Проектную методику обучения английскому языку можно отнести к современным технологиям обучения с целью развития личностных качеств учащихся и поэтому она является актуальной для учителя не только английского языка, но и любого предмета.
Согласно новым образовательным стандартам в качестве одной из целей изучения иностранных языков является развитие личности учащегося. Одним из эффективных методов, позволяющих реализовать данную цель является метод проектов. Данный метод предполагает опору на творчество школьников, приобщает их к исследовательской деятельности, позволяет объединять разные учебные предметы, использовать разные режимы работы учащихся, организовывать обучение в сотрудничестве [2].
Основной задачей обучения иностранному языку в современной школе является развитие коммуникативных умений и навыков. Чтобы сформировать у школьников такие умения и навыки, необходима активная устная речевая практика для каждого ученика группы. Метод проектов может решить эту задачу. В основе проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы её решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение предметными знаниями [3]. Школьники должны владеть интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К первым можно отнести умение работать с информацией, с текстом. К творческим умениям относятся умения мыслить, находить не один, а много вариантов решения проблемы. К коммуникативным относятся умения вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свою мысль. Метод проектов составляет основу развивающего, личностно-ориентированного характера обучения. Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. В центре обучения должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания.
Основные требования к использованию метода проектов: 1) наличие проблемы, требующей исследовательского поиска; 2) практическая значимость результатов; 3) самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время; 4) структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и распределением ролей; 5) использование исследовательских методов: определение проблемы, выдвижение гипотезы её решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Структура проекта состоит из следующих этапов: 1) представление ситуаций позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике; 2) выдвижение гипотез решения поставленной проблемы; 3) обсуждение методов проверки принятых гипотез; 4) работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или, опровергающих гипотезу; 5) защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих; 6) выявление новых проблем.
В курсе ИЯ метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Я использую в своей практике предметную линию учебников “Звёздный английский”. В рабочих программах авторов Р.П. Мильруд, Ж.А. Суворова к предметной линии учебников “Звёздный английский” указывается на то, что для достижения требуемых ФГОС целей и задач нужно использовать такие методологические подходы к изучению иностранного языка, как личностно-ориентированный, деятельностный, коммуникативно-когнитивный [1]. Личностно-ориентированный подход позволяет достигать личностных результатов. Деятельностный подход к организации образовательного курса служит условием достижения его метапредметных результатов и овладения умением учиться. Коммуникативно-когнитивный подход обеспечивает достижение требуемых ФГОС предметных результатов образовательного курса. Предметные результаты образовательного курса английского языка на базе УМК “Звёздный английский” для 5-11 классов соответствует требованиям к овладению английским языком на уровне превышающем пороговый. Это выражается в расширенном объёме усваиваемого языкового и текстового материала, увеличенном диапазоне общекультурных и межпредметных знаний, а также в более высоком уровне сформированности речевого, языкового, социокультурного и компенсаторного компонентов коммуникативной компетенции и дополнительно переводческих умений [1].
К специальным учебным умениям относится формирование и совершенствование у учащихся специальных учебных умений: 1) находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом; 2) семантизировать слова на основе языковой догадки; 3) выборочно использовать перевод; 4) пользоваться двуязычным и толковым словарями; 5) участвовать в проектной деятельности межпредметного характера; 6) работа над проектами для формирования “Языкового портфеля”, в том числе с использованием интернет-сайтов, адреса которых даются учащимся.
Для составления проектов можно использовать таблицы, где указаны модули, темы проектов и классы. “Звёздный английский” 5 класс авторы Баранова К.М., Дули Л., Копылова В.В., Мильруд Р.П., Эванс В.
