типичными видами дидактических игр, характерных для профессионального обучения, являются технические «диктанты», мини-конкурсы «кто лучше», «кто быстрее»; комментированные взаимоопросы; техническое лото; техническое домино и т.д.Цели мероприятия:
- Закрепление знаний по технологии конструкционных материалов.
- Повышение технологической культуры, расширение кругозора.
- Активизация творческих способностей учащихся.
- Раскрытие потенциальных возможностей учащихся, выявление их индивидуальных способностей.
- Развитие познавательной активности, повышение интереса к образовательной области « Технология»
- Совершенствование умений работать самостоятельно и в коллективе, развитие межличностных отношений, воспитание чувства взаимопомощи.
- Углубление знаний о профессиях.
- Развитие наблюдательности, внимания, памяти, мышления, сообразительности, пространственного представления.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные – углубление знаний о профессиях, расширение кругозора.
Метапредметные (УУД):
- регулятивные – умение планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
- коммуникативные – работать в группе, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, учитывать разные мнения и интересы при выборе окончательного решения, следовать морально-этическим принципам – уважительное отношение к сверстникам в ходе совместного действия.
- познавательные – осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задачи, перерабатывать информацию для получения необходимого результата, строить логические рассуждения, включающие причинно-следственные связи.
- личностные – умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, развитие трудолюбия, ответственности, аккуратности и опрятность в работе.
Время работы: 45 минут.
Класс: 6.
Дидактическое обеспечение: раздаточный материал, презентация, эмблема конкурса для каждого участника (Приложение 1)
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Межпредметные связи: информатика, история, русский язык, литература, изобразительное искусство.
Структура мероприятия:
- Приветствие команд (презентация).
- Объявление состава жюри.
- Проведение 5-и конкурсов.
- Подведение итогов 5-и конкурсов.
- Игра со зрителями.
- Проведение 6-и конкурсов.
- Подведение итогов конкурса.
- Награждение команд.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущий. Добры день уважаемые ребята, гости. Мы рада приветствовать Вас на нашем конкурсе «Знатоки технологии». В конкурсе принимают участие две команды 6 класса.
Сегодня ребята, Вам представится возможность блеснуть своими знаниями, продемонстрировать умения, которые Вы получили на уроках технологии, и других предметах, а также проявить находчивость и чувство юмора. Мы желаем обеим командам удачи и успехов.
Ведущий. Любой труд нужен и важен. Нельзя обойтись без людей, которые изготавливают изделия, полезные и для себя, и для других. Об этом замечательно сказал поэт Юлиан Тувим:
Каменщик строит жилища,
Платье работа портного,
Но ведь портному работать
Негде без теплого крова!
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну, а сапожник без хлеба
Много ль нашьет, натачает?
Стало быть, так и выходит:
Все, что мы делаем — нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.
Ведущий. Сегодня наша игра имеет прямое отношение к труду. Все конкурсы, в которых будут принимать участие команды и зрители, непосредственно связаны с работой в мастерских.
Ведущие представляют команды и команды приветствуют друг друга (презентация).
Команда «Новое поколение».
Команда «Мастера и мастерицы».
Ведущие представляют состав жюри.
Вы судите справедливо, мыслите не торопясь,
И оценки, ставя нам, прибавляйте один балл,
Спорить мы не будем с Вами.
2. Конкурс Разминка
Ведущий. Каждой команде задается по 3 вопроса, вы должны дать ответ быстро, четко и верно. За каждый правильный ответ жюри присуждает 1 балл.
Вопросы:
- Наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации (технология)
- Сведения, передаваемые людьми устным, письменным и другими способами. (информация)
- Что требуется для выполнения ручных работ как в столярной, так и в швейной мастерской? (инструмент)
- Что является сырьем, для изготовления х/б тканей? (хлопок)
- Как называют человека, достигшего высокого уровня в своей профессии, которому любое дело по плечу? (мастер)
- Назвать дерево – символ России. (береза)
3. Конкурс «Анаграммы»
Анаграммы – слово или словосочетание образованное перестановкой букв.
