Тип урока | Комбинированный |
Цель | Познакомить учащихся с характерными признаками царства бактерий. |
Задачи | Актуализировать знания учащихся о
самой древней группе живых существ – бактериях;
показать особенности строения, питания,
размножения и распространения бактерий. Воспитывать культуру поведения при совместной работе. Развитие представлений о целостности живой природы. |
Планируемые образовательные результаты | Личностные УУД: проявлять
познавательный интерес к изучению бактерий;
понимать: учебные задачи и стремиться их
выполнить, свою успешность при изучении темы. Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания; выбирать тему проекта с помощью учителя; в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе. Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; выбирать основания для сериации, объектов живой природы, сравнения роли бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов; представлять информацию в виде схем, таблиц. |
Новые термины | Бактерии, прокариоты, эукариоты, автотрофы, гетеротрофы, цианобактерии. |
Образовательные ресурсы | Учебник: И.Н. Пономарева “Биология. 5
класс”, М., “Вентана-Граф”, 2013г., http://school-collection.edu.ru/, рабочая тетрадь. |
Наглядно-демонстрационный материал | Раздаточный материал. Таблица “Бактерии”, ЭОР. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
Мотивация | Приветствует учащихся | Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность | Коммуникативные УУД: планирование
учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками. Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. Регулятивные УУД: нацеливание на успешную работу. |
Актуализация знаний | Ответьте на вопрос: 1. На какие царства организмов делят живой мир? 2. Какому учёному удалось увидеть мир микроскопических организмов, прежде скрытый от глаз человека? |
Отвечает на поставленные вопросы, пользуясь ранее полученными навыками и знаниями. | Предметные УУД: применение знания о
клетке, о процессах жизнедеятельности, о
признаках живого организма. Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать речь других людей, высказывают свою точку зрения. |
Подготовка учащихся к активному и осознанному усвоению учебного материала | Учитель читает стихотворение: Сквозь волшебный прибор Левенгука. На поверхности капли воды Вопрос: Какие микроскопические организмы увидел Левенгук в микроскоп? Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока, ставит цели (проблему). |
Слушают, анализируют, высказывают
предположение, делают вывод. Запись темы урока в рабочую тетрадь по биологии. |
Личностные УУД: постановка учебной
задачи на основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимся, и того, что еще
неизвестно; осмысливают тему урока. Регулятивные УУД. формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). Коммуникативные УУД. формирование умения слушать и понимать речь других обучающихся, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Изучение нового материала | Организует учебную деятельность,
объясняет новый материал Вопрос: “Кто такие бактерии?”, предлагает найти ответ в учебнике стр. 39 или вспомнить то, что было сказано о бактериях в ходе обсуждения на уроке. Обращает внимание учащихся на особенности строения бактериальной клетки, которые уже изучены на предыдущих уроках. Учитель организует работу в парах по изучению бактерий, обращается с вопросами: 1. Кто открыл бактерии. 2. Как называется наука изучающая бактерии. 3. Бактерии гиганты и карлики. Учитель: Впервые бактерий увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук. Как и всех микроскопических существ, он назвал их "анималькули". Название "бактерии" ввёл в 1828 году Христиан Эренберг. Наука о бактериях называется бактериология. Среди бактерий есть свои гиганты и карлики. Причем, самая большая из них — величиной с гору по сравнению с остальными! Эта гигантская бактерия называется Epulopiscium. Размерами (до 0.5 мм) она может сравниться с песчинкой соли — огромный размер в мире микроскопических существ. Ее даже можно увидеть невооруженным взгядом. Эта зверушка может достигать размеров маленьких насекомых и ракообразных существ. В академии Корнуэлла были проведены и опубликованы исследования с целью определить причины таких больших размеров. Оказалось, что эта бактерия хранит в себе до 85 тысяч копий ДНК. Для сравнения — в человеческих клетках содержится максимум 3 копии. Живет это милое существо с помощью симбиоза в пищеварительном тракте рыбы-хирурга (тропическая рифовая рыба). Это было обнаружено в 1985 году. Но оказывается, есть и еще большие бактерии! В 1999 году был обнаружен еще больший вид — Thiomargarita namibiensis. Она достигает размера 0.75 мм. Питается это создание нитратами, синтезируя из них органические вещества. Живут эти гиганты на побережье Намибии, а некоторые их дальние родственники — в водах Мексиканского залива. |
Дают ответ на вопрос, ищут определение
бактерий в учебнике, предлагают свою
формулировку, записывают формулировку в тетрадь.