Английский язык 5 класс
Название проекта | модуль | класс |
Landmarks in different countries | 1 | 5 |
Traditional sport in Russia | 1 | 5 |
Animals(mammals, insects, birds) | 3 | 5 |
Towers, buildings | 2 | 5 |
Animals of Russia | 3 | 5 |
Traditional dishes in your country | 4 | 5 |
Aztecs | 5 | 5 |
Native Americans | 5 | 5 |
Catherine the Great | 5 | 5 |
A GPS system | 6 | 5 |
Английский язык 8 класс
Название проекта | модуль | класс |
Disasters in Russia | 1 | 8 |
International Space Station | 1 | 8 |
A well-known product | 2 | 8 |
Festival in your country | 3 | 8 |
Dinosaurs | 4 | 8 |
Tunguska event | 4 | 8 |
Youth organisations | 5 | 8 |
Yuri Rozum Charity organization | 5 | 8 |
Dance ceremony in your country | 6 | 8 |
Alexander Pushkin | 6 | 8 |
Body language | 6 | 8 |
Types of people | 6 | 8 |
Английский язык 9 класс
Название проекта | модуль | класс |
Consumer waste | 1 | 9 |
Different communities | 1 | 9 |
Amazing caves in the world | 2 | 9 |
Places of natural beauty in Russia | 2 | 9 |
How to deal with stress | 3 | 9 |
Folk cure | 3 | 9 |
Famous sporting event in Russia | 4 | 9 |
How can holography change our life | 4 | 9 |
Popular tourist attraction in Russia | 4 | 9 |
Thomas Edison | 5 | 9 |
Dominant side of the brain | 5 | 9 |
Star city. | 5 | 9 |
Titanic | 6 | 9 |
Lost city | 6 | 9 |
WWII (World war) | 6 | 9 |
Английский язык 10 класс
Saving energy at home | 1 | 10 |
Two types of healthy food | 2 | 10 |
Madagascar | 3 | 10 |
A world heritage site building | 3 | 10 |
Humback whales | 4 | 10 |
Disasters | 4 | 10 |
Life and achievements of famous scientists | 5 | 10 |
Английский язык 11 класс
Название проекта | модуль | класс |
English and Russian languages | 1 | 11 |
Communication of the animals | 1 | 11 |
National Park | 2 | 11 |
Earth’s plates | 2 | 11 |
Festivals in Russia | 3 | 11 |
Organisations protecting human rights | 3 | 11 |
What is an ecosystem? | 4 | 11 |
The Amur tiger | 4 | 11 |
The plant life in your country | 4 | 11 |
Global warming | 4 | 11 |
A Guide to shopping | 5 | 11 |
Clouds | 5 | 11 |
Выскажу мнение и приведу примеры при работе школьников над проектами. Основные принципы проектной работы заключаются в следующем:
1. Вариативность. Эта деятельность на уроке предполагает индивидуальную, парную, и групповую форму работы. Что касается текстов, то это могут быть диалоги, письма, таблицы, описания, диаграммы, карты, комиксы.
2. Решение проблем. Процесс изучения языка осуществляется более эффективно, когда мы используем ИЯ для решения проблем. Проблемы заставляют детей думать, а думая они учатся.
3. Когнитивный подход к грамматике. Не все ученики усваивают правила и структуры. Поэтому над этим надо работать. У ребят должен исчезнуть страх перед грамматикой. Но так как главная задача обучения иностранному языку это коммуникативная, школьникам предлагается множество возможностей применить пройденные грамматические структуры и явления при составлении проектов.
4. Учение с увлечением. Учащиеся много усваивают, если им нравится процесс обучения. Получение удовольствия – это одно из главных условий эффективности обучения, поэтому важно включать в учебный процесс игры, шутки, загадки.
5. Личностный фактор. Посредством проектной работы ребятам предоставляется много возможностей думать и говорить о себе, своей жизни, интересах, увлечениях и т.д.
6. Адаптация заданий. Нельзя предлагать ученику задание, которое он не может выполнить. Задания должны соответствовать уровню его обученности. Выбор тем зависит от многих факторов, включая возраст, уровень знаний, интересы учеников, материалы, которые доступны ученикам, временные рамки. Например, проект по теме “Семья” может включать такие задания: сделать подписи под фотографиями членов семьи; нарисовать семейное дерево и рассказать, как в семье распределены обязанности по дому и т.п.
При проведении проектной работы возникают возможные проблемы.
1. Организация. Проекты, конечно, создают дополнительную работу для учителя. Они требуют дополнительных действий, таких как установление контактов, нахождение подходящих источников материалов и т.д.
Советы в организации работы над проектом.
а) тщательно подготовьтесь к выполнению задания. Убедитесь в том, что каждый ученик понимает, какое конкретное задание ему предстоит выполнить ещё до начала работы над проектом.
б) Не спешите. Подробно объясните, что и как следует делать.
в) Терпимо относитесь к шуму. Учащимся иногда потребуется встать, чтобы заглянуть в справочник или что-то взять. Такой вид шума – это естественная составляющая продуктивной работы, но пресекайте любой другой шум не связанный с выполнением задания.
г) Внимательно наблюдайте за тем, что делают ребята. Если они не поняли своё задание, не отменяйте его. Остановитесь и выясните, в чём проблемы. Разберитесь в каждой из них.
2. Мониторинг. Необходимо знать, что делает ученик за пределами класса. Проект - это возможность проявить свою индивидуальность, умение работать с различными источниками информации, обобщать, анализировать.