Время работы 1 минута. Какая команда составит больше слов, та получает 2 балла
- АЗОГОТКВА (Заготовка.)
- ИЕЕЛДЗИ (Изделие.)
- ОНБЛША (Шаблон.)
- СОКУРБ (Брусок)
- ЦЫНИНОЖ (Ножницы.)
- НОЛОКВО (Волокно.)
- УФНРТИРУА (Фурнитура.)
- ЫВАТКЧА (Вытачка.)
- КСАЛКДА (Складка.)
- МЛОКОТО (Молоток)
- ЕДОМРЕЬЛ (Модельер.)
- НИКЛЕС (Лесник)
- ВЕЯШ (Швея)
- ИПЛА (Пила.)
4. Конкурс «Кому принадлежат эти вещи?»
Ведущий: В комнату находок поступило много различных вещей. Надо разыскать их владельцев и сообщить профессию. К столу приглашают по одному члену команды. Участникам игры завязывают глаза, и предлагают взять со стола по три предмета. Затем, снимают повязки и предлагают назвать профессию каждого из взятых предметов.
На столе разложены: рубанок, шприц, фен, расческа, гаечный ключ, сантиметр, скалка, диск, водопроводный кран.
Профессии: плотник, врач – медсестра, парикмахер, механик, швея – закройщик, повар - кондитер, оператор ЭВМ - программист, сантехник.
5. "Древние письмена"
Ведущий. Командам предлагается ознакомиться с так называемыми "древними письменами", в которых отсутствуют гласные буквы. Необходимо их определить, и назвать слова. Какая команда назовет больше слов, та и получает 2 балла.
в__л__кн__ (волокно)
р__б__н__к (рубанок)
тк__ч__ств__ (ткачество)
п__р__пл__т__н__ __ (переплетение)
гв__здь (гвоздь)
пр__д__н__ __ (прядение)
ш__бл__н (шаблон)
__т__г (утюг)
н__ж__вк__ (ножовка)
б__л__вк__ (булавка)
п__л__ (пила)
тк__нь (ткань)
Подведение членами жюри итогов 5 конкурсов.
6. Игра со зрителями - 1.
Вопросы на сюжеты русских народных сказок на современный лад (назвать главного героя и сказку)
1. Фермер вырастил рекордный урожай, но не может справиться с уборкой и приглашает ещё пятерых помощников. Кто они? (Бабка, внучка, жучка, кошка, мышка, сказка «Репка»)
2. Муж обожает свою жену, но из тщеславия сжигает её скромный наряд. Жену похищает неизвестный. Кто он? (Кощей, сказка «Царевна лягушка».
3. Несколько бомжей находят пустующее здание и поселяются в нём. Однако дом оказался непрочным и был разрушен. Кем? (Медведем, сказка «Теремок»)
4. Забравшись в чужой дом, некто съедает обед, ломает мебель и вообще, устраивает беспорядок. Чей это был дом? Кто навел беспорядок? (Дом 3-х медведей, девочка Машенька, сказка «Три медведя»)
5. Некая бедная домохозяйка достигла высокого (уровня) положения и богатства, однако, зазнавшись, оскорбила своего спонсора и вновь обеднела. Какова профессия супруга этой жены? (Рыбак «Сказка о рыбаке и рыбке»).
6. Найдя клад, дама покупает новый бытовой прибор и приглашает множество гостей. Однако в сложной ситуации неблагодарные гости не захотели помочь хозяйке. Кто её выручил? (Комар, сказка «Муха-Цокотуха»)
7. Группа террористов похищает ребенка, оставленного без присмотра. Мальчика приносят к главарю этой банды. Кто был главарем банды? (Баба Яга, сказка «Гуси-лебеди»).
8. Сообразительное домашнее животное выводит в люди своего хозяина - простака. Какую обувь предпочитает носить этот зверь? (Сапоги, сказка «Кот в сапогах»)
9. Трое пытались поймать того, кто оставил без пищи двух стариков. Но этот тип трижды уходил от них. А четвёртый преследователь прикинулся глухим, поймал его и съел. Кого? (Колобка)
7. Конкурс «Эстафета»
Ведущий. В конкурсе участвуют все игроки команд. На столе перед участниками лежат задания для эстафеты:
- пазлы технического станка, швейной машины (Приложение 2)
- набор бусинок для изготовления браслета, леска, ножницы;
- ребусы.
