Цели:
- познакомить с обобщающими словами;
- отрабатывать умение находить обобщающие слова при однородных членах;
- формировать умения:
- правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах,
- составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах,
Оборудование: таблица «Обобщающие слова при однородных членах предложения», запись на доске.
Эпиграф: Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. (А.И.Куприн)
ХОД УРОКА
I. Объявление темы и цели урока
II. Опрос
1. Орфографическая пятиминутка
Никто не верит в этот проект, это не что иное, как трясина, во что бы то ни стало, ни к кому не обращался, не подумав о предстоящих преобразованиях, не встретил его впоследствии, изнемогающий от жары, ни от кого не хотел зависеть
– Какие орфограммы встретились?
– Допишите диктант двумя своими примерами с этими же орфограммами.
2. Синтаксический разбор предложения (у доски 1 ученик):
Хранить дружество с соседями, помогать ближним и защищать угнетенных издавна было священным обычаем россиян. (Ф.Глинка)
– Указать однородные члены предложения.
– Эпиграфом к уроку я взяла слова известного писателя А.И Куприна: (на экране)
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
– Найдите однородные члены предложения, подчеркните их
III. Новый материал
1. Слово учителя
– Вспомните, какие члены предложения называются однородными? Приведите примеры.
Из курса русского языка вы знаете, что при однородных членах в предложении могут быть обобщающие слова, которые являются теми же членами предложения, что и однородные члены. Обобщающее слово заключает в себе родовое понятие (более общее, а однородные члены – видовое, например: реки: Волга, Обь, Дунай; художники: Рафаэль, Левитан, Репин). Обобщающими словами могут быть и словосочетания (Гипербола, метафора, олицетворение – изобразительно-выразительные средства языка.).
2. Наблюдения
Безмолвие царствовало везде: в поле, в роще, над рекой
– Назовите однородные члены предложения
– Каким членом предложения они являются?
– Каким одним словом можно заменить однородные члены?
– Что произойдет с предложением, если мы обобщающее слово поставим в начало предложения, после однородных членов?
– Читаем правило и делаем выводы (стр. 125)
3. Работа с учебником
Упр.266
1) Найдите обобщающие слова, определите его место в предложении
2) Начертите схемы предложений
– Заметьте! На обобщающее слово падает логическое ударение.
Физкультминутка
IV. Тренировочные упражнения
1. Самостоятельная работа
– Спишите с доски, раскрывая содержание обобщающих слов:
Теперь уже ни гор ни неба ни земли (н..)чего (не) было видно. Всё выгл..дело радос?ным и пр..вл..кательным з..лёная тр..ва шумящая л..ства солнце над г..л..вой. Нулевым результатом матча остались довольны все и игроки и болельщики. Везде в ст..пи за р..кой по д..рогам было пусты(н,нн)о
2. Проверка самостоятельной работы.
– Определите, каким членом предложения является обобщающее слово.
– Поменяйте местами обобщающее слово и однородные члены в последнем предложении. Что изменилось?
3. Составление предложений.
– В качестве обобщающих слов могут выступать местоимения и местоименные наречия: никогда, всё, все, везде, это все, всюду, повсюду, нигде..
Составьте и запишите 2 предложения с однородными членами, Составьте схемы предложений.
4. Проверка.
– Прочитайте записанные предложения. Какое значение они имеют? (Все предложения имеют отрицательное значение. Однородные члены стоят в той же падежной форме, что и обобщающее слово.)
V. Работа с учебником
Упражнение 272 (устно).
– Чем отличаются эти предложения?
VI. Творческое задание
– Передайте содержание текста одним предложением с однородными членами, перед которыми должно быть обобщающее слово.
На доске текст:
В начале лета в лесу появилось много цветов. На березовых опушках зацвела иван-да-марья, показались лиловые колокольчики, высоко поднялся иван-чай. В густой траве на лесных полянках мы собирали душистые ночные фиалки. А у глухого ручья любовались голубыми незабудками.
(В начале лета в лесу появилось много цветов: иван-да-марья, лиловые колокольчики, иван-чай, ночные фиалки, голубые незабудки,)
– Как расставили знаки препинания? Укажите обобщающее слово. Составьте схему предложения.
VI. Итог урока
– Что нового вы узнали об обобщающих словах?
– Каким членом в предложении является обобщающее слово?
– Какие знаки препинания ставятся в предложениях с обобщающими словами?
VII. Задание на дом
§44, упр. 270, упр. 273 (для сильных учеников).