3. Личностные проблемы. Учитель может столкнуться с трудностями, связанными с личностью ученика, такими как отсутствие интереса к учёбе или мотивации, трудности во взаимоотношениях с другими членами группы. Но, с другой стороны, работа над проектом даёт ребятам возможность проявить таланты, например оформительские, которые не менее важны для успеха проекта, чем умение хорошо писать по-английски.
4. Трудности в создании успешно действующих групп. Большинство проектов можно создать индивидуально, но работа в группах носит более творческий характер. Групповая работа особенно важна для сбора иллюстративного материала. Необходимо сохранять группы до окончания работы над проектом. Состав групп можно поменять только тогда, когда начинается работа над новым проектом.
Необходимо уделить пристальное внимание правильному формированию учебных групп. Успех группы, рассчитанной на длительное действие, зависит от интересов учащихся и взаимоотношений между ними. Предпочтительное количество учеников в группе 3-4. Позволяйте ученикам самим разрешать проблемы внутри группы без вмешательства учителя. Учитель может дать советы по формированию групп детей с разными способностями.
Главное отличие между обычной и проектной работой состоит в том, что при обычной работе основная деятельность ограничена рамками класса, а при проектной работе она выходит за пределы класса.
Вернёмся к основным этапам проектной работы. Итак, обобщая всё выше сказанное, проектная методика включает такие этапы:
1) Планирование в классе. Школьники при участии учителя обсуждают содержание и характер проекта; составление интервью; способы сбора и вид необходимой информации (статьи, брошюры, иллюстраций и т.д.).
2) Выполнение проекта. На этой стадии деятельности проект выходит за пределы классной комнаты. Учащиеся берут интервью. Главная задача этого этапа – сбор информации. Чтобы помочь детям в организации данного процесса, посоветуйте им определиться, что они хотят узнать; решить, где лучше добыть нужную информацию, как записать полученные данные, как преподнести информацию группе, проанализировать и объединить индивидуально собранные материалы членами группы в одно целое, скорректировать и оформить материал как проект группы. Выходя за пределы класса в процессе работы над проектом, ученик ликвидирует разрыв между языком, который он изучает, и языком, который использует, что является ценным средством в расширении коммуникативных навыков, полученных на уроке. Язык проекта должен быть доступен и понятен детям.
Не нужно употреблять сложных непонятных фраз, которые тяжело воспринимать. Лучше использовать ту лексику, которая была известна по данной теме слушающим.
Хотя можно допустить учеником использование новой лексики. Тогда после окончания проекта ученики должны задать вопросы, связанные с данной презентацией, раскрывающие непонятные моменты.
3) Возвращение в класс. На этом этапе оформляют свою проектную работу, используя ножницы, линейки, клей, картинки, фломастеры и т.д.
4) Презентация проекта. Способ презентации будет в значительной степени зависеть от вида конечного продукта: будет ли это схема, буклет, видеопоказ или устная презентация. Учителю следует доброжелательно воспринимать всё то, что ученики сделали. Это важное условие дальнейшей творческой работы, действенный источник мотивации, средство воспитания уверенности в себе. Устная презентация всегда включает определённую долю риска для учащихся, поэтому для некоторых из них нужны предварительные репетиции, учитель может проверить черновой вариант, проверить ошибки, что-то подсказать. Каждая группа сама решает, как приготовить презентацию своего проекта, назначает докладчиков и распределяет роли. Ребята могут использовать плакаты, раздать слушателям план своей презентации, представить всё в виде маленькой пьесы, использовать музыку и т.д. По окончании презентации ученики анализируют проект, комментируют его и вносят свои предложения. Учащиеся должны увидеть положительный опыт в процессе презентации.
5) Контроль. Оценивать проектную работу иногда бывает нелегко. Способы оценки не вступают в противоречие с официальной процедурой выставления оценки за работу ученика.
Язык – это только составная часть проекта. Оценку следует выставлять за проект в целом, многоплановость его характера, уровень проявленного творчества, чёткость презентации. Ученикам лучше делать черновой вариант проектной работы. Учитель проверяет его. В итоге в конечном варианте ошибок не будет.
Если есть ошибки в конечном варианте проекта их лучше исправить карандашом или записать на отдельном листке бумаги.
Проектная методика формирует мотивацию у учащихся, дети изучают наиболее интересные для них проблемы. Предлагаемые темы для проектов способствуют не только развитию интереса учащихся к учёбе, но приобщают их к различным видам культур.
Литература
1. Мильруд Р.П. Суворова Ж.А. Английский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников “Звёздный английский” 10-11 классы // М.: Просвещение, 2014. – 121 с.
2. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка // М.: Дрофа, 2004. – 96 с.
3. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе - 2000.- №2. – 112 с.