Побеждает команда, выполнившая все задания быстро, правильно и качественно.
8. Конкурс «Крестики-нолики»
Ведущий. Для этого конкурса, каждая команда должна иметь свой знак, чтобы проставлять его в клетках: «Х» и «О». Членам каждой команды необходимо ответить на предложенные вопросы. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. Для игры понадобится таблица из шести клеток (шесть вопросов) – знакомая всем по игре в «крестики – нолики», только большого формата, начерченная либо на листе ватмана, либо на доске.
Ведущий. Члены команд по очереди выбирают номер клетки. Ведущий задает вопрос. Если ответ верный, команда пишет в клетке с соответствующим номером свой знак. Если ответ неверный – ставится знак команды – соперника. Выигрывает та команда, которая первой выставит три своих знака на одной линии или получит большее число знаков своей команды.
“Верите ли Вы, что…”
- Первый проект швейной машины предложил Леонардо да Винчи? (Да, в конце ХV в.)
- Единицей измерения пиломатериала является куб? (Да)
- Существуют машины не только с ручным приводом, но и с ручным тормозом? (Нет)
- Острые кромки изделий из древесины, обрабатывают напильником. (Да)
- В первых моделях швейной машины использовались иглы кактуса, которые специально привозились из Африки? (Нет, иглы, всегда были металлическими.)
- Сталь является металлом? (Нет, сплавом)
9. Конкурс "Черный ящик
Команды, получают задание в течение 1 мин отгадать, что лежит в закрытом ящике. Ответ дать в письменном виде.
Даются следующие подсказки:
- Предмет в «черном ящике» имеет прямое отношение к оборудованию для обработки ткани и древесины.
- Имеет такое же название, что и одно из дополнений к мужской и женской одежде (ремень)
10. Конкурс «Понимание»
Участники конкурса должны продолжить пословицу, если команда не отвечает, на вопрос отвечают зрители:
- “Встречают по одежке … (а провожают по уму)”.
- “Без труда … (не вынешь рыбу из пруда)”.
- “Делу время, … (а потехе час)”.
- “Где дом, тут и … (хозяин)”.
- “Что посеешь … (то пожнешь)”
- Глаза страшатся, … (а руки делают).
- Семь раз отмерь – … (один раз отрежь).
- Умелые руки – … (не знают скуки).
- Слово не воробей … (вылетит, не поймаешь).
- Не имей сто рублей, … (а имей сто друзей)
11. Конкурс «Знатоки истории»
Конкурс с выбором правильного ответа.
Ведущий задает вопросы командам на историческую тематику, и предлагает три варианта ответа. Необходимо выбрать один правильный ответ и капитану команды поднять сигнальную карточку с ответом ( по сигналу ведущего)
- Как измерялись ткани на Руси? Ответы: локтями (0,5 см), пядями (расстояние между большим и указательным пальцами —15 см), саженями — 1,5 м.
- Какой тип мебели на Руси являлся одновременно кроватью, хранилищем для платья, посуды, денег? Ответы: шкаф, сундук, комод.
- Из какого языка заимствовано слово "кухня"? Ответы: французский, немецкий, русский.
- На железо, ставили заводское клеймо, изображавшего маленького бегущего зверька, какого? Ответы: бегущий соболь – под маркой «старый соболь», оно было известно всему миру, бегущая лисица, куница.
- Почему в начале нашего столетия (1910 г.) дамам приходилось связывать себе ноги специальными подвязками? Ответы: юбки стали такими узкими, что дамам приходилось связывать себе ноги, чтобы ненароком не шагнуть слишком широко и не разорвать шов на платье, чтобы ноги были стройные, дань моде.
- Как называется самая короткая женская юбка? (Миди, мини, макси.)
- Какой головной убор носят женщины с давних времен до наших дней? (Платок, берет, шарф.)
- Какая посуда использовалась на Руси до Монгольского ига в XIII в.? Ответы: глиняная, стеклянная, деревянная.