Работа в группах. |
Метапредметные результаты: Познавательные УУД: продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки. Продолжить формирование умения определять критерии изучаемого объекта,определение принадлежности бактерий к прокариотам; осуществлять анализ и сравнение объектов с целью выделения признаков. Предлагают способы решения поставленной учителем проблемы. Информационный поиск; анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, установление причинно-следственных связей, обобщение; построение речевого высказывания. Коммуникативные УУД: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; работать в группе устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Участие в совместной деятельности. Излагают собственные мысли, ведут диалог, учатся вести дискуссию. Регулятивные УУД: корректируют свои знания. Личностные УУД: обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению. |
Форма бактерий. Строение бактериальной клетки. Учитель демонстрирует учащимся таблицу “Бактерии”, предлагает проанализировать текст с. 40, 41, рисунок 33 “Строение бактерии”. Найдите информацию на с.41 о прокариотах и эукариотах, сформулируйте определения этих понятий. |
Работа в группах. 1.Затем учащиеся
анализируют ЭОР “Разнообразие форм бактерий” http://files.school-collection.edu.ru/ 2.Составление схемы: Форма бактерий. 3. Знакомятся с информацией строения бактерий в учебнике стр 40, используют рисунки. 4. Выполнение задания 31, стр. 27, рабочая тетрадь. 5. Прочитайте текст учебника стр. 40 вставьте пропущенное слово. Бактерии – самая -__группа организмов из ныне существующих на ___ Первые бактерии появились, вероятно, более ___ млрд лет назад и на протяжении почти миллиарда лет были единственными живыми существами на нашей планете. Поскольку это были первые представители живой природы, их тело имело ___ строение. Составьте схему: “Организмы” (прокариоты и эукариоты). |
||
Физкультминуткаhttps://www.youtube.com/ watch?v=vVFsXTmXlz4 |
|||
Процессы жизнедеятельности бактерий. Найдите информацию на с. 41 о типах питания бактерий, обмене веществ у бактерий. Размножение бактерий Просмотрите анимацию http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ Вопрос: скажите как бактерии переносят неблагоприятные условия? |
Составьте схему: “Питание бактерий”. “Обмен веществ бактерий”.
Для изучения способа размножения бактерий учащиеся просматривают соответствующую анимацию. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000337-1000-4ddd-3b5e- 010046bb2fd1/0024.swf Делают вывод о приспособлении бактерий к перенесению неблагоприятных условий. |
||
Закрепление изученного материала | Корректирует знания учащихся | Выполнение задания №3, 4 стр .28 рабочая
тетрадь. Ребята отвечают на поставленные
вопросы, происходит обсуждение в группах. Анализируют правильность выполненного задания. |
Предметные УУД: применять
биологические понятия. Регулятивные УУД: самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Личностные УУД: оценивать меру своего продвижения к цели урока. |
Рефлексия | На партах у вас фишки зеленого цвета
(положительное утверждение) и красного цвета
(отрицательного утверждения). Работаем с фишками
оценивая свою деятельность на уроке. - На уроке я был увлечен, мне было интересно. - Я понял изучаемый материал. - Работая в группах и парах, я принимал активное участие. |
Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование и способов саморегуляции и сотрудничества. | |
Домашнее задание | Комментирует домашнее задание: Стр.39-42, № 5, сделать модель различных форм бактерий, подготовить сообщение о роли бактерий в природе и жизни человека. | Осмысливают объем задания. |