Урок русского языка "Устаревшие слова". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель урока: подвести к пониманию термина “устаревшие слова”

Задачи:

  • наблюдать за значением устаревших слов; устанавливать причины “исчезновения” слов (замена синонимами, исчезновение предметов);
  • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данной темы;
  • способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса;
  • воспитывать желание познавать историю своего края, его прошлое; бережно относиться к культурным ценностям языка.

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала

Оборудование: карточки, словари.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

(Йозеф Гайдн “Трио № 25 соль мажор” III часть Rondo all’ Ongarese (Presto))

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

- Откройте учебник на странице 82, прочитайте тему урока. К какому блоку относится урок? Прочитайте задание к упражнению 1.Что мы выясним?

Выясним, почему слова устарели.

- Что мы узнаем, выполнив упражнение 2?

Попробуем объяснить значение некоторых слов и будем работать с толковым словарём.

- Чем мы будем заниматься в упражнении 3?

Будем находить устаревшие слова и определять лексическое значение по толковому словарю.

- Какова цель нашего урока?

Узнать, какие слова называют устаревшими, научиться находить их в толковом словарике, выяснить значение некоторых устаревших слов.

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа с рубрикой “Давай подумаем”. Выяснение лексического значения слов. Предъявление работы исследователей слов.

Десница (правая рука) — служит символом могущества и силы. У некоторых народов существовал обычай клясться правой рукой. Подавать свою правую руку служило знаком дружбы. Сажать гостя около себя по правую руку считалось оказанием особенной почести. Левая рука на славянском языке называется “шуйца”.

Кольчуга - металлическая сеть для защиты. Использовались разные виды кольчуг - от кольчужной рубахи, которая полностью покрывала тело с головы до ног.

2. Выявление в тексте слов, вышедших из употребления (Фронтальная работа)

- Значение каких слов вам непонятны? (Конюх, кушак, сафьян, бич)

- Значение каких слов мы можем объяснить?

Конюх - человек, занятый уходом за лошадьми. Бич - длинный кнут.

- Значение слов кушак, сафьян вы узнаете из рубрики “Путешествие в прошлое”.

Кушак – широкий пояс. Сафьян – тонкая и мягкая козья или овечья кожа.

- Почему мы не используем в речи слова “деснимца”, “кольчуга”, “кушак”, “сафьян”?

Исчезли предметы, которые так назывались.

- А слова не исчезли. Где мы можем встретить такие слова?

В сказках, в книгах, рассказывающих о нашей истории.

3.Работа с рубрикой “Ключ к знаниям”

-Убедитесь в своих предположениях, прочитайте рубрику “Ключ к знаниям”. Какие слова называются устаревшими? (Работа в парах)

III. ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ.

1. Наблюдение за устаревшими словами; выявление причины исчезновения слов из активного словаря. Упражнение 1.

- Закройте учебник, пользуясь закладкой. Я назову несколько слов, а вы, опираясь на свой жизненный опыт, попробуете дать объяснение. (Дети строят высказывания к словам: кольчуга, кафтан, боярин, терем.)

- Как установить значение неизвестного слова?

Итак, мы узнали, что слова могут устаревать, уходить из употребления. Но они остаются жить в книгах прошлых лет, и мы должны уметь определять их значение. С этой целью учёными создаются словари, в которых толкуются все слова, существующие до нашего времени.

(Демонстрация выставки словарей)

2. Наблюдение за словами современного русского языка, которые раньше имели другое значение. Упражнение 2 (Фронтальная работа)

- Как вы понимаете смысл каждого слова?

Проверьте себя по толковому словарику в учебнике.

Пирог – хлеб для пира.

Пирог - печёное изделие из теста с начинкой. Пирог с капустой.

Мешок – предметы из меха для хранения вещей.

Мешок - предмет из плотного материала, в который кладут что - либо. Мешок крупы.

Неделя – выходной день, воскресенье.

Неделя - промежуток времени от понедельника до воскресенья. Прошла целая неделя.

Гости – люди, которые занимались торговлей, купцы.

Гости - тот, кто кого – то навещает, посещает. Ждать гостей.

IV. ЭТАП ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Задания для работы в группах.

  • Задание для 4 группы: отметить в толковом словарике устаревшие слова.
  • Задание для 3 группы: “Найди пару”. Соедините стрелочками устаревшее слово и слово – синоним.
молвить армия кушанье еда
войско можно хата расчёска
льзя говорить гребень горевать
старец иностранец тужить дом
чужеземец старик    
  • Задание для 2 группы: среди устаревших слов найдите и подчеркните многозначные слова.

Рать, кафтан, сусек, мешок, боярин, кольчуга, неделя, молвить, сафьян, кушак, гости, терем, Баян.

  • Задание для 1 группы: подчеркните в тексте упражнения 3 с.84 устаревшие слова. Уточни значение слов по толковому словарику.

2. Проверка выполнения заданий

  • 4 группа: гребень, кликать, ларь, льзя, молвить, наказать, перст, покои, разуметь, рать, сусек.
  • 3 группа:
молвить – говорить кушанье – еда
льзя - можно хата – дом
войско - армия гребень - расчёска
старец-старик тужить - горевать
чужеземец – иностранец  
  • 2 группа: мешок, неделя, гости, Баян
  • 1 группа: колобок, амбар, короб, сусек, завалинка.

V. ЭТАП РЕФЛЕКСИИ

- Какими знаниями урока вам бы хотелось поделиться с друзьями?

- Закончите фразу “Теперь я знаю...”