12. Конкурс-домино «Ориентирование в профессиях».
К названию профессии подберите ее описание.
Вязальщица |
Изготавливает различные изделия из пряжи. |
Прядильщица |
Она владеет технологическим процессом по производству непрерывной, тонкой, и прочности нити. |
Плотник |
Он срубит баню, срубит дом, потом полы настелет в нем, соорудит вам плотик. |
Столяр |
Он смастерит вам шкаф, буфет, и стол, и стул, и табурет. |
Кулинар |
Он умеет приготовить пищу. |
Швея |
Из отдельных деталей она изготовляет различные изделия из ткани. |
Кондитер |
Готовит сладкие изделия из муки и других дополнительных продуктов. |
Дизайнер |
Он с учетом размеров и расположения квартиры создает и оформляет интерьер помещений |
Вальщик |
Он с пилой всегда на «ты», спутницей зубатой валит сосны и дубы. |
Рекламист |
Он доходчиво, интересно и красиво представляет товар и услуги. |
13. Игра со зрителями «Загадки»
- Скрепит любые два листа он без шурупов и винта, лишь капельку его налей. А называется он ... (Клей)
- Из этого ведерка нельзя воды напиться. (Наперсток.)
- Стежок за стежком встали рядком. (Строчка.)
- Я красуюсь на стене, не хватает вилки мне. (Розетка.)
- Он похож на телевизор, только во 100 крат умней,
Папе пишет он программы, набирает тексты маме.
И меня не забывает – весело со мной играет. (Компьютер.) - Ткани я цветной кусок, называюсь… (Лоскуток.)
- Я вдоль ткани хожу, а мой братец поперёк. (Основа и уток.)
- Топили, колотили, мяли, трепали, рвали, крутили, ткали, на стол постелили. (Лён.)
- На стеблях белеют чашки, в них и нитки и рубашки. (Хлопок.).
- На станке по чертежу обрабатываешь сталь , получается ... (Деталь)
- Проволоку перекусят, и перед гвоздем не струсят. (Кусачки)
- Вспомогательный приклад —например, для гарнитура. Знает стар и знает млад: это слово ... (Фурнитура)
- Сам в комнате, а голова на улице. (Гвоздь.)
- Тонка, одноуха, остра. (Игла.)
- Древесину ест едок, сто зубов в один рядок. (Пила.)
- Сам худ, а голова с пуд. (Молоток.)
- Остра, как игла, а шить не годится. (Шило.)
- Где упрется хвостом, станет дырка потом. (Сверло.)
- Два конца, два кольца, посередине гвоздик. (Ножницы)
14. Подведение итогов конкурса
Оценочный лист конкурса «Знатоки технологии»
№ п/п |
Название конкурсов, максимальное количество баллов, время работы |
Команды/ баллы |
|
Новое поколение |
Мастера и мастерицы |
||
1. |
Презентация (1 балл) |
1 |
1 |
2. |
Разминка ( 3 балла) |
3 |
3 |
3. |
«Анаграммы» ( 2 балла) Время 1 мин. |
2 |
2 |
4. |
Кому принадлежат вещи (2 балла) |
2 |
1 |
5. |
«Древние письмена» (2 балла) 1 минута |
2 |
1 |
|
Подведение итогов за 5 конкурсов |
10 |
8 |
6. |
Эстафета (3 балла) Время 3 минуты |
3 |
3 |
7. |
Крестики – нолики ( 2 балла) |
2 |
1 |
8. |
«Черный ящик» ( 1 балл) 1 мин. |
1 |
1 |
9. |
Понимание (2 балла) |
2 |
1 |
10. |
Знатоки истории (2 балла) |
2 |
2 |
11. |
Ориентация в профессии (2 балла) |
2 |
2 |
12. |
«Загадки» – игра со зрителями |
– |
– |
Всего: |
12 |
10 |
Максимальное количество баллов 22
Команда «Новое поколение» ____I__ место
Команда «Мастера и мастерицы»___II__место
Жюри оглашает итоги и награждает победителей и участников конкурса (грамоты, записные книжки, ручки ). Фотографии с конкурса будут подарены позже.